Университет 3.0

В ост­ров­ном уни­вер­си­те­те впер­вые состо­я­лась фор­сайт-сес­сия «СахГУ – уни­вер­си­тет 3.0» по мето­ди­ке Rapid Foresight.

Меро­при­я­тие про­шло под руко­вод­ством экс­пер­тов «Цен­тра стра­те­ги­че­ских раз­ра­бо­ток «Севе­ро-Запад» и ста­ло частью фору­ма «Прак­ти­че­ские ини­ци­а­ти­вы по раз­ви­тию Саха­лин­ской обла­сти», ини­ци­и­ро­ван­но­го област­ным пра­ви­тель­ством.

– Основ­ная зада­ча наше­го фор­сай­та – это полу­че­ние кон­крет­ных пред­ло­же­ний, кото­рые смо­гут вой­ти в стра­те­гию раз­ви­тия уни­вер­си­те­та до 2035 года, от кол­лек­ти­ва уни­вер­си­те­та, реги­о­наль­ных экс­пер­тов и заин­те­ре­со­ван­но­го сооб­ще­ства, – отме­тил врио рек­то­ра СахГУ Нико­лай Бар­мин. – Сес­сия направ­ле­на на фор­ми­ро­ва­ние пер­спек­тив­ных обла­стей сотруд­ни­че­ства меж­ду вла­стью, биз­не­сом и уни­вер­си­те­том. Не сомне­ва­юсь, что реа­ли­за­ция этих про­ек­тов при­ве­дет к росту эффек­тив­но­сти для всех субъ­ек­тов.

Каки­ми долж­ны быть инно­ва­ци­он­ные про­ек­ты вузов, что­бы реги­о­наль­ные ком­па­нии были заин­те­ре­со­ва­ны в их уча­стии? Какие кад­ры будут необ­хо­ди­мы биз­не­су зав­тра? Как уни­вер­си­те­ту выстра­и­вать вза­и­мо­дей­ствие с парт­не­ра­ми в реги­оне? Что может уни­вер­си­тет сде­лать для улуч­ше­ния эко­ло­ги­че­ской обста­нов­ки на ост­ро­вах? Все это лишь малая часть вопро­сов, кото­рые были под­ня­ты в рабо­чих груп­пах по раз­ви­тию обра­зо­ва­ния, нау­ки, по инно­ва­ци­ям и соци­о­куль­тур­ной сре­де.

Тех­но­ло­гия Rapid Foresight – это инстру­мент для про­гно­зи­ро­ва­ния и фор­ми­ро­ва­ния буду­ще­го, поз­во­ля­ю­щий полу­чить за мак­си­маль­но корот­кий срок про­гно­зы самой высо­кой точ­но­сти, опре­де­лить пути их эффек­тив­но­го дости­же­ния и объ­еди­нить людей для реа­ли­за­ции их пред­став­ле­ний о буду­щем. С помо­щью этой тех­но­ло­гии участ­ни­ки опре­де­лят нынеш­ний век­тор раз­ви­тия уни­вер­си­те­та и раз­ра­бо­та­ют план раз­ви­тия, кото­рый поз­во­лит добить­ся жела­е­мых резуль­та­тов.

В рабо­те фор­сайт-сес­сии при­ня­ли уча­стие сотруд­ни­ки и сту­ден­ты уни­вер­си­те­та, пред­ста­ви­те­ли биз­не­са и рабо­то­да­те­ли, науч­ное сооб­ще­ство, пред­ста­ви­те­ли реги­о­наль­но­го и город­ско­го обра­зо­ва­ния и моло­деж­ной поли­ти­ки, урба­ни­сты и пред­при­ни­ма­те­ли. Два дня шла рабо­та по моде­ли­ро­ва­нию и фор­ми­ро­ва­нию пла­на раз­ви­тия уни­вер­си­те­та до 2035 года

Участ­ни­ки моз­го­во­го штур­ма выяв­ля­ли миро­вые трен­ды, кото­рые могут вли­ять не толь­ко на уни­вер­си­тет, но и на город, область, стра­ны и мир в целом. Исполь­зуя эти трен­ды, пони­мая их, участ­ни­ки выяви­ли воз­мож­но­сти и угро­зы, фор­ма­ты и тех­но­ло­гии, созда­ва­ли сце­на­рии раз­ви­тия собы­тий, про­грам­мы и про­ек­ты, зари­со­ва­ли кар­ты сце­на­ри­ев, опре­де­ли­ли новые направ­ле­ния для раз­ви­тия вуза. В ито­ге коман­ды сфор­ми­ро­ва­ли более 10 про­ек­тов, кото­рые были пред­став­ле­ны экс­перт­но­му сооб­ще­ству и врио губер­на­то­ра Саха­лин­ской обла­сти.

