Востоковедов новой формации будут готовить в СахГУ

Отправной точкой для формирования новых центров востоковедения не только для Сахалина, но и всего дальневосточного региона явилась международная зимняя школа «Диалог с Азией», проходившая в течение трёх дней на площадке Сахалинского государственного университета.

114 просмотров
Читать

Участ­ни­ка­ми шко­лы ста­ли око­ло сот­ни школь­ни­ков и сту­ден­тов, в том чис­ле десять гостей с мате­ри­ка, а так­же спи­ке­ры из таких вузов, как Казах­ский уни­вер­си­тет меж­ду­на­род­ных отно­ше­ний и миро­вых язы­ков им. Абы­лай хана (г. Алма-Аты, Казах­стан), Мос­ков­ский город­ской педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (г. Москва) и Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный линг­ви­сти­че­ский уни­вер­си­тет (г. Москва).

– Уже более трёх деся­ти­ле­тий в нашем уни­вер­си­те­те актив­но раз­ви­ва­ет­ся восточ­ное направ­ле­ние, – отме­ча­ет и.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак . – И шко­ла «Диа­лог с Ази­ей» в рам­ках про­грам­мы «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток», с одной сто­ро­ны ста­ла зако­но­мер­ной частью это­го раз­ви­тия, а с дру­гой – новым эта­пом, кото­рый чёт­ко обо­зна­чил при­вле­ка­тель­ность наше­го реги­о­на для аби­ту­ри­ен­тов бла­го­да­ря его гео­гра­фи­че­ской и куль­тур­ной бли­зо­сти к Азии.

Про­грам­ма рабо­ты шко­лы преду­смат­ри­ва­ла два раз­ных тре­ка: для школь­ни­ков и для сту­ден­тов. При этом модуль для школь­ни­ков был выстро­ен по инно­ва­ци­он­ной моде­ли в виде олим­пи­ад­ных зада­ний, где рабо­чим язы­ком стал англий­ский, а содер­жа­ние пол­но­стью отно­си­лось к Азии. Таким обра­зом, от участ­ни­ков тре­бо­ва­лось не толь­ко при­лич­ное зна­ние ино­стран­но­го язы­ка, но и погру­жён­ность в куль­ту­ру, исто­рию, эко­но­ми­ку ази­ат­ских стран. Как под­чёр­ки­ва­ют орга­ни­за­то­ры, подоб­ных олим­пи­ад, тем более в мето­ди­че­ской связ­ке «шко­ла – вуз», пока не про­во­дит­ся боль­ше нигде в Рос­сии.

Ярким момен­том ста­ла лек­ция дирек­то­ра Инсти­ту­та стран Азии и Афри­ки МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва, док­то­ра исто­ри­че­ских наук, про­фес­со­ра Алек­сея Мас­ло­ва. В сво­ём докла­де экс­перт по духов­ным тра­ди­ци­ям Восто­ка под­черк­нул, что для выстра­и­ва­ния насто­я­щих дол­го­сроч­ных отно­ше­ний с ази­ат­ски­ми стра­на­ми необ­хо­ди­мо научить­ся пони­мать их мен­та­ли­тет. В бли­жай­шие деся­ти­ле­тия, счи­та­ет про­фес­сор, путь Рос­сии будет самым тес­ным обра­зом свя­зан с Ази­ей, при этом восто­ко­вед дол­жен быть не про­сто спе­ци­а­ли­стом по меж­ду­на­род­ным отно­ше­ни­ям, но дол­жен уметь смот­реть на мир гла­за­ми чело­ве­ка дру­гой стра­ны.

Ито­ги и нара­бот­ки рабо­ты шко­лы «Диа­лог с Ази­ей» труд­но пере­оце­нить. Эта «про­ба пера» для ост­ров­но­го восто­ко­ве­де­ния будет иметь как крат­ко­сроч­ные, так и дол­го­вре­мен­ные пер­спек­ти­вы. В част­но­сти, в ходе рабо­ты было заклю­че­но согла­ше­ние о сотруд­ни­че­стве СахГУ с Мос­ков­ским город­ским педа­го­ги­че­ским уни­вер­си­те­том, про­ра­бо­та­ны идеи вза­и­мо­дей­ствия меж­ду кафед­ра­ми восточ­ной фило­ло­гии на уровне сту­ден­тов и на уровне пре­по­да­ва­те­лей.

Про­ра­ба­ты­ва­ет­ся соот­вет­ству­ю­щий дого­вор на меж­ду­на­род­ном уровне и с уни­вер­си­те­том из Казах­ста­на, при­чём саха­лин­ские учё­ные уже при­гла­ше­ны на меж­ду­на­род­ную кон­фе­рен­цию по пре­по­да­ва­нию корей­ско­го язы­ка в Алма-Аты в июне 2024 года.

Поми­мо это­го, вузы-участ­ни­ки меж­ду­на­род­ной шко­лы акцен­ти­ро­ва­ли осо­бое вни­ма­ние на раз­ви­тии сов­мест­ных про­грамм маги­стра­ту­ры в обла­сти восто­ко­ве­де­ния, в том чис­ле и по созда­нию сете­вых про­грамм. СахГУ – един­ствен­ный ост­ров­ной вуз, кото­рый рас­по­ла­га­ет воз­мож­но­стя­ми изу­че­ния восточ­ных язы­ков у носи­те­лей язы­ка, име­ет боль­шую парт­нёр­скую сеть за рубе­жом, где сту­ден­ты могут про­хо­дить ста­жи­ров­ку. А зна­чит, Саха­лин дол­жен стать свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду вуза­ми евро­пей­ской части и ази­ат­ски­ми учеб­ны­ми заве­де­ни­я­ми.

Саха­лин пред­став­ля­ет собой в дан­ном слу­чае уни­каль­ную пло­щад­ку, где сли­лись воеди­но ази­ат­ско-рос­сий­ская куль­ту­ра и исто­рия, гео­гра­фи­че­ская бли­зость к стра­нам Даль­не­го Восто­ка, мощ­ная науч­ная восто­ко­вед­че­ская шко­ла, нара­бо­тан­ные за деся­ти­ле­тия меж­ду­на­род­ные свя­зи и мно­гое дру­гое. Всё это долж­но при­влечь сту­ден­тов со всей Рос­сии и из-за рубе­жа изу­чать восто­ко­ве­де­ние имен­но в СахГУ. А инфра­струк­тур­ные воз­мож­но­сти для это­го предо­ста­вит кам­пус миро­во­го уров­ня Саха­линTech, стро­и­тель­ство кото­ро­го уже ведёт­ся в област­ном цен­тре.

Обу­че­ние сту­ден­тов будет идти в нераз­рыв­ной связ­ке с науч­но-иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­стью. Так, на базе СахГУ пла­ни­ру­ет­ся созда­ние Саха­лин­ско­го цен­тра иссле­до­ва­ний совре­мен­ной Азии.

– Здесь у нас име­ет­ся серьёз­ный науч­ный задел – рас­ска­за­ла дирек­тор инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния СахГУ Эль­ви­ра Лим. – Глу­бо­кое пони­ма­ние поли­ти­че­ских, эко­но­ми­че­ских и соци­о­куль­тур­ных про­цес­сов поз­во­лит не про­сто уси­лить язы­ко­вую под­го­тов­ку, но и выра­бо­тать у сту­ден­тов очень важ­ные в наше вре­мя ком­пе­тен­ции. Сего­дня мы все наце­ле­ны на раз­ви­тие отно­ше­ний со стра­на­ми АТР, и мы име­ем все воз­мож­но­сти стать флаг­ма­ном это­го дви­же­ния.

На Сахалине началась активная фаза строительства кампуса мирового уровня

На строительной площадке, на месте бывшего Дома офицеров, залили первый бетон в основание научно-образовательного комплекса СахалинTech.

221 просмотр
Читать

На стро­и­тель­ной пло­щад­ке, на месте быв­ше­го Дома офи­це­ров, зали­ли пер­вый бетон в осно­ва­ние науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са Саха­линTech. Это зна­ме­на­тель­ный этап в любой строй­ке: он озна­ча­ет пере­ход от под­го­то­ви­тель­ной фазы к актив­ным рабо­там.

