Обращение и.о. ректора Марии Ганченковой

Уважаемые коллеги, студенты, сотрудники университета! События, которые сейчас происходят в мире не могут никого оставить равнодушными.

358 просмотров
Читать

Уни­вер­си­те­ты все­гда были опо­рой для госу­дар­ства и наша при­о­ри­тет­ная цель – это слу­же­ние Рос­сии и раз­ви­тие ее интел­лек­ту­аль­но­го потен­ци­а­ла. Сего­дня Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет про­дол­жа­ет рабо­тать в штат­ном режи­ме. Сотруд­ни­ки, пре­по­да­ва­те­ли, сту­ден­ты – все мы долж­ны доб­ро­со­вест­но выпол­нять свою рабо­ту, скон­цен­три­ро­вать­ся на учеб­ном про­цес­се и при­дер­жи­вать­ся пла­нов и задач, кото­рые постав­ле­ны перед нами. От чет­ко­сти и сла­жен­но­сти нашей рабо­ты зави­сит рабо­та уни­вер­си­те­та. Мы долж­ны пони­мать, что зада­ча любо­го вуза – это, преж­де все­го, под­го­тов­ка ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров для раз­ви­тия эко­но­ми­ки реги­о­на и стра­ны, раз­ви­тие обра­зо­ва­тель­ных и науч­ных про­ек­тов, кон­со­ли­да­ция ака­де­ми­че­ских свя­зей с наши­ми парт­не­ра­ми, кол­ле­га­ми из дру­гих вузов и науч­ных орга­ни­за­ций.

Ува­жа­е­мые кол­ле­ги! Наш боль­шой кол­лек­тив сту­ден­тов, пре­по­да­ва­те­лей и сотруд­ни­ков дол­жен в сего­дняш­ней ситу­а­ции стать более спло­чен­ным, а каж­дый из нас стать опо­рой друг для дру­га, а так­же для тех, кто в этом ост­ро нуж­да­ет­ся. 

Сей­час вы сами може­те наблю­дать за раз­ви­ти­ем бес­пре­це­дент­ных инфор­ма­ци­он­ных бата­лий. В свя­зи с этим про­шу вас мак­си­маль­но обду­ман­но и осо­зна­но под­хо­дить к изу­че­нию того, что пуб­ли­ку­ют сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции и соци­аль­ные сети. При­зы­ваю всех вас оста­вать­ся про­фес­си­о­на­ла­ми, быть поря­доч­ны­ми по отно­ше­нию друг к дру­гу. 

Наш вуз готов при­ни­мать сту­ден­тов, в том чис­ле и ино­стран­ных, ока­зав­ших­ся в труд­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции, тех, кто захо­чет про­дол­жить свое обу­че­ние в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те. При этом коли­че­ство бюд­жет­ных мест для рос­сий­ских сту­ден­тов не умень­шит­ся. При­ем ино­стран­ных сту­ден­тов будет осу­ществ­лять­ся в соот­вет­ствии с выде­лен­ны­ми кво­та­ми. 

Кол­ле­ги, сту­ден­ты! Уве­ре­на, что вы про­яви­те муд­рость, бла­го­ра­зу­мие и спо­кой­ствие в сего­дняш­них обсто­я­тель­ствах. Бере­ги­те себя и сво­их близ­ких!

И. о. рек­то­ра СахГУ 

Мария Ган­чен­ко­ва

Обращение Российского Союза ректоров

Главы высших учебных заведений России обратились к преподавателям и студентам.

153 просмотра
Читать

Глу­бо­ко­ува­жа­е­мые кол­ле­ги!

На наших гла­зах про­ис­хо­дят собы­тия, кото­рые вол­ну­ют каж­до­го граж­да­ни­на Рос­сии. Это реше­ние Рос­сии – завер­шить нако­нец вось­ми­лет­нее про­ти­во­сто­я­ние Укра­и­ны и Дон­бас­са, добить­ся деми­ли­та­ри­за­ции и дена­ци­фи­ка­ции Укра­и­ны и тем самым защи­тить себя от нарас­та­ю­щих воен­ных угроз.

Мы, рек­тор­ский кор­пус Рос­сий­ской Феде­ра­ции, мно­гие деся­ти­ле­тия раз­ви­ва­ли и укреп­ля­ли рос­сий­ско-укра­ин­ские науч­но-обра­зо­ва­тель­ные свя­зи, береж­но отно­си­лись друг к дру­гу. Наши сов­мест­ные иссле­до­ва­ния внес­ли огром­ный вклад в миро­вую нау­ку, поэто­му мно­го­лет­няя тра­ге­дия в Дон­бас­се осо­бой болью и горе­чью отзы­ва­ет­ся в наших серд­цах.

Очень важ­но в эти дни под­дер­жать нашу стра­ну, нашу армию, кото­рая отста­и­ва­ет нашу без­опас­ность, под­дер­жать наше­го Пре­зи­ден­та, кото­рый при­нял, может быть, самое слож­ное в сво­ей жиз­ни, выстра­дан­ное, но необ­хо­ди­мое реше­ние.

Важ­но не забы­вать и об основ­ном нашем дол­ге – вести непре­рыв­ный учеб­ный про­цесс, вос­пи­ты­вать в моло­де­жи пат­ри­о­тизм, стрем­ле­ние помо­гать Родине.

Уни­вер­си­те­ты все­гда были опо­рой госу­дар­ству. Наша при­о­ри­тет­ная цель – слу­же­ние Рос­сии и раз­ви­тие её интел­лек­ту­аль­но­го потен­ци­а­ла. Сей­час как нико­гда мы долж­ны про­де­мон­стри­ро­вать уве­рен­ность и стой­кость в усло­ви­ях эко­но­ми­че­ских и инфор­ма­ци­он­ных атак, дей­ствен­но спло­тить­ся вокруг наше­го Пре­зи­ден­та, сво­им при­ме­ром укреп­ляя в моло­дё­жи опти­ми­сти­че­ский дух и веру в силу разу­ма, все­ляя надеж­ду на ско­рое наступ­ле­ние мира.

Вме­сте мы – вели­кая сила!

Студент СахГУ Всеволод Щеглов представит Россию на Паралимпиаде в Пекине

Сахалинский сноубордист Всеволод Щеглов отправится на Зимние Паралимпийские игры в Пекин в составе сборной команды России.

234 просмотра
Читать

Вос­пи­тан­ник тре­не­ра Оль­ги Жел­то­вой полу­чил при­гла­ше­ние по ито­гу рас­смот­ре­ния заявок Меж­ду­на­род­ным пара­лим­пий­ским коми­те­том.

Все­во­лод Щег­лов явля­ет­ся обла­да­те­лем сереб­ря­ной меда­ли Куб­ка мира, «золо­та», «сереб­ра» и «брон­зы» эта­пов Куб­ка Евро­пы и четы­рёх­крат­ным побе­ди­те­лем чем­пи­о­на­та Рос­сии по парас­но­убор­ду.

В наш уни­вер­си­тет Все­во­лод посту­пил в этом году на направ­ле­ние «Педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние: физи­че­ская куль­ту­ра и спорт».

Напом­ним, Зим­няя Пара­лим­пи­а­да в Китае прой­дёт с 4 по 13 мар­та 2022 года.