Участ­ни­ки пло­щад­ки «Обра­зо­ва­тель­ная сре­да вуза» выде­ли­ли такие трен­ды в обра­зо­ва­нии, как сете­вое вза­и­мо­дей­ствие уни­вер­си­те­тов и пред­при­я­тий, ака­де­ми­че­ская мобиль­ность, непре­рыв­ное обра­зо­ва­ние, в том чис­ле обра­зо­ва­ние взрос­лых людей, экс­порт обра­зо­ва­ния, элек­трон­ная обра­зо­ва­тель­ная сре­да, и обра­зо­ва­тель­ные онлайн-плат­фор­мы, спрос на изу­че­ние рус­ско­го язы­ка, как ино­стран­но­го у насе­ле­ния АТР.

Резуль­та­том рабо­ты ста­ло созда­ние двух про­ек­тов. В «Цен­тре про­фес­си­о­наль­но­го парт­нер­ства» долж­но про­ис­хо­дить вза­и­мо­дей­ствие обра­зо­ва­тель­ной сре­ды уни­вер­си­те­та с про­фес­си­о­наль­ным сооб­ще­ством, инте­гра­ция буду­ще­го выпуск­ни­ка в про­фес­си­о­наль­ное сооб­ще­ство на эта­пе обу­че­ния и повы­ше­ние каче­ства под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­ста. Плат­фор­ма «Циф­ро­вой вуз» преду­смат­ри­ва­ет созда­ние инфор­ма­ци­он­но-элек­трон­ной сре­ды, объ­еди­ня­ю­щей в одном месте циф­ро­вые обра­зо­ва­тель­ные ресур­сы и тре­на­же­ры, элек­трон­ный каби­нет сту­ден­та с порт­фо­лио и авто­ма­ти­че­ским кон­тро­лем резуль­та­та.

В рам­ках рабо­ты сек­ции «Инно­ва­ци­он­но-иссле­до­ва­тель­ская сре­да вуза» были выде­ле­ны трен­ды: ком­мер­ци­а­ли­за­ция науч­ных зна­ний и управ­ле­ние пока­за­те­ля­ми нау­ко­мет­рии. Для объ­ек­тив­ной оцен­ки рабо­ты иссле­до­ва­те­лей, науч­но-иссле­до­ва­тель­ских орга­ни­за­ций и выс­ших учеб­ных заве­де­ний исполь­зу­ют­ся нау­ко­мет­ри­че­ские пока­за­те­ли – индек­сы резуль­та­тив­но­сти науч­ной рабо­ты. Участ­ни­ки сошлись во мне­нии, что науч­ная актив­ность долж­ны рас­по­ла­гать­ся в отрас­ле­вой сфе­ре и тер­ри­то­ри­аль­но быть свя­за­на с иссле­до­ва­ни­я­ми миро­во­го оке­а­на. Про­ект науч­но-инно­ва­ци­он­но­го цен­тра «Миро­вой оке­ан» дол­жен фор­ми­ро­вать науч­ное обос­но­ва­ние исполь­зо­ва­ния мор­ских ресур­сов их добы­че и пере­ра­бот­ки, а так­же уде­лять осо­бое вни­ма­ние раз­ви­тию высо­ко­тех­но­ло­гич­но­го про­из­вод­ства в обла­сти мор­ско­го при­бо­ро­стро­е­ния и под­вод­ной робо­то­тех­ни­ки.

Еще один про­ект посвя­щен откры­тию науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го цен­тра «Парк Моне­рон», кото­рый дол­жен помочь в фор­ми­ро­ва­нии фун­да­мен­таль­ной науч­ной дея­тель­но­сти по изу­че­нию миро­во­го оке­а­на, нала­жи­ва­нию свя­зи нау­ки с биз­не­сом, а так­же в созда­нии экс­пе­ри­мен­таль­ной лабо­ра­то­рии «Моне­рон» по апро­ба­ции НИОКР. На базе это­го пар­ка СахГУ и науч­ное сооб­ще­ство зани­ма­ют­ся раз­ра­бот­кой иссле­до­ва­ний, а биз­нес-инку­ба­тор пре­вра­ща­ет эти раз­ра­бот­ки в пред­ло­же­ния для биз­не­са и реги­о­на.

Тре­тья пло­щад­ка «Соци­о­куль­тур­ная сре­да уни­вер­си­те­та» была посвя­ще­на модер­ни­за­ции выс­ше­го обра­зо­ва­ния, кото­рая вле­чет за собой изме­не­ния в пони­ма­нии сути дея­тель­но­сти уни­вер­си­те­тов. Вуз ста­но­вит­ся пло­щад­кой, на кото­рой про­ис­хо­дит про­фес­си­о­наль­ное ста­нов­ле­ние, само­ор­га­ни­за­ция, куль­тур­ное раз­ви­тие, соци­а­ли­за­ция, интел­лек­ту­аль­ное и твор­че­ское мыш­ле­ние людей.

