Студенты СахГУ в краеведческом музее

Вес­ной сту­ден­ты 3‑го кур­са Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки СахГУ, обу­ча­ю­щи­е­ся по направ­ле­нию «Педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние», про­филь «Физи­че­ская куль­ту­ра» про­слу­ша­ли в Саха­лин­ском област­ном кра­е­вед­че­ском музее цикл экс­кур­сий, посвя­щен­ный тра­ди­ци­ям корен­ных наро­дов Севе­ра Саха­ли­на.

Тема­ти­че­ские экс­кур­сии были орга­ни­зо­ва­ны в тес­ном вза­и­мо­дей­ствии с науч­но-про­све­ти­тель­ским отде­лом музея и посвя­ще­ны тра­ди­ци­ям физи­че­ско­го вос­пи­та­ния палео­ази­ат­ских наро­дов (айнов, нивхов, уйль­та, эвен­ков, нанай­цев и др.) во вто­рой поло­вине XIX – нача­ле XX века.

В роли экс­кур­со­во­да высту­пил Пётр Нико­ла­е­вич Пасю­ков, док­тор педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та, веду­щий сотруд­ник Науч­но-обра­зо­ва­тель­но­го цен­тра меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний СахГУ, член Саха­лин­ско­го област­но­го отде­ле­ния Все­рос­сий­ской обще­ствен­ной орга­ни­за­ции «Рус­ское гео­гра­фи­че­ское обще­ство». На осно­ве экс­по­зи­ций музея педа­гог рас­ска­зал о тра­ди­ци­ях под­го­тов­ки моло­де­жи к жиз­ни в суро­вых гео­гра­фи­че­ских усло­ви­ях, спе­ци­фи­ке вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния моло­де­жи, опи­ра­ясь на прин­цип при­ро­до­со­об­раз­но­сти. Сту­ден­ты позна­ко­ми­лись с игра­ми и раз­вле­че­ни­я­ми корен­ных мало­чис­лен­ных наро­дов Севе­ра, раз­ны­ми фор­ма­ми физи­че­ской актив­но­сти, вклю­чая ездо­вое соба­ко­вод­ство, и дру­гой хозяй­ствен­ной дея­тель­но­стью або­ри­ге­нов, а так­же с исто­ри­ей празд­ни­ков наро­дов Севе­ра, как частью куль­тур­но­го и исто­ри­че­ско­го насле­дия.

Любо­пыт­ны отзы­вы сту­ден­тов о посе­ще­нии Саха­лин­ско­го област­но­го кра­е­вед­че­ско­го музея.

Бог­дан Анфи­ло­гов: «Любая вещь может ока­зать­ся уди­ви­тель­ной, хра­ня­щей свою исто­рию. В музее мно­го пред­ме­тов, най­ден­ных во вре­мя архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок саха­лин­ски­ми архео­ло­га­ми. И это раду­ет. Еще мне запом­нил­ся культ жерт­во­при­но­ше­ния мед­ве­дя. Ока­за­лось, что не каж­до­му было дано пер­вым пора­зить мед­ве­дя стре­лой из лука, такой чести удо­ста­и­ва­лись толь­ко луч­шие вои­ны пле­ме­ни».

Алек­сандра Сер­ге­е­ва: «Мы посе­ти­ли Саха­лин­ский област­ной кра­е­вед­че­ский музей, что­бы боль­ше узнать о древ­них наро­дах, насе­ляв­ших ост­ров Саха­лин: как они жили, где, чем зани­ма­лись, что упо­треб­ля­ли в пищу и поче­му. А хоро­шо сохра­нив­ши­е­ся экс­по­на­ты помог­ли визу­а­ли­зи­ро­вать полу­чен­ную инфор­ма­цию».

Ели­зар Сви­ри­дов: «Пётр Нико­ла­е­вич рас­ска­зы­вал о вре­ме­нах палео­ли­та, тогда Саха­лин был соеди­нен с мате­ри­ком. Имен­но так пер­во­быт­ные люди попа­ли сюда. Это очень инте­рес­но. Еще мне поче­му-то запом­ни­лось, что айны – очень свое­об­раз­ный народ, жен­щи­ны дела­ли себе тату­и­ров­ки на лице. Это же боль­но!».

Игорь Ско­ро­бо­га­тов: «Самым важ­ным для мно­гих наро­дов Саха­ли­на и Аму­ра был культ мед­ве­дя. Мед­ведь, в пред­став­ле­ни­ях наро­дов Саха­ли­на, был гор­ным чело­ве­ком, или духом. Я узнал, что в честь него устра­и­вал­ся боль­шой родо­вой празд­ник. Мед­ве­жий празд­ник – ком­плекс обря­дов, свя­зан­ных с куль­том мед­ве­дя. Обря­ды сопро­вож­да­лись игрой на музы­каль­ных инстру­мен­тах, риту­аль­ны­ми и раз­вле­ка­тель­ны­ми пляс­ка­ми, пени­ем. Я думаю, что, если бы участ­во­вал в обря­де, то не стал бы стре­лять в живот­ное из лука, а попро­бо­вал бы, про­явив лов­кость, пере­прыг­нуть через мед­ве­дя, пока он шел».

Зина­и­да Тимо­фе­е­ва: «Я раз­гля­ды­ва­ла ору­дия тру­да, кото­ры­ми поль­зо­ва­лись корен­ные жите­ли Саха­ли­на, их укра­ше­ния, одеж­ду и пора­жа­лась, насколь­ко умны­ми и сооб­ра­зи­тель­ны­ми были люди, жив­шие до нас. Я обя­за­тель­но еще при­ду в музей, что­бы позна­ко­мить­ся с экс­по­на­та­ми побли­же».

***

Как отме­тил Пётр Нико­ла­е­вич Пасю­ков: «Буду­щие пре­по­да­ва­те­ли физ­куль­ту­ры с удо­воль­стви­ем посе­ща­ли и посе­ща­ют кра­е­вед­че­ский музей. Огром­ное зна­че­ние при орга­ни­за­ции куль­тур­но-обра­зо­ва­тель­ных экс­кур­сий игра­ет общ­ность инте­ре­сов, пере­жи­ва­е­мых эмо­ций и настрой на обмен инфор­ма­ци­ей (зна­ни­я­ми) меж­ду педа­го­гом и сту­ден­та­ми. Воз­мож­но, созда­ние музея спор­та нашей обла­сти, фор­ми­ро­ва­ние его экс­по­зи­ций и про­ве­де­ние науч­но-иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти сту­ден­та­ми, пре­по­да­ва­те­ля­ми и выпуск­ни­ка­ми Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та при­даст допол­ни­тель­ный импульс куль­тур­но-про­све­ти­тель­ской рабо­те в реги­о­наль­ном спор­тив­ном сооб­ще­стве и сохра­не­нию исто­ри­ко-куль­тур­но­го насле­дия реги­о­на в целом».