Психология образования

Доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии СахГУ, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук Еле­на Афа­на­сен­ко­ва при­ня­ла уча­стие в III съез­де пси­хо­ло­гов обра­зо­ва­ния.

Меро­при­я­тие про­шло в Ека­те­рин­бур­ге в рам­ках Все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ция «Пси­хо­ло­гия обра­зо­ва­ния в фоку­се пере­мен: наци­о­наль­ные при­о­ри­те­ты, науч­ные под­хо­ды, эффек­тив­ные прак­ти­ки».

Поми­мо обсуж­де­ния основ­ных про­блем пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния, глав­ны­ми вопро­са­ми кон­фе­рен­ции ста­ли пору­че­ние пре­зи­ден­та РФ о созда­нии пси­хо­ло­ги­че­ской служ­бы в Рос­сии, выра­бот­ка ее реги­о­наль­ных моде­лей, под­го­тов­ка соот­вет­ству­ю­щих спе­ци­а­ли­стов.

Пер­вый день рабо­ты про­шел в фор­ма­те пле­нар­но­го засе­да­ния.

– Было очень инте­рес­но и полез­но послу­шать докла­ды выступ­ле­ний на тему пси­хо­ло­ги­че­ской служ­бы с точ­ки зре­ния воз­мож­но­сти реа­ли­за­ции подоб­ных про­ек­тов в Саха­лин­ской обла­сти, – рас­ска­зы­ва­ет Еле­на Афа­на­сен­ко­ва. – В соот­вет­ствии с «Кон­цеп­ци­ей раз­ви­тия пси­хо­ло­ги­че­ской служ­бы в систе­ме обра­зо­ва­ния в РФ на пери­од до 2025 года» долж­ны будут апро­би­ро­вать­ся раз­но­об­раз­ные реги­о­наль­ные моде­ли. Сей­час нуж­но актив­но вклю­чать­ся в эту рабо­ту, создать соб­ствен­ную реги­о­наль­ную модель с уче­том спе­ци­фи­че­ских осо­бен­но­стей ост­ров­но­го реги­о­на. Ина­че потом при­дет­ся дого­нять и пере­де­лы­вать то, что раз­ра­ба­ты­ва­ли и внед­ря­ли в этом направ­ле­нии дру­гие.

Фор­мат съез­да вклю­чал в себя актив­ную рабо­ту не толь­ко во вре­мя пле­нар­но­го засе­да­ния, но и во вре­мя пере­ры­вов. Так, в хол­ле гим­на­зии, на базе кото­рой про­хо­дил форум, для всех жела­ю­щих рабо­та­ли интер­ак­тив­ные мини-пло­щад­ки, напри­мер, по ока­за­нию пер­вой меди­цин­ской помо­щи, по интер­ак­тив­ным бес­кон­такт­ным играм-раз­ви­вай­кам на боль­шом мони­то­ре ком­пью­те­ра и мно­гие дру­гие. Это при­да­ло меро­при­я­тию осо­бый коло­рит.

По окон­ча­нии кон­фе­рен­ции состо­ял­ся III съезд пси­хо­ло­гов обра­зо­ва­ния Сверд­лов­ской обла­сти, где были под­ве­де­ны ито­ги уча­стия во все­рос­сий­ском кон­кур­се проф­ма­стер­ства «Педа­гог-пси­хо­лог Рос­сии – 2019» и «Все­рос­сий­ском кон­кур­се луч­ших пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских про­грамм и тех­но­ло­гий в обра­зо­ва­тель­ной сре­де – 2019». В про­шлом году 3 место по Рос­сии сре­ди луч­ших про­грамм по пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ско­му направ­ле­нию заня­ла аспи­рант­ка СахГУ, дирек­тор дет­ско­го сада № 1 «Сказ­ка» г. Кор­са­ко­ва Юлия Ведяш­ки­на. В этом году лау­ре­а­том кон­кур­са ста­ла выпуск­ни­ца маги­стер­ской про­грам­мы по инклю­зии, педа­гог-пси­хо­лог дет­ско­го сада № 2 «Кораб­лик» г. Поро­най­ска Оль­га Ким. Про­грам­мы этих участ­ниц вошли в сбор­ни­ки луч­ших пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских про­грамм Рос­сии за 2018 и 2019 годы соот­вет­ствен­но.

