Советский Сахалин: Героиня с литературной фамилией

Почти полвека южносахалинка Роза Булгакова посвятила педагогике.

220 просмотров
Читать

В про­шлом году «Совет­ский Саха­лин» отме­тил 95-лет­ний юби­лей. Со всех кон­цов стра­ны при­хо­ди­ли поздрав­ле­ния ост­ров­ной газе­те. Сре­ди мно­гих писем и теле­грамм были и доб­рые сло­ва от дав­ней чита­тель­ни­цы «Совет­ско­го Саха­ли­на» и ее авто­ра – заслу­жен­но­го учи­те­ля РСФСР Розы (Роза­лии) Бул­га­ко­вой.

Она не толь­ко пре­дан­ный чита­тель газе­ты, но и чело­век, хоро­шо извест­ный сре­ди ост­ров­ных фило­ло­гов и выпуск­ни­ков Южно-Саха­лин­ско­го педа­го­ги­че­ско­го кол­ле­джа СахГУ. В этом учеб­ном заве­де­нии Роза Абра­мов­на вела уро­ки рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры, а еще дол­гие годы руко­во­ди­ла теат­раль­ным круж­ком «Росин­ка».

С обла­да­тель­ни­цей кра­си­во­го ред­ко­го име­ни и лите­ра­тур­ной фами­лии встре­ти­лась наш вне­штат­ный автор.

– Ока­зы­ва­ет­ся, у нас с вами одна роди­на – Брян­щи­на. А с како­го вре­ме­ни ваши пред­ки жили в этих местах? Ощу­ща­е­те ли вы в себе музы­ку ска­зи­те­ля Боя­на или лири­ку сти­хов Федо­ра Тют­че­ва и Алек­сея Тол­сто­го?

– К сожа­ле­нию, о сво­их пред­ках я знаю немно­го. Мой дед, отец мое­го папы, был корен­ным жите­лем этих мест, а мама родом с Укра­и­ны, так что с древ­ней Брян­щи­ной меня мало что свя­зы­ва­ет. Но совре­мен­ный Брянск, моя малая роди­на, мне очень бли­зок и дорог.

Знаю и люб­лю сти­хи Тют­че­ва. В пед­кол­ле­дже несколь­ко раз про­во­ди­ла вече­ра его поэ­зии, ста­ра­лась заин­те­ре­со­вать ребят лири­кой поэта. Бывая на Брян­щине, посе­ща­ла дом-музей Тют­че­ва в Овсту­ге, а в оче­ред­ной при­езд при­ве­ла туда вну­чек.

Алек­сей Тол­стой – мой люби­мей­ший поэт. Я бы назва­ла его «поэтом-песен­ни­ком» XIX века, ведь мно­гие его сти­хи поло­же­ны на музы­ку. А как вос­хи­щал­ся им Чай­ков­ский!

Одно и то же сти­хо­тво­ре­ние Тол­сто­го мог­ло вызвать инте­рес сра­зу несколь­ких ком­по­зи­то­ров. Кого из совре­мен­ных поэтов в этом отно­ше­нии мож­но поста­вить рядом с ним?! Жаль, что сего­дня ста­ли под­за­бы­вать это­го лири­ка. Но на Брян­щине, наде­юсь, это­го не про­изой­дет, там береж­но отно­сят­ся к памя­ти вели­ких зем­ля­ков. В горо­де есть уди­ви­тель­ный парк име­ни Алек­сея Тол­сто­го со скульп­ту­ра­ми из ста­рых дере­вьев.

– В сен­тяб­ре 1954 года в Мака­ро­ве начал­ся ваш путь в педа­го­ги­ку. И там же любовь к сочи­ни­тель­ству сти­хов све­ла вас с буду­щим мужем – Львом Бул­га­ко­вым. А каким был союз Розы и Льва? Есть ли у вас сек­рет супру­же­ской гар­мо­нии и вер­но­сти чувств?

– Мне в жиз­ни необык­но­вен­но повез­ло: это «чудо-везе­ние» – Лев Нико­ла­е­вич Бул­га­ков. Такие люди, как он, встре­ча­ют­ся ред­ко: любил до послед­них минут жиз­ни меня, сво­их доче­рей, был пре­дан семье и в то же вре­мя прин­ци­пи­а­лен, абсо­лют­но честен и поря­до­чен.

Мы позна­ко­ми­лись в рай­ко­ме ком­со­мо­ла, вме­сте выпус­ка­ли сати­ри­че­скую газе­ту «Кро­ко­дил идет по горо­ду Мака­ро­ву», где в сти­хо­твор­ной фор­ме высме­и­ва­ли вся­кие без­об­ра­зия. У нас было мно­го обще­го, начи­ная от сочи­не­ния сти­хов, закан­чи­вая оди­на­ко­во серьез­ным отно­ше­ни­ем к рабо­те, к жиз­ни. Навер­ное, из все­го это­го и пол­но­го вза­и­мо­по­ни­ма­ния и воз­ник­ла супру­же­ская гар­мо­ния.

– Какие про­из­ве­де­ния рус­ской или миро­вой лите­ра­ту­ры вы счи­та­е­те обя­за­тель­ны­ми для изу­че­ния в шко­ле?

