Мария Захарова — молодежи Сахалинской области: «Учитесь каждый день!»

В Саха­лин­ской обла­сти в рам­ках все­рос­сий­ской акции «Поде­лись сво­им зна­ни­ем» высту­пи­ла офи­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель МИД Рос­сии, дирек­тор депар­та­мен­та инфор­ма­ции и печа­ти, лек­тор Рос­сий­ско­го обще­ства «Зна­ние» Мария Заха­ро­ва. Ее слу­ша­те­ля­ми ста­ли сту­ден­ты и пре­по­да­ва­те­ли Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, а так­же стар­ше­класс­ни­ки Южно-Саха­лин­ска. Дипло­мат поде­ли­лась акту­аль­ной инфор­ма­ци­ей о внеш­ней поли­ти­ке Рос­сии и подроб­но отве­ти­ла на вопро­сы ауди­то­рии.

В раз­го­во­ре Мария Заха­ро­ва упо­мя­ну­ла о сту­ден­че­ских годах. Она отме­ти­ла, что ощу­ще­ние недо­стат­ка зна­ний — это нор­маль­но: «Вам все­гда будет казать­ся, что зна­ний слиш­ком мало, что не хва­ти­ло еще одной кни­ги или ста­тьи. Но знай­те: фун­да­мен­таль­ные зна­ния нико­гда не быва­ют лиш­ни­ми. Они все­гда при­го­дят­ся, будут полез­ны и про­кор­мят вас».

Вспо­ми­ная 90‑е годы, Заха­ро­ва с теп­ло­той рас­ска­за­ла о рек­то­ре МГИМО Ана­то­лии Тор­ку­но­ве, кото­рый под­дер­жи­вал сту­ден­тов в слож­ное вре­мя: «Инсти­тут помо­гал тем, кто верил в свою меч­ту, но не имел финан­со­вой под­держ­ки семьи. Рек­тор лич­но решал быто­вые и соци­аль­ные вопро­сы сту­ден­тов, объ­яс­нял, что такое жизнь. Сей­час я пони­маю: это вели­чие педа­го­га. В эпо­ху тало­нов на пита­ние помочь сту­ден­ту ино­гда озна­ча­ло решить вопрос его выжи­ва­ния».

Еще один запо­ми­на­ю­щий­ся при­мер — исто­рия с науч­ной рабо­той о китай­ской чай­ной куль­ту­ре, кото­рую тре­тье­курс­ни­ца Заха­ро­ва напи­са­ла на кафед­ре восточ­ной лите­ра­ту­ры. Пре­по­да­ва­тель не про­сто высо­ко оце­нил ее, но и реко­мен­до­вал опуб­ли­ко­вать в жур­на­ле «Про­бле­мы Даль­не­го Восто­ка».

«Для меня это ярчай­ший при­мер того, как нуж­но отно­сить­ся к людям, над кото­ры­ми ты шеф­ству­ешь: уви­деть потен­ци­ал и про­явить ува­же­ние к достой­но про­де­лан­ной рабо­те. Сей­час ту мою ста­тью мож­но най­ти и в печат­ных архи­вах, и в оциф­ро­ван­ном виде в сети», — отме­ти­ла она.

Спи­кер так­же дала совет изу­ча­ю­щим ино­стран­ные язы­ки: «Нуж­ны тер­пе­ние и прак­ти­ка в обще­нии. Посмот­ри­те на китай­ских сту­ден­тов: они не стес­ня­ют­ся, не ленят­ся гово­рить и не поль­зу­ют­ся пере­вод­чи­ка­ми без необ­хо­ди­мо­сти. Они про­сто гово­рят, гово­рят и гово­рят, отта­чи­вая навык».

Отве­чая на вопро­сы о дипло­ма­тии, Заха­ро­ва подроб­но рас­ска­за­ла о про­то­коль­ных нюан­сах — от дресс-кода и напи­са­ния нот до таких дета­лей, как пра­виль­ное руко­по­жа­тие и откры­ва­ние две­рей. Она так­же поде­ли­лась прин­ци­пом сво­ей рабо­ты: «Я не все­гда все знаю. Но если я чего-то не пони­маю, то начи­наю глу­бо­ко изу­чать вопрос, что­бы при любых обсто­я­тель­ствах мог­ла чест­но ска­зать: «Мы сде­ла­ли всё!». Самое слож­ное — понять, что это дей­стви­тель­но «всё» и дру­гих вари­ан­тов нет. Для это­го нуж­но дос­ко­наль­но изу­чить вопрос — и как сотруд­ник, и как чело­век, и как граж­да­нин сво­ей стра­ны».