«Школа юного нефтяника», «Нобелевские эксперименты» и «Иннова-2022»

Шесть новых инициатив Сахалинского государственного университета получили поддержку со стороны международного консорциума «Сахалин – 1».

318 просмотров
Читать

В 2022 году глав­ный вуз Саха­лин­ской обла­сти осу­ще­ствит шесть науч­ных, обра­зо­ва­тель­ных и профори­ен­та­ци­он­ных про­ек­тов, под­дер­жан­ных ком­па­ни­ей «Экс­он Неф­те­газ Лими­тед» от име­ни меж­ду­на­род­но­го кон­сор­ци­у­ма.

Тема­ти­ка про­ек­тов раз­но­об­раз­на и ори­ен­ти­ро­ва­на на ауди­то­рию самых раз­ных воз­рас­тов:

  • «Олим­пи­а­да СахГУ для школь­ни­ков» и «Уни­вер­си­тет­ские суб­бо­ты» рас­счи­та­ны для детей и моло­де­жи.
  • Инте­рес­ным для юных жите­лей Саха­ли­на будет «Шко­ла юно­го неф­тя­ни­ка» – профори­ен­та­ци­он­ный про­ект, в рам­ках кото­ро­го школь­ни­ки смо­гут «при­ме­рить на себя» роль инже­не­ра и постичь азы про­фес­сии.
  • Отдель­но­го вни­ма­ния досто­ин про­ект «Уди­ви­тель­ные опы­ты и экс­пе­ри­мен­ты в лабо­ра­то­ри­ях вуза», бла­го­да­ря кото­ро­му нобе­лев­ские экс­пе­ри­мен­ты и откры­тия ста­нут доступ­ны для широ­кой ауди­то­рии.
  • В рам­ках науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го про­ек­та «Эко­пло­щад­ка иссле­до­ва­ний фито­ин­ди­ка­то­ров сре­ды» школь­ни­ки и сту­ден­ты смо­гут на при­ме­ре рас­те­ний-инди­ка­то­ров про­ана­ли­зи­ро­вать состо­я­ние окру­жа­ю­щей сре­ды в Саха­лин­ской обла­сти.
  • Завер­шит­ся год Меж­ре­ги­о­наль­ным науч­но-инно­ва­ци­он­ным фору­мом «ИННОВА-2022».

Каж­дый из про­ек­тов будет осве­щать­ся в соци­аль­ных сетях СахГУ, а бла­го­да­ря анон­сам все заин­те­ре­со­ван­ные смо­гут посе­тить или даже при­нять уча­стия в запла­ни­ро­ван­ных меро­при­я­ти­ях.

- Для нас, как для круп­ной обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ции, важ­но иметь в каче­стве стра­те­ги­че­ско­го парт­не­ра такую ком­па­нию, как «Экс­он Неф­те­газ Лими­тед». И здесь речь идет не толь­ко о финан­со­вой под­держ­ке уни­вер­си­те­та, но и о том, что­бы сту­ден­ты полу­ча­ли самые совре­мен­ные про­фес­си­о­наль­ные навы­ки и ком­пе­тен­ции в неф­те­га­зо­вой отрас­ли. И сту­ден­ты это высо­ко ценят, – отме­ти­ла и.о. рек­то­ра СахГУ Мария Ган­чен­ко­ва.

В 2022 году Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет отме­ча­ет несколь­ко юби­лей­ных дат, свя­зан­ных с мно­го­лет­ним сотруд­ни­че­ством с про­ек­том «Сахалин‑1»:

  • 5 лет про­грам­ме двух дипло­мов «Неф­тя­ной инжи­ни­ринг» сов­мест­но с Рос­сий­ским госу­дар­ствен­ным уни­вер­си­те­том неф­ти и газа И. М, Губ­ки­на;
  • 10 лет со дня осно­ва­ния Тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та, став­ше­го плат­фор­мой для боль­шо­го чис­ла про­грамм по под­го­тов­ке кад­ров для отрас­ли;
  • 20 лет с нача­ла сотруд­ни­че­ства меж­ду СахГУ и ком­па­ни­ей «Экс­он Неф­те­газ Лими­тед».

Меж­ду­на­род­ный кон­сор­ци­ум «Сахалин‑1» в соста­ве ком­па­нии-опе­ра­то­ра про­ек­та «Экс­он Неф­те­газ Лими­тед», япон­ско­го кон­сор­ци­у­ма «СОДЭКО», дочер­них ком­па­ний ПАО «НК «Рос­нефть», индий­ской госу­дар­ствен­ной неф­тя­ной ком­па­нии «ОНГК Видеш Лтд.».

Поздравление депутата Государственной Думы РФ, выпускника СахГУ Георгия Карлова с Днем Российской науки!

Дорогие друзья!

172 просмотра
Читать

Сего­дня отме­ча­ет­ся День рос­сий­ской нау­ки — про­фес­си­о­наль­ный празд­ник всех людей твор­че­ской, интел­лек­ту­аль­ной мыс­ли, нова­то­ров и иссле­до­ва­те­лей, кото­ры­ми по пра­ву гор­дит­ся наша стра­на.

Осно­ван­ная Пет­ром Вели­ким ака­де­мия наук ста­ла кра­е­уголь­ным кам­нем в фун­да­мен­те, на кото­ром во все века нашей слав­ной исто­рии стро­и­лись мощь и про­цве­та­ние Рос­сии, без­опас­ность наших гра­ниц и наша уве­рен­ность в зав­траш­нем дне.

В самые слож­ные, пере­лом­ные для обще­ства пери­о­ды, будь то наше­ствие вра­га или охва­тив­шая мир пан­де­мия, справ­лять­ся с послан­ны­ми нам испы­та­ни­я­ми все­гда помо­га­ла нау­ка.

Спа­си­бо нашим учё­ным — и кори­фе­ям науч­ной мыс­ли, и моло­дым аспи­ран­там — за новые зна­ния, новые тех­но­ло­гии и гори­зон­ты, кото­рые вы откры­ва­е­те для Рос­сии! Уве­рен, что пост­со­вет­ское без­вре­ме­нье навсе­гда оста­лось в про­шлом — пре­стиж науч­ных про­фес­сий будет и даль­ше толь­ко рас­ти, и всё боль­ше детей будут со школь­ной ска­мьи меч­тать о карье­ре учё­ных.

Моя сер­деч­ная бла­го­дар­ность про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ско­му соста­ву род­но­го СахГУ — куз­ни­цы кад­ров для неф­те­га­зо­вой и рыбо­до­бы­ва­ю­щей отрас­лей, явля­ю­щих­ся осно­вой эко­но­ми­ки реги­о­на.

Отдель­ное спа­си­бо таким глы­бам рос­сий­ской нау­ки, как мой пре­по­да­ва­тель Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Васи­лев­ский, кото­рый посвя­тил свою жизнь изу­че­нию исто­рии наше­го род­но­го края. Я горд, что, будучи сту­ден­том, вме­сте с ним участ­во­вал в архео­ло­ги­че­ских рас­коп­ках жилищ древ­них айнов и мно­гое узнал об исто­рии Саха­ли­на и Курил.

С празд­ни­ком — с Днём рос­сий­ской нау­ки!