– Думаю, в шко­ле надо изу­чать преж­де все­го про­из­ве­де­ния, про­ни­зан­ные гума­низ­мом, вос­пи­ты­ва­ю­щие в детях доб­ро­ту, отзыв­чи­вость, уме­ние сопе­ре­жи­вать, такие, как «Дети под­зе­ме­лья» или «Муму» (не слу­чай­но они рань­ше были в школь­ной про­грам­ме). Не пони­маю, чем не уго­дил мини­стер­ству про­све­ще­ния Арка­дий Гай­дар со сво­им «Тиму­ром и его коман­дой»? На этой кни­ге вырос­ло не одно поко­ле­ние. Люди мое­го воз­рас­та сего­дняш­них волон­те­ров назы­ва­ют «тиму­ров­ца­ми». И, конеч­но же, нуж­ны про­из­ве­де­ния, вос­пи­ты­ва­ю­щие пат­ри­о­тизм. Недав­но девя­ти­класс­ник спро­сил меня, кто такой Твар­дов­ский и о чем «Васи­лий Тер­кин». Что тут ска­зать?! Рус­ская и совет­ская лите­ра­ту­ры настоль­ко бога­ты, содер­жа­тель­ны и пре­крас­ны, что мож­но соста­вить десят­ки хоро­ших про­грамм, толь­ко читай!

– В кол­ле­дже вы зани­ма­лись со сту­ден­та­ми теат­раль­ным искус­ством. А какие инсце­ни­ров­ки или поста­нов­ки оста­лись в памя­ти как самые яркие?

– В свое вре­мя с ребя­та­ми я под­го­то­ви­ла и про­ве­ла нема­ло лите­ра­тур­ных вече­ров. Но, пожа­луй, одним из самых запо­ми­на­ю­щих­ся был вечер, посвя­щен­ный юби­лею Чехо­ва и 35-летию клу­ба «Росин­ка». В этом кол­лек­ти­ве неко­то­рые сту­ден­ты ока­за­лись талант­ли­вы, как насто­я­щие арти­сты! Жюри фести­ва­ля-кон­кур­са «Сту­ден­че­ская вес­на-2005» при­су­ди­ло нам гран-при. С этой про­грам­мой мы высту­пи­ли в шко­лах горо­да.

– Може­те ли назвать кого-то из ваших быв­ших уче­ни­ков, вер­ных сво­ей про­фес­сии?

– Я почти пол­ве­ка про­ра­бо­та­ла в пед­кол­ле­дже. Пер­вые мои выпуск­ни­ки сего­дня – вете­ра­ны тру­да. Навер­ное, нет ни одной шко­лы в горо­де да и в обла­сти, где бы не рабо­та­ли наши быв­шие сту­ден­ты. Мно­гие ста­ли пре­крас­ны­ми учи­те­ля­ми.
До сих пор полу­чаю открыт­ки и пись­ма, эта связь, к сча­стью, не пре­ры­ва­ет­ся.

Пере­чис­лить всех невоз­мож­но, но одно имя хоте­ла бы назвать – Таня Маку­ши­на, теперь Татья­на Михай­лов­на, учи­тель невель­ской шко­лы, про­фес­си­о­нал сво­е­го дела. И не было ни одно­го празд­ни­ка или како­го-то собы­тия (в тече­ние мно­гих лет), что­бы я не полу­чи­ла от нее пись­ма.

– Что вам дал Саха­лин? Воз­мож­но, были какие-то осо­бые встре­чи?

– Каких-то «осо­бых встреч» (кро­ме, разу­ме­ет­ся, встре­чи с люби­мым мужем) не было, но всю­ду встре­ча­лись пре­крас­ные люди. В те дале­кие годы их отли­ча­ли откры­тость, доб­ро­та, чув­ство това­ри­ще­ства, стрем­ле­ние помочь в труд­ную мину­ту, свое­об­раз­ный пат­ри­о­тизм (по отно­ше­нию к сво­е­му ост­ро­ву) и даже роман­тизм.

– Как сохра­нить любовь и инте­рес к жиз­ни, где чер­пать вдох­но­ве­ние?

– Любовь к жиз­ни в моем воз­расте – это радость каж­до­го дня, даже нена­вист­но­го, даже метель­но­го. Все­гдаш­няя радость – обще­ние с при­ро­дой, с люби­мы­ми и близ­ки­ми людь­ми. Доб­рая улыб­ка на зна­ко­мом (и незна­ко­мом!) лице, лас­ко­вое сло­во, вни­ма­тель­ный, при­вет­ли­вый взгляд – все это укра­ша­ет мою жизнь. И, навер­ное, луч­ше Алек­сея Тол­сто­го не ска­жешь:

Бла­го­слов­ляю вас, леса,
Доли­ны, нивы, горы, воды!
Бла­го­слов­ляю я сво­бо­ду
И голу­бые небе­са!
Еле­на Икон­ни­ко­ва.

P. S. Доцент кафед­ры рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры СахГУ Ека­те­ри­на Слеп­цо­ва (Мура­то­ва) – уче­ни­ца Бул­га­ко­вой, так вспо­ми­на­ет годы уче­бы в кол­ле­дже: «Роза Абра­мов­на все­гда очень инте­рес­но про­во­ди­ла заня­тия по совет­ской лите­ра­ту­ре. А каки­ми чудес­ны­ми быва­ли у нас лите­ра­тур­ные вече­ра! Осо­бен­но запом­нил­ся вечер поэ­зии Расу­ла Гам­за­то­ва: мы чита­ли сти­хи и инсце­ни­ро­ва­ли его про­из­ве­де­ния. Вдох­но­вил­ся даже пре­по­да­ва­тель физ­куль­ту­ры: спел пес­ню на род­ном язы­ке, пото­му что как даге­ста­нец не мог не под­клю­чить­ся к празд­ни­ку.