Осо­бый инте­рес у ауди­то­рии вызвал рас­сказ Марии Заха­ро­вой о совре­мен­ной дипло­ма­ти­че­ской прак­ти­ке, кото­рая тре­бу­ет опе­ра­тив­но­сти и глу­бо­ко­го пони­ма­ния гло­баль­ных про­цес­сов. Она под­черк­ну­ла, что зача­стую внеш­ние ком­мен­та­то­ры не пони­ма­ют истин­но­го мас­шта­ба Рос­сии — стра­ны-циви­ли­за­ции, пода­рив­шей миру вели­ких уче­ных, фун­да­мен­таль­ные откры­тия и уни­каль­ные куль­тур­ные цен­но­сти.

В каче­стве при­ме­ра быст­ро меня­ю­щей­ся реаль­но­сти дипло­мат при­ве­ла орга­ни­за­цию меж­ду­на­род­ной встре­чи на Аляс­ке: «Ее орга­ни­зо­ва­ли за три дня, хотя рань­ше на подоб­ное ухо­дил мини­мум год под­го­тов­ки. Это нагляд­но пока­зы­ва­ет, как изме­нил­ся ритм дипло­ма­тии — сего­дня мы долж­ны быть гото­вы момен­таль­но реа­ги­ро­вать на вызо­вы, дей­ствуя при этом взве­шен­но и с пони­ма­ни­ем исто­ри­че­ской роли Рос­сии в мире», — пояс­ни­ла Заха­ро­ва.

Сту­ден­ты полу­чи­ли от спи­ке­ра уни­каль­ный совет — нахо­дить такой под­ход к жиз­нен­ным обсто­я­тель­ствам, что­бы ни в коем слу­чае не отка­зать­ся от дела сво­ей жиз­ни. В завер­ше­ние встре­чи Мария Заха­ро­ва поже­ла­ла сту­ден­там исполь­зо­вать весь свой потен­ци­ал, совре­мен­ные воз­мож­но­сти и упор­но учить­ся, что­бы стать насто­я­щи­ми про­фес­си­о­на­ла­ми.

Рос­сий­ское обще­ство «Зна­ние» с 1 по 30 сен­тяб­ря про­во­дит Все­рос­сий­скую акцию «Поде­лись сво­им зна­ни­ем» в рам­ках про­ек­та Знание.Лекторий. На базе школ, кол­ле­джей, тех­ни­ку­мов, вузов и дру­гих обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций стра­ны прой­дут про­све­ти­тель­ские уро­ки и мастер-клас­сы, а выда­ю­щи­е­ся дея­те­ли стра­ны поде­лят­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми в нау­ке, эко­ло­гии, медиа, тех­но­ло­ги­ях, искус­стве и спор­те.

Лек­то­ром акции может стать любой жела­ю­щий. Для это­го необ­хо­ди­мо выбрать мате­ри­ал из ката­ло­га на сай­те и про­ве­сти выступ­ле­ние для сво­ей ауди­то­рии. Тема­ти­ки выступ­ле­ний: «Буду­щее за нами», «Побе­ды стра­ны», «Голо­суй осо­знан­но», «Куль­тур­ный код», «Вызо­вы вре­ме­нем», «Карьер­ные воз­мож­но­сти», «Все начи­на­ет­ся с ато­ма». Что­бы высту­пить пло­щад­кой орга­ни­за­ци­ям и учре­жде­ни­ям необ­хо­ди­мо запол­нить фор­му.

Отме­тим, что орга­ни­за­то­ром акции высту­пи­ло Рос­сий­ское обще­ство «Зна­ние» при под­держ­ке Мини­стер­ства про­све­ще­ния РФ, Мини­стер­ства нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ, Рос­сий­ских Сту­ден­че­ских Отря­дов, Агент­ства стра­те­ги­че­ских ини­ци­а­тив (АСИ), Ассо­ци­а­ции раз­ви­тия финан­со­вой гра­мот­но­сти. Акция про­хо­дит в рам­ках нац­про­ек­та «Моло­дежь и дети».