Гло­баль­ная мис­сия про­ек­та «Лабо­ра­то­рия по обра­ще­нию с отхо­да­ми» – про­све­ти­тель­ская рабо­та в обла­сти эко­ло­гии и береж­но­го отно­ше­ния к окру­жа­ю­щей сре­де. Участ­ни­ки пред­ло­жи­ли создать на базе уни­вер­си­те­та лабо­ра­то­рию, кото­рая может смо­де­ли­ро­вать систе­му по раз­дель­но­му сбо­ру и пере­ра­бот­ке мусо­ра. Этот про­ект, по мне­нию раз­ра­бот­чи­ков, носит прак­ти­че­ский и науч­но-обра­зо­ва­тель­ный харак­тер. Он будет поле­зен для сту­ден­тов как полу­че­ние допол­ни­тель­ных про­фес­си­о­наль­ных навы­ков и ком­пе­тен­ций, вовле­че­ние в пред­при­ни­ма­тель­скую дея­тель­ность, а реги­о­ну даст эффек­тив­ное обра­ще­ние с отхо­да­ми и вто­рич­ное исполь­зо­ва­ние сырья.

«Центр туриз­ма и госте­при­им­ства» пред­по­ла­га­ет созда­ние воз­мож­но­стей для раз­ви­тия внут­рен­не­го туриз­ма, в том чис­ле экс­тре­маль­но­го: аква­бай­ки, аль­пи­низм, дай­винг, раф­тинг, кая­кинг, маун­тин­байк и так далее. В этом про­ек­те важ­на обра­зо­ва­тель­ная часть: под­го­тов­ка про­фес­си­о­наль­ных тре­не­ров и судей­ских бри­гад, гидов со зна­ни­ем ино­стран­ных язы­ков, созда­ние пла­ста дет­ско­го спор­тив­но­го туриз­ма. Важ­ная состав­ля­ю­щая часть про­ек­та – фор­ми­ро­ва­ние высо­кой куль­ту­ры предо­став­ле­ния сер­ви­са и услуг для жите­лей и гостей реги­о­на – «госте­при­им­ства». Это каса­ет­ся туриз­ма, гости­нич­но­го и ресто­ран­но­го биз­не­са, обще­ствен­но­го пита­ния, отды­ха и раз­вле­че­ний, а так­же сфе­ры про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния в обла­сти госте­при­им­ства.

Еще один про­ект – «Ковор­кинг для всех». Его раз­ра­бот­чи­ки реко­мен­ду­ют создать на базе уни­вер­си­те­та совре­мен­ное про­стран­ство для рабо­ты, обще­ния, про­фес­си­о­наль­но­го и лич­но­го роста, гене­ри­ро­ва­ния новых идей, выстра­и­ва­ния ком­му­ни­ка­ций меж­ду уни­вер­си­те­том и про­фес­си­о­наль­ны­ми сооб­ще­ства­ми: биз­не­сом, вла­стью. Здесь может быть создан сту­ден­че­ский биз­нес-инку­ба­тор, кото­рый будет спо­соб­ство­вать полу­че­нию навы­ков пред­при­ни­ма­тель­ства, реа­ли­за­ции биз­нес-идей, кон­курс стар­та­пов, сооб­ще­ства настав­ни­ков и про­фес­си­о­наль­ной под­держ­ки. Поми­мо это­го, ково­ринг дол­жен стать цен­тром реги­о­наль­ной ком­му­ни­ка­ции меж­ду про­фес­си­о­наль­ны­ми сооб­ще­ства­ми, где про­хо­дят дис­кус­си­он­ные клу­бы, откры­тые лек­ции, выстав­ки, ворк­шо­пы, сес­сии и так далее.

Участ­ни­ки фор­сайт-сес­сии высо­ко оце­ни­ли резуль­та­ты про­ве­ден­но­го меро­при­я­тия. По их мне­нию, сес­сия была несо­мнен­но полез­на в том, что поз­во­ли­ла сво­им участ­ни­ком вый­ти «за рам­ки», пере­сечь незри­мые гра­ни­цы ком­пе­тен­ций – и взгля­нуть на про­бле­му с «внеш­ней» сто­ро­ны – уви­деть ее гла­за­ми дру­гих людей.

О САХГУ

ОБРАЗОВАНИЕ

МЕДИА

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СахГУ» 2017