Роза Абра­мов­на гото­ви­ла нас к поста­нов­кам по слу­чаю празд­но­ва­ния 50-летия Побе­ды. Я побе­ди­ла в кон­кур­се чте­цов и с этим сти­хо­тво­ре­ни­ем высту­па­ла в поезд­ках по воин­ским частям. А как необыч­но наш пре­по­да­ва­тель рас­ска­зы­ва­ла об Ирак­лии Анд­рон­ни­ко­ве! Она так выра­зи­тель­но чита­ла один из его рас­ска­зов, что пора­жен­ные юмо­ром писа­те­ля сту­дент­ки кол­ле­джа от сме­ха бук­валь­но лежа­ли на пар­тах.

Роза Абра­мов­на не зани­ма­лась нра­во­уче­ни­я­ми, ниче­го не навя­зы­ва­ла, но сво­ей лич­ной увле­чен­но­стью пока­зы­ва­ла при­мер. Кто хотел, шел за ней или брал, что хотел от нее. Все выпуск­ни­ки пед­кол­ле­джа вспо­ми­на­ют ее с теп­ло­той. Их педа­гог все­гда вына­ши­ва­ет какие-то твор­че­ские пла­ны. Вера в буду­щее и опти­ми­стич­ное вос­при­я­тие жиз­ни – это при­знак ее актив­но­го дол­го­ле­тия.

Интенсив для лидеров

Активисты студенческих объединений прошли образовательный интенсив.

181 просмотр
Читать

На про­тя­же­нии трех дней про­хо­ди­ла «Шко­ла Лидер» – выезд­ной обра­зо­ва­тель­ный интен­сив для акти­ви­стов объ­еди­нен­но­го сове­та обу­ча­ю­щих­ся СахГУ. Под руко­вод­ством тре­не­ров и настав­ни­ков сту­ден­ты улуч­ша­ли свои навы­ки в сфе­ре само­управ­ле­ния, про­шли прак­ти­о­ри­ен­ти­ро­ван­ные заня­тия, мастер-клас­сы и тре­нин­ги. 

Зна­ния о сфе­ре про­ект­ной дея­тель­но­сти поз­во­ля­ют сфор­ми­ро­вать над­про­фес­си­о­наль­ные навы­ки (soft skills), кото­рые помо­гут в буду­щем решать раз­ные жиз­нен­ные зада­чи: эффек­тив­но общать­ся и дого­ва­ри­вать­ся, про­дук­тив­но рабо­тать, пла­ни­ро­вать, рас­пре­де­лять ресур­сы.

Вопло­тить в жизнь дан­ный про­ект помог кон­курс гран­тов на все­рос­сий­ском фору­ме «Ост­ро­ва». 

– Про­грам­ма шко­лы созда­ва­лась вме­сте с акти­ви­ста­ми уни­вер­си­тет­ских объ­еди­не­ний, у кото­рых появил­ся запрос на раз­ви­тие навы­ков в сфе­ре управ­ле­ния про­ек­та­ми, раз­ви­тия эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та, пуб­лич­ных выступ­ле­ний, – отме­ча­ет руко­во­ди­тель про­ек­та «Выезд­ная шко­ла сту­ден­че­ско­го акти­ва Лидер СахГУ 2021», спе­ци­а­лист по рабо­те с моло­де­жью депар­та­мен­та моло­деж­ной поли­ти­ки СахГУ Татья­на Сидо­рен­ко.

Сре­ди экс­пер­тов шко­лы – руко­во­ди­тель агент­ства по делам моло­де­жи Саха­лин­ской обла­сти Дмит­рий Сме­ка­лов, феде­раль­ный экс­перт Вик­то­рия Соро­ки­на и сотруд­ни­ки депар­та­мен­та моло­деж­ной поли­ти­ки СахГУ.

– Вме­сте с ребя­та­ми мы погру­жа­лись в тему про­ект­ной дея­тель­но­сти: как с пер­во­го раза сде­лать про­ект пра­виль­но, как най­ти ресур­сы для его реа­ли­за­ции, най­ти еди­но­мыш­лен­ни­ков и как сде­лать так, что­бы о нем гово­ри­ли, – рас­ска­зы­ва­ет тре­нер по про­ект­но­му управ­ле­нию Вик­то­рия Соро­ки­на. 

По мне­нию сту­дент­ки 4 кур­са Алек­сан­дры Чер­ка­со­вой, важ­но не толь­ко полу­чить новые зна­ния и навы­ки в сфе­ре управ­ле­ния про­ек­та­ми, но и научить­ся более эффек­тив­но общать­ся друг с дру­гом.

– Мне как буду­ще­му педа­го­гу очень важ­но уметь быст­ро уста­нав­ли­вать кон­такт с раз­ны­ми людь­ми, – счи­та­ет Алек­сандра. 

Все­го для сту­ден­тов-акти­ви­стов запла­ни­ро­ва­но три выезд­ных сес­сии. Ито­ги будут под­ве­де­ны в нача­ле ново­го учеб­но­го года, где будут пред­став­ле­ны луч­шие про­ек­ты, кото­рые мож­но реа­ли­зо­вать не толь­ко в ост­ров­ном уни­вер­си­те­те, но и в реги­оне. 

Профилактика экстремизма

В СахГУ прошел семинар «Профилактика идеологии экстремизма и терроризма, деструктивного мышления и поведения».

305 просмотров
Читать

Перед сту­ден­та­ми и сотруд­ни­ка­ми уни­вер­си­те­та высту­пи­ли гости из Моск­вы Роман Силан­тьев и Сер­гей Чек­ма­ев.

Роман Силан­тьев – рели­гио­вед, исла­мо­вед, док­тор исто­ри­че­ских наук, про­фес­сор Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го линг­ви­сти­че­ско­го уни­вер­си­те­та, член Экс­перт­но­го сове­та ВАК по тео­ло­гии, заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Экс­перт­но­го сове­та по госу­дар­ствен­ной рели­гио­вед­че­ской экс­пер­ти­зе при Мини­стер­стве юсти­ции РФ, автор более 100 пуб­ли­ка­ций науч­но­го харак­те­ра, в том чис­ле – 10 книг по исто­рии исла­ма.