– Лич­но наш Пре­зи­дент Вла­ди­мир Путин при­нял реше­ние о том, что­бы постро­ить в Рос­сии несколь­ко кам­пу­сов миро­во­го уров­ня, в том чис­ле и на Саха­лине, – ска­зал губер­на­тор Вале­рий Лима­рен­ко, посе­тив­ший сего­дня стро­и­тель­ную пло­щад­ку. – Имен­но в День народ­но­го един­ства про­ис­хо­дит зна­ме­на­тель­ное собы­тие, и мы зали­ва­ем пер­вый бетон в осно­ва­ние буду­ще­го науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са. Толь­ко общи­ми уси­ли­я­ми – стро­и­те­лей, реги­о­наль­но­го пра­ви­тель­ства, нау­ки, биз­не­са – мы смо­жем реа­ли­зо­вать столь важ­ный и круп­ный про­ект. Пере­до­вой кам­пус необ­хо­дим ост­ров­но­му реги­о­ну, что­бы наши выпуск­ни­ки полу­ча­ли луч­шее обра­зо­ва­ние и луч­шие рабо­чие места на Саха­лине, что­бы биз­нес вза­и­мо­дей­ство­вал с пере­до­вой нау­кой и рабо­тал на бла­го реги­о­на. Сей­час рабо­ты на пло­щад­ке идут с неболь­шим опе­ре­же­ни­ем гра­фи­ка – шесть дней. Впе­ре­ди – боль­шая строй­ка, и мы обес­пе­чим все усло­вия, что­бы боль­шое госу­дар­ствен­ное дело было выпол­не­но в срок.

В науч­но-обра­зо­ва­тель­ном ком­плек­се раз­ме­стят­ся учеб­ные ауди­то­рии, науч­но-иссле­до­ва­тель­ские лабо­ра­то­рии, R&D цен­тров, кото­рые будут решать кон­крет­ные зада­чи биз­не­са. Сов­мест­но с бота­ни­че­ским садом созда­дут оран­же­рею, кото­рая будет не толь­ко науч­ным объ­ек­том, но и откры­тым для всех жела­ю­щих обще­ствен­ным про­стран­ством. В кам­пу­се преду­смот­рят так­же поме­ще­ния для пуб­лич­ных меро­при­я­тий, выста­воч­ные пло­ща­ди, биб­лио­те­ку, спор­тив­ные залы, кафе. Общая пло­щадь ком­плек­са пре­вы­сит 88 тысяч квад­рат­ных мет­ров.

Сим­во­ли­че­ский старт бетон­ным рабо­там, взмах­нув крас­ным флаж­ком, дал шести­класс­ник Мак­сим Веров. Маль­чик – актив­ный участ­ник обще­рос­сий­ско­го Дви­же­ния пер­вых, в буду­щем он наде­ет­ся стать сту­ден­том Саха­линTech.

– Вче­ра позво­ни­ли моей маме и спро­си­ли, могу ли я выпол­нить важ­ную мис­сию. Я был очень рад, хотя уди­вил­ся, что меня взя­ли имен­но меня. В буду­щем я меч­таю посту­пить в новый боль­шой и кра­си­вый уни­вер­си­тет и сде­лать мно­го хоро­ше­го для Саха­ли­на, – поде­лил­ся юный саха­ли­нец.

На стро­и­тель­ную пло­щад­ку при­гла­си­ли сего­дня и сту­ден­тов. Заме­сти­тель пред­се­да­те­ля сту­ден­че­ско­го сове­та тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та СахГУ Семен Выбор­нов учит­ся на тре­тьем кур­се. Стро­и­тель­ство кам­пу­са завер­шит­ся, когда он уже полу­чит диплом, но моло­дой чело­век рас­счи­ты­ва­ет зани­мать­ся в пере­до­вом кам­пу­се науч­ной дея­тель­но­стью.

– В сту­ден­че­ском сооб­ще­стве новость о стро­и­тель­стве уни­вер­си­те­та вос­при­ня­ли очень радост­но. Мы видим, что рабо­ты актив­но идут, это уже не толь­ко сло­ва. В новом кам­пу­се преду­смот­ре­ны лабо­ра­то­рии пере­до­вых иссле­до­ва­ний, в кото­рых моло­дые пер­спек­тив­ные уче­ные полу­чат воз­мож­ность вопло­щать свои про­ек­ты. Наш рек­тор неод­но­крат­но гово­рил, что стре­мит­ся, к тому, что­бы труд уче­ных опла­чи­вал­ся достой­но. Уве­рен, что кам­пус ста­нет местом, где ребя­та будут полу­чать хоро­шее воз­на­граж­де­ние за свои откры­тия, где нау­ка и биз­нес будут суще­ство­вать в сим­би­о­зе, – рас­ска­зал Семен.

Поми­мо физи­че­ско­го фун­да­мен­та – нача­лась рабо­та по созда­нию науч­но­го фун­да­мен­та буду­ще­го кам­пу­са Саха­линTech. Сей­час идет актив­ная фаза по фор­ми­ро­ва­нию хими­че­ско­го кла­сте­ра. В него вой­дет новая лабо­ра­то­рия, кото­рая будет зани­мать­ся иссле­до­ва­ни­я­ми в обла­сти химии и при­клад­ной эко­ло­гии: это опре­де­ле­ние загряз­не­ний воз­ду­ха, грун­та, воды, вклю­чая ради­а­ци­он­ные изме­ре­ния, ком­плекс­ный эко­ло­ги­че­ский мони­то­ринг окру­жа­ю­щей сре­ды и раз­ра­бот­ка тех­но­ло­гий по сни­же­нию эко­ло­ги­че­ской нагруз­ки и устра­не­ния загряз­не­ний. Лабо­ра­то­рию воз­гла­вил моло­дой уче­ный, кан­ди­дат хими­че­ских наук Эду­ард Токарь. 

Пере­за­пу­ще­на лабо­ра­то­рия элек­тро­хи­ми­че­ских источ­ни­ков тока, кото­рую так­же воз­гла­вил моло­дой уче­ный, кан­ди­дат хими­че­ских наук Олег Шича­лин. Обнов­ля­ет­ся при­бор­ная база науч­но-иссле­до­ва­тель­ской лабо­ра­то­рии хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, кото­рая обес­пе­чи­ва­ет про­ве­де­ние хими­че­ско-ана­ли­ти­че­ской экс­пер­ти­зы в уни­вер­си­те­те. Все это созда­ет­ся для того, что обес­пе­чить раз­ви­тие новых направ­ле­ний для реги­о­на: хими­че­ские тех­но­ло­гии, био­тех­но­ло­гии и фар­ма­ко­ло­гия. 

В СахГУ актив­но раз­ви­ва­ют­ся иссле­до­ва­ния по циф­ро­вым тех­но­ло­ги­ям. В сен­тяб­ре сов­мест­но со Сбер­бан­ком был открыт Центр искус­ствен­но­го интел­лек­та. Сей­час в уни­вер­си­те­те созда­ли лабо­ра­то­рию моде­ли­ро­ва­ния радио­элек­трон­ных устройств, кото­рой руко­во­дит моло­дой док­тор тех­ни­че­ских наук Тимур Гази­зов. Лабо­ра­то­рия созда­на в рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток», а про­мыш­лен­ным парт­нё­ром в ней ста­ла ком­па­ния НПЦ «ЭЛВИС», кото­рая не пер­вый год зани­ма­ет­ся раз­ра­бот­кой реше­ний для мик­ро­элек­тро­ни­ки, радио­элек­трон­ной борь­бы и охран­ных ком­плек­сов. 

Еще одно направ­ле­ние, кото­рое ста­нет «цемен­ти­ру­ю­щим соста­вом» буду­ще­го кам­пу­са Саха­линTech – кли­ма­ти­че­ская и энер­ге­ти­че­ская повест­ки. Эти направ­ле­ния явля­ют­ся стра­те­ги­че­ски­ми про­ек­та­ми как для реги­о­на, так и для стра­ны в целом. В рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия уни­вер­си­те­та на это дела­ет­ся силь­ный акцент. В пер­спек­ти­ве кли­ма­ти­че­ская повест­ка будет уси­ле­на IT-бло­ком и искус­ствен­ным интел­лек­том, а так­же направ­ле­ни­я­ми, свя­зан­ны­ми с бес­пи­лот­ни­ка­ми и дистан­ци­он­ным зон­ди­ро­ва­ни­ем Зем­ли. 

- Я думаю, что в сле­ду­ю­щем году нам удаст­ся создать еще несколь­ко лабо­ра­то­рий в обла­сти аква­куль­ту­ры и рыбо­вод­ства. В насто­я­щее вре­мя мы гото­вим для наших уче­ных и сту­ден­тов мари­куль­тур­ный био­тех­но­парк и в сле­ду­ю­щем году он нач­нёт функ­ци­о­ни­ро­вать. На встре­че с Учё­ным сове­том уни­вер­си­те­та губер­на­тор Саха­лин­ской обла­сти Вале­рий Лима­рен­ко чёт­ко обо­зна­чил зада­чи, кото­рые сто­ят перед реги­о­ном, в том чис­ле, свя­зан­ные с рыбо­до­бы­ва­ю­щей и рыбо­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щей отрас­лью, аква­куль­ту­рой. - отме­тил и.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак.