В каждом учёном есть детское любопытство

В преддверии Дня российской науки мы побеседовали с и. о. ректора СахГУ Марией Ганченковой.

331 просмотр
Читать

– Мария Гера­си­мов­на, в 2021 году Саха­лин­ский госу­ни­вер­си­тет вел рабо­ту над целым рядом зна­чи­мых про­ек­тов феде­раль­но­го уров­ня, в чис­ле кото­рых – так назы­ва­е­мые кар­бо­но­вые поли­го­ны. Какое буду­щее у них здесь?

– Кар­бо­но­вый поли­гон в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те был создан в рам­ках Кли­ма­ти­че­ско­го цен­тра Саха­лин­ской обла­сти в 2020 году. В рам­ках его рабо­ты выде­ля­ет­ся два направ­ле­ния: пер­вое – это мони­то­ринг, фор­ми­ро­ва­ние и раз­ра­бот­ка нор­ма­тив­ной базы, сбор и ана­лиз ста­ти­сти­че­ских дан­ных. Вто­рое – непо­сред­ствен­но «кар­бо­но­вая фер­ма», то есть отра­бот­ка новых тех­но­ло­гий, кото­рые вне­сут вклад в дости­же­ние угле­род­ной ней­траль­но­сти.

В части науч­ных иссле­до­ва­ний уни­вер­си­тет сей­час опре­де­ля­ет свои стра­те­ги­че­ские направ­ле­ния на бли­жай­шие 10 лет. В осно­ве этой рабо­ты лежат науч­ные иссле­до­ва­ния и опыт преды­ду­щих деся­ти­ле­тий, но тренд очень быст­ро меня­ет­ся, так что мы долж­ны не сто­ять на месте, а выхо­дить в пер­вые ряды и зада­вать век­то­ры.

Что каса­ет­ся кар­бо­но­во­го поли­го­на, то мы сей­час живем в пери­од энер­ге­ти­че­ско­го пере­хо­да, видим, как меня­ет­ся энер­ге­ти­че­ский рынок, в том чис­ле в сто­ро­ну «зеле­ной» энер­ге­ти­ки. Это не вея­ние моды, а одна из попы­ток реше­ния про­блем, воз­ни­ка­ю­щих с гло­баль­ным изме­не­ни­ем кли­ма­та. Здесь не толь­ко пар­ни­ко­вый эффект, но и потеп­ле­ние, мета­но­вые взры­вы и так далее. Все это вли­я­ет на нашу эко­но­ми­ку. Поэто­му поня­тие кар­бо­но­во­го поли­го­на вклю­ча­ет в себя целый ком­плекс очень раз­но­пла­но­вых иссле­до­ва­ний, кото­рые долж­ны опре­де­лить раз­ви­тие наше­го обще­ства в бли­жай­шем буду­щем.

– Что уже сде­ла­но в дан­ном направ­ле­нии?

– Про­шлый год в этом плане стал стар­то­вым как для нас, так и мно­гих наших кол­лег в дру­гих уни­вер­си­те­тах. Сей­час сов­мест­но с парт­не­ра­ми, ком­па­ни­ей «Саха­лин­ская Энер­гия», мы начи­на­ем реа­ли­за­цию ком­плекс­но­го про­ек­та, кото­рый охва­тит фак­ти­че­ски все сфе­ры, кото­рые так или ина­че дают вклад в эмис­сию CO2.

Но мы смот­рим на про­бле­му все-таки шире, поэто­му пла­ни­ру­ем доба­вить к изме­не­нию кли­ма­та более широ­кое поня­тие устой­чи­во­го раз­ви­тия. Это пред­по­ла­га­ет, что мы так­же будем вклю­чать в общую кар­ти­ну мира и вопро­сы эко­но­ми­ки, юрис­пру­ден­ции, мы будем гово­рить о пси­хо­ло­гии, пото­му что соци­ум, несо­мнен­но, реа­ги­ру­ет на про­ис­хо­дя­щие изме­не­ния.

В этой части будет очень мно­го вопро­сов, и направ­ле­ние кар­бо­но­во­го поли­го­на – это один из пер­вых бло­ков, кото­рые ложат­ся в осно­ву боль­шо­го муль­ти­дис­ци­пли­нар­но­го иссле­до­ва­ния.

– Поми­мо «кар­бо­но­вой» тема­ти­ки, над чем еще ведет­ся рабо­та?

– Актив­но мы рабо­та­ем в обла­сти аква­био­тех­но­ло­гий. В уни­вер­си­те­те накоп­лен боль­шой опыт в этом направ­ле­нии, и наши спе­ци­а­ли­сты, навер­ное, в обла­сти аква­куль­ту­ры одни из силь­ней­ших в Рос­сии. Мы вза­и­мо­дей­ству­ем и реа­ли­зу­ем сов­мест­ные про­ек­ты с кол­ле­га­ми из дру­гих уни­вер­си­те­тов, с веду­щи­ми инсти­ту­та­ми Рос­сий­ской ака­де­мии наук.

Ярким при­ме­ром явля­ет­ся наша побе­да в про­шлом году в кон­кур­се науч­но-обра­зо­ва­тель­ных цен­тров миро­во­го уров­ня. В этом про­ек­те мы коор­ди­ни­ру­ем боль­шой блок, кото­рый свя­зан с энер­ге­ти­че­ски­ми тех­но­ло­ги­я­ми. На его базе у нас раз­ви­ва­ют­ся сопут­ству­ю­щие направ­ле­ния, в том чис­ле свя­зан­ные с при­вле­че­ни­ем моло­де­жи.

В про­шлом году мы выиг­ра­ли кон­курс по созда­нию в уни­вер­си­те­те «Моло­деж­ной лабо­ра­то­рии» по элек­тро­хи­ми­че­ским источ­ни­кам энер­гии. Это водо­род­ная тема­ти­ка, кото­рая сей­час важ­на не толь­ко для наше­го реги­о­на, но и всей стра­ны: занять пози­цию тех­но­ло­ги­че­ской неза­ви­си­мо­сти, в том чис­ле и в обла­сти водо­род­ных тех­но­ло­гий.

Лабо­ра­то­рию мы реа­ли­зу­ем сов­мест­но с веду­щи­ми спе­ци­а­ли­ста­ми в Рос­сии в этой обла­сти, Инсти­ту­том про­блем хими­че­ской физи­ки РАН. У нас мно­го моло­дых ребят, жела­ю­щих в этой тема­ти­ке рабо­тать. Кол­ле­ги из ИПХФ РАН будут про­во­дить для них обу­че­ние, что­бы в нашем реги­оне нача­ло фор­ми­ро­вать­ся ядро про­филь­ных спе­ци­а­ли­стов. Очень важ­но, что­бы моло­дежь при­хо­ди­ла и оста­ва­лась в реги­оне, оста­ва­лась в той сфе­ре дея­тель­но­сти, кото­рую ребя­та выбра­ли, посту­пая в уни­вер­си­тет.

– Что еще уни­вер­си­тет дела­ет кон­крет­но для ост­ров­но­го реги­о­на?

– Мы сей­час обсуж­да­ем мно­го направ­ле­ний раз­ви­тия, нам помо­га­ет Мини­стер­ство нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния, кото­рое инве­сти­ру­ет во мно­гие про­ек­ты, в том чис­ле за счет выде­ле­ния гос­за­да­ния.

