Конференция по историческому образованию собрала учёных со всей страны в СахГУ

Конференция под названием «Историческое образование и историческая наука в Сахалинской области: путь длиною в 75 лет» прошла на базе СахГУ.

355 просмотров
Читать

Пред­ста­ви­те­ли уни­вер­си­тет­ской и ака­де­ми­че­ской нау­ки из Вла­ди­во­сто­ка, Бла­го­ве­щен­ска, Ком­со­моль­ска-на-Аму­ре, Хаба­ров­ска, Том­ска, Санкт-Петер­бур­га, Пен­зы при­ня­ли уча­стие во Все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции, посвя­щен­ной 75-летию выс­ше­го исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния в Саха­лин­ской обла­сти.

Орга­ни­за­то­ром высту­пи­ла уни­вер­си­тет­ская кафед­ра рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии.

– Наи­бо­лее мас­штаб­ные докла­ды про­зву­ча­ли на пле­нар­ном засе­да­нии, после чего рабо­та про­хо­ди­ла по двум сек­ци­ям: пер­вая об исто­ри­че­ской нау­ке, исто­ри­че­ском обра­зо­ва­нии, а вто­рая – об акту­аль­ных про­бле­мах исто­ри­че­ских иссле­до­ва­ний, кото­рые ведут­ся наши­ми кол­ле­га­ми, – рас­ска­за­ла орга­ни­за­тор кон­фе­рен­ции, про­фес­сор кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии СахГУ, док­тор исто­ри­че­ских наук, доцент Ната­лья Пота­по­ва.

В ходе кон­фе­рен­ции про­шло обсуж­де­ние широ­ко­го кру­га про­блем, свя­зан­ных с исто­ри­ей и совре­мен­ным состо­я­ни­ем исто­ри­че­ских иссле­до­ва­ний и раз­ви­ти­ем исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния в Саха­лин­ской обла­сти, с учё­том обще­рос­сий­ских тен­ден­ций и осо­бен­но­стей даль­не­во­сточ­ной исто­рии, исто­ри­че­ской нау­ки и исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния.

Как отме­ча­ют орга­ни­за­то­ры, сего­дня мно­го гово­рит­ся об исто­ри­че­ской памя­ти, и перед иссле­до­ва­те­ля­ми сто­ит зада­ча создать кор­пус источ­ни­ков, зафик­си­ро­вать и сохра­нить память об уни­вер­си­те­те, в част­но­сти об исто­ри­че­ском отде­ле­нии, сфор­ми­ро­вать фон­ды в архи­ве.

Наря­ду с пре­по­да­ва­те­ля­ми и учё­ны­ми, в кон­фе­рен­ции при­ня­ли уча­стие и сту­ден­ты. Так, Тимо­фей Бакла­шов учит­ся в Даль­не­во­сточ­ном рыбо­хо­зяй­ствен­ном инсти­ту­те (Вла­ди­во­сток) по направ­ле­нию «элек­тро­энер­ге­ти­ка и авто­ма­ти­ка» и при­е­хал на Саха­лин в рам­ках инсти­тут­ско­го гран­та:

– Мой доклад посвя­щён изу­че­нию рыбо­лов­ства корен­ных наро­дов Даль­не­го Восто­ка с само­го нача­ла осво­е­ния реги­о­на и до насто­я­ще­го вре­ме­ни, – пояс­нил Тимо­фей. – На самом деле тема недо­ста­точ­но изу­че­на: мне уда­лось най­ти все­го око­ло 30 работ за более чем два с поло­ви­ной века, при этом рабо­ты в основ­ном обще­го этно­гра­фи­че­ско­го харак­те­ра и не рас­смат­ри­ва­ют имен­но рыбо­лов­ство.

С увле­че­ни­ем рас­ска­за­ла о сво­ей науч­ной рабо­те веду­щий науч­ный сотруд­ник Инсти­ту­та исто­рии, архео­ло­гии и этно­гра­фии наро­дов Даль­не­го Восто­ка ДВО РАН, док­тор исто­ри­че­ских наук, про­фес­сор Свет­ла­на Дуда­рё­нок из Вла­ди­во­сто­ка. Её доклад был посвя­щён корей­ско­му учё­но­му Алек­сан­дру Нико­ла­е­ви­чу Ли, чело­ве­ку с тра­ги­че­ской судь­бой. Вме­сте со все­ми корей­ца­ми он был выслан в Казах­стан, поз­же сумел защи­тить кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию, пре­по­да­вал в МГУ в Москве, рабо­тал на Саха­лине и во Вла­ди­во­сто­ке.

– На опре­де­лён­ном эта­пе его след теря­ет­ся, и я наде­юсь про­яс­нить его даль­ней­шую судь­бу здесь, на Саха­лине, – гово­рит Свет­ла­на Дуда­рё­нок.