Кро­ме это­го, начи­на­ет­ся рабо­та по уси­ле­нию социо-гума­ни­тар­но­го направ­ле­ния и созда­нию на базе СахГУ «Саха­лин­ско­го цен­тра иссле­до­ва­ний совре­мен­ной Азии». Это озна­ча­ет, что уни­вер­си­тет будет уси­ли­вать не толь­ко язы­ко­вую под­го­тов­ку, но и раз­ви­вать ком­пе­тен­ции, кото­рые важ­ны для пони­ма­ния ази­ат­ской куль­ту­ры, эко­но­ми­ки, поли­ти­ки, биз­не­са. Это важ­но для реги­о­на, посколь­ку он дви­жет­ся в сто­ро­ну раз­ви­тия отно­ше­ний с Кита­ем, Инди­ей и дру­ги­ми стра­на­ми АТР. И здесь, буду­щий кам­пус дол­жен быть флаг­ма­ном ази­ат­ско­го направ­ле­ния на Даль­нем Восто­ке.

Напом­ним, кам­пус миро­во­го уров­ня под­ра­зу­ме­ва­ет так­же стро­и­тель­ство сту­ден­че­ско­го город­ка на 1500 чело­век. Рабо­ты по бето­ни­ро­ва­нию осно­ва­ния на объ­ек­те, кото­рый раз­ме­стит­ся на про­спек­те Побе­ды, стар­то­ва­ли в кон­це октяб­ря. Сдать сту­ден­че­ский горо­док пла­ни­ру­ет­ся в 2025 году, а науч­но-обра­зо­ва­тель­ный ком­плекс – в 2026 году. Рабо­ты ведут­ся в рам­ках наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», кото­рый реа­ли­зу­ет­ся по ини­ци­а­ти­ве Вла­ди­ми­ра Пути­на.

На Сахалине приступили к бетонированию основания студенческого городка СахГУ

На Сахалине приступили к бетонированию основания студенческого городка кампуса СахалинTech.

166 просмотров
Читать

На Саха­лине при­сту­пи­ли к бето­ни­ро­ва­нию осно­ва­ния сту­ден­че­ско­го город­ка кам­пу­са Саха­линTech. Стро­и­тель­ство ком­плек­са зда­ний, объ­еди­нен­ных сти­ло­ба­том, раз­вер­ну­то на про­спек­те Побе­ды в Южно-Саха­лин­ске. Воз­ве­де­ние важ­но­го для ост­ров­но­го обра­зо­ва­ния объ­ек­та идет с опе­ре­же­ни­ем гра­фи­ка. 

– Перед нами сто­ит очень важ­ная зада­ча – мы долж­ны создать драй­вер раз­ви­тия обра­зо­ва­ния на ост­ро­вах. Для это­го нача­та рабо­та по стро­и­тель­ству кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­линTech, где сту­ден­ты и пре­по­да­ва­те­ли смо­гут не толь­ко учить­ся и рабо­тать, но и отды­хать. В рам­ках про­ек­та будет воз­ве­ден сту­ден­че­ский горо­док – новое, совре­мен­ное место для про­жи­ва­ния уча­щих­ся и пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва с самы­ми ком­форт­ны­ми усло­ви­я­ми. В нем смо­гут раз­ме­стить­ся 1500 чело­век. Очень важ­но, что это не про­сто ком­плекс обще­жи­тий, а пол­но­цен­ное обще­ствен­ное про­стран­ство с совре­мен­ной соци­аль­ной инфра­струк­ту­рой, кото­рое смо­гут посе­щать все жела­ю­щие, – отме­тил заме­сти­тель пред­се­да­те­ля област­но­го пра­ви­тель­ства Вяче­слав Алень­ков.

Рабо­ты на объ­ек­те стар­то­ва­ли в нача­ле сен­тяб­ря. Стро­и­те­ли сфор­ми­ро­ва­ли кот­ло­ван буду­ще­го сту­ден­че­ско­го город­ка, а теперь при­сту­пи­ли к важ­ней­ше­му эта­пу – бето­ни­ро­ва­нию осно­ва­ния. Кро­ме того, про­дол­жа­ет­ся закуп­ка необ­хо­ди­мых мате­ри­а­лов. Пол­но­стью завер­шить стро­и­тель­ство объ­ек­та пла­ни­ру­ет­ся в 2025 году.

– Объ­ект очень инте­рес­ный, слож­ный. Вну­ши­тель­ные объ­е­мы стро­и­тель­но-мон­таж­ных работ. Воз­во­дим горо­док в соот­вет­ствии с совре­мен­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми. Напри­мер, здесь будет исполь­зо­вать­ся новый тип ста­ли – метал­лур­ги­че­ские заво­ды спе­ци­аль­но для нас будут выпол­нять соот­вет­ству­ю­щие заяв­ки. При­ме­не­ние тако­го мате­ри­а­ла обу­слов­ле­но сей­сми­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми ост­ро­ва, зда­ния полу­ча­ют­ся более надеж­ны­ми. Этот тип ста­ли на круп­ном объ­ек­те мы исполь­зу­ем впер­вые, – рас­ска­зал гене­раль­ный дирек­тор стро­и­тель­но-ком­мер­че­ской фир­мы «Сфе­ра» Андрей Зал­пин.

Для досу­га сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей на тер­ри­то­рии студ­го­род­ка появят­ся мно­го­чис­лен­ные обще­ствен­ные про­стран­ства. Будет обо­ру­до­ва­на спор­тив­ная зона, вклю­ча­ю­щая фит­нес-центр с раз­де­вал­ка­ми и душе­вы­ми, ком­плекс тре­на­жёр­ных залов. Так­же в студ­го­род­ке обу­стро­ят сто­ло­вую, кафе, меди­цин­ский пункт. Для жите­лей и гостей горо­да будут откры­ты обще­ствен­ные места на пер­вом эта­же.

– Сту­ден­ты наше­го уни­вер­си­те­та при­ни­ма­ли самое актив­ное уча­стие в раз­ра­бот­ке про­ек­та. Про­во­ди­лись встре­чи, во вре­мя кото­рых ребя­та озву­чи­ва­ли свои пред­ло­же­ния по созда­нию наи­бо­лее ком­форт­ных усло­вий для про­жи­ва­ния и уче­бы. Луч­шие идеи взя­ты в рабо­ту. На мой взгляд, это очень пра­виль­ных под­ход. Наши сту­ден­ты – это буду­щее ост­ров­но­го реги­о­на, и их мне­ние необ­хо­ди­мо учи­ты­вать в первую оче­редь, – рас­ска­за­ла про­рек­тор по вос­пи­та­тель­ной рабо­те и моло­дёж­ной поли­ти­ке СахГУ Свет­ла­на Барыш­ни­ко­ва. – Сего­дняш­ний день мож­но назвать исто­ри­че­ским. Мы выхо­дим на свое­об­раз­ную финиш­ную пря­мую. Совсем ско­ро мы ока­жем­ся на каче­ствен­но новом эта­пе раз­ви­тия ост­ров­но­го обра­зо­ва­ния.

Напом­ним, ранее ста­ло извест­но, что 4 нояб­ря в ост­ров­ной сто­ли­це нач­нет­ся бето­ни­ро­ва­ние осно­ва­ния науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са СахГУ – объ­ек­та, кото­рый ста­нет серд­цем кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­линTech. Рабо­ты стар­ту­ют почти на неде­лю рань­ше запла­ни­ро­ван­но­го. Основ­ны­ми направ­ле­ни­я­ми науч­ной дея­тель­но­сти кам­пу­са ста­нут эко­но­ми­ка Миро­во­го оке­а­на, кли­мат и эко­ло­гия, аква­био­тех­но­ло­гии, новая энер­ге­ти­ка, неф­те­га­зо­вые тех­но­ло­гии и направ­ле­ния, свя­зан­ные с изу­че­ни­ем Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ско­го реги­о­на.

В науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­се преду­смот­рят учеб­ные ауди­то­рии, науч­но-иссле­до­ва­тель­ские лабо­ра­то­рии, R&D цен­тры, тех­но­парк, биб­лио­те­ку, спор­тив­ные залы, архео­ло­ги­че­ский музей. Стро­и­тель­ство объ­ек­та завер­шат в 2026 году.

Создать на Саха­лине кам­пус миро­во­го уров­ня пред­ло­жил губер­на­тор Вале­рий Лима­рен­ко. Пре­зи­дент РФ Вла­ди­мир Путин идею под­дер­жал и рас­по­ря­дил­ся реа­ли­зо­вать ини­ци­а­ти­ву в рам­ках наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты».

Вечная память…

Студент нашего университета погиб в зоне спецоперации при исполнении воинского долга.

216 просмотров
Читать

В кон­це тре­тье­го кур­са сту­дент инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти, буду­щий учи­тель без­опас­но­сти жиз­не­де­я­тель­но­сти Алек­сандр Митя­ев доб­ро­воль­цем ушел на фронт.

