– Мария Герасимовна, в 2021 году Сахалинский госуниверситет вел работу над целым рядом значимых проектов федерального уровня, в числе которых – так называемые карбоновые полигоны. Какое будущее у них здесь?
– Карбоновый полигон в Сахалинском государственном университете был создан в рамках Климатического центра Сахалинской области в 2020 году. В рамках его работы выделяется два направления: первое – это мониторинг, формирование и разработка нормативной базы, сбор и анализ статистических данных. Второе – непосредственно «карбоновая ферма», то есть отработка новых технологий, которые внесут вклад в достижение углеродной нейтральности.
В части научных исследований университет сейчас определяет свои стратегические направления на ближайшие 10 лет. В основе этой работы лежат научные исследования и опыт предыдущих десятилетий, но тренд очень быстро меняется, так что мы должны не стоять на месте, а выходить в первые ряды и задавать векторы.
Что касается карбонового полигона, то мы сейчас живем в период энергетического перехода, видим, как меняется энергетический рынок, в том числе в сторону «зеленой» энергетики. Это не веяние моды, а одна из попыток решения проблем, возникающих с глобальным изменением климата. Здесь не только парниковый эффект, но и потепление, метановые взрывы и так далее. Все это влияет на нашу экономику. Поэтому понятие карбонового полигона включает в себя целый комплекс очень разноплановых исследований, которые должны определить развитие нашего общества в ближайшем будущем.
– Что уже сделано в данном направлении?
– Прошлый год в этом плане стал стартовым как для нас, так и многих наших коллег в других университетах. Сейчас совместно с партнерами, компанией «Сахалинская Энергия», мы начинаем реализацию комплексного проекта, который охватит фактически все сферы, которые так или иначе дают вклад в эмиссию CO2.
Но мы смотрим на проблему все-таки шире, поэтому планируем добавить к изменению климата более широкое понятие устойчивого развития. Это предполагает, что мы также будем включать в общую картину мира и вопросы экономики, юриспруденции, мы будем говорить о психологии, потому что социум, несомненно, реагирует на происходящие изменения.
В этой части будет очень много вопросов, и направление карбонового полигона – это один из первых блоков, которые ложатся в основу большого мультидисциплинарного исследования.
– Помимо «карбоновой» тематики, над чем еще ведется работа?
– Активно мы работаем в области аквабиотехнологий. В университете накоплен большой опыт в этом направлении, и наши специалисты, наверное, в области аквакультуры одни из сильнейших в России. Мы взаимодействуем и реализуем совместные проекты с коллегами из других университетов, с ведущими институтами Российской академии наук.
Ярким примером является наша победа в прошлом году в конкурсе научно-образовательных центров мирового уровня. В этом проекте мы координируем большой блок, который связан с энергетическими технологиями. На его базе у нас развиваются сопутствующие направления, в том числе связанные с привлечением молодежи.
В прошлом году мы выиграли конкурс по созданию в университете «Молодежной лаборатории» по электрохимическим источникам энергии. Это водородная тематика, которая сейчас важна не только для нашего региона, но и всей страны: занять позицию технологической независимости, в том числе и в области водородных технологий.
Лабораторию мы реализуем совместно с ведущими специалистами в России в этой области, Институтом проблем химической физики РАН. У нас много молодых ребят, желающих в этой тематике работать. Коллеги из ИПХФ РАН будут проводить для них обучение, чтобы в нашем регионе начало формироваться ядро профильных специалистов. Очень важно, чтобы молодежь приходила и оставалась в регионе, оставалась в той сфере деятельности, которую ребята выбрали, поступая в университет.
– Что еще университет делает конкретно для островного региона?
– Мы сейчас обсуждаем много направлений развития, нам помогает Министерство науки и высшего образования, которое инвестирует во многие проекты, в том числе за счет выделения госзадания.