Сер­гей Чек­ма­ев – писа­тель, сце­на­рист, лите­ра­тур­ный редак­тор, автор более 15 рома­нов, мно­же­ства рас­ска­зов и ста­тей в пери­о­ди­ке, свы­ше 100 сце­на­ри­ев сери­а­лов и ком­пью­тер­ных игр, лите­ра­тур­ный редак­тор куль­то­во­го аудио­про­ек­та «Модель для сбор­ки».

Темой бесе­ды ста­ла деструк­то­ло­гия – нау­ка, зани­ма­ю­ща­я­ся изу­че­ни­ем отри­ца­тель­но­го воз­дей­ствия на чело­ве­ка и обще­ство раз­лич­ных сект и лже­уче­ний. В ходе встре­чи экс­пер­ты рас­ска­за­ли о дей­ству­ю­щих на тер­ри­то­рии стра­ны деструк­тив­ных сек­тах, суе­ве­ри­ях и оккульт­ных уче­ни­ях, ком­мер­че­ских сек­тах и псев­до­спор­тив­ных орга­ни­за­ци­ях, экс­тре­мист­ских и тер­ро­ри­сти­че­ских орга­ни­за­ци­ях. Так­же были затро­ну­ты темы суи­ци­даль­ных сект, в кото­рые вовле­ка­ют­ся дети и под­рост­ки, и «кибер­бу­линг».

Елена Иконникова: «Меня интересуют те, кто живет сегодня…»

В преддверии Всемирного дня писателя, профессор кафедры русской и зарубежной литературы СахГУ Елена Иконникова и студенты вуза стали гостями прямого эфира на радио "КП-Сахалин".

190 просмотров
Читать

Про­фес­сор кафед­ры рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры СахГУ в эфи­ре радио «КП-Саха­лин» отме­ти­ла, что лите­ра­тур­ное кра­е­ве­де­ние – «окно в боль­шой мир»

Чем отли­ча­ет­ся нынеш­нее поко­ле­ние сту­ден­тов, и что еще не изу­че­но в лите­ра­тур­ном кра­е­ве­де­нии Саха­лин­ской обла­сти в поне­дель­ник, 1 мар­та, в пря­мом эфи­ре радио «Ком­со­моль­ская прав­да – Саха­лин» объ­яс­ни­ла про­фес­сор кафед­ры рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры СахГУ, док­тор фило­ло­ги­че­ских наук, член Рус­ско­го гео­гра­фи­че­ско­го обще­ства, доцент Еле­на Икон­ни­ко­ва.

Каж­дая про­фес­сия, как отме­ти­ла доцент, име­ет свои осо­бен­но­сти, свою спе­ци­фи­ку и даже про­фес­си­о­наль­ный празд­ник. Но ока­за­лось, что Все­мир­ный день писа­те­ля, кото­рый чело­ве­че­ство будет отме­чать 3 мар­та, к лите­ра­ту­ро­ве­дам мало отно­сит­ся. Ско­рее, это про­фес­си­о­наль­ный празд­ник людей, твор­че­ство кото­рых изу­ча­ют на кафед­ре рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры. Этой рабо­той наша геро­и­ня зани­ма­ет­ся уже чет­верть века. Гово­ря о сво­ем при­хо­де в фило­ло­гию, Еле­на Алек­сан­дров­на гово­рит, что любовь к лите­ра­ту­ре была не осо­зна­на. Она нача­лась с хоро­ше­го учи­те­ля рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры Гали­ны Федо­ров­ны Пуш­кель, кото­рая сей­час рабо­та­ет дирек­то­ром сред­ней шко­лы в Смир­ных.

Сего­дня глав­ное увле­че­ние про­фес­со­ра – лите­ра­тур­ное кра­е­ве­де­ние. Как при­зна­лась сама Еле­на Икон­ни­ко­ва, это окно в боль­шой мир. Наив­но пред­по­ла­гать, что оно огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко твор­че­ством авто­ров, живу­щих в нашем реги­оне. Это еще и про­из­ве­де­ния писа­те­лей, кото­рые волей судь­бы ока­зы­ва­лись на ост­ро­вах, или отправ­ля­ли на Саха­лин и Кури­лы сво­их геро­ев. Это лите­ра­ту­ра на дру­гих ино­стран­ных язы­ках.

Наш реги­он нахо­дит­ся на гео­гра­фи­че­ском пере­крест­ке, поэто­му мы инте­рес­ны всем. Опи­са­ние Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов есть в китай­ской, корей­ской, япон­ской лите­ра­ту­ре. А еще в лите­ра­ту­ре стран Запад­ной Евро­пы и Аме­ри­ки. Даже извест­ный всем Жюль Верн в одной из книг упо­ми­на­ет о путе­ше­ствии Лапе­ру­за к Куриль­ским ост­ро­вам. Англий­ский лау­ре­ат Нобе­лев­ской пре­мии Шей­мус Хини, нико­гда не бывав­ший на Саха­лине, напи­сал одно из сти­хо­тво­ре­ний, кото­рое явля­ет­ся заглав­ным в его сбор­ни­ке «Ост­ров». Вдох­но­вив­шись теат­раль­ной поста­нов­кой «Трех сестер», он создал текст, кото­рый сего­дня изве­стен мно­гим англо­го­во­ря­щим чита­те­лям. И этот спи­сок мож­но про­дол­жить.