Он был ранен в бою и скон­чал­ся от ран в гос­пи­та­ле. Ему было 24 года.

Наш герой явля­ет­ся выпуск­ни­ком «Дет­ско­го дома №3» (посе­лок Прав­да, Холм­ский рай­он)

Алек­сандр Митя­ев — при­мер муже­ства и отва­ги. Сту­ден­ты, знав­шие его, вспо­ми­на­ют его как доб­ро­го и отзыв­чи­во­го чело­ве­ка, надеж­но­го това­ри­ща и дру­га.

Вче­ра на Алле Сла­вы с воин­ски­ми поче­стя­ми его пре­да­ли зем­ле.

За муже­ство, отва­гу и само­от­вер­жен­ность, про­яв­лен­ные при испол­не­нии воин­ско­го дол­га, награж­ден Орде­ном Муже­ства.

Кол­лек­тив Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та гор­дит­ся сво­им сту­ден­том и выра­жа­ет глу­бо­кие собо­лез­но­ва­ния дру­зьям и близ­ким Алек­сандра Митя­е­ва.

Мы нико­гда не забу­дем его за про­яв­лен­ные им муже­ство, отва­гу и пат­ри­о­тизм.

Веч­ная память…

Торжественный ученый совет

Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко поздравил сотрудников вуза с 25-летием университета.

195 просмотров
Читать

В сте­нах Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та состо­я­лось тор­же­ствен­ное засе­да­ние уче­но­го сове­та. В нем при­ня­ли уча­стие око­ло 50 чело­век — почет­ные про­фес­со­ра, заве­ду­ю­щие кафед­ра­ми, веду­щие уче­ные, пред­ста­ви­те­ли орга­нов вла­сти и обще­ствен­ных орга­ни­за­ций, вете­ра­ны СахГУ и сотруд­ни­ки ост­ров­но­го вуза.

«Доро­гие дру­зья! Поздрав­ляю вас с 25-лети­ем уни­вер­си­те­та! Сего­дня перед нами сто­ят слож­ней­шие зада­чи, решить кото­рые без вас про­сто невоз­мож­но. Пре­зи­дент стра­ны Вла­ди­мир Путин наце­лил нас на сохра­не­ние тех­но­ло­ги­че­ско­го суве­ре­ни­те­та, под­го­тов­ку высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров в сфе­ре IT, реа­ли­за­цию науч­ных откры­тий и внед­ре­ние самых пере­до­вых тех­но­ло­гий во все сфе­ры жиз­ни. Мы наме­ре­ны раз­ви­вать новые про­из­вод­ства. Наце­ле­ны на созда­ние инже­нер­ной шко­лы — рабо­ты в этом направ­ле­нии уже нача­ты. Все эти зада­чи необ­хо­ди­мо реа­ли­зо­вы­вать, опи­ра­ясь на креп­кую науч­ную базу. Бла­го­да­рю всех вас за рабо­ту, наце­лен­ность на резуль­тат и желаю уда­чи», — отме­тил Вале­рий Лима­рен­ко.

«Наш уни­вер­си­тет вырос из неболь­шо­го педа­го­ги­че­ско­го учи­ли­ща, откры­то­го почти 75 лет назад. Появ­ле­ние клас­си­че­ско­го вуза было про­дик­то­ва­но боль­шой потреб­но­стью Саха­лин­ской обла­сти в спе­ци­а­ли­стах в самых раз­ных отрас­лях и в раз­ви­тии науч­ной базы. Нуж­ны были про­фес­си­о­наль­ные кад­ры для неф­те­га­зо­вой отрас­ли, стро­и­тель­но­го направ­ле­ния, сфе­ры управ­ле­ния и мно­гих дру­гих. Но вре­мя ста­вит новые зада­чи. Эти вызо­вы сто­ят и перед нынеш­ним кол­лек­ти­вом уни­вер­си­те­та, у кото­ро­го есть все для того, что­бы с ними спра­вить­ся. С осо­бой бла­го­дар­но­стью и ува­же­ни­ем вспо­ми­на­ем пре­по­да­ва­те­лей и уче­ных, кото­рые взя­ли высо­кие ори­ен­ти­ры. Так­же хотел бы побла­го­да­рить губер­на­то­ра за то, что он лич­но при­нял уча­стие в этом засе­да­нии. От лица кол­лек­ти­ва бла­го­да­рю за то, что под­дер­жи­ва­е­те наш уни­вер­си­тет, участ­ву­е­те в его раз­ви­тии», — под­черк­нул и. о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак.

Вале­рий Лима­рен­ко вру­чил Почет­ную гра­мо­ту пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти дирек­то­ру инсти­ту­та фило­ло­гии, исто­рии и восто­ко­ве­де­ния Эль­ви­ре Лим.

«Сего­дня очень важ­ный день в моей тру­до­вой дея­тель­но­сти. Когда-то в этом зале меня посвя­ща­ли в сту­ден­ты, а сего­дня я полу­чаю здесь такую высо­кую награ­ду. Я рабо­таю здесь уже 26 лет — устро­и­лась еще до реор­га­ни­за­ции. Вооб­ще уни­вер­си­тет — это мой вто­рой дом. Меня здесь научи­ли полу­чать зна­ния, дру­жить, слу­шать и слы­шать, и, самое глав­ное, рабо­тать», — под­черк­ну­ла Эль­ви­ра Лим.

Бла­го­дар­ствен­ным пись­мом отме­че­на доцент кафед­ры тео­рии и мето­ди­ки обу­че­ния и вос­пи­та­ния инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки СахГУ Люд­ми­ла Румян­це­ва.

Кро­ме того, в рам­ках тор­же­ствен­ной цере­мо­нии были вру­че­ны почет­ные гра­мо­ты и бла­го­дар­ствен­ные пись­ма сотруд­ни­кам уни­вер­си­те­та, памят­ные адре­са от и. о. рек­то­ра сотруд­ни­кам и пре­по­да­ва­те­лям, про­ра­бо­тав­шим в СахГУ более 40 лет. Поздра­вить их так­же при­шли заме­сти­тель министр туриз­ма Оль­га Маты­сик, заме­сти­тель руко­во­ди­те­ля депар­та­мен­та обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти Лео­нид Тамо­тов и руко­во­ди­тель агент­ства по делам моло­де­жи Дмит­рий Сме­ка­лов.

Время кампусов мирового уроня

На совещании Минобрнауки России обсудили текущие результаты проектов по созданию современных кампусов.

71 просмотр
Читать

Все про­ек­ты кам­пу­сов пер­вой оче­ре­ди обес­пе­че­ны сред­ства­ми в феде­раль­ном законе о бюд­же­те. Эту и дру­гие темы обсу­ди­ли на сове­ща­нии по вопро­сам реа­ли­за­ции про­ек­тов кам­пу­сов, кото­рое про­шло под пред­се­да­тель­ством гла­вы Мино­бр­на­у­ки Рос­сии Вале­рия Фаль­ко­ва.

Во встре­че при­ня­ли уча­стие руко­во­ди­те­ли и заме­сти­те­ли руко­во­ди­те­лей вось­ми реги­о­нов — участ­ни­ков феде­раль­но­го про­ек­та «Созда­ние сети совре­мен­ных кам­пу­сов» — Кали­нин­град­ской, Ниже­го­род­ской, Ново­си­бир­ской, Саха­лин­ской, Сверд­лов­ской, Том­ской, Челя­бин­ской обла­стей и Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан; пред­ста­ви­те­ли Мин­строя Рос­сии, ФАУ «Глав­гос­экс­пер­ти­за Рос­сии», ППК «Еди­ный заказ­чик», госу­дар­ствен­ной кор­по­ра­ции раз­ви­тия «ВЭБ.РФ».

Во вре­мя сове­ща­ния под­ве­ли ито­ги за про­шед­шие девять меся­цев реа­ли­за­ции про­ек­та и отме­ти­ли зна­чи­мые дости­же­ния:

⁃ ведут­ся стро­и­тель­но-мон­таж­ные рабо­ты кам­пу­сов в Уфе, Челя­бин­ске, Ниж­нем Нов­го­ро­де, Южно-Саха­лин­ске, Ново­си­бир­ске, Кали­нин­гра­де и Ека­те­рин­бур­ге;

⁃ все про­ек­ты кам­пу­сов пер­вой оче­ре­ди обес­пе­че­ны сред­ства­ми в феде­раль­ном законе о бюд­же­те;

⁃ под­пи­са­ны 12 кон­цес­си­он­ных согла­ше­ний;

⁃ утвер­жден феде­раль­ный про­ект.

