По результатам Окружного совещания 4 сентября 2025 года в СахГУ состоялось обсуждение ключевых принципов формирования национальной системы высшего образования с директорами институтов, заведующими кафедрами и руководителями образовательных программ Сахалинского государственного университета. Проректор Николай Хурчак рассказал участникам о новой модели высшего образования – основных принципах ее работы и новых подходах к подготовке кадров под существующие и будущие потребности экономики региона.
Масштабная работа по переходу на новую модель высшего образования проводится в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина. В 2023 году глава государства в послании Федеральному Собранию подчеркнул, что в высшей школе назрели существенные изменения и обусловлены они тем, что есть новые требования к специалистам в экономике и социальных отраслях. При этом на принципиальном уровне было обозначено, что нужно взять все лучшее, что было в советской системе образования и в опыте последних десятилетий.
С этой целью в том же году стартовал пилотный проект, направленный на отработку ключевых изменений, которые в последующем распространятся на всю систему высшего образования.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в своем обращении к участникам Окружного совещания ДФО подчеркнул, что новая модель это не революционный, а эволюционный шаг.
«Успешность перехода на новую модель высшего образования зависит прежде всего от вас, от каждого преподавателя и сотрудника университета. Именно поэтому так важно четко определиться с целеполаганием. Сделать это таким образом, чтобы его одинаково понимали все – от руководства министерства до преподавателя кафедры. Преобразования не сводятся к изменениям сроков обучения и уровней образования. Они должны носить комплексный характер и касаться содержания образовательных программ, материально-технической базы университетов, учебной нагрузки и вознаграждения преподавателей, их квалификации, взаимодействия университетов с рынком труда, а также самого перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования», – сказал министр.
Валерий Фальков добавил, что в конечном итоге все изменения внутри системы должны вести к повышению качества образования, к тому, чтобы российские университеты готовили специалистов более четко как под текущие задачи, так и под перспективные потребности рынка труда.
На совещании в СахГУ были обсуждены ключевые изменения в системе высшего образования:
- введение единого уровня – высшее образование (новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов в один такт).
- срок получения образования должен быть достаточным для завершенной подготовки. Для большинства ключевых специальностей – инженеров, врачей, учителей – срок обучения составит 5 лет. Будут и более короткие 4‑летние программы, например, для сферы туризма и индустрии гостеприимства. 6‑летнее образование будет предусмотрено по более сложным наукоемким видам деятельности.
- будут обновлены государственные образовательные стандарты. В их основе будет единое ядро, состоящее из социо-гуманитарной и фундаментальной частей. Принципы, которые положены в разработку стандартов, – это обязательное увеличение практической подготовки и гибкость, то есть возможность подстраивать образование на старших курсах под потребности рынка труда, работодателя и конкретного студента.
- важной частью новой модели должна стать более тесная связь высшего образования с системой среднего профессионального образования.
- в составе федеральных учебно-методических объединений должно быть не менее половины работодателей, которые будут транслировать ожидания от системы высшего образования.
- магистратура будет сосредоточена в вузах и научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и учебно-материальная база.
- в ближайшее время Минобрнауки России вместе с университетами и работодателями разработает новый перечень специальностей, отвечающий современным вызовам.