Наша геро­и­ня ока­за­лась не соглас­на с утвер­жде­ни­ем, что Чехо­ва на Саха­лине сего­дня слиш­ком мно­го, да и читать его быва­ет непро­сто, в отли­чие от дру­гих авто­ров. По мне­нию Еле­ны Икон­ни­ко­вой, Анто­на Пав­ло­ви­ча не может быть мно­го. Не суще­ство­ва­ло-бы чехов­ско­го сооб­ще­ства, если бы автор был исчер­пан или неин­те­ре­сен. Пре­по­да­ва­тель и сама вся­кий раз откры­ва­ет в чехов­ских стро­ках что-то новое, непро­чи­тан­ное, неуви­ден­ное, неза­ме­чен­ное. Напри­мер, те же самые чехов­ские днев­ни­ки. А что каса­ет­ся воз­мож­ных экра­ни­за­ций, инсце­ни­ро­вок его про­из­ве­де­ний – это вооб­ще бес­край­ний оке­ан!

Впро­чем, Чехов – самая пер­вая ассо­ци­а­ция, свя­зан­ная с лите­ра­тур­ным Саха­ли­ном. Но есть еще Ломо­но­сов и Дер­жа­вин, кото­рые упо­ми­на­ли ост­ров в XVIII веке, твор­че­ство зна­ме­ни­то­го репор­те­ра нача­ла XX века Вла­са Доро­ше­ви­ча. Совре­мен­ность пред­став­ле­на боль­шим набо­ром имен. Это и автор кни­ги «Голу­бой ост­ров» Ана­то­лий Ким, и автор три­жды изда­вав­шей­ся кни­ги «Ост­ро­ви­тяне» Евге­ния Журавле­ва, Вла­ди­мир Сан­ги, и мно­гие дру­гие.

Здесь же пыта­ем­ся выяс­нить, прав­да-ли, что на фило­ло­ги­че­ском факуль­те­те учат­ся толь­ко девуш­ки. Под­дер­жать сво­е­го пре­по­да­ва­те­ля во вре­мя пря­мо­го эфи­ра реши­лись три сту­дент­ки кафед­ры рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры СахГУ – Вале­рия Семе­но­ва, Ана­ста­сия Лео­но­ва и Ари­на Цука­но­ва. Они и поде­ли­лись с нами пара­док­саль­ным наблю­де­ни­ем: в шко­ле пар­ней боль­ше инте­ре­су­ют тех­ни­че­ские пред­ме­ты, а вот сре­ди писа­те­лей все-таки боль­ше муж­чин.

Гово­ря о буду­щем, Ана­ста­сия при­зна­лась, что хоте­ла-бы попро­бо­вать себя в роли пре­по­да­ва­те­ля и руко­во­ди­те­ля школь­но­го медиа-цен­тра, Ари­на пла­ни­ру­ет рабо­тать в шко­ле и руко­во­дить школь­ной коман­дой КВН. Вале­рия – хоте­ла бы пой­ти в нау­ку и зани­мать­ся когни­тив­ной линг­ви­сти­кой, изу­чать, как меня­ет­ся язык, пред­ска­зы­вать его буду­щее раз­ви­тие.

Еле­на Икон­ни­ко­ва убеж­де­на, что буду­щее у фило­ло­гии есть. В том же самом лите­ра­тур­ном кра­е­ве­де­нии на самом деле не изу­че­но мно­го. Неко­то­рые име­на про­сто «выпа­да­ют» из про­стран­ства совре­мен­но­го чита­те­ля. Напри­мер, корей­ские писа­те­ли, кото­рые в раз­ное вре­мя ока­зы­ва­лись на ост­ро­вах. Быва­ют неиз­вест­ны даже деталь­ные био­гра­фии этих авто­ров.

Гово­ря о нынеш­нем поко­ле­нии сту­ден­тов, про­фес­сор отме­ти­ла раз­ный под­ход к уче­бе. Преж­нее поко­ле­ние точ­но зна­ло: что­бы запом­нить годы жиз­ни Пуш­ки­на, Лер­мон­то­ва, Досто­ев­ско­го или Белин­ско­го, их нуж­но заучить. Не было быст­рых и опе­ра­тив­ных источ­ни­ков инфор­ма­ции. Сего­дня сту­ден­ты не зна­ют наизусть, когда родил­ся Бай­рон, но тут же могут открыть теле­фон и полу­чить эту инфор­ма­цию. Не очень актив­но тре­ни­ру­ют память, но зато моло­ды, кра­си­вы и силь­ны.

Отве­чая на вопрос: «С кем из писа­те­лей вы меч­та­ли встре­тить­ся?», наша гостья под­черк­ну­ла, что ее инте­ре­су­ют те, кто живет сего­дня. И такая воз­мож­ность у про­фес­со­ра СахГУ есть. Раз в месяц Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет про­во­дит в онлайн-фор­ма­те «Рус­ские суб­бо­ты». В янва­ре гостем «суб­бот» был писа­тель и рек­тор лите­ра­тур­но­го инсти­ту­та име­ни Пуш­ки­на Алек­сей Вар­ла­мов, в фев­ра­ле – Евге­ний Водо­лаз­кин, а в сле­ду­ю­щую суб­бо­ту запла­ни­ро­ва­на встре­ча с Пав­лом Басин­ким. Поэто­му, меч­ты фило­ло­гов тоже сбы­ва­ют­ся

Памяти педагога…

Ушла из жизни Тамара Андреевна Талагаева.

