В каждом учёном есть детское любопытство

В пред­две­рии Дня рос­сий­ской нау­ки мы побе­се­до­ва­ли с и. о. рек­то­ра СахГУ Мари­ей Ган­чен­ко­вой.

– Мария Гера­си­мов­на, в 2021 году Саха­лин­ский госу­ни­вер­си­тет вел рабо­ту над целым рядом зна­чи­мых про­ек­тов феде­раль­но­го уров­ня, в чис­ле кото­рых – так назы­ва­е­мые кар­бо­но­вые поли­го­ны. Какое буду­щее у них здесь?

– Кар­бо­но­вый поли­гон в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те был создан в рам­ках Кли­ма­ти­че­ско­го цен­тра Саха­лин­ской обла­сти в 2020 году. В рам­ках его рабо­ты выде­ля­ет­ся два направ­ле­ния: пер­вое – это мони­то­ринг, фор­ми­ро­ва­ние и раз­ра­бот­ка нор­ма­тив­ной базы, сбор и ана­лиз ста­ти­сти­че­ских дан­ных. Вто­рое – непо­сред­ствен­но «кар­бо­но­вая фер­ма», то есть отра­бот­ка новых тех­но­ло­гий, кото­рые вне­сут вклад в дости­же­ние угле­род­ной ней­траль­но­сти.

В части науч­ных иссле­до­ва­ний уни­вер­си­тет сей­час опре­де­ля­ет свои стра­те­ги­че­ские направ­ле­ния на бли­жай­шие 10 лет. В осно­ве этой рабо­ты лежат науч­ные иссле­до­ва­ния и опыт преды­ду­щих деся­ти­ле­тий, но тренд очень быст­ро меня­ет­ся, так что мы долж­ны не сто­ять на месте, а выхо­дить в пер­вые ряды и зада­вать век­то­ры.

Что каса­ет­ся кар­бо­но­во­го поли­го­на, то мы сей­час живем в пери­од энер­ге­ти­че­ско­го пере­хо­да, видим, как меня­ет­ся энер­ге­ти­че­ский рынок, в том чис­ле в сто­ро­ну «зеле­ной» энер­ге­ти­ки. Это не вея­ние моды, а одна из попы­ток реше­ния про­блем, воз­ни­ка­ю­щих с гло­баль­ным изме­не­ни­ем кли­ма­та. Здесь не толь­ко пар­ни­ко­вый эффект, но и потеп­ле­ние, мета­но­вые взры­вы и так далее. Все это вли­я­ет на нашу эко­но­ми­ку. Поэто­му поня­тие кар­бо­но­во­го поли­го­на вклю­ча­ет в себя целый ком­плекс очень раз­но­пла­но­вых иссле­до­ва­ний, кото­рые долж­ны опре­де­лить раз­ви­тие наше­го обще­ства в бли­жай­шем буду­щем.

– Что уже сде­ла­но в дан­ном направ­ле­нии?

– Про­шлый год в этом плане стал стар­то­вым как для нас, так и мно­гих наших кол­лег в дру­гих уни­вер­си­те­тах. Сей­час сов­мест­но с парт­не­ра­ми, ком­па­ни­ей «Саха­лин­ская Энер­гия», мы начи­на­ем реа­ли­за­цию ком­плекс­но­го про­ек­та, кото­рый охва­тит фак­ти­че­ски все сфе­ры, кото­рые так или ина­че дают вклад в эмис­сию CO2.

Но мы смот­рим на про­бле­му все-таки шире, поэто­му пла­ни­ру­ем доба­вить к изме­не­нию кли­ма­та более широ­кое поня­тие устой­чи­во­го раз­ви­тия. Это пред­по­ла­га­ет, что мы так­же будем вклю­чать в общую кар­ти­ну мира и вопро­сы эко­но­ми­ки, юрис­пру­ден­ции, мы будем гово­рить о пси­хо­ло­гии, пото­му что соци­ум, несо­мнен­но, реа­ги­ру­ет на про­ис­хо­дя­щие изме­не­ния.

В этой части будет очень мно­го вопро­сов, и направ­ле­ние кар­бо­но­во­го поли­го­на – это один из пер­вых бло­ков, кото­рые ложат­ся в осно­ву боль­шо­го муль­ти­дис­ци­пли­нар­но­го иссле­до­ва­ния.

– Поми­мо «кар­бо­но­вой» тема­ти­ки, над чем еще ведет­ся рабо­та?

– Актив­но мы рабо­та­ем в обла­сти аква­био­тех­но­ло­гий. В уни­вер­си­те­те накоп­лен боль­шой опыт в этом направ­ле­нии, и наши спе­ци­а­ли­сты, навер­ное, в обла­сти аква­куль­ту­ры одни из силь­ней­ших в Рос­сии. Мы вза­и­мо­дей­ству­ем и реа­ли­зу­ем сов­мест­ные про­ек­ты с кол­ле­га­ми из дру­гих уни­вер­си­те­тов, с веду­щи­ми инсти­ту­та­ми Рос­сий­ской ака­де­мии наук.