Так, в про­шлом году мы созда­ли в уни­вер­си­те­те Бере­го­вой центр – это инте­рес­ное направ­ле­ние, осо­бен­но важ­ное в Саха­лин­ской обла­сти. У нас мно­го инфра­струк­ту­ры, рас­по­ло­жен­ной вдоль бере­го­вой линии, и когда идет подъ­ем уров­ня оке­а­на, появ­ля­ют­ся штор­мо­вые нака­ты, что при­во­дит к раз­ру­ше­нию инфра­струк­тур­ных объ­ек­тов на бере­гу. Это эко­но­ми­че­ски очень серьез­ная про­бле­ма.

Необ­хо­ди­мо помочь реги­о­ну пра­виль­но спро­гно­зи­ро­вать зоны рис­ка, дать реко­мен­да­ции, сфор­ми­ро­вать тех­ни­че­ское зада­ние на под­го­тов­ку бере­го­вой линии, что­бы не про­ис­хо­ди­ло раз­ру­ше­ние в том чис­ле желез­но­до­рож­но­го полот­на или авто­до­ро­ги. Спе­ци­а­ли­сты тако­го про­фи­ля очень полез­ны не толь­ко здесь, мы можем мас­шта­би­ро­вать этот опыт и на дру­гие реги­о­ны, где воз­ни­ка­ют похо­жие про­бле­мы.

С дру­гой сто­ро­ны, Бере­го­вой центр может и будет рабо­тать в рам­ках кли­ма­ти­че­ской повест­ки в тес­ной связ­ке с наши­ми дру­ги­ми под­раз­де­ле­ни­я­ми. Так, у нас сей­час фор­ми­ру­ет­ся про­ект по лагу­нам – по рас­ска­зам кол­лег, лагу­ны при пра­виль­ном под­хо­де могут так­же давать серьез­ный вклад в погло­ще­ние CO2, то есть в дости­же­ние угле­род­ной ней­траль­но­сти.

– Какое собы­тие в 2021 году с точ­ки зре­ния нау­ки может стать клю­че­вым в раз­ви­тии уни­вер­си­те­та, в раз­ви­тии нау­ки в уни­вер­си­те­те и в реги­оне в целом?

– С точ­ки зре­ния выстра­и­ва­ния систе­мы науч­ных иссле­до­ва­ний, систе­мы управ­ле­ния нау­кой в реги­оне, это направ­ле­ние «Саха­лин­тех». Здесь мы фор­ми­ру­ем некий кон­сор­ци­ум, нала­жи­ва­ем коопе­ра­цию всех науч­ных и обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций Саха­лин­ской обла­сти. Что­бы собрать всю нашу экс­перт­ную силу в один кулак и сфор­ми­ро­вать ту повест­ку, кото­рая поз­во­лит выве­сти реги­он, не побо­юсь ска­зать, на пере­до­вые пози­ции в Рос­сий­ской Феде­ра­ции.

У нашей обла­сти уди­ви­тель­ная спе­ци­фи­ка, боль­шой потен­ци­ал. Необ­хо­ди­мо, преж­де все­го, актив­ное вза­и­мо­дей­ствие, фор­ми­ро­ва­ние сов­мест­ной повест­ки и при­вле­че­ние моло­де­жи.

Кли­ма­ти­че­ское направ­ле­ние очень бога­то по воз­мож­но­стям иссле­до­ва­ний. Напри­мер, мы сей­час пода­ли заяв­ку в Мини­стер­ство нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния на грант для реа­ли­за­ции про­ек­тов по «сол­неч­но­му» водо­ро­ду, то есть полу­че­нию водо­ро­да с помо­щью энер­гии сол­неч­но­го све­та. Рабо­ту пред­по­ла­га­ет­ся вести с уча­сти­ем нор­веж­ских и фран­цуз­ских кол­лег.

– Недав­но у нас появи­лось направ­ле­ние «тех­но­ло­ги­че­ское пред­при­ни­ма­тель­ство». Зачем это нуж­но сту­ден­там?

– В про­шлом семест­ре мы сов­мест­но с реги­о­наль­ным IT-пар­ком про­ве­ли для ряда групп целый курс по тех­но­ло­ги­че­ско­му пред­при­ни­ма­тель­ству. Преж­де все­го, мы их пыта­лись выве­сти из стен уни­вер­си­те­та на дру­гую пло­щад­ку, менее кон­сер­ва­тив­ную и более биз­нес-ори­ен­ти­ро­ван­ную.

Когда ребя­та при­хо­дят к нам со шко­лы, они очень часто зажа­ты в плане широ­ты и гиб­ко­сти мыш­ле­ния. Очень важ­но пере­ве­сти их в дру­гой фор­мат, дру­гую сре­ду, пока­зать воз­мож­ные вари­ан­ты.

Не каж­дый чело­век может быть уче­ным, не каж­дый может быть пред­при­ни­ма­те­лем, не каж­дый может рабо­тать в офи­се. Но мы будем про­дол­жать, и рас­счи­ты­ва­ем, что часть этих ребят подаст свои заяв­ки на кон­курс «Умник» от Фон­да содей­ствия инно­ва­ци­ям. Наде­юсь, что таким обра­зом у нас коли­че­ство заявок на кон­курс уже в этом году будет боль­ше, чем в преды­ду­щие годы.

Мы учим не толь­ко сту­ден­тов, но и пре­по­да­ва­те­лей. В кон­це про­шло­го года про­ве­ли мас­со­вое обу­че­ние по вопро­сам защи­ты интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти. Эти про­грам­мы будет внед­рять­ся в уни­вер­си­те­те и ста­нут обя­за­тель­ны­ми, что­бы все сту­ден­ты пони­ма­ли, как с этим рабо­тать.

Если гово­рить про раз­ви­тие пред­при­ни­ма­тель­ства, то фор­ми­руя бла­го­при­ят­ную сре­ду, мы можем дать сту­ден­там моти­ва­цию для осно­ва­ния соб­ствен­ных стар­та­пов. Необ­хо­ди­мо пони­ма­ние базо­вых основ, необ­хо­ди­ма сре­да и вера в себя. Это потре­бу­ет какое-то вре­мя, но мы наде­ем­ся, что у нас все полу­чит­ся.

– В завер­ше­ние раз­го­во­ра, как вы счи­та­е­те, нау­ка – это слож­но?

– Нау­ка – это инте­рес­но! Не каж­дый чело­век может быть иссле­до­ва­те­лем, не каж­до­му это надо. А есть люди, для кото­рых это про­сто жизнь, пото­му что у них такой склад мыш­ле­ния, им это инте­рес­но.

Рынок быст­ро раз­ви­ва­ет­ся, тех­но­ло­ги раз­ви­ва­ют­ся, уни­вер­си­тет зача­стую в силу сво­ей инерт­но­сти не успе­ва­ет. Но если мы фор­ми­ру­ем чело­ве­ка, кото­рый име­ет гиб­кое мыш­ле­ние, широ­кий кру­го­зор, уме­ет полу­чать зна­ния, то он будет вос­тре­бо­ван и в науч­ной сре­де, и в ком­мер­че­ских ком­па­ни­ях.