«Хоте­лось бы отме­тить хоро­шую дина­ми­ку по про­ек­ту и достиг­ну­тые резуль­та­ты. Кам­пу­сы — один из при­о­ри­тет­ных и наи­бо­лее мас­штаб­ных про­ек­тов Мино­бр­на­у­ки. В нача­ле года была постав­ле­на зада­ча по фор­ми­ро­ва­нию систе­мы управ­ле­ния про­ек­том и выстра­и­ва­ния вза­и­мо­дей­ствия всех его участ­ни­ков. В этом плане мы так­же видим, что сотруд­ни­че­ство меж­ду реги­о­наль­ны­ми коман­да­ми, Мино­бр­на­у­ки Рос­сии и дру­ги­ми орга­ни­за­ци­ям, вовле­чен­ны­ми в про­ект, орга­ни­зо­ва­но и при­но­сит резуль­та­ты. Нуж­но про­дол­жать все рабо­ты, не сбав­ляя темп», — под­черк­нул Вале­рий Фаль­ков.

На сове­ща­нии заслу­ша­ли докла­ды о теку­щем ста­ту­се созда­ния кам­пу­сов пер­вой вол­ны и кам­пу­са Саха­лин­ской обла­сти (вто­рая вол­на отбо­ра), обсу­ди­ли ход реа­ли­за­ции про­ек­тов, про­блем­ные вопро­сы и сро­ки вво­да объ­ек­тов кам­пу­сов. Обра­ти­ли вни­ма­ние на орга­ни­за­ци­он­ное сопро­вож­де­ние про­ек­тов и зна­чи­мость систем­ной рабо­ты по предо­став­ле­нию инфор­ма­ции для оцен­ки ста­ту­са веду­щих­ся работ, про­цен­та их выпол­не­ния и воз­мож­ных рис­ках.

Про­ект по созда­нию кам­пу­сов явля­ет­ся частью наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», реа­ли­зу­е­мо­го Мино­бр­на­у­ки Рос­сии. Он направ­лен на при­вле­че­ние талант­ли­вой моло­де­жи в нау­ку, повы­ше­ние вовле­чен­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства в эффек­тив­ное реше­ние стра­те­ги­че­ски важ­ных вопро­сов в науч­ной сфе­ре, а так­же фор­ми­ро­ва­ние у граж­дан стра­ны пол­но­го пред­став­ле­ния о про­рыв­ных дости­же­ни­ях рос­сий­ской нау­ки при вза­и­мо­дей­ствии госу­дар­ства, науч­но­го сооб­ще­ства и биз­не­са.

Все­го было про­ве­де­но два отбо­ра заявок на созда­ние кам­пу­сов, в рам­ках кото­рых выбра­ны 17 про­ек­тов (в 2021 году — 8 про­ек­тов, в 2022 году — 9 про­ек­тов). Это поз­во­лит создать более 70 тысяч мест для под­го­тов­ки кад­ров по при­о­ри­тет­ным для реги­о­нов направ­ле­ни­ям, уве­ли­чить долю обу­ча­ю­щих­ся, систе­ма­ти­че­ски зани­ма­ю­щих­ся нау­кой, а так­же ока­зать поло­жи­тель­ный эффект на при­вле­че­ние в сфе­ру нау­ки моло­де­жи. Кон­цеп­ции кам­пу­сов пред­по­ла­га­ют боль­шое коли­че­ство откры­тых обра­зо­ва­тель­ных про­странств, транс­фор­ми­ру­е­мых ауди­то­рий. Это уни­каль­ная и ком­плекс­ная сре­да для инди­ви­ду­аль­но­го и команд­но­го раз­ви­тия, общей кор­по­ра­тив­ной куль­ту­ры пре­по­да­ва­те­лей, сту­ден­тов и уче­ных. Финан­си­ро­ва­ние это­го про­ек­та будет реа­ли­зо­ва­но как за счет средств феде­раль­но­го и реги­о­наль­но­го бюд­же­тов, так и за счет вне­бюд­жет­ных источ­ни­ков.

Сего­дня Рос­сия взя­ла курс на инно­ва­ци­он­ный про­рыв. Нау­ка ста­ла сфе­рой, где талант­ли­вая моло­дежь может най­ти себя и успеш­но раз­ви­вать­ся. Бла­го­да­ря наци­о­наль­но­му про­ек­ту «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», реа­ли­зу­е­мо­му Мино­бр­на­у­ки Рос­сии, появ­ля­ют­ся новые тех­но­ло­гии, созда­ют­ся новые лабо­ра­то­рии, про­во­дят­ся иссле­до­ва­ния.

Наци­о­наль­ный про­ект «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты» направ­лен на при­вле­че­ние талант­ли­вой моло­де­жи в нау­ку, повы­ше­ние вовле­чен­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства в эффек­тив­ное реше­ние стра­те­ги­че­ски важ­ных вопро­сов в науч­ной сфе­ре, а так­же фор­ми­ро­ва­ние у граж­дан стра­ны пол­но­го пред­став­ле­ния о про­рыв­ных дости­же­ни­ях рос­сий­ской нау­ки при вза­и­мо­дей­ствии госу­дар­ства, науч­но­го сооб­ще­ства и биз­не­са.

Уважаемые преподаватели, учителя, ветераны педагогического труда и будущие педагоги!

Поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем учителя!

152 просмотра
Читать

Ува­жа­е­мые пре­по­да­ва­те­ли, учи­те­ля, вете­ра­ны педа­го­ги­че­ско­го тру­да и буду­щие педа­го­ги! Поздрав­ляю вас с про­фес­си­о­наль­ным празд­ни­ком – Днем учи­те­ля!

День учи­те­ля – один из свет­лых празд­ни­ков для каж­до­го из нас. Это пре­крас­ный повод выра­зить свою бла­го­дар­ность нашим настав­ни­кам. Тем, кто пре­по­дал нам самые пер­вые и важ­ные жиз­нен­ные уро­ки, открыл путь к зна­ни­ям, помог рас­крыть­ся талан­там. 

Мы позна­ем бес­цен­ный мир зна­ний, учим­ся мыс­лить, при­ни­мать само­сто­я­тель­ные реше­ния имен­но бла­го­да­ря учи­те­лям. Они явля­ют­ся при­ме­ром для под­ра­жа­ния, образ­цом муд­ро­сти и спра­вед­ли­во­сти. На них лежит огром­ная ответ­ствен­ность за буду­щее наших детей, тех, кто дела­ет свои пер­вые шаги в жиз­ни.

У педа­го­гов выс­шей шко­лы осо­бая мис­сия. Ведь имен­но здесь, в уни­вер­си­те­те, про­ис­хо­дит лич­ност­ное и про­фес­си­о­наль­ное ста­нов­ле­ние буду­щих спе­ци­а­ли­стов сво­е­го дела. Каж­дый пре­по­да­ва­тель наше­го уни­вер­си­те­та вно­сит вклад в раз­ви­тие обра­зо­ва­ния, нау­ки и куль­ту­ры Саха­лин­ской обла­сти и Рос­сии.

Ува­жа­е­мые педа­го­ги, вете­ра­ны педа­го­ги­че­ско­го тру­да!

От все­го серд­ца желаю вам здо­ро­вья, успе­хов, опти­миз­ма и новых твор­че­ских свер­ше­ний в вашем бла­го­род­ном тру­де. Я искренне бла­го­да­рю вас за доб­ро­ту, душев­ное уча­стие и само­от­вер­жен­ность, бла­го­да­ря кото­рым опре­де­ля­ют­ся высо­кие резуль­та­ты обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти. Пусть из года в год судь­ба дарит вам встре­чу с при­зна­тель­ны­ми, стре­мя­щи­ми­ся к зна­ни­ям сту­ден­та­ми. 

А вам, доро­гие сту­ден­ты, я желаю инте­рес­ных лек­ций и семи­на­ров, жела­ния как мож­но боль­ше­му научить­ся у ваших пре­по­да­ва­те­лей.

Желаю вам сча­стья, креп­ко­го здо­ро­вья, бодро­го духа и бла­го­дар­ных вос­пи­тан­ни­ков!

С празд­ни­ком Вас, доро­гие кол­ле­ги!

И.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак

На Сахалине стартовал проект «500 школьников»

Состоялся старт совместного проекта регионального министерства образования и Сахалинского государственного университета «500 школьников».

239 просмотров
Читать

Старт сов­мест­но­му про­ек­ту реги­о­наль­но­го мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та «500 школь­ни­ков», орга­ни­зо­ван­но­му по ини­ци­а­ти­ве губер­на­то­ра Вале­рия Лима­рен­ко, сего­дня дали в Южно-Саха­лин­ске.

В ТДЦ «Сто­ли­ца» собра­лись 660 стар­ше­класс­ни­ков, кото­рые будут углуб­лен­но изу­чать мате­ма­ти­ку, физи­ку, химию, био­ло­гию и инфор­ма­ти­ку перед поступ­ле­ни­ем в вузы.