Ярким при­ме­ром явля­ет­ся наша побе­да в про­шлом году в кон­кур­се науч­но-обра­зо­ва­тель­ных цен­тров миро­во­го уров­ня. В этом про­ек­те мы коор­ди­ни­ру­ем боль­шой блок, кото­рый свя­зан с энер­ге­ти­че­ски­ми тех­но­ло­ги­я­ми. На его базе у нас раз­ви­ва­ют­ся сопут­ству­ю­щие направ­ле­ния, в том чис­ле свя­зан­ные с при­вле­че­ни­ем моло­де­жи.

В про­шлом году мы выиг­ра­ли кон­курс по созда­нию в уни­вер­си­те­те «Моло­деж­ной лабо­ра­то­рии» по элек­тро­хи­ми­че­ским источ­ни­кам энер­гии. Это водо­род­ная тема­ти­ка, кото­рая сей­час важ­на не толь­ко для наше­го реги­о­на, но и всей стра­ны: занять пози­цию тех­но­ло­ги­че­ской неза­ви­си­мо­сти, в том чис­ле и в обла­сти водо­род­ных тех­но­ло­гий.

Лабо­ра­то­рию мы реа­ли­зу­ем сов­мест­но с веду­щи­ми спе­ци­а­ли­ста­ми в Рос­сии в этой обла­сти, Инсти­ту­том про­блем хими­че­ской физи­ки РАН. У нас мно­го моло­дых ребят, жела­ю­щих в этой тема­ти­ке рабо­тать. Кол­ле­ги из ИПХФ РАН будут про­во­дить для них обу­че­ние, что­бы в нашем реги­оне нача­ло фор­ми­ро­вать­ся ядро про­филь­ных спе­ци­а­ли­стов. Очень важ­но, что­бы моло­дежь при­хо­ди­ла и оста­ва­лась в реги­оне, оста­ва­лась в той сфе­ре дея­тель­но­сти, кото­рую ребя­та выбра­ли, посту­пая в уни­вер­си­тет.

– Что еще уни­вер­си­тет дела­ет кон­крет­но для ост­ров­но­го реги­о­на?

– Мы сей­час обсуж­да­ем мно­го направ­ле­ний раз­ви­тия, нам помо­га­ет Мини­стер­ство нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния, кото­рое инве­сти­ру­ет во мно­гие про­ек­ты, в том чис­ле за счет выде­ле­ния гос­за­да­ния.

Так, в про­шлом году мы созда­ли в уни­вер­си­те­те Бере­го­вой центр – это инте­рес­ное направ­ле­ние, осо­бен­но важ­ное в Саха­лин­ской обла­сти. У нас мно­го инфра­струк­ту­ры, рас­по­ло­жен­ной вдоль бере­го­вой линии, и когда идет подъ­ем уров­ня оке­а­на, появ­ля­ют­ся штор­мо­вые нака­ты, что при­во­дит к раз­ру­ше­нию инфра­струк­тур­ных объ­ек­тов на бере­гу. Это эко­но­ми­че­ски очень серьез­ная про­бле­ма.

Необ­хо­ди­мо помочь реги­о­ну пра­виль­но спро­гно­зи­ро­вать зоны рис­ка, дать реко­мен­да­ции, сфор­ми­ро­вать тех­ни­че­ское зада­ние на под­го­тов­ку бере­го­вой линии, что­бы не про­ис­хо­ди­ло раз­ру­ше­ние в том чис­ле желез­но­до­рож­но­го полот­на или авто­до­ро­ги. Спе­ци­а­ли­сты тако­го про­фи­ля очень полез­ны не толь­ко здесь, мы можем мас­шта­би­ро­вать этот опыт и на дру­гие реги­о­ны, где воз­ни­ка­ют похо­жие про­бле­мы.

С дру­гой сто­ро­ны, Бере­го­вой центр может и будет рабо­тать в рам­ках кли­ма­ти­че­ской повест­ки в тес­ной связ­ке с наши­ми дру­ги­ми под­раз­де­ле­ни­я­ми. Так, у нас сей­час фор­ми­ру­ет­ся про­ект по лагу­нам – по рас­ска­зам кол­лег, лагу­ны при пра­виль­ном под­хо­де могут так­же давать серьез­ный вклад в погло­ще­ние CO2, то есть в дости­же­ние угле­род­ной ней­траль­но­сти.

– Какое собы­тие в 2021 году с точ­ки зре­ния нау­ки может стать клю­че­вым в раз­ви­тии уни­вер­си­те­та, в раз­ви­тии нау­ки в уни­вер­си­те­те и в реги­оне в целом?

– С точ­ки зре­ния выстра­и­ва­ния систе­мы науч­ных иссле­до­ва­ний, систе­мы управ­ле­ния нау­кой в реги­оне, это направ­ле­ние «Саха­лин­тех». Здесь мы фор­ми­ру­ем некий кон­сор­ци­ум, нала­жи­ва­ем коопе­ра­цию всех науч­ных и обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций Саха­лин­ской обла­сти. Что­бы собрать всю нашу экс­перт­ную силу в один кулак и сфор­ми­ро­вать ту повест­ку, кото­рая поз­во­лит выве­сти реги­он, не побо­юсь ска­зать, на пере­до­вые пози­ции в Рос­сий­ской Феде­ра­ции.