222 просмотра
Читать

Тала­га­е­ва Тама­ра Андре­ев­на

15.11.1947–25.02.2021

Ушла из жиз­ни педа­гог выс­шей ква­ли­фи­ка­ци­он­ной кате­го­рии, настав­ник, любя­щая мать и жена – Тама­ра Андре­ев­на Тала­га­е­ва. Она все­гда была осо­бым чело­ве­ком – свет­лым, искрен­ним, с пози­тив­ным настро­ем и огром­ным серд­цем.

Её уход – это боль­шая поте­ря для Саха­лин­ской обла­сти. Тама­ра Андре­ев­на была одним из ста­рей­ших экс­кур­со­во­дов в реги­оне. При­дя в эту про­фес­сию в 1971 году, она всю себя посвя­ща­ла люби­мо­му делу. Не пуга­ли её не труд­но­сти ста­нов­ле­ния экс­кур­си­он­но­го дела, ни упа­док отрас­ли в 90‑е годы, ни отсут­ствие пере­вод­чи­ков в пер­вые годы рабо­ты с ино­стран­ны­ми тури­ста­ми. До самых послед­них дней жиз­ни Тама­ра Андре­ев­на откры­ва­ла ост­ро­ва не толь­ко для гостей реги­о­на, но и для жите­лей обла­сти. Её экс­кур­сии – это все­гда был осо­бый вид искус­ства, в кото­ром соче­та­лись глу­бо­кие зна­ния исто­рии, тра­ди­ций и куль­ту­ры с уме­ни­ем во всем видеть лишь пре­крас­ное.

С Южно-Саха­лин­ским педа­го­ги­че­ским кол­ле­джем СахГУ Тама­ра Андре­ев­на была свя­за­на еще со сту­ден­че­ства, так как явля­лась выпуск­ни­цей педучи­ли­ща. В 2003 году Тама­ра Андре­ев­на вер­ну­лась в кол­ледж уже в каче­стве педа­го­га, где 17 лет вела под­го­тов­ку целой пле­я­ды спе­ци­а­ли­стов по сер­ви­су и туриз­му. Выпуск­ни­ки Тама­ры Андре­ев­ны все­гда с радо­стью и бла­го­дар­но­стью при­хо­ди­ли к сво­е­му настав­ни­ку, отда­вая дань высо­ко­му про­фес­си­о­на­лиз­му и искрен­ней увле­чен­но­сти педа­го­га.

Тама­ра Андре­ев­на все­гда была откры­та к ново­вве­де­ни­ям. Имен­но поэто­му, не колеб­лясь ни секун­ды, она при­со­еди­ни­лась к миро­во­му дви­же­нию WorldSkills в каче­стве экс­пер­та ком­пе­тен­ции «Орга­ни­за­ция экс­кур­си­он­ных услуг», вовле­кая в дви­же­ние кол­лег по цеху – опыт­ных экс­кур­со­во­дов Южно-Саха­лин­ска. Неод­но­крат­но была награж­де­на почет­ны­ми гра­мо­та­ми и бла­го­дар­ствен­ны­ми пись­ма­ми Пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти.

Тама­ра Андре­ев­на осо­бен­но отно­си­лась к жиз­ни, умея радо­вать­ся даже самым про­стым вещам, нико­гда не сето­ва­ла на жизнь, заря­жа­ла окру­жа­ю­щих сво­ей энер­ги­ей и пози­ти­вом.

Адми­ни­стра­ция уни­вер­си­те­та, сотруд­ни­ки, сту­ден­ты и выпуск­ни­ки выра­жа­ют искрен­ние собо­лез­но­ва­ния род­ным и близ­ким, всем, кто знал Тама­ру Андре­ев­ну. Свет­лая память об этом энер­гич­ном и жиз­не­ра­дост­ном чело­ве­ке сохра­нит­ся в наших серд­цах, а его имя – в исто­рии наше­го горо­да и Саха­лин­ской обла­сти.

Высота и андреналин

Студенты СахГУ впервые представят область на Первенстве России по спортивному туризму.

179 просмотров
Читать

Коман­да ост­ров­ных спортс­ме­нов впер­вые отпра­вит­ся на выезд­ные сорев­но­ва­ния по спор­тив­но­му туриз­му. Состя­за­ния прой­дут в рам­ках фести­ва­ля «Поис­ко­во-спа­са­тель­ные рабо­ты – 2021» в Сочи с 26 мар­та по 3 апре­ля.

Шесть юных саха­лин­цев в воз­расте от 16 до 18 лет во гла­ве с капи­та­ном коман­ды будут оспа­ри­вать побе­ду в сорев­но­ва­ни­ях на ком­би­ни­ро­ван­ной дистан­ции. Ребя­та зани­ма­ют­ся на базе турк­лу­ба Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та «Пик». 

Спортс­ме­нам пред­сто­ит пре­одо­леть экс­тре­маль­но-ори­ен­ти­ро­ван­ную дистан­цию, в рам­ках кото­рой они будут при­ме­нять навы­ки спа­се­ния, жиз­не­обес­пе­че­ния и выжи­ва­ния в усло­ви­ях при­род­ной сре­ды. Капи­тан коман­ды и член феде­ра­ции спор­тив­но­го туриз­ма и аль­пи­низ­ма Саха­лин­ской обла­сти Вяче­слав Лаза­рен­ко отме­ча­ет, что успех коман­ды во мно­гом зави­сит от пра­виль­но­го рас­пре­де­ле­ния ролей и спло­чен­но­сти участ­ни­ков. 

- Сей­час дела­ем упор на дистан­цию, отра­ба­ты­ва­ем тех­ни­ку и так­ти­ку дви­же­ния, рабо­та­ем над физи­че­ски­ми пока­за­те­ля­ми. Сами сорев­но­ва­ния пред­став­ля­ют собой поис­ко­во-спа­са­тель­ные рабо­ты, кото­рые зай­мут око­ло трех дней, спать будем очень мало – по 2–3 часа. В свя­зи с таки­ми непро­сты­ми усло­ви­я­ми осо­бое вни­ма­ние мы уде­ля­ем соблю­де­нию пра­вил без­опас­но­сти, – под­черк­нул Вяче­слав.