По ито­гам кон­фе­рен­ции пла­ни­ру­ет­ся пуб­ли­ка­ция сбор­ни­ка, в кото­рый вой­дут мате­ри­а­лы науч­ных иссле­до­ва­ний, обсуж­де­ний и про­то­ко­лов.

Кон­фе­рен­ция про­шла в рам­ках реа­ли­за­ции про­ек­та «При­о­ри­тет 2030. Даль­ний Восток».

Первый в России водородный полигон откроет широкие перспективы для энергетики Сахалинской области

Рассказали о водородном полигоне изданию "Московский комсомолец на Сахалине".

386 просмотров
Читать

Водо­род­ный поли­гон на Саха­лине посте­пен­но обре­та­ет свой облик. Уже этим летом на опыт­ной пло­щад­ке СКБ САМИ нач­нет­ся пило­ти­ро­ва­ние уста­но­вок и отлад­ка про­цес­сов.

О том, что собой пред­став­ля­ет поли­гон, какие пер­спек­ти­вы откры­ва­ют водо­род­ные тех­но­ло­гии для Саха­лин­ской обла­сти и как такой про­стой эле­мент может пол­но­стью изме­нить уклад в обла­сти энер­ге­ти­ки и транс­пор­та, в интер­вью «МК на Саха­лине» рас­ска­зал дирек­тор АНО «УК Восточ­ный водо­род­ный кла­стер» Андрей Гор­бу­нов.

Андрей Нико­ла­е­вич, рас­ска­жи­те преж­де все, что собой пред­став­ля­ет водо­род­ный поли­гон в Саха­лин­ской обла­сти?

Водо­род­ный поли­гон — это несколь­ко пло­ща­док, на кото­рых будет про­ис­хо­дить пило­ти­ро­ва­ние опыт­ных водо­род­ных уста­но­вок. Что такое пило­ти­ро­ва­ние? Это запуск в опыт­ную экс­плу­а­та­цию. Мы при­во­зим обо­ру­до­ва­ние, мон­ти­ру­ем, под­клю­ча­ем, и в тече­ние полу­то­ра-двух лет про­во­дим отра­бот­ку, отлад­ку всех про­цес­сов. Спе­ци­а­ли­сты смот­рят, как оно рабо­та­ет, выда­ет ли запла­ни­ро­ван­ные пара­мет­ры, все ли хоро­шо в плане тех­но­ло­гии, без­опас­но­сти, ремон­то­при­год­но­сти и про­чее. В ходе апро­ба­ции обо­ру­до­ва­ние дово­дит­ся до ума, и даль­ше его мож­но запус­кать в про­мыш­лен­ную серию. Начи­на­ет­ся серий­ное про­из­вод­ство и уста­нов­ка обо­ру­до­ва­ния в тех местах, где оно необ­хо­ди­мо. А необ­хо­ди­мо оно на самом деле мно­го где.

Какое кон­крет­но обо­ру­до­ва­ние будет уста­нов­ле­но на этих пять пло­щад­ках?

Водо­род­ное обо­ру­до­ва­ние есть четы­рех типов, я его так раз­де­ляю. Пер­вое пред­на­зна­че­но для про­из­вод­ства водо­ро­да, вто­рое – для его хра­не­ния, тре­тье – для транс­пор­ти­ров­ки, и чет­вер­тое, соб­ствен­но, поз­во­ля­ет исполь­зо­вать водо­род в каче­стве энер­го­но­си­те­ля. У нас пла­ни­ру­ет­ся исполь­зо­ва­ние трех типов.

Так, про­из­вод­ство водо­ро­да будет орга­ни­зо­ва­но на базе СКБ САМИ (Спе­ци­аль­ное кон­струк­тор­ское бюро средств авто­ма­ти­за­ции мор­ских иссле­до­ва­ний Даль­не­во­сточ­но­го отде­ле­ния Рос­сий­ской ака­де­мии наук). На их пло­щад­ке в Южно-Саха­лин­ске будет уста­нов­лен элек­тро­ли­зер, кото­рый, исполь­зуя элек­три­че­ство от сол­неч­ных пане­лей, будет про­из­во­дить водо­род. Для это­го будет уста­нов­ле­но боль­шое поле сол­неч­ных пане­лей на 300 кВт. Рядом будет нахо­дить­ся уста­нов­ка, кото­рая будет этот водо­род сжи­мать под дав­ле­ни­ем, а затем сжа­тый или ком­при­ми­ро­ван­ный водо­род будет поме­щен в спе­ци­аль­ные ком­по­зит­ные бал­ло­ны для хра­не­ния.

