«Нефтяной инжиниринг» для студентов

В тех­ни­че­ском неф­те­га­зо­вом инсти­ту­те про­дол­жи­ли курс лек­ци­он­ных и прак­ти­че­ских заня­тий по спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ной про­грам­ме «Неф­тя­ной инжи­ни­ринг».

Курс пре­по­да­ет при­е­хав­ший в Южно-Саха­линск доцент кафед­ры раз­ра­бот­ки и экс­плу­а­та­ции неф­тя­ных место­рож­де­ний, дирек­тор цен­тра инно­ва­ци­он­но­го обу­че­ния РГУ неф­ти и газа (НИУ) име­ни И.М. Губ­ки­на Петр Пятиб­ра­тов.

Воз­мож­ность полу­чить обра­зо­ва­ние на уровне веду­ще­го отрас­ле­во­го вуза, не выез­жая в Моск­ву, появи­лась у саха­лин­цев бла­го­да­ря под­пи­сан­но­му в сен­тяб­ре про­шло­го года трех­сто­рон­не­му согла­ше­нию меж­ду ком­па­ни­ей «Экс­он Неф­те­газ Лими­тед», кото­рая финан­си­ру­ет про­ект, СахГУ и РГУ неф­ти и газа (НИУ) име­ни Губ­ки­на. Фак­ти­че­ски сту­дент, успеш­но про­шед­ший весь курс про­грам­мы, полу­чит и диплом мест­но­го вуза, и допол­ни­тель­ный диплом уни­вер­си­те­та име­ни Губ­ки­на — глав­ной куз­ни­цы кад­ров для неф­те­га­зо­вой отрас­ли стра­ны.

В чис­ле слу­ша­те­лей — сту­ден­ты, обу­ча­ю­щи­е­ся по раз­ным спе­ци­аль­но­стям саха­лин­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та: неф­те­га­зо­вое дело, гео­ло­гия, маги­стран­ты раз­ных направ­ле­ний под­го­тов­ки, у кото­рых есть на это вре­мя.

Губ­кин­ский уни­вер­си­тет име­ет огром­ный опыт в под­го­тов­ке кад­ров для неф­те­га­зо­вой отрас­ли с при­ме­не­ни­ем самых совре­мен­ных прак­тик и обра­зо­ва­тель­ных тех­но­ло­гий. Так, в рам­ках под­раз­де­ле­ния, кото­рое воз­глав­ля­ет Петр Пятиб­ра­тов, функ­ци­о­ни­ру­ет центр управ­ле­ния раз­ра­бот­кой место­рож­де­ний. Сле­ду­ет отме­тить, таких инно­ва­ци­он­ных обра­зо­ва­тель­ных цен­тров нет нигде в мире. На его базе реа­ли­зу­ет­ся про­ект, поз­во­ля­ю­щий при­бли­зить учеб­ный про­цесс к реаль­ным усло­ви­ям про­из­вод­ствен­ной дея­тель­но­сти.

Петр Пятиб­ра­тов, кото­рый явля­ет­ся руко­во­ди­те­лем выше­на­зван­ной про­грам­мы, разъ­яс­нил зада­чи меж­дис­ци­пли­нар­но­го обу­че­ния.

— Как обыч­но учат­ся сту­ден­ты? Раз­ра­бот­чи­ки — с раз­ра­бот­чи­ка­ми, гео­фи­зи­ки — с гео­фи­зи­ка­ми, а мы на стар­ших кур­сах добав­ля­ем дис­ци­пли­ны, в рам­ках кото­рых они обу­ча­ют­ся все вме­сте, ведь когда при­дут на про­из­вод­ство, им при­дет­ся уметь общать­ся со «смеж­ны­ми» спе­ци­а­ли­ста­ми. Эту тех­но­ло­гию мы реа­ли­зу­ем в РГУ неф­ти и газа уже 10 лет, в 2015 году за ее успеш­ную реа­ли­за­цию полу­чи­ли пре­мию Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции в обла­сти обра­зо­ва­ния, а так­же пре­мию Обще­ства инже­не­ров-неф­тя­ни­ков за инно­ва­ци­он­ные под­хо­ды в обра­зо­ва­нии. И при­шла мысль внед­рить это на Саха­лине. В про­шлом году мы под­го­то­ви­ли пре­по­да­ва­те­лей (сна­ча­ла их обу­ча­ла ком­па­ния «Шлюм­бер­же»), уста­но­ви­ли про­грамм­ное обес­пе­че­ние, затем про­ве­ли базо­вые кур­сы и выда­ли сви­де­тель­ства. Нами под­го­тов­ле­на спе­ци­аль­ная база дан­ных, на осно­ве кото­рой обу­ча­ли пре­по­да­ва­те­лей дис­ци­пли­нам гео­ло­ги­че­ское моде­ли­ро­ва­ние, моде­ли­ро­ва­ние раз­ра­бот­ки место­рож­де­ний и эко­но­ми­ка. Даль­ше воз­ник­ла идея наши­ми уси­ли­я­ми доба­вить допол­ни­тель­ное обра­зо­ва­ние для сту­ден­тов саха­лин­ско­го уни­вер­си­те­та — это было хоро­шо вос­при­ня­то сами­ми сту­ден­та­ми. Так воз­ник­ла про­грам­ма допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния «Неф­тя­ной инжи­ни­ринг».