По сло­вам пре­зи­ден­та феде­ра­ции спор­тив­но­го туриз­ма и аль­пи­низ­ма Саха­лин­ской обла­сти Нины Кас­со­вой, уча­стие в выезд­ных сорев­но­ва­ни­ях – это зна­чи­мое собы­тие для ост­ров­ных спортс­ме­нов. 

- Выезд­ные сорев­но­ва­ния у нас впер­вые, в силу нашей отда­лен­но­сти выез­жать пока не уда­ва­лось. Мы наде­ем­ся достой­но пока­зать себя и занять непло­хое место. У ребят будет воз­мож­ность полу­чить или повы­сить спор­тив­ные раз­ря­ды, а у тре­нер­ско­го соста­ва при­нять уча­стие в обу­ча­ю­щем семи­на­ре и повы­сить судей­скую кате­го­рию. Так­же в рам­ках фести­ва­ля прой­дет слёт тури­сти­че­ских клу­бов со всей Рос­сии, - отме­ти­ла Нина Кас­со­ва.

В Саха­лин­ской обла­сти спор­тив­ный туризм наи­бо­лее актив­но раз­ви­ва­ет­ся в Южно-Саха­лин­ске, с. Соло­вьев­ка и пгт. Ногли­ки. В област­ных сорев­но­ва­ни­ях еже­год­но при­ни­ма­ют уча­стие поряд­ка 200 спортс­ме­нов. 

Софья Шеве­ре­ва рань­ше про­сто люби­ла ходить в похо­ды, а потом узна­ла, что в обла­сти про­хо­дят сорев­но­ва­ния по спор­тив­но­му туриз­му, и реши­ла при­со­еди­нить­ся к тре­ни­ров­кам. 

- На сорев­но­ва­ни­ях мно­го адре­на­ли­на, здесь надо быть собран­ным и знать в каком поряд­ке выпол­нять дей­ствия, так как это вли­я­ет на резуль­тат. Самое слож­ное для меня в про­хож­де­нии дистан­ции – наклон­ная пере­пра­ва, здесь нуж­ны силь­ные руки и сей­час я над этим рабо­таю. 

Лекториум для родителей

Приглашаем на онлайн-лекцию «Психологические особенности в процессе воспитания поколения Z».

150 просмотров
Читать

Лек­тор – Кут­бид­ди­но­ва Рим­ма Анва­ров­на, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии СахГУ, прак­ти­ку­ю­щий пси­хо­лог.

В ходе меро­при­я­тия будут осве­ще­ны сле­ду­ю­щие вопро­сы: тео­рия поко­ле­ний, пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти совре­мен­ных детей: спе­ци­фи­ка обра­бот­ки посту­па­ю­щей инфор­ма­ции, отно­ше­ния с роди­те­ля­ми, само­вос­при­я­тие, уста­нов­ки и цен­но­сти, стра­хи и ожи­да­ния от буду­ще­го.

Мож­но будет зада­вать инте­ре­су­ю­щие вопро­сы в чат и писать ком­мен­та­рии.

Транс­ля­ция состо­ит­ся сего­дня, в 18:30, на youtube-кана­ле СахГУ.

#ТрудКрут

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают студенческие отряды.

Труд крут
211 просмотров
Читать

В соот­вет­ствии с Ука­зом Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции В.В. Пути­на от 21 фев­ра­ля 2015 г. № 86 уста­нов­лен госу­дар­ствен­ный празд­ник «День рос­сий­ских сту­ден­че­ских отря­дов» (День РСО), кото­рый отме­ча­ет­ся еже­год­но 17 фев­ра­ля.

Дата празд­но­ва­ния Дня РСО опре­де­ле­на на осно­ва­нии того, что 17 фев­ра­ля 2004 года в г. Москве на Все­рос­сий­ском Фору­ме сту­ден­че­ских отря­дов было учре­жде­но Моло­деж­ное обще­рос­сий­ское обще­ствен­ное дви­же­ние «Рос­сий­ские Сту­ден­че­ские Отря­ды».

Дви­же­ние сту­ден­че­ских отря­дов Рос­сии на про­тя­же­нии почти 60 лет явля­ет­ся самым мас­со­вым дви­же­ни­ем и не теря­ет сво­ей акту­аль­но­сти, как сре­ди моло­де­жи, так и для стра­ны. Все­го через шко­лу сту­ден­че­ских отря­дов про­шло более 18 мил­ли­о­нов чело­век.

Празд­ник посвя­щен каж­до­му бой­цу сту­ден­че­ских отря­дов всех поко­ле­ний. В этот день все, кто когда-либо был в сту­ден­че­ском отря­де, наде­ва­ет свою фор­мен­ную курт­ку – бой­цов­ку.

Сего­дня в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те дей­ству­ют несколь­ко сту­ден­че­ских отря­дов: пожар­но-спа­са­тель­ный, педа­го­ги­че­ский «При­бой», тех­ни­че­ский «Союз», стро­и­тель­ный, путин­ный и дело­про­из­вод­ствен­ный.

Сту­ден­че­ский педа­го­ги­че­ский отряд «При­бой»сту­ден­ты рабо­та­ют вожа­ты­ми в дет­ских оздо­ро­ви­тель­ных лаге­рях и цен­трах Саха­лин­ской обла­сти и за ее пре­де­ла­ми, а так­же зани­ма­ют­ся профори­ен­та­ци­он­ной рабо­той со школь­ни­ка­ми.