– Я очень рад, что к наше­му про­ек­ту «500 школь­ни­ков» такой боль­шой инте­рес. Мы не огра­ни­чи­ва­ем чис­ло участ­ни­ков про­ек­та, несмот­ря на его назва­ние. Убеж­ден, что сидя­щие сего­дня в этом зале ребя­та целе­устрем­лен­ные, жела­ю­щие добить­ся боль­ших резуль­та­тов и гото­вые все­рьез идти к сво­ей цели люди. Мы помо­жем вам полу­чить необ­хо­ди­мые зна­ния и под­го­то­вить­ся к поступ­ле­нию в выс­шие учеб­ные заве­де­ния. Пото­му что Саха­лин­ская область – очень пер­спек­тив­ный и дина­мич­но раз­ви­ва­ю­щий­ся реги­он. И мы хотим, чтоб вакан­сии в пер­спек­тив­ных сфе­рах и направ­ле­ни­ях зани­ма­ли имен­но жите­ли Саха­лин­ской обла­сти – все вы. Заня­тия с луч­ши­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми вуза помо­гут вам рас­крыть свой потен­ци­ал, – обра­тил­ся к стар­ше­класс­ни­кам губер­на­тор Вале­рий Лима­рен­ко.

В про­ект «500 школь­ни­ков» уже вошли 22 шко­лы област­но­го цен­тра. 659 уча­щих­ся 10 и 11 клас­сов будут углуб­лен­но обу­чать­ся по таким дис­ци­пли­нам, как «Мате­ма­ти­ка» и «Физи­ка», «Химия», «Био­ло­гия» и «Инфор­ма­ти­ка». Лек­ции будут про­хо­дить в ауди­то­ри­ях Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та.

– Мы уси­лен­но гото­ви­лись к про­ек­ту, при­об­ре­ли необ­хо­ди­мое обо­ру­до­ва­ние, при­ду­мы­ва­ли как сде­лать про­стран­ство удоб­ным для вас. Мы рады, что вы буде­те у нас обу­чать­ся, участ­во­вать в иссле­до­ва­тель­ских про­ек­тах, рабо­тать в лабо­ра­то­ри­ях и сде­ла­ем все, что­бы резуль­та­ты этой рабо­ты ока­за­лись зна­чи­мы и для вас, и для наше­го реги­о­на. С вами будут рабо­тать луч­шие пре­по­да­ва­те­ли, зада­ча кото­рых не про­сто дать вам зна­ния, но и пока­зать, какие воз­мож­но­сти откры­ва­ет нау­ка. Вас ждет инте­рес­ный насы­щен­ный учеб­ный год, – отме­тил и.о. рек­то­ра Саха­лин­ско­го госу­ни­вер­си­те­та Алек­сандр Самар­дак.

– Я думаю этот день оста­нет­ся яркой стра­ни­цей в вашей судь­бе. В обла­сти и горо­де мно­го вни­ма­ния уде­ля­ет­ся сфе­ре обра­зо­ва­ния и стро­и­тель­ство кам­пу­са, без­услов­но, важ­ней­ший этап. Уве­рен, что мно­гие из вас захо­тят там учить­ся. Я точ­но знаю, что там вы не толь­ко полу­чи­те зна­ния, но и при­об­ре­те­те новые смыс­лы, ста­не­те высо­ко­класс­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми в сво­ей сфе­ре и при­де­те рабо­тать на наших пред­при­я­ти­ях, – высту­пил с напут­стви­ем мэр Южно-Саха­лин­ска Сер­гей Над­са­дин.

Мето­ди­че­ские мате­ри­а­лы для заня­тий с ребя­та­ми раз­ра­бо­та­ли спе­ци­а­ли­сты Инсти­ту­та раз­ви­тия обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти. Про­грам­ма состав­ле­на с уче­том зада­ний ЕГЭ про­шлых лет и всту­пи­тель­ных экза­ме­нов в вузах.

– Для меня клю­че­вым при реше­нии при­нять уча­стие в про­ек­те было то, что такое углуб­лен­ное обу­че­ние помо­жет мне успеш­но сдать ЕГЭ. Я выбрал для себя физи­ку, с про­фес­си­ей еще точ­но не опре­де­лил­ся, но хоте­лось бы, что­бы она была свя­за­на с этим пред­ме­том, – рас­ска­зал уча­щий­ся шко­лы № 6 Южно-Саха­лин­ска Алек­сей Вла­сов.

– Я выбрал мате­ма­ти­ку и инфор­ма­ти­ку. И уже точ­но знаю, что посту­пать буду в СахГУ. Хочу рабо­тать в ИТ-сфе­ре, зани­мать­ся раз­ра­бот­кой про­дук­тов или кибер­без­опас­но­стью, – поде­лил­ся уча­щий­ся шко­лы № 26 Южно-Саха­лин­ска Ники­та Шуба­ро.

В кон­це учеб­но­го года участ­ни­ки про­ек­та сда­дут мини-экза­мен, а спе­ци­а­ли­сты мини­стер­ства обра­зо­ва­ния про­ве­дут ана­лиз их пер­со­наль­ных резуль­та­тов на ЕГЭ.

Отме­тим, про­ект «500 школь­ни­ков» явля­ет­ся частью боль­шой рабо­ты по рефор­ми­ро­ва­нию систе­мы выс­ше­го обра­зо­ва­ния на Саха­лине. Для того, что­бы сде­лать ост­ров­ной вуз и его сту­ден­тов кон­ку­рен­то­спо­соб­ны­ми и вос­тре­бо­ван­ны­ми, необ­хо­ди­мо было кар­ди­наль­но пере­смот­реть под­ход к орга­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са в СахГУ. Одно­вре­мен­но ведет­ся стро­и­тель­ство кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­лин­ТЕСН, в кото­рый уни­вер­си­тет пере­едет в буду­щем. Его фун­да­мент зало­жи­ли в Южно-Саха­лин­ске в нача­ле авгу­ста. Стро­и­тель­ство сту­ден­че­ско­го город­ка пла­ни­ру­ет­ся завер­шить в 2025 году, а обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са — в 2026 году. 

Напом­ним, про­ект созда­ния кам­пу­сов миро­во­го уров­ня реа­ли­зу­ет­ся в рам­ках наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», кото­рый запу­щен по ини­ци­а­ти­ве Пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­ми­ра Пути­на.

Реа­ли­за­ция про­ек­та «500 школь­ни­ков» про­хо­дит в рам­ках про­грам­мы раз­ви­тия «При­о­ри­тет 2030. Даль­ний Восток»

Учёные, бизнес и власти работают над концепцией развития кампуса СахалинTech

На Сахалине прошла стратегическая сессия «Роль кампуса СахалинTech в подготовке кадров и технологий для энергетики (шельфовые проекты, переработка, новая энергетика)».

220 просмотров
Читать

Стра­те­ги­че­ская сес­сия по созда­нию кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­линTech собра­ла в Южно-Саха­лин­ске несколь­ко десят­ков экс­пер­тов, сре­ди кото­рых пред­ста­ви­те­ли пра­ви­тель­ства Саха­лин­ской обла­сти, Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, биз­не­са и науч­но­го сооб­ще­ства.

Глав­ная зада­ча пер­вой Саха­лин­ской страт­сес­сии – раз­ра­бот­ка стра­те­гии обес­пе­че­ния кад­ра­ми и тех­но­ло­ги­я­ми веду­щих пред­при­я­тий и инве­сти­ци­он­ных про­ек­тов по направ­ле­нию «Энер­ге­ти­ка» в рам­ках кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­линTech. По сло­вам гла­вы реги­о­на Вале­рия Лима­рен­ко, он лич­но кон­тро­ли­ру­ет ход стро­и­тель­ства буду­ще­го сту­ден­че­ско­го город­ка.

«Для меня чрез­вы­чай­но важ­но, что­бы у нас появил­ся кам­пус, что­бы наши дети оста­ва­лись на Саха­лине, здесь учи­лись и потом нача­ли зани­мать важ­ные, высо­ко­опла­чи­ва­е­мые рабо­чие места. Уни­вер­си­тет – это люди, это уче­ные, кото­рые могут пере­дать свои зна­ния нашим детям. И эти уче­ные долж­ны рабо­тать вме­сте с биз­не­сом, пото­му что про­сто абстракт­ных зна­ний не быва­ет, нуж­но, что­бы зна­ния так или ина­че были при­клад­ны­ми», – отме­тил Вале­рий Лима­рен­ко.