– Что може­те поже­лать кол­ле­гам в День рос­сий­ской нау­ки?

– Не оста­нав­ли­вать­ся и все­гда смот­реть впе­ред. Пото­му что впе­ре­ди еще очень мно­го инте­рес­ных задач, инте­рес­ных пер­спек­тив. Нико­гда не терять то дет­ское любо­пыт­ство, кото­рое есть, навер­ное, в каж­дом уче­ном.

Как защитить себя от инфекции?

Чтобы защитить себя от инфекции, в первую очередь следует соблюдать правила личной гигиены.

192 просмотра
Читать

Что­бы защи­тить себя от инфек­ции, в первую оче­редь сле­ду­ет соблю­дать пра­ви­ла лич­ной гиги­е­ны.

  • Дер­жи­те руки в чисто­те – часто мой­те их водой с мылом в тече­ние как мини­мум 20 секунд, после чего насу­хо выти­рай­те одно­ра­зо­вым бумаж­ным поло­тен­цем. Крайне целе­со­об­раз­но иметь при себе анти­сеп­ти­че­ские сал­фет­ки или жид­кие сред­ства (гели, спреи и др.). Так все­гда мож­но под­дер­жи­вать чисто­ту рук даже при отсут­ствии воз­мож­но­сти их вымыть.
  • Ста­рай­тесь не касать­ся рта, носа или глаз немы­ты­ми рука­ми (обыч­но такие при­кос­но­ве­ния неосо­знан­но совер­ша­ют­ся нами в сред­нем 15 раз в час).
  • Исполь­зуй­те мас­ку при посе­ще­нии пуб­лич­ных мест и если поль­зу­е­тесь обще­ствен­ным транс­пор­том. Помни­те, мас­ку необ­хо­ди­мо менять каж­дые два-три часа!
  • Регу­ляр­но очи­щай­те и дез­ин­фи­ци­руй­те поверх­но­сти и устрой­ства, к кото­рым вы при­ка­са­е­тесь (кла­ви­а­ту­ра ком­пью­те­ра или ноут­бу­ка, экран смарт­фо­на, пуль­ты, выклю­ча­те­ли и двер­ные руч­ки). Для борь­бы с виру­са­ми луч­ше­го все­го исполь­зо­вать сал­фет­ки и гели на осно­ве спир­та.
  • Носи­те с собой одно­ра­зо­вые сал­фет­ки и все­гда при­кры­вай­те нос и рот, когда вы каш­ля­е­те или чиха­е­те. После исполь­зо­ва­ния их надо сра­зу ути­ли­зи­ро­вать.
  • Не ешь­те еду (ореш­ки, чип­сы, пече­нье и дру­гие сне­ки) из общих упа­ко­вок или посу­ды, если дру­гие люди погру­жа­ли в них свои паль­цы.
  • Часто про­вет­ри­вай­те поме­ще­ния, регу­ляр­но делай­те влаж­ную убор­ку.
  • При­вет­ствуй­те друг дру­га, не каса­ясь. Отдай­те пред­по­чте­ние жесту или пома­ши­те рукой вме­сто руко­по­жа­тия.
  • Обра­ба­ты­вай­те про­дук­ты, кото­рые при­но­си­те из мага­зи­на. Ово­щи и фрук­ты нуж­но помыть, а това­ры в упа­ков­ках про­мыть водой с мылом, либо обра­бо­тать анти­бак­те­ри­аль­ны­ми сал­фет­ка­ми.
meri_predostoroxhnosti

В 2023/2024 учебном году количество бюджетных мест в вузах превысит 590 тысяч

Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко и Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков поздравили учащихся вузов с Днем российского студенчества.

340 просмотров
Читать

Заме­сти­тель Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства Рос­сии Дмит­рий Чер­ны­шен­ко и Министр нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния Рос­сии Вале­рий Фаль­ков поздра­ви­ли уча­щих­ся вузов с Днем рос­сий­ско­го сту­ден­че­ства. 

Дмит­рий Чер­ны­шен­ко отме­тил, что сей­час в рос­сий­ских уни­вер­си­те­тах выс­шее обра­зо­ва­ние полу­ча­ют свы­ше 4 мил­ли­о­нов чело­век, из них более 324 тысяч при­е­ха­ли из-за рубе­жа. 

«Для Пра­ви­тель­ства важ­но повы­шать уро­вень про­фес­си­о­наль­ных ком­пе­тен­ций у сту­ден­тов. После выпус­ка моло­дые люди долж­ны быть вос­тре­бо­ван­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми на рын­ке тру­да. Для это­го Пра­ви­тель­ство, Мино­бр­на­у­ки и уни­вер­си­те­ты про­во­дят боль­шую сов­мест­ную рабо­ту по кор­рек­ти­ров­ке обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, под­держ­ке талант­ли­вых сту­ден­тов и созда­нию рабо­чих мест. В 2021 году в тече­ние года после выпус­ка поряд­ка 596 тысяч сту­ден­тов нашли рабо­ту. Это более 75% от обще­го коли­че­ства выпуск­ни­ков. И при­ят­но видеть, что око­ло 445 тысяч из них тру­до­устро­и­лись имен­но в том реги­оне, где полу­ча­ли обра­зо­ва­ние», — ска­зал Дмит­рий Чер­ны­шен­ко.

Поздрав­ляя сту­ден­тов, вице-пре­мьер отме­тил, что Пра­ви­тель­ство со сво­ей сто­ро­ны гото­во под­дер­жи­вать идеи моло­дых людей и помо­гать в дости­же­нии постав­лен­ных целей.

«По пору­че­нию Вла­ди­ми­ра Пути­на мы посто­ян­но рас­ши­ря­ем меры под­держ­ки сту­ден­тов. В этом году запу­ще­ны два новых фед­про­ек­та, «Пере­до­вые инже­нер­ные шко­лы» и «Плат­фор­ма уни­вер­си­тет­ско­го тех­но­ло­ги­че­ско­го пред­при­ни­ма­тель­ства». Они наце­ле­ны на полу­че­ние сту­ден­та­ми во вре­мя обу­че­ния прак­ти­че­ских навы­ков, кото­рые дей­стви­тель­но будут вос­тре­бо­ва­ны на пред­при­я­ти­ях реаль­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки. Так­же мы будем вовле­кать ребят в пред­при­ни­ма­тель­скую дея­тель­ность, под­дер­жи­вать их стар­та­пы. Это поз­во­лит повы­сить каче­ство обра­зо­ва­ния и уро­вень тру­до­устрой­ства выпуск­ни­ков», — доба­вил вице-пре­мьер. 

Министр нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ Вале­рий Фаль­ков, поздрав­ляя уча­щих­ся вузов с Днем рос­сий­ско­го сту­ден­че­ства, так­же напом­нил, что по пору­че­нию Пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пути­на в вузах еже­год­но уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­ло бюд­жет­ных мест. Оно рас­счи­ты­ва­ет­ся, в том чис­ле, исхо­дя из потреб­но­стей рын­ка тру­да. 