Вто­рая опыт­ная пло­щад­ка поли­го­на так­же будет рас­по­ло­же­на на базе СКБ САМИ. Здесь пред­по­ла­га­ет­ся раз­ме­ще­ние водо­род­ной заправ­ки для апро­ба­ции исполь­зо­ва­ния водо­ро­да на запра­воч­ной стан­ции. Для это­го наши парт­не­ры, груп­пa ГАЗ, пла­ни­ру­ют поста­вить сюда водо­род­ный авто­бус «Газель», с помо­щью кото­ро­го мы будем испы­ты­вать тех­но­ло­гию заправ­ки водо­ро­дом авто­транс­пор­та.

Тре­тья пло­щад­ка раз­ме­стит­ся в посел­ке Нови­ко­во на объ­ек­тах ком­па­нии «РусГид­ро». Там наше обо­ру­до­ва­ние будет инте­гри­ро­ва­но в их энер­го­уста­нов­ку, кото­рая гене­ри­ру­ет элек­три­че­ство из воз­об­нов­ля­е­мых источ­ни­ков энер­гии – сол­неч­ных пане­лей и вет­ро­вых элек­тро­стан­ций. Днем, осо­бен­но если пого­да вет­рен­ная и сол­неч­ная, эти уста­нов­ки про­из­во­дят избы­ток элек­тро­энер­гии, кото­рый мож­но направ­лять на элек­тро­ли­зер и про­из­во­дить водо­род. А ночью, при дефи­ци­те энер­гии, элек­три­че­ство будет посту­пать с топ­лив­ных водо­род­ных эле­мен­тов. Тем самым мы сгла­жи­ва­ем энер­ге­ти­че­ские пики и про­ва­лы в систе­ме энер­го­снаб­же­ния на воз­об­нов­ля­е­мых источ­ни­ках энер­гии.

Чет­вер­тая уста­нов­ка появит­ся в рай­оне села Огонь­ки воз­ле теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной выш­ки для ее допол­ни­тель­но­го энер­го­снаб­же­ния.

Пятая уста­нов­ка пред­на­зна­че­на для поле­во­го лаге­ря МЧС на Куриль­ских ост­ро­вах.

Если гово­рить про­стым язы­ком, рас­ска­жи­те, каким обра­зом из водо­ро­да мож­но полу­чить элек­тро­энер­гию?

Почти как из обыч­ной бата­рей­ки. В топ­лив­ных эле­мен­тах (водо­род­ных бата­рей­ках) так­же суще­ству­ет два полю­са, а меж­ду ними элек­тро­лит, кото­рый за счет элек­тро­хи­мии отда­ет элек­тро­ны, полу­ча­ет­ся элек­три­че­ская цепь, и, гру­бо гово­ря, бата­рей­ка ста­но­вит­ся носи­те­лем элек­тро­энер­гии. В нашем слу­чае таким эле­мен­том, кото­рый участ­ву­ет в про­из­вод­стве элек­тро­нов, явля­ет­ся водо­род. Толь­ко в отли­чие от бата­рей­ки, хими­че­ский эле­мент или водо­род не закан­чи­ва­ет­ся, пото­му что в топ­лив­ном эле­мен­те идет посто­ян­ный под­дув водо­ро­да, а с дру­гой сто­ро­ны посту­па­ет воз­дух, из кото­ро­го заби­ра­ет­ся кис­ло­род. Про­ис­хо­дит про­цесс элек­тро­хи­ми­че­ско­го окис­ле­ния водо­ро­да, и полу­ча­ет­ся вода, а в нашей «бата­рей­ке» выра­ба­ты­ва­ет­ся элек­три­че­ский ток.

Какое обо­ру­до­ва­ние уже посту­пи­ло и какие вы ста­ви­те сро­ки запус­ка водо­род­но­го поли­го­на?

Сей­час уже пол­но­стью постав­ле­ны сол­неч­ные пане­ли, при­хо­дит пери­фе­ри­че­ское обо­ру­до­ва­ние, поз­же при­дут элек­тро­ли­зе­ры. В целом по пла­ну вес­ной еще будет при­хо­дить необ­хо­ди­мое обо­ру­до­ва­ние, а пуско-налад­ка запла­ни­ро­ва­на на конец вес­ны – нача­ло лета.

Мы хотим на про­ект­но-обра­зо­ва­тель­ном интен­си­ве «Архи­пе­лаг-2024» пре­зен­то­вать гостям и парт­не­рам водо­род­ный поли­гон и про­ве­сти пер­вые испы­та­ния на пло­щад­ках СКБ САМИ и аэро­дро­ме Пуши­стый.

До сере­ди­ны авгу­ста все обо­ру­до­ва­ние будет достав­ле­но на пло­щад­ки в Нови­ко­во, в Огонь­ки и на Куриль­ские ост­ро­ва. И на всех пяти пло­щад­ках оно уже будет запу­ще­но в штат­ную экс­плу­а­та­цию, нач­нет­ся пило­ти­ро­ва­ние.

Какие пер­спек­ти­вы для Саха­лин­ской обла­сти откры­ва­ет исполь­зо­ва­ние водо­ро­да?