Вдох­но­ви­те­лем на про­фес­си­о­наль­ные «про­ры­вы» для нас стал наш науч­ный руко­во­ди­тель Еле­на Лео­ни­дов­на. Если бы не ее энту­зи­азм и вера в наши воз­мож­но­сти, навряд ли бы мы реши­лись участ­во­вать в кон­кур­се Все­рос­сий­ско­го мас­шта­ба. – поде­ли­лись сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми Юлия Ведяш­ки­на и Оль­га Ким.

Ино­гда надо выхо­дить из зоны сво­е­го ком­фор­та, что­бы понять, на что ты спо­со­бен, напри­мер, как про­фес­си­о­нал. – уточ­ни­ла Юлия Ведяш­ки­на.

Мы с бла­го­сло­ве­ния Еле­ны Лео­ни­дов­ны реши­лись и, пре­одо­лев 1000 сомне­ний и неуве­рен­ность в себе, при­ня­ли уча­стие во Все­рос­сий­ском кон­кур­се про­грамм, и все полу­чи­лось! – доба­ви­ла Оль­га Ким.

– Я очень гор­жусь успе­ха­ми наших выпуск­ниц, кото­рые ста­ли насто­я­щи­ми про­фес­си­о­на­ла­ми в пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния и полу­чи­ли при­зна­ние на таком высо­ком уровне, – гово­рит их науч­ный руко­во­ди­тель Еле­на Афа­на­сен­ко­ва. – Думаю, что если мы ини­ци­и­ру­ем про­ве­де­ние реги­о­наль­ных пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских кон­кур­сов, то смо­жем пред­став­лять еще боль­ше участ­ни­ков от наше­го ост­ров­но­го края на все­рос­сий­ском уровне.

Вто­рой день III съез­да пси­хо­ло­гов обра­зо­ва­ния был посвя­щен тема­ти­че­ским сек­ци­ям, круг­лым сто­лам, мастер-клас­сам, семи­на­рам. На пло­щад­ках рабо­та­ли маги­стран­ты, аспи­ран­ты, док­то­ран­ты, пре­по­да­ва­те­ли Ураль­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та. Еле­на Афа­на­сен­ко­ва в каче­стве док­то­ран­та и маги­стран­та УрГ­ПУ про­ве­ла для 52 участ­ни­ков съез­да семи­нар с эле­мен­та­ми тре­нин­га, посвя­щен­ный арт-тера­пии в ниве­ли­ро­ва­нии пси­хо­ло­ги­че­ско­го небла­го­по­лу­чия лич­но­сти.

– Мы рабо­та­ли с их акту­аль­ны­ми про­бле­ма­ми через ней­ро­гра­фи­че­ский рису­нок, – рас­ска­за­ла пре­по­да­ва­тель. – Это доста­точ­но эффек­тив­ный метод рабо­ты, поз­во­ля­ю­щий снять эмо­ци­о­наль­ное напря­же­ние, мяг­ко про­ра­бо­тать какую-то акту­аль­ную про­бле­му, а зна­чит, в какой-то сте­пе­ни повы­сить состо­я­ние внут­ри­лич­ност­но­го ком­фор­та.

По мне­нию Е. Афа­на­сен­ко­вой, уча­стие в подоб­ных про­ек­тах дает воз­мож­ность актив­но раз­ви­вать и при­ме­нять в Саха­лин­ской обла­сти дости­же­ния пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния, что поз­во­лит саха­лин­цам полу­чать высо­ко­про­фес­си­о­наль­ную помощь и пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­скую под­держ­ку.

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СахГУ» 2020