Вале­рий Лима­рен­ко

Стра­те­ги­че­ская сес­сия стар­то­ва­ла с пле­нар­но­го засе­да­ния, глав­ным моде­ра­то­ром кото­ро­го высту­пил дирек­тор инсти­ту­та обще­ствен­ных стра­те­гий Мос­ков­ской шко­лы управ­ле­ния «СКОЛКОВО» Андрей Вол­ков. Он под­черк­нул, что в послед­ние несколь­ко лет феде­раль­ный центр очень боль­шое вни­ма­ние ока­зы­ва­ет Даль­не­му Восто­ку. Поэто­му ряд сес­сий и боль­ших диа­ло­гов о буду­щем уни­вер­си­тет­ско­го обра­зо­ва­ния про­ис­хо­дит имен­но здесь, а не в Москве. 

– Кам­пус – это лишь инфра­струк­тур­ная обо­лоч­ка, в кото­рой долж­на быть науч­ная и интел­лек­ту­аль­ная жизнь, – счи­та­ет А. Вол­ков. – Сам по себе кам­пус очень важен, но не реша­ет всё. Уни­вер­си­тет дол­жен иметь иссле­до­ва­тель­ские направ­ле­ния и спо­соб­ность пре­вра­щать науч­ные идеи в тех­но­ло­гии и про­дук­ты, в биз­нес. На этот путь вста­ли веду­щие уни­вер­си­те­ты нашей стра­ны, и я рас­счи­ты­ваю, что Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет будет шаг за шагом пере­хо­дить в эту пер­спек­тив­ную модель.

Андрей Вол­ков

На про­тя­же­нии несколь­ких дней экс­пер­ты рабо­та­ли по несколь­ким направ­ле­ни­ям: «Клю­че­вые направ­ле­ния раз­ви­тия реги­о­наль­но­го энер­ге­ти­че­ско­го ком­плек­са и тре­бо­ва­ния на кад­ро­вый потен­ци­ал», «Обра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма уни­вер­си­те­та: воз­мож­но­сти и огра­ни­че­ния», груп­па «Науч­но-иссле­до­ва­тель­ская повест­ка реги­о­на» и груп­па «Систе­ма управ­ле­ния парт­нер­ством на кам­пу­се Саха­линTech: Финан­си­ро­ва­ние, кад­ро­вые вопро­сы, нор­ма­тив­ная база».

– У нас здесь четы­ре коман­ды, кото­рые раз­би­ты по тема­ти­кам – это обра­зо­ва­ние, тех­но­ло­гии, управ­ле­ние и науч­но-иссле­до­ва­тель­ские про­ек­ты, – рас­ска­зал и. о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандр Самар­дак. – Рабо­ту в груп­пах ведут экс­пер­ты из раз­ных обла­стей – пред­ста­ви­те­ли Ака­де­мии наук, вла­сти, круп­ных ком­па­ний неф­те­га­зо­вой и энер­ге­ти­че­ской отрас­ли. Постро­ить уни­вер­си­тет сей­час – не про­сто создать сте­ны и напол­нить людь­ми, а нуж­ны реаль­ные зада­чи, реаль­ные запро­сы, и каж­дый из парт­нё­ров дол­жен вкла­ды­вать­ся в этот про­цесс. 

Алек­сандр Самар­дак

Напом­ним, 9 авгу­ста был дан старт стро­и­тель­ству пер­вой оче­ре­ди кам­пу­са Саха­линTech. В тор­же­ствен­ной цере­мо­нии при­ня­ли уча­стие Пер­вый заме­сти­тель Руко­во­ди­те­ля Адми­ни­стра­ции Пре­зи­ден­та РФ Сер­гей Кири­ен­ко и гла­ва Мино­бр­на­у­ки Рос­сии Вале­рий Фаль­ков.

Реги­он стал пер­вым из девя­ти побе­ди­те­лей вто­рой вол­ны отбо­ра, кто при­сту­пил к реа­ли­за­ции про­ек­та. Для нас прин­ци­пи­аль­но важ­но дать воз­мож­но­сти для само­ре­а­ли­за­ции моло­де­жи в раз­ных реги­о­нах нашей стра­ны, осо­бен­но на Даль­нем Восто­ке. Для это­го мы так­же запу­сти­ли спе­ци­аль­ный трек госу­дар­ствен­ной про­грам­мы раз­ви­тия вузов «При­о­ри­тет-2030. Даль­ний Восток», участ­ни­ком кото­рой в этом году стал Саха­лин­ский госу­ни­вер­си­тет. Такое дина­мич­ное раз­ви­тие глав­но­го вуза Саха­ли­на будет при­вле­кать сюда людей со всей стра­ны, — сооб­щил тогда Вале­рий Фаль­ков.

В стра­те­ги­че­ской сес­сии при­ня­ла уча­стие дирек­тор Депар­та­мен­та сопро­вож­де­ния наци­о­наль­ных про­ек­тов и орга­ни­за­ции про­ект­ной дея­тель­но­сти Мино­бр­на­у­ки РФ Ната­лья Гвоз­де­ва. По её убеж­де­нию, стра­те­ги­че­ские сес­сии по реа­ли­за­ции кам­пус­ных про­ек­тов – это очень важ­ный фор­мат диа­ло­га меж­ду биз­не­сом, реги­о­наль­ной вла­стью, обра­зо­ва­ни­ем и нау­кой. Кон­ку­рент­ное пре­иму­ще­ство Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов в том, что имен­но здесь в бли­жай­шее вре­мя будут раз­во­ра­чи­вать­ся круп­ные про­из­вод­ства, и основ­ным драй­ве­ром раз­ви­тия дол­жен стать Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет. Перед ним сей­час сто­ят мас­штаб­ные зада­чи по повы­ше­нию каче­ства обра­зо­ва­ния, орга­ни­за­ции иссле­до­ва­ний миро­во­го уров­ня, полу­че­ния про­рыв­ных резуль­та­тов. 

– Сту­дент про­жи­ва­ет в уни­вер­си­те­те одни из луч­ших годов сво­ей жиз­ни, поэто­му ему долж­но быть в этом уни­вер­си­те­те инте­рес­но, здо­ро­во, его жизнь долж­на быть яркой, – убеж­де­на Ната­лья Гвоз­де­ва. – Когда моло­дые люди будут доволь­ны усло­ви­я­ми про­жи­ва­ния и обу­че­ния, они будут и лояль­ны­ми к сво­е­му реги­о­ну. А у реги­о­на име­ют­ся уни­каль­ные кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ства. Во-пер­вых, учить­ся на ост­ро­ве – это про­сто здо­ро­во! Во-вто­рых, гор­но­лыж­ный курорт в цен­тре горо­да, воз­мож­ность выехать на Куриль­ские ост­ро­ва, сёр­финг, то есть вос­пи­та­ние не толь­ко интел­лек­ту­аль­но обра­зо­ван­ной, но ещё и здо­ро­вой лич­но­сти. Поэто­му такое пред­ло­же­ние уни­каль­но для сту­ден­тов из всех реги­о­нов.

Ната­лья Гвоз­де­ва

Все­го в Саха­лин­ской обла­сти прой­дет целый ряд сес­сий по клю­че­вым направ­ле­ни­ям дея­тель­но­сти кам­пу­са Саха­линTech. Финаль­ная страт­сес­сия прой­дет в фев­ра­ле 2024 года.

Напом­ним, в старт стро­и­тель­ства кам­пу­са миро­во­го уров­ня в Южно-Саха­лин­ске был дан 9 авгу­ста. Кам­пус Саха­линTech будет состо­ять из двух объ­ек­тов: сту­ден­че­ско­го город­ка, стро­и­тель­ство кото­ро­го пла­ни­ру­ет­ся завер­шить в 2025 году и науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са, кото­рый будет сдан в кон­це 2026 года.

Про­ект по созда­нию кам­пу­сов явля­ет­ся частью наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», реа­ли­зу­е­мо­го Мино­бр­на­у­ки Рос­сии. Он направ­лен на при­вле­че­ние талант­ли­вой моло­де­жи в нау­ку, повы­ше­ние вовле­чен­но­сти про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства в эффек­тив­ное реше­ние стра­те­ги­че­ски важ­ных вопро­сов в науч­ной сфе­ре, а так­же фор­ми­ро­ва­ние у граж­дан стра­ны пол­но­го пред­став­ле­ния о про­рыв­ных дости­же­ни­ях рос­сий­ской нау­ки при вза­и­мо­дей­ствии госу­дар­ства, науч­но­го сооб­ще­ства и биз­не­са.