«Наша зада­ча — предо­ста­вить моло­дым людям воз­мож­ность полу­чить доступ­ное каче­ствен­ное выс­шее обра­зо­ва­ние там, где они роди­лись и окон­чи­ли шко­лу. С 2020 года мы посту­па­тель­но уве­ли­чи­ва­ем коли­че­ство бюд­жет­ных мест, основ­ную часть полу­ча­ют реги­о­ны. В этом году поро­ги уни­вер­си­те­тов пере­сту­пят сот­ни тысяч пер­во­курс­ни­ков, 588 044 из кото­рых будут обу­чать­ся за счет феде­раль­но­го бюд­же­та. Это на 11 546 мест боль­ше, чем в про­шлом году. Рост про­дол­жит­ся и в даль­ней­шем: на 2023/2024 учеб­ный год мы рас­пре­де­лим в вузы 590 156 бюд­жет­ных мест», — под­черк­нул Министр.

«Сего­дняш­ние сту­ден­ты — это те спе­ци­а­ли­сты, от кото­рых зав­тра будет зави­сеть буду­щее нашей стра­ны, имен­но им пред­сто­ит раз­ви­вать Рос­сию и вести стра­ну впе­ред. Я желаю вам сме­ло­сти и уда­чи в дости­же­нии постав­лен­ных целей, ярких побед и пыт­ли­во­сти ума. Пусть сту­ден­че­ские годы будут надеж­ным фун­да­мен­том вашей жиз­ни», — поздра­вил сту­ден­тов Вале­рий Фаль­ков. 

Напом­ним, изна­чаль­но день сту­ден­тов отме­чал­ся толь­ко как день рож­де­ния Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, кото­рый был учре­жден Ука­зом импе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны от 25 янва­ря 1755 года. Одна­ко в 2005 году Ука­зом Пре­зи­ден­та Рос­сии 25 янва­ря объ­яв­лен Днем рос­сий­ско­го сту­ден­че­ства, в 2007 году был под­пи­сан феде­раль­ный закон, соглас­но кото­ро­му этот празд­ник стал одной из памят­ных дат Рос­сии. 

Уважаемые преподаватели, сотрудники и студенты СахГУ!

Поздравление ио ректора Марии Ганченковой с Новым годом и Рождеством!

276 просмотров
Читать

От име­ни рек­то­ра­та сер­деч­но поздрав­ляю вас с насту­па­ю­щим Новым 2022 годом и Рож­де­ством! Выра­жаю бла­го­дар­ность и при­зна­тель­ность все­му кол­лек­ти­ву за тру­до­вые успе­хи, пони­ма­ние, под­держ­ку, стрем­ле­ние сде­лать жизнь уни­вер­си­те­та мно­го­гран­нее и инте­рес­нее!

В послед­ние дни ухо­дя­ще­го года при­ня­то осмыс­ли­вать сде­лан­ное, под­во­дить ито­ги и стро­ить пла­ны на буду­щее. Весь год мы рабо­та­ли с пол­ной отда­чей, и сде­ла­но нема­ло.

Все успе­хи не слу­чай­ны, посколь­ку в нашем уни­вер­си­те­те есть глав­ное – заме­ча­тель­ный кол­лек­тив пре­по­да­ва­те­лей, сотруд­ни­ков и талант­ли­вых сту­ден­тов. Всех нас вол­но­ва­ли общие забо­ты, вме­сте мы ста­ра­лись справ­лять­ся с постав­лен­ны­ми зада­ча­ми.

Сей­час самое вре­мя ста­вить перед собой амби­ци­оз­ные цели, исполь­зо­вать все откры­ва­ю­щи­е­ся воз­мож­но­сти, пла­ни­ро­вать буду­щее и поко­рять новые вер­ши­ны.

Пусть насту­па­ю­щий 2022 год будет успеш­ным и бла­го­по­луч­ным, пол­ным свет­лых момен­тов и сбыв­ших­ся надежд. Желаю вам креп­ко­го здо­ро­вья, сча­стья, твор­че­ско­го вдох­но­ве­ния, новых откры­тий и вер­ных дру­зей!

С ува­же­ни­ем, ио рек­то­ра СахГУ Мария Ган­чен­ко­ва

Итоги «Года науки и технологии» в СахГУ

Задача Года – не только заинтересовать общественность к научным достижениям российских ученых, но и привлечь талантливую молодёжь к занятиям наукой.

221 просмотр
Читать

На про­тя­же­нии все­го года в ост­ров­ном уни­вер­си­те­те с уча­сти­ем веду­щих уче­ных стра­ны и сту­ден­тов СахГУ актив­но обсуж­да­лись стра­те­ги­че­ски важ­ные вопро­сы для Саха­лин­ской обла­сти: это реа­ли­за­ция кли­ма­ти­че­ской про­грам­мы реги­о­на, созда­ние мор­ско­го кар­бо­но­во­го поли­го­на и про­ек­тов по дости­же­нию угле­род­ной ней­траль­но­сти, пер­спек­ти­вы водо­род­ной про­грам­мы и мно­гое дру­гое. 

В мае 2021 года Пра­ви­тель­ство Рос­сии под­дер­жа­ло ини­ци­а­ти­ву пяти рос­сий­ских реги­о­нов по созда­нию науч­но-обра­зо­ва­тель­ных цен­тров (НОЦ) миро­во­го уров­ня, и про­ект, пред­став­лен­ный Саха­лин­ской обла­стью, вошел в спи­сок луч­ших. В этом про­ек­те наш вуз воз­гла­вил блок по водо­род­ным тех­но­ло­ги­ям. Речь идет о созда­нии тех­но­ло­ги­че­ской плат­фор­мы по раз­ра­бот­ке и апро­ба­ции водо­род­ных тех­но­ло­гий пол­но­го цик­ла на тер­ри­то­рии Арк­ти­ки и край­не­го Севе­ра. Тех­но­ло­гии ори­ен­ти­ро­ва­ны на внед­ре­ние новых источ­ни­ков энер­гии, исполь­зо­ва­ние их для энер­го­снаб­же­ния изо­ли­ро­ван­ных насе­лен­ных пунк­тов и инду­стри­аль­ных объ­ек­тов на уда­лен­ных тер­ри­то­ри­ях.

В кон­це года в рам­ках дея­тель­но­сти науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го цен­тра «Север: тер­ри­то­рия устой­чи­во­го раз­ви­тия» мы при­сту­пи­ли к созда­нию новой лабо­ра­то­рии в нашем уни­вер­си­те­те – это будет лабо­ра­то­рия элек­тро­хи­ми­че­ских источ­ни­ков тока для воз­об­нов­ля­е­мой энер­ге­ти­ки. Про­ект реа­ли­зу­ет­ся в парт­нер­стве с Инсти­ту­том про­блем хими­че­ской физи­ки РАН при финан­со­вой под­держ­ке Мино­бр­на­у­ки РФ. Для уни­вер­си­те­та и реги­о­на – это вход на новый рынок с огром­ным потен­ци­а­лом. Это пло­щад­ка, где сту­ден­ты смо­гут попро­бо­вать себя в новой реаль­ной сфе­ре, кото­рую сей­час актив­но внед­ря­ют инду­стри­аль­ные ком­па­нии. Это про­из­вод­ство водо­ро­да, исполь­зо­ва­ние нако­пи­те­лей и акку­му­ля­то­ров, транс­пор­ти­ров­ка водо­ро­да – здесь мас­са направ­ле­ний, в том чис­ле инже­нер­ных.