Так, в прошлом году мы создали в университете Береговой центр – это интересное направление, особенно важное в Сахалинской области. У нас много инфраструктуры, расположенной вдоль береговой линии, и когда идет подъем уровня океана, появляются штормовые накаты, что приводит к разрушению инфраструктурных объектов на берегу. Это экономически очень серьезная проблема.
Необходимо помочь региону правильно спрогнозировать зоны риска, дать рекомендации, сформировать техническое задание на подготовку береговой линии, чтобы не происходило разрушение в том числе железнодорожного полотна или автодороги. Специалисты такого профиля очень полезны не только здесь, мы можем масштабировать этот опыт и на другие регионы, где возникают похожие проблемы.
С другой стороны, Береговой центр может и будет работать в рамках климатической повестки в тесной связке с нашими другими подразделениями. Так, у нас сейчас формируется проект по лагунам – по рассказам коллег, лагуны при правильном подходе могут также давать серьезный вклад в поглощение CO2, то есть в достижение углеродной нейтральности.
– Какое событие в 2021 году с точки зрения науки может стать ключевым в развитии университета, в развитии науки в университете и в регионе в целом?
– С точки зрения выстраивания системы научных исследований, системы управления наукой в регионе, это направление «Сахалинтех». Здесь мы формируем некий консорциум, налаживаем кооперацию всех научных и образовательных организаций Сахалинской области. Чтобы собрать всю нашу экспертную силу в один кулак и сформировать ту повестку, которая позволит вывести регион, не побоюсь сказать, на передовые позиции в Российской Федерации.
У нашей области удивительная специфика, большой потенциал. Необходимо, прежде всего, активное взаимодействие, формирование совместной повестки и привлечение молодежи.
Климатическое направление очень богато по возможностям исследований. Например, мы сейчас подали заявку в Министерство науки и высшего образования на грант для реализации проектов по «солнечному» водороду, то есть получению водорода с помощью энергии солнечного света. Работу предполагается вести с участием норвежских и французских коллег.
– Недавно у нас появилось направление «технологическое предпринимательство». Зачем это нужно студентам?
– В прошлом семестре мы совместно с региональным IT-парком провели для ряда групп целый курс по технологическому предпринимательству. Прежде всего, мы их пытались вывести из стен университета на другую площадку, менее консервативную и более бизнес-ориентированную.
Когда ребята приходят к нам со школы, они очень часто зажаты в плане широты и гибкости мышления. Очень важно перевести их в другой формат, другую среду, показать возможные варианты.
Не каждый человек может быть ученым, не каждый может быть предпринимателем, не каждый может работать в офисе. Но мы будем продолжать, и рассчитываем, что часть этих ребят подаст свои заявки на конкурс «Умник» от Фонда содействия инновациям. Надеюсь, что таким образом у нас количество заявок на конкурс уже в этом году будет больше, чем в предыдущие годы.
Мы учим не только студентов, но и преподавателей. В конце прошлого года провели массовое обучение по вопросам защиты интеллектуальной собственности. Эти программы будет внедряться в университете и станут обязательными, чтобы все студенты понимали, как с этим работать.
Если говорить про развитие предпринимательства, то формируя благоприятную среду, мы можем дать студентам мотивацию для основания собственных стартапов. Необходимо понимание базовых основ, необходима среда и вера в себя. Это потребует какое-то время, но мы надеемся, что у нас все получится.
– В завершение разговора, как вы считаете, наука – это сложно?
– Наука – это интересно! Не каждый человек может быть исследователем, не каждому это надо. А есть люди, для которых это просто жизнь, потому что у них такой склад мышления, им это интересно.
Рынок быстро развивается, технологи развиваются, университет зачастую в силу своей инертности не успевает. Но если мы формируем человека, который имеет гибкое мышление, широкий кругозор, умеет получать знания, то он будет востребован и в научной среде, и в коммерческих компаниях.
– Что можете пожелать коллегам в День российской науки?
– Не останавливаться и всегда смотреть вперед. Потому что впереди еще очень много интересных задач, интересных перспектив. Никогда не терять то детское любопытство, которое есть, наверное, в каждом ученом.