Основ­ная зада­ча свя­за­на с энер­го­обес­пе­че­ни­ем уда­лен­ных объ­ек­тов. Потреб­ность в нем в реги­оне колос­саль­ная, так как у нас нет цен­тра­ли­зо­ван­ной элек­тро­се­ти. Север­ные тер­ри­то­рии, Куриль­ские ост­ро­ва, цен­траль­ная часть Саха­ли­на тре­бу­ют таких реше­ний. К при­ме­ру, для обес­пе­че­ния тех же теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ных вышек и объ­ек­тов свя­зи, кото­рых в обла­сти насчи­ты­ва­ет­ся более тыся­чи штук. Так­же это могут быть тури­сти­че­ские объ­ек­ты, отда­лен­ные тер­ри­то­рии, вах­то­вые посел­ки и т.д.

После пус­ко­на­лад­ки обо­ру­до­ва­ния мы смо­жем запу­стить серий­ное про­из­вод­ство и начать обес­пе­чи­вать свой внут­рен­ний рынок.

Сей­час пока мы толь­ко начи­на­ем рабо­ту в обла­сти водо­род­ной энер­ге­ти­ки и отста­ем по тех­но­ло­ги­ям от того же Китая, но, я думаю, быст­ры­ми тем­па­ми все наго­ним. Для это­го есть очень боль­шая поли­ти­че­ская воля. В утвер­жден­ной пре­зи­ден­том кли­ма­ти­че­ской док­трине неод­но­крат­но ска­за­но о необ­хо­ди­мо­сти раз­ви­вать низ­ко­уг­ле­род­ную энер­ге­ти­ку. Так­же есть боль­шое вни­ма­ние к этой теме как со сто­ро­ны пра­ви­тель­ства РФ, так и губер­на­то­ра нашей обла­сти, реги­о­наль­ной вла­сти в целом.

Вале­рий Иго­ре­вич пер­со­наль­но кон­тро­ли­ру­ет раз­ви­тие водо­род­но­го поли­го­на. Лич­но встре­ча­ет­ся с орга­ни­за­то­ра­ми пло­ща­док, а так­же обща­ет­ся с ини­ци­а­то­ра­ми пилот­ных про­ек­тов. У нас сей­час в раз­ра­бот­ке два слож­ных тех­но­ло­гич­ных про­ек­та – это стро­и­тель­ство заво­да по про­из­вод­ству водо­ро­да в Кор­са­ко­ве и запуск водо­род­но­го поез­да. И здесь губер­на­тор лич­но кури­ру­ет все про­цес­сы. Я посто­ян­но напря­мую рабо­таю с заме­сти­те­лем пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства Вяче­сла­вом Вла­ди­ми­ро­ви­чем Алень­ко­вым. Поэто­му могу ска­зать, что инте­рес и вклю­чен­ность наших орга­нов вла­сти – наи­боль­шие. И губер­на­тор посто­ян­но в кур­се того, что у нас про­ис­хо­дит.

Кро­ме того, водо­род­ный поли­гон ста­нет и обра­зо­ва­тель­ной пло­щад­кой для сту­ден­тов и сотруд­ни­ков Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та?

Да, конеч­но. Пло­щад­ка водо­род­но­го поли­го­на СКБ САМИ будет так­же исполь­зо­ва­на для про­хож­де­ния прак­ти­ки сту­ден­тов и моло­дых аспи­ран­тов. Так­же уче­ные смо­гут там сфор­ми­ро­вать задел для сво­их науч­ных работ. У моло­дых иссле­до­ва­те­лей будет воз­мож­ность бук­валь­но рука­ми пощу­пать все эти про­цес­сы. Мы пла­ни­ру­ем их при­влечь к опыт­ной экс­плу­а­та­ции уста­но­вок, пус­ко­на­ла­доч­ным рабо­там.

Все это пла­ни­ру­ет­ся в рам­ках раз­ви­тия Пере­до­вой инже­нер­ной шко­лы Саха­лин­ско­го госу­ни­вер­си­те­та, одним из флаг­ман­ских направ­ле­ний кото­рой будет имен­но водо­род­ная энер­ге­ти­ка.

Водо­род явля­ет­ся пол­но­стью эко­ло­ги­че­ски чистым топ­ли­вом?

Да, раз­ви­тие водо­род­ной энер­ге­ти­ки в Саха­лин­ской обла­сти кор­ре­ли­ру­ет с госу­дар­ствен­ной поли­ти­кой по дости­же­нию угле­род­ной ней­траль­но­сти рос­сий­ской эко­но­ми­ки. Кро­ме того, это тема, что назы­ва­ет­ся, пла­не­тар­но­го зна­че­ния. Сего­дня наблю­да­ют­ся про­цес­сы, свя­зан­ные с изме­не­ни­ем кли­ма­та и повы­ше­ни­ем сред­не­го­до­вых тем­пе­ра­тур. Поэто­му раз­ви­тие водо­род­ной энер­ге­ти­ки напря­мую каса­ет­ся вопро­сов сохра­не­ния пла­не­ты и предот­вра­ще­ния серьез­ных кли­ма­ти­че­ских изме­не­ний. 