Все ли гото­вы к «погру­же­нию» в про­фес­сию? По сло­вам собе­сед­ни­ка, обу­че­ние про­ис­хо­дит по жела­нию обу­ча­ю­щих­ся — лишь для тех сту­ден­тов, кто дей­стви­тель­но хочет повы­сить свой про­фес­си­о­наль­ный уро­вень и полу­чить в даль­ней­шем достой­ное рабо­чее место.

— Обу­че­ние в уни­вер­си­те­те мож­но срав­нить с при­го­род­ной элек­трич­кой, кото­рая едет на вок­зал, от кото­ро­го отправ­ля­ет­ся поезд даль­не­го сле­до­ва­ния дли­ною в жизнь, — объ­яс­ня­ет пре­по­да­ва­тель. — Конеч­но, в даль­ней­шем у выпуск­ни­ка будет еще мно­го воз­мож­но­стей прой­ти кур­сы повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции, но у саха­лин­ских сту­ден­тов появил­ся шанс, еще не дое­хав до «пере­ва­лоч­но­го пунк­та», уже сей­час сесть в этот поезд и полу­чить пре­иму­ще­ство перед дру­ги­ми сту­ден­та­ми.

Про­грам­ма объ­е­мом свы­ше 200 учеб­ных часов доста­точ­но слож­на и состо­ит из шести моду­лей: гео­ло­гия неф­ти и газа; физи­ка неф­тя­но­го пла­ста (экс­пе­ри­мен­таль­ное обес­пе­че­ние про­ек­тов раз­ра­бот­ки неф­тя­ных место­рож­де­ний); раз­ра­бот­ка неф­тя­ных место­рож­де­ний; трех­мер­ное гид­ро­ди­на­ми­че­ское моде­ли­ро­ва­ние раз­ра­бот­ки неф­тя­ных место­рож­де­ний; тех­ни­ка и тех­но­ло­гия добы­чи неф­ти; осво­е­ние шель­фо­вых место­рож­де­ний. Каж­дый вклю­ча­ет в себя ауди­тор­ные и прак­ти­че­ские заня­тия и закан­чи­ва­ет­ся про­вер­кой усво­ен­ных зна­ний на про­ме­жу­точ­ном экза­мене. В нояб­ре саха­лин­ские сту­ден­ты про­шли пер­вый этап обу­че­ния — осво­и­ли пер­вый модуль про­грам­мы «Гео­ло­гия неф­ти и газа», заня­тия тогда про­ве­ла кан­ди­дат гео­ло­го-мине­ра­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры общей и неф­те­га­зо­про­мыс­ло­вой гео­ло­гии РГУ Любовь Горю­но­ва. В декаб­ре про­шло­го года и фев­ра­ле теку­ще­го сту­ден­ты в соот­вет­ствии с про­грам­мой осво­и­ли еще два моду­ля, кото­рые про­во­ди­ли пре­по­да­ва­те­ли кафед­ры раз­ра­бот­ки и экс­плу­а­та­ции неф­тя­ных место­рож­де­ний, доцент Е.В. Шеля­го и про­фес­сор Л.Н.Назарова.

О том, все ли сту­ден­ты осво­ят нынеш­ний, чет­вер­тый модуль («Гид­ро­ди­на­ми­че­ское моде­ли­ро­ва­ние раз­ра­бот­ки неф­тя­ных место­рож­де­ний»), смо­гут ли блес­нуть эру­ди­ци­ей, а так­же о пер­спек­ти­вах неф­тя­ной инду­стрии и о мно­гом дру­гом гость Саха­ли­на рас­ска­жет на сле­ду­ю­щей неде­ле, когда прой­дут зачет и экза­мен. Тем, кто сдаст успеш­но, пред­сто­ит под­нять­ся на сле­ду­ю­щую сту­пень, оси­лив в даль­ней­шем модуль про­грам­мы «Тех­ни­ка и тех­но­ло­гия добы­чи неф­ти».

— Слож­но ли сдать экза­мен? Мы дипло­мы не раз­да­ем. Зада­ча — под­го­то­вить спе­ци­а­ли­стов высо­ко­го клас­са. Навер­ное, кто-то не спра­вит­ся, это жизнь. Любая груп­па сту­ден­тов обыч­но делит­ся на три части, в пер­вой — совер­шен­ные молод­цы и умни­цы, кото­рые рвут­ся в бой, во вто­рой — сере­ди­на, а в тре­тьей — те сту­ден­ты, кото­рые «при­шли бумаж­ку полу­чать». У нашей ауди­то­рии есть пре­иму­ще­ство — боль­шин­ство ребят, кото­рые запи­са­лись на допол­ни­тель­ную про­грам­му, — из пер­вых двух. И, к сло­ву, пра­ви­ло «трех частей» в сту­ден­че­ской сре­де рабо­та­ет вез­де, не име­ет зна­че­ния, Саха­лин это или Москва.