Совершенствование системы высшего образования обсудили на совещании директоров институтов, заведующих кафедрами и руководителей образовательных программ СахГУ

Рек­тор СахГУ Алек­сандр Самар­дак и про­рек­тор Нико­лай Хур­чак 31 июля – 1 авгу­ста при­ня­ли уча­стие в Окруж­ном сове­ща­нии ДФО «Наци­о­наль­ная систе­ма выс­ше­го обра­зо­ва­ния: нор­ма­тив­ное регу­ли­ро­ва­ние», про­шед­ше­го в г. Вла­ди­во­сто­ке на базе ДВФУ.

По резуль­та­там Окруж­но­го сове­ща­ния 4 сен­тяб­ря 2025 года в СахГУ состо­я­лось обсуж­де­ние клю­че­вых прин­ци­пов фор­ми­ро­ва­ния наци­о­наль­ной систе­мы выс­ше­го обра­зо­ва­ния с дирек­то­ра­ми инсти­ту­тов, заве­ду­ю­щи­ми кафед­ра­ми и руко­во­ди­те­ля­ми обра­зо­ва­тель­ных про­грамм Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Про­рек­тор Нико­лай Хур­чак рас­ска­зал участ­ни­кам о новой моде­ли выс­ше­го обра­зо­ва­ния – основ­ных прин­ци­пах ее рабо­ты и новых под­хо­дах к под­го­тов­ке кад­ров под суще­ству­ю­щие и буду­щие потреб­но­сти эко­но­ми­ки реги­о­на.

Мас­штаб­ная рабо­та по пере­хо­ду на новую модель выс­ше­го обра­зо­ва­ния про­во­дит­ся в соот­вет­ствии с пору­че­ни­ем Пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пути­на. В 2023 году гла­ва госу­дар­ства в посла­нии Феде­раль­но­му Собра­нию под­черк­нул, что в выс­шей шко­ле назре­ли суще­ствен­ные изме­не­ния и обу­слов­ле­ны они тем, что есть новые тре­бо­ва­ния к спе­ци­а­ли­стам в эко­но­ми­ке и соци­аль­ных отрас­лях. При этом на прин­ци­пи­аль­ном уровне было обо­зна­че­но, что нуж­но взять все луч­шее, что было в совет­ской систе­ме обра­зо­ва­ния и в опы­те послед­них деся­ти­ле­тий.

С этой целью в том же году стар­то­вал пилот­ный про­ект, направ­лен­ный на отра­бот­ку клю­че­вых изме­не­ний, кото­рые в после­ду­ю­щем рас­про­стра­нят­ся на всю систе­му выс­ше­го обра­зо­ва­ния.

Министр нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния Вале­рий Фаль­ков в сво­ем обра­ще­нии к участ­ни­кам Окруж­но­го сове­ща­ния ДФО под­черк­нул, что новая модель это не рево­лю­ци­он­ный, а эво­лю­ци­он­ный шаг.

«Успеш­ность пере­хо­да на новую модель выс­ше­го обра­зо­ва­ния зави­сит преж­де все­го от вас, от каж­до­го пре­по­да­ва­те­ля и сотруд­ни­ка уни­вер­си­те­та. Имен­но поэто­му так важ­но чет­ко опре­де­лить­ся с целе­по­ла­га­ни­ем. Сде­лать это таким обра­зом, что­бы его оди­на­ко­во пони­ма­ли все – от руко­вод­ства мини­стер­ства до пре­по­да­ва­те­ля кафед­ры. Пре­об­ра­зо­ва­ния не сво­дят­ся к изме­не­ни­ям сро­ков обу­че­ния и уров­ней обра­зо­ва­ния. Они долж­ны носить ком­плекс­ный харак­тер и касать­ся содер­жа­ния обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, мате­ри­аль­но-тех­ни­че­ской базы уни­вер­си­те­тов, учеб­ной нагруз­ки и воз­на­граж­де­ния пре­по­да­ва­те­лей, их ква­ли­фи­ка­ции, вза­и­мо­дей­ствия уни­вер­си­те­тов с рын­ком тру­да, а так­же само­го переч­ня спе­ци­аль­но­стей и направ­ле­ний под­го­тов­ки выс­ше­го обра­зо­ва­ния», – ска­зал министр.

Вале­рий Фаль­ков доба­вил, что в конеч­ном ито­ге все изме­не­ния внут­ри систе­мы долж­ны вести к повы­ше­нию каче­ства обра­зо­ва­ния, к тому, что­бы рос­сий­ские уни­вер­си­те­ты гото­ви­ли спе­ци­а­ли­стов более чет­ко как под теку­щие зада­чи, так и под пер­спек­тив­ные потреб­но­сти рын­ка тру­да.

На сове­ща­нии в СахГУ были обсуж­де­ны клю­че­вые изме­не­ния в систе­ме выс­ше­го обра­зо­ва­ния:

  • вве­де­ние еди­но­го уров­ня – выс­шее обра­зо­ва­ние (новая модель обес­пе­чит под­го­тов­ку пол­но­цен­ных спе­ци­а­ли­стов в один такт).
  • срок полу­че­ния обра­зо­ва­ния дол­жен быть доста­точ­ным для завер­шен­ной под­го­тов­ки. Для боль­шин­ства клю­че­вых спе­ци­аль­но­стей – инже­не­ров, вра­чей, учи­те­лей – срок обу­че­ния соста­вит 5 лет. Будут и более корот­кие 4‑летние про­грам­мы, напри­мер, для сфе­ры туриз­ма и инду­стрии госте­при­им­ства. 6‑летнее обра­зо­ва­ние будет преду­смот­ре­но по более слож­ным нау­ко­ем­ким видам дея­тель­но­сти.
  • будут обнов­ле­ны госу­дар­ствен­ные обра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты. В их осно­ве будет еди­ное ядро, состо­я­щее из социо-гума­ни­тар­ной и фун­да­мен­таль­ной частей. Прин­ци­пы, кото­рые поло­же­ны в раз­ра­бот­ку стан­дар­тов, – это обя­за­тель­ное уве­ли­че­ние прак­ти­че­ской под­го­тов­ки и гиб­кость, то есть воз­мож­ность под­стра­и­вать обра­зо­ва­ние на стар­ших кур­сах под потреб­но­сти рын­ка тру­да, рабо­то­да­те­ля и кон­крет­но­го сту­ден­та.
  • важ­ной частью новой моде­ли долж­на стать более тес­ная связь выс­ше­го обра­зо­ва­ния с систе­мой сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния.
  • в соста­ве феде­раль­ных учеб­но-мето­ди­че­ских объ­еди­не­ний долж­но быть не менее поло­ви­ны рабо­то­да­те­лей, кото­рые будут транс­ли­ро­вать ожи­да­ния от систе­мы выс­ше­го обра­зо­ва­ния.
  • маги­стра­ту­ра будет сосре­до­то­че­на в вузах и науч­ных инсти­ту­тах, где для это­го есть соот­вет­ству­ю­щие кад­ры и учеб­но-мате­ри­аль­ная база.
  • в бли­жай­шее вре­мя Мино­бр­на­у­ки Рос­сии вме­сте с уни­вер­си­те­та­ми и рабо­то­да­те­ля­ми раз­ра­бо­та­ет новый пере­чень спе­ци­аль­но­стей, отве­ча­ю­щий совре­мен­ным вызо­вам.