Кро­ме того, есть огром­ный потен­ци­ал исполь­зо­ва­ния водо­ро­да в каче­стве авто­мо­биль­но­го топ­ли­ва. Когда мы будем при­ме­нять чистый водо­род, то ника­ких выхло­пов пар­ни­ков газов не будет вооб­ще. Прин­цип исполь­зо­ва­ния водо­ро­да в дви­га­те­лях такой же, как при­род­но­го газа. Толь­ко при исполь­зо­ва­нии мета­на все рав­но появ­ля­ют­ся угле­род­ные отло­же­ния в дета­лях дви­га­те­ля, а водо­род ника­ких отло­же­ний не дает. Гипо­те­ти­че­ски такой дви­га­тель и через 20 лет экс­плу­а­та­ции будет иде­аль­но чистый.

Водо­род очень хоро­шо может быть исполь­зо­ван там, где нуж­но ред­ко обслу­жи­вать тех­ни­ку. Напри­мер, в усло­ви­ях край­не­го севе­ра, на Чукот­ке, в Яку­тии, в Арк­ти­ке, в Антарк­ти­де.

Водо­род – это новей­шие тех­но­ло­гии, новей­шая энер­ге­ти­ка, это в целом новый тех­но­ло­ги­че­ский уклад в обла­сти энер­гии и транс­пор­та.

Насколь­ко эти водо­род­ные тех­но­ло­гии без­опас­ны?

Конеч­но, водо­род явля­ет­ся горю­чим и лету­чим эле­мен­том. Но это­го эле­мен­та во все­лен­ной очень мно­го, в том чис­ле и у нас на Зем­ле. Одна­ко его исполь­зо­ва­ние в энер­ге­ти­ке – это новые тех­но­ло­гии. Напри­мер, для систем хра­не­ния сего­дня исполь­зу­ют­ся не сталь­ные бал­ло­ны, кото­рые при­ме­ня­ют для при­род­но­го газа, а ком­по­зит­ные мате­ри­а­лы, кото­рые в слу­чае полом­ки не взры­ва­ют­ся, а трес­ка­ет­ся и мед­лен­но раз­ру­ша­ет­ся. А водо­род очень лету­чий, он сра­зу выле­та­ет в атмо­сфе­ру. Был про­ве­ден экс­пе­ри­мент: созда­ли искус­ствен­ную утеч­ку из бал­ло­на, и подо­жгли. Про­изо­шел отрыв пла­ме­ни, и оно погас­ло в воз­ду­хе.

Конеч­но, для без­опас­но­сти все хра­ни­ли­ща водо­ро­да будут рас­по­ло­же­ны на откры­том про­стран­стве для того, что­бы в слу­чае выхо­да водо­ро­да, он мог спо­кой­но быст­ро уле­теть в атмо­сфе­ру.

Что­бы водо­род пред­став­лял опас­ность, нуж­но, что­бы он нако­пил­ся в замкну­том поме­ще­нии, как в слу­чае и с при­род­ным газом.

В целом, без­опас­ность будет выстра­и­вать­ся на куль­ту­ре потреб­ле­ния это­го про­дук­та. Я уве­ряю вас, что лет через 15 водо­род в Саха­лин­ской обла­сти, в Рос­сии ста­нет про­сто обыч­ным инстру­мен­том для полу­че­ния элек­три­че­ства и к нему будут отно­сить­ся так же, как сего­дня к бен­зи­ну или газу.

Изготовленный по особому заказу хроматограф установлен в СахГУ

Новый газовый хроматограф для анализа парниковых газов и сопутствующих газов при испарении появился в Сахалинском государственном университете.

168 просмотров
Читать

Обо­ру­до­ва­ние от рос­сий­ско­го раз­ра­бот­чи­ка и про­из­во­ди­те­ля, ком­па­нии «Хро­нос инжи­ни­ринг» из горо­да Дзер­жин­ска Ниже­го­род­ской обла­сти, закуп­ле­но для выпол­не­ния работ по кар­бо­но­во­му поли­го­ну Саха­лин­ской обла­сти.

Уста­нов­ка и настрой­ка хро­ма­то­гра­фа про­шла под руко­вод­ством ком­пе­тент­но­го инже­не­ра, пред­ста­ви­те­ля ком­па­нии-про­из­во­ди­те­ля Оле­га Мало­ва. Он же про­вёл обу­че­ние сотруд­ни­ков, кото­рые будут рабо­тать с новым обо­ру­до­ва­ни­ем.

