СахГУ – в топ-10 вузов Дальнего Востока
Рейтинговое агентство RAEX впервые публикует пилотную версию локальных рейтингов вузов по федеральным округам.

Опубликовано |
---|
Ассоциация составителей рейтингов и Рейтинговое агентство RAEX при поддержке Российского Союза ректоров и информационном содействии Минобрнауки России впервые публикует пилотную версию локальных рейтингов вузов России.
В рамках исследования была осуществлена независимая оценка деятельности широкого спектра региональных и узкоспециализированных вузов, исходя из реализации их образовательного и научного потенциала и влияния на социальную среду. В публикуемые рейтинги, отдельно составленные для каждого федерального округа страны, вошли 327 вузов из 79 регионов РФ.
Идея локальных рейтингов и основные методические основы определены Рабочей группой Российского Союза ректоров по стратегическому академическому лидерству, в которую входят ректоры ведущих вузов, представители РАН, Минобрнауки России и Рособрнадзора. Локальные рейтинги продолжают развитие экосистемы рейтингов «Три миссии университета», оценивающих вузы с точки зрения сбалансированной реализации всех трех основных миссий вуза: образования, науки и взаимодействия с обществом.
В лонг-лист были включены все вузы страны, за исключением образовательных учреждений, имеющих особую специфику. В список участников не вошли вузы с доминирующей специализацией в области культуры, искусства, спорта, религии, подготовки сотрудников силовых структур. Впоследствии из шорт-листа были исключены малые вузы (менее 100 обучающихся очной формы) и вузы, дающие преимущественно заочное образование. Кроме того, из числа фигурантов локальных рейтингов были исключены национальные лидеры – вузы, вошедшие в 2021 году в Московский международный рейтинг «Три миссии университета» или в рейтинг лучших российских вузов RAEX-100.
Методология составления локальных рейтингов заметно отличается от формирования национальных и глобальных списков. Во-первых, локальные рейтинги опираются исключительно на объективные данные из независимых источников. Традиционно используемые в ходе составления списка RAEX-100 процедуры анкетирования вузов и онлайн-опросов респондентов в случае с локальными рейтингами не применялись. Второе отличие – перечень критериев: в локальных рейтингах особое внимание уделено показателям, характеризующим условия для подготовки качественных кадров и региональную значимость вуза. При этом была снижена значимость некоторых показателей, традиционно важных для глобальных рейтингов: научные публикации и их цитирование весят всего 12%, а вес показателей международной интеграции (иностранные студенты, программы двух дипломов) равен нулю.
Локальные рейтинги содержат три группы показателей – «Образование» (вес 45%), «Наука» (вес 25%) и «Общество» (вес 30%). При оценке первой – образовательной – миссии университетов оцениваются качество подготовки зачисленных абитуриентов, кадровая обеспеченность вуза, конкурентоспособность магистратуры, многообразие образовательных программ, объем финансирования, результаты выступления обучающихся на российских студенческих олимпиадах.
Показатели группы «Наука» измеряют общий и удельный исследовательский бюджет вуза, масштаб подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура), количество защит диссертаций, а также библиометрические показатели (публикации и их цитирование), согласно базам Web of Science, RSCI и РИНЦ.
При оценке третьей, общественной миссии вузов учитывались: вклад вуза в подготовку кадров для региона, доля обучающихся целевиков, участие вуза в сетевых формах обучения, доля студентов первого курса из других регионов, реализация дополнительных профессиональных программ, доля внебюджетного финансирования, частота упоминаний вуза в СМИ, аудитория сайта и количество подписчиков в социальных сетях, а также спортивные достижения вуза.
Результаты локальных рейтингов говорят о высокой конкурентоспособности медицинского образования в России – медицинские вузы доминируют в верхней части рейтингов почти всех федеральных округов. Сильные стороны медицинского образования – высокая кадровая и финансовая обеспеченность: по числу сотрудников в расчете на студента медвузы в 1,8 раза опережают участников рейтинга с иной специализацией, а по удельному финансированию превосходят конкурентов в среднем в 1,6 раза. Медицинское образование, в том числе постдипломное, высоко востребовано на рынке труда – по численности обучающихся по программам дополнительного образования медвузы превосходят иных участников исследования в 2,7 раза, а по доле обучающихся на программах подготовки кадров высшей квалификации – в 5,7 раза.
Еще один вывод исследования – сильные позиции небольших узкоспециализированных вузов. Не претендуя на лидерство в институциональных рейтингах, эти вузы показывают высокую конкурентоспособность в выбранных предметных нишах. Примеры таких организаций, занявших высокие позиции в локальных рейтингах – Университет «Иннополис» (Татарстан), Алфёровский университет (Санкт-Петербург), Российская экономическая школа, Дипломатическая академия МИД России, Российская государственная академия интеллектуальной собственности (все – Москва).
Подробнее: https://raex-rr.com/education/universities/local_university_DVFO