Тех­ни­че­ский отряд «Союз»бой­цы при­ни­ма­ют актив­ное уча­стие в орга­ни­за­ции и про­ве­де­нии мно­гих уни­вер­си­тет­ских меро­при­я­тий. Без них не про­хо­дит ни одно меро­при­я­тие наше­го вуза. Вся тех­ни­че­ская сто­ро­на орга­ни­за­ции меро­при­я­тий – их про­фес­си­о­наль­ная сфе­ра.

Пожар­но-спа­са­тель­ный отряд - отряд создан для про­ве­де­ния ава­рий­но-спа­са­тель­ных, поис­ко­во-спа­са­тель­ных и дру­гих видов работ, направ­лен­ных на пре­ду­пре­жде­ние и лик­ви­да­цию послед­ствий чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций при­род­но­го, тех­ни­че­ско­го, эко­ло­ги­че­ско­го и соци­аль­но­го харак­те­ров. Акти­ви­сты отря­да ста­ли участ­ни­ка­ми таких собы­тий, как Все­рос­сий­ский кон­курс «Чело­ве­че­ский фак­тор», обра­зо­ва­тель­ный форум «Век­тор спа­се­ния – Юг» в г. Ростов-на-Дону и мно­гих дру­гих.

Среди лучших студенческих практик

Объединенный совет обучающихся СахГУ стал призером Всероссийского конкурса на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления.

227 просмотров
Читать

Все­рос­сий­ский кон­курс на луч­шую орга­ни­за­цию дея­тель­но­сти орга­нов сту­ден­че­ско­го само­управ­ле­ния про­хо­дил в тече­ние все­го 2020 года.

Впер­вые, в каче­стве пилот­ной прак­ти­ки, было про­ве­де­но 6 реги­о­наль­ных эта­пов кон­кур­са с целью обес­пе­че­ния боль­ше­го охва­та обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций участ­ни­ков и объ­ек­тив­но­сти систе­мы отбо­ра фина­ли­стов. Фина­ли­стов опре­де­ля­ли 33 экс­пер­та из чис­ла пред­ста­ви­те­лей моло­деж­ных орга­ни­за­ций, ака­де­ми­че­ско­го сооб­ще­ства, орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти реги­о­наль­но­го и феде­раль­но­го уров­ня. Все­го на кон­курс посту­пи­ло более 350 заявок из 48 реги­о­нов стра­ны.

В рам­ках кон­кур­са участ­ни­ки не про­сто рас­ска­зы­ва­ли о систе­ме сту­ден­че­ско­го само­управ­ле­ния, но и пред­ста­ви­ли реаль­ные прак­ти­ки рабо­ты. Финаль­ные испы­та­ния вклю­ча­ли в несколь­ко круп­ных зада­ний: сту­ден­там нуж­но было решить кейс «Соци­аль­ный хака­тон» и напи­сать эссе «Сту­ден­че­ские объ­еди­не­ния 2035».

По ито­гам, объ­еди­нен­ный совет обу­ча­ю­щих­ся СахГУ вошел в топ‑6 луч­ших сту­ден­че­ских объ­еди­не­ний Рос­сии.

В 2021 году про­грам­ма про­дол­жит свою рабо­ту, в том чис­ле в рам­ках Все­рос­сий­ско­го кон­кур­са. Один из основ­ных при­о­ри­те­тов – про­ве­де­ние выбор­ной кам­па­нии «Твой выбор» направ­лен­ной на орга­ни­за­цию все­об­щих выбо­ров пред­се­да­те­лей сту­ден­че­ских сове­тов в уни­вер­си­те­тах стра­ны.

«Клуб Выпускников СахГУ»

Приглашаем выпускников университета в новое сообщество.

888 просмотров
Читать

Наш клуб создан для обще­ния и раз­ви­тия выпуск­ни­ков Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Основ­ная цель дея­тель­но­сти клу­ба – под­держ­ка и содей­ствие даль­ней­ше­му про­фес­си­о­наль­но­му и карьер­но­му росту выпуск­ни­ков вуза. 

Нам важ­но под­дер­жи­вать связь со все­ми выпуск­ни­ка­ми наше­го уни­вер­си­те­та и мы бы хоте­ли иметь воз­мож­ность сооб­щать Вам о пред­сто­я­щих в вузе собы­ти­ях, при­гла­шать Вас поучаст­во­вать в меро­при­я­ти­ях, про­грам­мах «Клу­ба выпуск­ни­ков» и все­го уни­вер­си­те­та. 

Наде­ем­ся, наш Клуб выпуск­ни­ков поз­во­лит Вам вспом­нить годы уче­бы в уни­вер­си­те­те, встре­тить сво­их ста­рых дру­зей и одно­группни­ков, пооб­щать­ся с люби­мы­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми. 

Мы про­сим Вас запол­нить неболь­шую анке­ту, резуль­та­ты кото­рой пой­дут для ана­ли­за мони­то­рин­га тру­до­устрой­ства выпуск­ни­ков вуза, а так­же вы смо­же­те оста­вить свои дан­ные для вступ­ле­ния в «Клуб выпуск­ни­ков». 

Анке­та рас­по­ло­же­на по ссыл­ке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdq9H-Ms-6AyqntInBo5osqSdwLXTZSDteEQ6ccAA4ymfxHLQ/viewform

Сле­ди­те за ново­стя­ми и полу­чай­те самую све­жую инфор­ма­цию о гото­вя­щих­ся встре­чах, собы­ти­ях и воз­мож­но­стях сотруд­ни­че­ства с вузом!