– Основ­ной прин­цип газо­во­го хро­ма­то­гра­фа – это раз­де­ле­ние газо­вой сме­си на ком­по­нен­ты по при­зна­ку моле­ку­ляр­ной мас­сы с даль­ней­шим ана­ли­зом на детек­то­рах, – рас­ска­зал О. Малов. – В дан­ном слу­чае два детек­то­ра: по теп­ло­про­вод­но­сти и пла­мен­но-иони­за­ци­он­ный детек­тор. Ком­по­нен­ты ана­ли­зи­ру­е­мо­го газа, про­шед­шие через раз­де­ли­тель­ные колон­ки, по оче­ре­ди опре­де­ля­ют­ся в детек­то­ре и уже в виде пиков выво­дят­ся на ком­пью­тер. Основ­ные газы у нас – кис­ло­род, азот, метан, серо­во­до­род, CO и CO2. Что­бы опре­де­лять кон­цен­тра­ции неиз­вест­ных ком­по­нен­тов, нуж­но сна­ча­ла про­из­ве­сти калиб­ров­ку при­бо­ра по стан­дарт­ным образ­цам.

Доступ­ный рус­ско­языч­ный интер­фейс и про­сто­та оте­че­ствен­но­го при­бо­ра поз­во­ля­ет обу­чить рабо­те с ним доста­точ­но быст­ро: в сред­нем на один при­бор отво­дит­ся око­ло неде­ли. Раз в месяц про­из­во­ди­тель на сво­ей базе про­во­дит обу­че­ние по хро­ма­то­гра­фии людей из раз­ных орга­ни­за­ций, кото­рые съез­жа­ют­ся со всей стра­ны.

Осо­бен­ность ново­го хро­ма­то­гра­фа в том, что он про­из­ве­дён в инди­ви­ду­аль­ном поряд­ке по зака­зу СахГУ под кон­крет­ные ана­ли­ти­че­ские зада­чи. Для того что­бы опре­де­лять мик­ро­кон­цен­тра­ции ком­по­нен­тов, тре­бо­ва­лось исклю­чить любую воз­мож­ную их кон­ден­са­цию, а зна­чит, необ­хо­ди­мо выдер­жи­вать во всех узлах оди­на­ко­вую тем­пе­ра­ту­ру. Для этой цели инже­не­ры внед­ри­ли осо­бое тех­ни­че­ское реше­ние: обо­гре­ва­е­мый тру­бо­про­вод. В ито­ге это даёт более точ­ные резуль­та­ты при ана­ли­зе.

– Дан­ный хро­ма­то­граф мы при­об­ре­ли спе­ци­аль­но для опре­де­ле­ния эмис­сии пар­ни­ко­вых газов при­род­ны­ми эко­си­сте­ма­ми, – рас­ска­зы­ва­ет кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук, заве­ду­ю­щая лабо­ра­то­ри­ей хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний СахГУ Еле­на Лат­ков­ская. – В част­но­сти, для опре­де­ле­ния поч­вен­но­го дыха­ния, для опре­де­ле­ния дыха­ния моря, дыха­ния план­та­ций, водо­рос­лей, заро­с­лей зосте­ры и дру­гих инте­рес­ных био­то­пов, эко­то­пов, кото­рые опре­де­ля­ют при­род­ную погло­ти­тель­ную спо­соб­ность нашей обла­сти.

На сего­дняш­ний день пока оста­ёт­ся откры­тым вопрос о том, сколь­ко угле­кис­ло­го газа и мета­на выде­ля­ет­ся, а сколь­ко погло­ща­ет­ся при­род­ны­ми эко­си­сте­ма­ми Саха­лин­ской обла­сти. Если в лесах это про­цесс изу­чен и опи­сан, то при­бреж­ные эко­си­сте­мы не вошли пока ни в кадаст­ры, ни в реест­ры учё­та эмис­сии и погло­ще­ния.

Обще­из­вест­но, что мор­ские эко­си­сте­мы уме­рен­ных широт как раз-таки явля­ют­ся основ­ны­ми погло­ти­те­ля­ми угле­кис­ло­го газа на всем зем­ном шаре. Поэто­му перед ост­ров­ны­ми учё­ны­ми сто­ит зада­ча уже в этом году про­ве­сти изме­ре­ния и дать оцен­ку насто­я­ще­го совре­мен­но­го уров­ня погло­ще­ния угле­кис­ло­го газа в над­вод­ной атмо­сфе­ре. Эта рабо­та ста­нет исход­ной точ­кой для дости­же­ния реги­о­ном угле­род­ной ней­траль­но­сти.