Все­го было про­ве­де­но два отбо­ра заявок на созда­ние кам­пу­сов, в рам­ках кото­рых выбра­ны 17 про­ек­тов (в 2021 году – 8 про­ек­тов, в 2022 году – 9 про­ек­тов). Это поз­во­лит создать более 70 тысяч мест для под­го­тов­ки кад­ров по при­о­ри­тет­ным для реги­о­нов направ­ле­ни­ям, уве­ли­чит долю обу­ча­ю­щих­ся, систе­ма­ти­че­ски зани­ма­ю­щих­ся нау­кой, а так­же ока­жет поло­жи­тель­ный эффект на при­вле­че­ние в сфе­ру нау­ки моло­де­жи. Кон­цеп­ции кам­пу­сов пред­по­ла­га­ют боль­шое коли­че­ство откры­тых обра­зо­ва­тель­ных про­странств, транс­фор­ми­ру­е­мых ауди­то­рий. Это уни­каль­ная и ком­плекс­ная сре­да для инди­ви­ду­аль­но­го и команд­но­го раз­ви­тия, общей кор­по­ра­тив­ной куль­ту­ры пре­по­да­ва­те­лей, сту­ден­тов и уче­ных. Финан­си­ро­ва­ние это­го про­ек­та будет реа­ли­зо­ва­но как за счет средств феде­раль­но­го и реги­о­наль­но­го бюд­же­тов, так и за счет вне­бюд­жет­ных источ­ни­ков.

Роль Сахалинского государственного университета в развитии региона обсуждают в областном центре

В Южно-Сахалинске сегодня стартовала стратегическая сессия «Роль кампуса СахалинTech в подготовке кадров и технологий для энергетики».

179 просмотров
Читать

На ней собра­лись десят­ки веду­щих экс­пер­тов стра­ны в сфе­ре выс­ше­го обра­зо­ва­ния, пред­ста­ви­те­ли Ака­де­мии наук и биз­не­са. Их зада­ча – раз­ра­бо­тать стра­те­гию обес­пе­че­ния кад­ра­ми и тех­но­ло­ги­я­ми веду­щих пред­при­я­тий и инве­сти­ци­он­ных про­ек­тов реги­о­на.

– Для нас чрез­вы­чай­но важ­но, что­бы наши дети оста­ва­лись на Саха­лине, что­бы они учи­лись здесь и зани­ма­ли высо­ко­опла­чи­ва­е­мые места. Да и биз­нес не смо­жет быть кон­ку­рен­то­спо­соб­ным без нау­ки в реги­оне. Поэто­му перед уни­вер­си­те­том постав­ле­на зада­ча до 2030 года создать эффек­тив­ную систе­му опе­ре­жа­ю­щей под­го­тов­ки кад­ров и обес­пе­чить науч­но-тех­но­ло­ги­че­ский про­рыв Саха­лин­ской обла­сти. Осо­бо под­черк­ну, что уни­вер­си­тет – это, преж­де все­го, люди, кото­рые смо­гут пере­дать зна­ния нашим детям. И СахГУ сего­дня вплот­ную зани­ма­ет­ся при­вле­че­ни­ем высо­ко­класс­ных пре­по­да­ва­те­лей. Все эти вопро­сы будут в цен­тре вни­ма­ния нашей дис­кус­сии, – отме­тил губер­на­тор Вале­рий Лима­рен­ко.

Участ­ни­кам стра­те­ги­че­ской сес­сии корот­ко рас­ска­за­ли о ряде инвест­про­ек­тов, кото­рые уже реа­ли­зу­ют­ся в обла­сти и кото­рые пред­сто­ит осу­ще­ствить. Это неф­те­га­зо­вый инду­стри­аль­ный парк. Он поз­во­лит лока­ли­зо­вать неф­те­сер­вис­ные услу­ги и обес­пе­чить обслу­жи­ва­ние шель­фо­вых про­ек­тов, а в даль­ней­шем и про­из­водств по глу­бо­кой пере­ра­бот­ке угле­во­до­ро­дов. Идет рабо­та над созда­ни­ем Восточ­но­го водо­род­но­го кла­сте­ра. Пред­по­ла­га­ет­ся орга­ни­за­ция про­из­вод­ства, экс­пор­та и раз­ви­тие внут­рен­не­го потреб­ле­ния водо­ро­да. В парт­нёр­стве со Спе­ци­аль­ным кон­струк­тор­ским бюро средств авто­ма­ти­за­ции мор­ских иссле­до­ва­ний (СКБ САМИ) идет созда­ние Цен­тра водо­род­но­го инжи­ни­рин­га с опыт­ным поли­го­ном. С Роса­то­мом, РЖД и Транс­ма­ш­хол­дин­гом ведет­ся рабо­та по орга­ни­за­ции на Саха­лине пас­са­жир­ско­го желез­но­до­рож­но­го сооб­ще­ния с при­ме­не­ни­ем поез­дов на водо­род­ных топ­лив­ных эле­мен­тах. 

Нема­ло­важ­ным фак­то­ром, кото­рый обес­пе­чит успех этих про­ек­тов, явля­ет­ся созда­ние мощ­но­стей по про­из­вод­ству мик­ро­элек­тро­ни­ки. Это, напри­мер, созда­ние Цен­тра кол­лек­тив­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния – дизайн-центр «Cаха­лин» (АО НПЦ «ЭЛВИС» и ООО «ТЕЗОНА»). Все эти про­ек­ты поми­мо кад­ров тре­бу­ют нали­чия серьез­ной науч­ной базы и внед­ре­ния инно­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий.

В рам­ках боль­ших инве­сти­ци­он­ных про­ек­тов до 2025 года будет созда­но свы­ше 15 тысяч новых высо­ко­тех­но­ло­гич­ных рабо­чих мест. Про­гноз потреб­но­сти в кад­рах до 2028 года пока­зы­ва­ет, что будут нуж­ны до 25 тысяч спе­ци­а­ли­стов с выс­шим обра­зо­ва­ни­ем, и почти 44 тыся­чи чело­век со сред­ним про­фес­си­о­наль­ным.

– Губер­на­тор под­черк­нул, что есть колос­саль­ная потреб­ность в кад­рах. Но мы долж­ны знать кон­крет­но, кто нам нужен. Да, мы гото­вим спе­ци­а­ли­стов в обла­сти неф­те­га­зо­во­го дела, энер­ге­ти­ки. Но зача­стую рабо­то­да­те­ли гово­рят, что ком­пе­тен­ции не пол­ные. Поэто­му нам важен их запрос. Вме­сте с тем мы долж­ны спро­гно­зи­ро­вать буду­щие потреб­но­сти в кад­рах, учи­ты­вая раз­ви­тие тех­но­ло­гий, того же искус­ствен­но­го интел­лек­та. Сего­дняш­нее обсуж­де­ние будет посвя­ще­но, в том чис­ле этим вопро­сам, – про­ком­мен­ти­ро­вал и.о. рек­то­ра Саха­лин­ско­го госу­ни­вер­си­те­та Алек­сандр Самар­дак.

Руко­во­ди­тель вуза корот­ко пред­ста­вил экс­пер­там виде­ние раз­ви­тия кам­пу­са миро­во­го уров­ня Саха­линTech, фун­да­мент кото­ро­го зало­жи­ли в Южно-Саха­лин­ске в нача­ле авгу­ста. Стро­и­тель­ство сту­ден­че­ско­го город­ка пла­ни­ру­ет­ся завер­шить в 2025 году, а обра­зо­ва­тель­но­го ком­плек­са — в 2026 году. Напом­ним, про­ект созда­ния кам­пу­сов миро­во­го уров­ня реа­ли­зу­ет­ся в рам­ках наци­о­наль­но­го про­ек­та «Нау­ка и уни­вер­си­те­ты», кото­рый запу­щен по ини­ци­а­ти­ве Пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­ми­ра Пути­на.

Моде­ра­то­ром сес­сии высту­па­ет науч­ный руко­во­ди­тель феде­раль­ной про­грам­мы «При­о­ри­тет-2030», про­фес­сор Мос­ков­ской шко­лы управ­ле­ния СКОЛКОВО Андрей Вол­ков. В феде­раль­ной про­грам­ме сего­дня при­ни­ма­ют уча­стие 132 вуза из 56 реги­о­нов Рос­сии, в том чис­ле 12 уни­вер­си­те­тов из реги­о­нов Даль­не­го Восто­ка.

– Уже 10 лет я плот­но вза­и­мо­дей­ствую с веду­щи­ми и реги­о­наль­ны­ми уни­вер­си­те­та­ми. Не сек­рет, что в послед­ние три-четы­ре года очень боль­шой фокус вни­ма­ния феде­раль­но­го цен­тра при­ко­ван к Даль­не­му Восто­ку. Поэто­му наша коман­да сего­дня здесь. Сек­рет успе­ха про­де­мон­стри­ро­вал ряд стран восто­ка за послед­ние деся­ти­ле­тия. Суть в том, что­бы уни­вер­си­тет мог пре­вра­щать науч­ные идеи в конеч­ный про­дукт. На этот путь вста­ли веду­щие уни­вер­си­те­ты стра­ны, но и реги­о­ны долж­ны влить­ся в этот поток. Убеж­ден, что Саха­лин ждет успех на пути раз­ви­тия уни­вер­си­те­та, – поде­лил­ся Андрей Вол­ков.