У нашей обла­сти уди­ви­тель­ная спе­ци­фи­ка, боль­шой потен­ци­ал. Необ­хо­ди­мо, преж­де все­го, актив­ное вза­и­мо­дей­ствие, фор­ми­ро­ва­ние сов­мест­ной повест­ки и при­вле­че­ние моло­де­жи.

Кли­ма­ти­че­ское направ­ле­ние очень бога­то по воз­мож­но­стям иссле­до­ва­ний. Напри­мер, мы сей­час пода­ли заяв­ку в Мини­стер­ство нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния на грант для реа­ли­за­ции про­ек­тов по «сол­неч­но­му» водо­ро­ду, то есть полу­че­нию водо­ро­да с помо­щью энер­гии сол­неч­но­го све­та. Рабо­ту пред­по­ла­га­ет­ся вести с уча­сти­ем нор­веж­ских и фран­цуз­ских кол­лег.

– Недав­но у нас появи­лось направ­ле­ние «тех­но­ло­ги­че­ское пред­при­ни­ма­тель­ство». Зачем это нуж­но сту­ден­там?

– В про­шлом семест­ре мы сов­мест­но с реги­о­наль­ным IT-пар­ком про­ве­ли для ряда групп целый курс по тех­но­ло­ги­че­ско­му пред­при­ни­ма­тель­ству. Преж­де все­го, мы их пыта­лись выве­сти из стен уни­вер­си­те­та на дру­гую пло­щад­ку, менее кон­сер­ва­тив­ную и более биз­нес-ори­ен­ти­ро­ван­ную.

Когда ребя­та при­хо­дят к нам со шко­лы, они очень часто зажа­ты в плане широ­ты и гиб­ко­сти мыш­ле­ния. Очень важ­но пере­ве­сти их в дру­гой фор­мат, дру­гую сре­ду, пока­зать воз­мож­ные вари­ан­ты.

Не каж­дый чело­век может быть уче­ным, не каж­дый может быть пред­при­ни­ма­те­лем, не каж­дый может рабо­тать в офи­се. Но мы будем про­дол­жать, и рас­счи­ты­ва­ем, что часть этих ребят подаст свои заяв­ки на кон­курс «Умник» от Фон­да содей­ствия инно­ва­ци­ям. Наде­юсь, что таким обра­зом у нас коли­че­ство заявок на кон­курс уже в этом году будет боль­ше, чем в преды­ду­щие годы.

Мы учим не толь­ко сту­ден­тов, но и пре­по­да­ва­те­лей. В кон­це про­шло­го года про­ве­ли мас­со­вое обу­че­ние по вопро­сам защи­ты интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти. Эти про­грам­мы будет внед­рять­ся в уни­вер­си­те­те и ста­нут обя­за­тель­ны­ми, что­бы все сту­ден­ты пони­ма­ли, как с этим рабо­тать.

Если гово­рить про раз­ви­тие пред­при­ни­ма­тель­ства, то фор­ми­руя бла­го­при­ят­ную сре­ду, мы можем дать сту­ден­там моти­ва­цию для осно­ва­ния соб­ствен­ных стар­та­пов. Необ­хо­ди­мо пони­ма­ние базо­вых основ, необ­хо­ди­ма сре­да и вера в себя. Это потре­бу­ет какое-то вре­мя, но мы наде­ем­ся, что у нас все полу­чит­ся.

– В завер­ше­ние раз­го­во­ра, как вы счи­та­е­те, нау­ка – это слож­но?

– Нау­ка – это инте­рес­но! Не каж­дый чело­век может быть иссле­до­ва­те­лем, не каж­до­му это надо. А есть люди, для кото­рых это про­сто жизнь, пото­му что у них такой склад мыш­ле­ния, им это инте­рес­но.

Рынок быст­ро раз­ви­ва­ет­ся, тех­но­ло­ги раз­ви­ва­ют­ся, уни­вер­си­тет зача­стую в силу сво­ей инерт­но­сти не успе­ва­ет. Но если мы фор­ми­ру­ем чело­ве­ка, кото­рый име­ет гиб­кое мыш­ле­ние, широ­кий кру­го­зор, уме­ет полу­чать зна­ния, то он будет вос­тре­бо­ван и в науч­ной сре­де, и в ком­мер­че­ских ком­па­ни­ях.

– Что може­те поже­лать кол­ле­гам в День рос­сий­ской нау­ки?

– Не оста­нав­ли­вать­ся и все­гда смот­реть впе­ред. Пото­му что впе­ре­ди еще очень мно­го инте­рес­ных задач, инте­рес­ных пер­спек­тив. Нико­гда не терять то дет­ское любо­пыт­ство, кото­рое есть, навер­ное, в каж­дом уче­ном.