Один из тех, кто уже обу­чил­ся рабо­те на новом хро­ма­то­гра­фе – сту­дент маги­стра­ту­ры 2 кур­са по спе­ци­аль­но­сти «общая эко­ло­гия» Алек­сей Баже­нов:

– Моя диплом­ная рабо­та свя­за­на с содер­жа­ни­ем тяжё­лых метал­лов в лишай­ни­ках горо­да Южно-Саха­лин­ска, – пояс­нил он. – В том чис­ле сей­час будут ото­бра­ны две пло­щад­ки, одна с лишай­ни­ка­ми, дру­гая без, на кото­рых мы при помо­щи хро­ма­то­гра­фа будем изме­рять содер­жа­ние раз­лич­ных газов и опре­де­лять, насколь­ко при­сут­ствие лишай­ни­ков вли­я­ет на состо­я­ние окру­жа­ю­щей сре­ды. Эти иссле­до­ва­ния име­ют зна­чи­мость для нау­ки, посколь­ку поз­во­ля­ет оце­нить важ­ные пока­за­те­ли погло­ще­ния газа лес­ны­ми эко­си­сте­ма­ми.

Сахалинские учёные выпустили учебник по рыбоводству для российских вузов

Учебное пособие для вузов «Искусственное разведение тихоокеанских лососей», написанное учёными из СахГУ, выпущено издательством «Юрайт» в Москве.

165 просмотров
Читать

Авто­ры кни­ги – доцент кафед­ры эко­ло­гии, био­ло­гии и при­род­ных ресур­сов, кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук Анна Лит­ви­нен­ко и стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры Ека­те­ри­на Грин­берг. В их учеб­ном кур­се изло­же­ны основ­ные при­е­мы и мето­ды в искус­ствен­ном раз­ве­де­нии тихо­оке­ан­ских лосо­сей. Учеб­ник пред­на­зна­чен для сту­ден­тов направ­ле­ния под­го­тов­ки «Вод­ные био­ре­сур­сы и аква­куль­ту­ра», прак­ти­ку­ю­щих спе­ци­а­ли­стов-рыбо­во­дов лосо­се­вых рыбо­вод­ных заво­дов, рабо­та­ю­щих в обла­сти искус­ствен­но­го вос­про­из­вод­ства и паст­бищ­но­го рыбо­вод­ства.

– Это посо­бие мы под­го­то­ви­ли ещё три года назад сов­мест­но с Ека­те­ри­ной Грин­берг, она рыбо­вод со ста­жем более 20 лет, име­ет мно­го­чис­лен­ные награ­ды, – рас­ска­за­ла Анна Лит­ви­нен­ко. – Тео­ре­ти­че­ская осно­ва в кни­ге допол­не­на прак­ти­че­ски­ми, тон­ки­ми нюан­са­ми, кото­рые точ­но неиз­вест­ны в дру­гих реги­о­нах, где про­во­дит­ся обу­че­ние по наше­му направ­ле­нию. Поэто­му наде­юсь, что этот труд будет очень поле­зен.

Пуб­ли­ка­ция содер­жит не толь­ко инфор­ма­ци­он­ные мате­ри­а­лы, но и ещё и кон­троль­ные вопро­сы, тесты и рабо­чую про­грам­му. Таким обра­зом, она пол­но­стью под­го­тов­ле­на для обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы «Вод­ные био­ре­сур­сы и аква­куль­ту­ра» (бака­лаври­ат) и может исполь­зо­вать­ся в раз­лич­ных уни­вер­си­те­тах как в печат­ном, так и в элек­трон­ном виде, в фор­ме мобиль­но­го при­ло­же­ния. Под­го­тов­ку по дан­но­му направ­ле­нию на сего­дня в Рос­сии ведут пере­мен­но от 10 до 15 вузов. Учеб­ник так­же будет весь­ма поле­зен для под­го­тов­ки в маги­стра­ту­ре «Вод­ные био­ре­сур­сы и аква­куль­ту­ра», про­филь «Аква­куль­ту­ра».

Гла­вы кни­ги раз­де­ле­ны по эта­пам жиз­нен­но­го цик­ла лосо­сей, кото­рые про­те­ка­ют в искус­ствен­ных усло­ви­ях на рыбо­вод­ных заво­дах. Это эта­пы сбо­ра про­из­во­ди­те­лей, их выдер­жи­ва­ния, сбо­ра икры и ее инку­ба­ции, выдер­жи­ва­ния пред­ли­чи­нок, под­ра­щи­ва­ния личи­нок, выра­щи­ва­ния моло­ди и выпус­ка её в есте­ствен­ные водо­ё­мы. В учеб­ном посо­бии учте­ны и опи­са­ны послед­ние ново­вве­де­ния, кото­рые нара­бо­та­ны в миро­вой рыбо­вод­ной прак­ти­ке.