СахГУ – актив­ный игрок в вопро­се раз­ви­тия водо­род­ной повест­ки и вхо­дит в Кон­сор­ци­ум водо­род­ных тех­но­ло­гий РФ. Кон­сор­ци­ум создан по ини­ци­а­ти­ве вузов сов­мест­но с Рос­сий­ской ака­де­ми­ей наук при под­держ­ке орга­нов испол­ни­тель­ной вла­сти и про­мыш­лен­ных ком­па­ний. Участ­ни­ки кон­сор­ци­у­ма объ­еди­ни­ли тех­но­ло­ги­че­ские уси­лия по сле­ду­ю­щим направ­ле­ни­ям: полу­че­ние водо­ро­да, очист­ка, хра­не­ние и транс­пор­ти­ров­ка, исполь­зо­ва­ние водо­ро­да, водо­род­ные топ­лив­ные эле­мен­ты и смеж­ные обла­сти, вли­я­ю­щие на цепоч­ку добав­лен­ной сто­и­мо­сти. 

Мы про­дол­жа­ем мно­го­гран­ное сотруд­ни­че­ство с Рос­сий­ской ака­де­ми­ей наук по вопро­сам раз­ви­тия водо­род­ной энер­ге­ти­ки в Рос­сии и кли­ма­ти­че­ской повест­ки. В июле про­шло­го года мы про­ве­ли сов­мест­ную рабо­ту по фор­ми­ро­ва­нию круп­но­го меж­ду­на­род­но­го про­ек­та по иссле­до­ва­нию угле­род­но­го балан­са в оке­ане при уча­стии Рос­сий­ской ака­де­мии наук. Наш реги­он и наш уни­вер­си­тет ока­зал­ся актив­но вовле­чен в повест­ку декар­бо­ни­за­ции и ново­го энер­ге­ти­че­ско­го укла­да. 

В 2021 году на базе СахГУ появил­ся пер­вый в Рос­сии реги­о­наль­ный кли­ма­ти­че­ский центр для сопро­вож­де­ния про­ек­тов с низ­ким уров­нем выбро­сов пар­ни­ко­вых газов. Наш центр ока­зы­ва­ет ком­плекс­ную науч­но-иссле­до­ва­тель­скую, обра­зо­ва­тель­ную и экс­перт­ную под­держ­ку про­ек­там устой­чи­во­го раз­ви­тия Саха­лин­ской обла­сти – реги­о­на, кото­рый рас­счи­ты­ва­ет достичь угле­род­ной ней­траль­но­сти к 2025 году. В этом вопро­се нам помо­га­ют спе­ци­а­ли­сты из Инсти­ту­та гло­баль­но­го кли­ма­та и эко­ло­гии им. ака­де­ми­ка Ю. А. Изра­э­ля. В ходе наших семи­на­ров и рабо­чих групп мы реша­ем вопро­сы раз­ра­бот­ки реги­о­наль­но­го кадаст­ра Саха­лин­ской обла­сти по сек­то­рам энер­ге­ти­ки, отхо­дов, лес­но­го хозяй­ства, зем­ле­поль­зо­ва­ния, сель­ско­го хозяй­ства, фор­ми­ро­ва­ния угле­род­ной отчет­но­сти для регу­ли­ру­е­мых орга­ни­за­ций, под­го­тов­ки угле­род­ной отчет­но­сти. Одним из клю­че­вых собы­тий ста­ло про­ве­де­ние рабо­че­го сове­ща­ния, посвя­щен­но­го вопро­сам кли­ма­та и угле­род­ной ней­траль­но­сти, в рам­ках визи­та в Саха­лин­скую область пред­ста­ви­те­лей важ­ней­ших феде­раль­ных поли­ти­че­ских, тех­но­ло­ги­че­ских и эко­но­ми­че­ских инсти­ту­тов. В сове­ща­нии при­ня­ли уча­стие спе­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Феде­ра­ции по свя­зям с меж­ду­на­род­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми для дости­же­ния целей устой­чи­во­го раз­ви­тия Ана­то­лий Чубайс, деле­га­ция ООО «УК «Рос­на­но» и пред­ста­ви­тель­ство Все­мир­но­го бан­ка в Рос­сий­ской Феде­ра­ции. 

Осо­бо сто­ит отме­тить, что Мини­стер­ство нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ под­дер­жа­ло наш про­ект по созда­нию кар­бо­но­во­го поли­го­на на Саха­лине. Поли­гон охва­тит мор­скую эко­си­сте­му зали­ва Ани­ва (Охот­ское море), а после 2023 года пла­ни­ру­ет­ся про­во­дить иссле­до­ва­ния и на ост­ро­ве Иту­руп, где уче­ные будут осу­ществ­лять мони­то­ринг при­род­ных и антро­по­ген­ных систем в усло­ви­ях гло­баль­ных изме­не­ний окру­жа­ю­щей сре­ды. Опе­ра­то­ром поли­го­на стал Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, а парт­не­ра­ми – круп­ные ком­па­нии реги­о­на. 

На полях Восточ­но­го эко­но­ми­че­ско­го фору­ма Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет под­пи­сал согла­ше­ние о созда­нии и раз­ви­тии даль­не­во­сточ­но­го мор­ско­го кар­бо­но­во­го поли­го­на. В рам­ках согла­ше­ния даль­не­во­сточ­ные уче­ные будут участ­во­вать в мони­то­рин­го­вых иссле­до­ва­ни­ях сто­ка угле­ро­да в даль­не­во­сточ­ных морях Рос­сии и раз­ра­ба­ты­вать эко­тех­но­ло­гии. В состав кон­сор­ци­у­ма вошли Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, Даль­не­во­сточ­ный феде­раль­ный уни­вер­си­тет, Наци­о­наль­ный науч­ный центр мор­ской био­ло­гии име­ни А. В. Жир­мун­ско­го, Тихо­оке­ан­ский оке­а­но­ло­ги­че­ский инсти­тут име­ни В. И. Ильи­че­ва и Инсти­тут гло­баль­но­го кли­ма­та и эко­ло­гии име­ни ака­де­ми­ка Ю. А. Изра­э­ля.

В кон­це года коман­да уче­ных СахГУ и ДВФУ полу­чи­ла финан­си­ро­ва­ние про­ек­та «Мик­ро­эле­мент­ный состав тихо­оке­ан­ских лосо­сей севе­ро-запад­ной Паци­фи­ки: акку­му­ля­ция, био­транс­порт и эко­ло­ги­че­ские рис­ки». 

Сов­мест­но с пра­ви­тель­ством реги­о­на в этом году Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет запу­стил совре­мен­ную обра­зо­ва­тель­ную плат­фор­му «Саха­лин­Тех». Это эффек­тив­ная пло­щад­ка, кото­рая при­зва­на созда­вать каче­ствен­но новый кад­ро­вый потен­ци­ал в систе­ме обра­зо­ва­ния Саха­ли­на и при­вле­кать в реги­он новых уче­ных. Сту­ден­ты ост­ров­но­го вуза могут как в очном, так и в онлайн-фор­ма­те общать­ся в веду­щи­ми уче­ны­ми стра­ны из Моск­вы, Санкт-Петер­бур­га, Том­ска и дру­гих горо­дов. Все это для того, что­бы выпуск­ни­ки наше­го уни­вер­си­те­та были вос­тре­бо­ва­ны и кон­ку­рен­то­спо­соб­ны. 

В Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те в 2021 году откры­лось про­стран­ство кол­лек­тив­ной рабо­ты «Точ­ка кипе­ния». В «Точ­ке кипе­ния СахГУ» под­дер­жат про­ек­ты по водо­род­ной энер­ге­ти­ке, бес­пи­лот­ной авиа­ции, раз­ви­тию тех­но­ло­гий в сфе­ре эко­но­ми­ки оке­а­на и декар­бо­ни­за­ции реги­о­на. Новое про­стран­ство объ­еди­нит пред­ста­ви­те­лей сфе­ры обра­зо­ва­ния, нау­ки и биз­не­са, уче­ных и сту­ден­тов, тех­но­ло­ги­че­ских пред­при­ни­ма­те­лей и гос­слу­жа­щих, чле­нов обще­ствен­ных орга­ни­за­ций и про­фес­си­о­наль­ных сооб­ществ.

В Тех­ни­че­ском неф­те­га­зо­вом инсти­ту­те СахГУ появи­лась новая учеб­ная лабо­ра­то­рия. Япон­ская кор­по­ра­ция «Иоко­га­ва Элек­трик» пере­да­ла уни­вер­си­те­ту совре­мен­ные тре­на­же­ры для обу­че­ния спе­ци­а­ли­стов по рабо­те с авто­ма­ти­зи­ро­ван­ны­ми систе­ма­ми. В насто­я­щее вре­мя про­мыш­лен­ная авто­ма­ти­за­ция игра­ет клю­че­вую роль во мно­гих отрас­лях, осо­бен­но в неф­те­га­зо­вой и энер­ге­ти­че­ской сфе­рах. «Иоко­га­ва Элек­трик» пред­ла­га­ет луч­шие реше­ния в сво­ем клас­се. Это поз­во­ля­ет заказ­чи­кам обо­ру­до­ва­ния сни­жать издерж­ки и повы­шать каче­ство про­дук­ции. Новая лабо­ра­то­рия будет пред­на­зна­че­на в том чис­ле для сту­ден­тов из Поли­тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа СахГУ, кото­рые обу­ча­ют­ся по соот­вет­ству­ю­щим про­фи­лям.

Обнов­лен­ная тех­ни­че­ская база будет спо­соб­ство­вать откры­тию ново­го про­фи­ля под­го­тов­ки «Авто­ма­ти­зи­ро­ван­ные систе­мы управ­ле­ния тех­но­ло­ги­че­ски­ми про­цес­са­ми», кото­рый мож­но будет выбрать для изу­че­ния уже в сле­ду­ю­щую при­ем­ную кам­па­нию уни­вер­си­те­та.

В рам­ках «Года нау­ки и тех­но­ло­гий» в СахГУ стар­то­вал обра­зо­ва­тель­ный онлайн-про­ект «Теперь я знаю!» – логич­ное про­дол­же­ние в циф­ро­вом фор­ма­те про­ек­та «Лек­то­ри­ум». Реа­ли­за­ция про­ек­та по циф­ро­вой транс­фор­ма­ции про­ек­та «Лек­то­ри­ум» во мно­гом ста­ла воз­мож­на бла­го­да­ря под­держ­ке ком­па­нии «Саха­лин Энер­джи». На про­тя­же­нии несколь­ких меся­цев пре­по­да­ва­те­ли, сотруд­ни­ки и сту­ден­ты вуза в сту­дии под све­том софи­тов запи­сы­ва­ли лек­ции для взрос­лых и детей на самые раз­ные темы: циф­ро­вой эти­кет, сопро­тив­ле­ние вос­пи­та­нию, аст­ро­но­мия, англий­ский язык, тайм-менедж­мент, ост­ров­ная лите­ра­ту­ра, путе­ше­ствия по Куриль­ским ост­ро­вам и мно­гое дру­гое. Все­го 19 лек­ций, кото­рые мож­но посмот­реть на Youtube-кана­ле уни­вер­си­те­та.

В тече­нии все­го «Года нау­ки и тех­но­ло­гий» в СахГУ про­шло несколь­ко десят­ков круп­ных реги­о­наль­ных и меж­ду­на­род­ных кон­фе­рен­ций и науч­ных меро­при­я­тий, в кото­рых при­ня­ли уча­стие сту­ден­ты и сотруд­ни­ки вуза: XIII Меж­ду­на­род­ная науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция «Шамов­ские педа­го­ги­че­ские чте­ния», меж­ду­на­род­ный круг­лый стол «Кли­ма­ти­че­ские изме­не­ния и их вли­я­ние на эко­си­сте­мы Даль­не­го Восто­ка, стран, АТР и Север­ной Паци­фи­ки», меж­ду­на­род­ный сту­ден­че­ский форум «Новая реаль­ность меж­куль­тур­ных отно­ше­ний в Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ском реги­оне в пост­пан­де­ми­че­ском мире», меж­ду­на­род­ный круг­лый стол «Тех­но­ло­гии сни­же­ния выбро­сов пар­ни­ко­вых газов и адап­та­ции к изме­не­ни­ям кли­ма­та в Саха­лин­ской обла­сти», меж­ду­на­род­ная науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция «Обра­зо­ва­ние и диа­лог куль­тур в мно­го­языч­ном про­стран­стве АТР», меж­ду­на­род­ный про­све­ти­тель­ский про­ект «Откры­тая лабо­ра­тор­ная» и мно­гие дру­гие. 

Рас­ска­зы­ва­ли об ост­ров­ной нау­ке не толь­ко реги­о­наль­ные СМИ, но и жур­на­ли­сты из круп­ных рос­сий­ских и зару­беж­ных медиа: «Неза­ви­си­мая газе­та»: «Миро­вые оке­а­ны и боло­та сто­ят на стра­же кли­ма­та» , РБК: «Губ­ка для угле­ро­да», НТВ: «Экс­пе­ри­мент по сни­же­нию угле­во­до­род­ных выбро­сов стар­ту­ет на Саха­лине», РИА «Ново­сти»: «На Саха­лине обсу­ди­ли эко­ло­ги­че­ские пер­спек­ти­вы Даль­не­го Восто­ка», ОТВ Саха­лин: «Уче­ные СахГУ завер­ши­ли поле­вые сбо­ры водо­рос­лей, кото­рые выбра­сы­ва­ло в этом году на бере­га Саха­ли­на». 

Сту­ден­че­ское науч­ное обще­ство уни­вер­си­те­та на про­тя­же­нии все­го года про­во­ди­ло как для сту­ден­тов, так и для школь­ни­ков интел­лек­ту­аль­ные бои «Brain Battle». За этот пери­од ими было про­ве­де­но более 20 интел­лек­ту­аль­ных сорев­но­ва­ний.

В кон­це 2020 года пре­зи­дент Рос­сии Вла­ди­мир Путин под­пи­сал указ, что 2021 год – Год нау­ки и тех­но­ло­гий в Рос­сии. Зада­ча года – не толь­ко заин­те­ре­со­вать обще­ствен­ность к науч­ным дости­же­ни­ям рос­сий­ских уче­ных, но и при­влечь талант­ли­вую моло­дежь к заня­ти­ям нау­кой.