В числе пяти авторов – сотрудники кафедры российской и всеобщей истории СахГУ Александр Василевский, Наталья Потапова, Юлия Дин и Вячеслав Грищенко.
Рукопись на 443 страницы была представлена в областном центре. Издать трёхтомное учебное пособие, охватывающее все периоды истории Сахалина и Курил от древнейших времен до наших дней, планируется летом, а к 1 сентября новые учебники должны поступить во все школы островного региона.
Издание будет проиллюстрировано уникальными фотографиями, предоставленными Государственным историческим архивом Сахалинской области. Курс исторического краеведения рассчитан на пять лет, в нем будут такие разделы, как «Сахалин и Курильские острова на геополитической карте мира», «Первые русские поселения на Сахалине», «Опыт каторжного поселения Сахалина», «Русский Сахалин в 1906–1917 гг. Перспективы и реалии жизни» и другие.
– Новый учебник – произведение исторической школы нашего университета, все авторы так или иначе связаны с СахГУ, – отмечает ответственный редактор издания, заведующий кафедрой российской и всеобщей истории, профессор, доктор исторических наук Александр Василевский. – Попытки написать такие учебники делались раньше, но безуспешно, а вот сейчас учебник для детей написался легко. Потому что знания об истории Сахалина и Курил углубились, есть специалисты, есть понимание единства процессов развития островов и материка, есть доступ ко всем источникам, письменным и вещественным. И сегодня пришел момент, когда историческая наука на Сахалине оказалась способна выдать что-то не только для взрослых, но и для детей.
По убеждению профессора, детям очень важно осознать комплексно связь между материком и островами, общие закономерности развития. В учебнике приводится общая карта для Дальнего Востока, где взаимно увязаны события от древности до Средневековья, и это позволяет говорить не о сахалиноведении в частности, а об истории островного мира Дальнего Востока, истории страны и всей Земли.
Долинская Венера. VI‑V тыс. до н.э. Место хранения – Учебный археологический музей СахГУ.
Часть учебника, посвящённую древней и средневековой истории Сахалина и Курильских островов, разработали в соавторстве А. Василевский и доцент кафедры, кандидат исторических наук Вячеслав Грищенко.
– Необходимость в издании такого учебника, безусловно, назрела, потому что предыдущее подобное краеведческое издание относится к 90‑м годам, – объясняет В. Грищенко. – Самый новый учебник по истории Сахалинской области, изданный в 2008 году, предназначен для студентов, а не для школьников. За прошедшее время археология ушла вперед, были сделаны новые открытия, изменились взгляды на некоторые вопросы, и это должно было найти отражение в учебнике.
Сам автор считает особенно значимыми главы, посвященные средневековой истории Сахалина и Курильских островов в контексте дальневосточной истории. Сегодня Средневековье в школьных учебниках изучается на примере только Западной Европы, при этом на Дальнем Востоке были государства, названия которых зачастую школьник даже и не слышал: королевство Бохай, империя чжурчжэней, «золотая империя» Цзинь. А ведь королевство Бохай – это самое древнее государственное образование на территории Российской Федерации, существовавшее ещё до Киевской Руси.
Учёные надеются, что эти знания будут увлекательны для школьников. На Дальнем Востоке в Средневековье разворачивалась интересная, драматичная и динамичная история: войны, битвы, которые по своим масштабам давали фору средневековым событиям в Западной Европе.
Охота была главным источником пищи для человека эпохи палеолита. На фото – зуб мамонта, жившего на Сахалине больше 10 тысяч лет назад.
Данные по каменному веку и эпохе палеометалла во многом опираются на материалы Археологического музея СахГУ, а также Сахалинского областного краеведческого музея, что придаёт новому учебнику особую практическую значимость: опираясь на эту материальную базу и иллюстративный материал, школьные учителя могут сделать уроки по истории региона по-настоящему живыми и увлекательными.
– Это особенно ценно потому, что древние времена, по логике развития исторических процессов, изучаются в младших классах, хотя изучение древности – наука довольно серьезная, – поясняет В. Грищенко.
Важен в учебнике также раздел по археологической карте Сахалина и Курильских островов и охране объектов археологического наследия. Здесь школьники должны понять, для чего нужно охранять хрупкое археологическое наследие, почему общество должно терпеть ограничения и нести затраты на его содержание.
Профессор СахГУ, доктор исторических наук Наталья Потапова работала над главами, который составляют второй том, это учебник для 8–9 класса. В них рассматриваются Сахалин и Курильские острова в новое время, то есть с 17 века до начала 20 века. Далее следует уже новейшая история или история новейшего времени.
– Новое время примечательно тем, что это переход мировой системы к капитализму и его развитие вплоть до начала 20 века, до периода империализма, – говорит Н. Потапова. – На этом этапе история становится по-настоящему всеобщей, включает в себя все земли и регионы мира, в частности, Сахалин и Курильские острова тоже.
В этот период изучается выход русских людей к Тихому океану, европейские исследования на островах Дальнего Востока, проходившие с 17 века, освоение курильских островов Японией в 18 веке и закрепление их за Российской империей.
Кости животных ледникового периода, найденные на о‑вах Сахалин и Хоккайдо. Слева направо: бизон, олень, зубы мамонта и слона, череп медведя, челюсть мамонта, зубы волка.
Вся эта история также насыщена яркими, важными и знаковыми событиями. Например, такими, как экспедиция Лаперуза или Вторая Камчатская экспедиция (она же Великая северная экспедиция), в составе которой участвовало в общей сложности около 1000 человек. Эта была в полном смысле научная экспедиция, проходившая под руководством Витуса Беринга в период с 1733 по 1743 год. В её организации участвовала Российская академия наук, туда входили картографы, геодезисты, художники. А конечным итогом стало появление первого по сути дела комплексного научного труда с описаниями земель и географическими картами.
Выпуск нового краеведческого учебника для детей – проект Института развития образования Сахалинской области. Но участие в нём приняли работники разных институтов, музеев, архивов, историки и краеведы. Благодаря их совместным усилиям, труд практически завершён и, надо надеяться, будет востребован в школах.