В учеб­ни­ке опи­сан и при­мер инно­ва­ци­он­но­го под­хо­да – прак­ти­ка лосо­сё­вых заво­дов в Саха­лин­ской обла­сти, кото­рые исполь­зу­ют в каче­стве вырост­ных водо­ё­мов ещё и есте­ствен­ные водо­ё­мы. Так, на куриль­ских озе­рах под­рас­та­ю­щая молодь в сад­ках потреб­ля­ет не толь­ко искус­ствен­ный корм, но ещё и есте­ствен­ный.

Как отме­ча­ет Анна Лит­ви­нен­ко, преды­ду­щий учеб­ник по дан­ной тема­ти­ке выпус­кал­ся уже более пяти лет назад, при том, что в совре­мен­ном обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се очень важ­но исполь­зо­вать наи­бо­лее акту­аль­ные дан­ные. Учеб­ник реко­мен­до­ван УМО.

Ссыл­ка на учеб­ное посо­бие: https://urait.ru/book/iskusstvennoe-razvedenie-tihookeanskih-lososey-533910

«Весенняя научная сессия – 2024»

С 01 апреля 2024 года по 30 апреля 2024 года в Сахалинском государственном университете состоится ежегодное университетское мероприятие «Весенняя научная сессия».

121 просмотр
Читать

С 01 апре­ля 2024 года по 30 апре­ля 2024 года в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те состо­ит­ся еже­год­ное уни­вер­си­тет­ское меро­при­я­тие «Весен­няя науч­ная сес­сия», в рам­ках кото­рой прой­дут:

– ХXI Весен­ние сту­ден­че­ские науч­ные чте­ния;

– LIV науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция пре­по­да­ва­те­лей, аспи­ран­тов и сотруд­ни­ков уни­вер­си­те­та.

ПРОГРАММА_ВНС_2024

Кружок по изучению церковнославянского языка открылся в СахГУ

Научный кружок «Традиции русского языка и культуры» начал работу на кафедре русского языка и литературы СахГУ.

126 просмотров
Читать

Науч­ный кру­жок «Тра­ди­ции рус­ско­го язы­ка и куль­ту­ры» начал рабо­ту на кафед­ре рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры СахГУ. В про­грам­ме это­го года пред­по­ла­га­ет­ся изу­че­ние основ цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ка, срав­не­ние его с совре­мен­ным рус­ским. Кру­жок открыт для всех жела­ю­щих – пре­по­да­ва­те­лей, сту­ден­тов, школь­ни­ков и их роди­те­лей.

Ведёт заня­тия автор кни­ги для чте­ния на цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ке «Азъ Буки», кан­ди­дат фило­ло­ги­че­ских наук, доцент Лари­са Доро­фе­е­ва.

– Этот науч­ный кру­жок посвя­щён углуб­лён­но­му изу­че­нию цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ка в сво­бод­ном фор­ма­те, – пояс­ня­ет Лари­са Вла­ди­ми­ров­на. – Мы уже гово­ри­ли о том, насколь­ко важ­но сохра­нить цер­ков­но­сла­вян­ский язык для рус­ско­го язы­ка и для церк­ви. Глав­ная пер­во­на­чаль­ная зада­ча – это научить­ся читать цер­ков­но­сла­вян­ские тек­сты, далее воз­мо­жен выход на пуб­ли­ка­ции, на уча­стие в раз­ных меро­при­я­ти­ях.

В ходе заня­тий пред­по­ла­га­ет­ся при­вле­че­ние допол­ни­тель­ных экс­пер­тов по отдель­ным язы­ко­вым вопро­сам, дис­кус­сии, под­клю­че­ние к цер­ков­но­сла­вян­ско­му семи­на­ру, кото­рый ведут мос­ков­ские пре­по­да­ва­те­ли. В част­но­сти, Лари­са Доро­фе­е­ва регу­ляр­но участ­ву­ет в рож­де­ствен­ских мос­ков­ских чте­ни­ях в сек­ции цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ка и в меж­ду­на­род­ных встре­чах.

Пред­ва­ри­тель­но про­грам­ма круж­ка рас­счи­та­на на 30 учеб­ных часов. В даль­ней­шем воз­мож­на её кор­рек­ти­ров­ка и рас­ши­ре­ние.

– Сама идея воз­об­нов­ле­ния науч­ных круж­ков в уни­вер­си­те­те, на мой взгляд, явля­ет­ся акту­аль­ной и вос­тре­бо­ван­ной, – счи­та­ет заве­ду­ю­щая кафед­рой рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры СахГУ Алек­сандра Смо­ли­на. – Она дав­но уже вита­ла в воз­ду­хе, пото­му что школь­ни­ки посто­ян­но стал­ки­ва­ют­ся с цер­ков­но­сла­вя­низ­ма­ми и зада­ют вопро­сы учи­те­лям: что озна­ча­ет это сло­во? Кро­ме того, бла­го­да­ря тако­му круж­ку сту­дент может прий­ти в нау­ку, и воз­мож­но, из него вырас­тет хоро­ший учё­ный, кото­рый оста­нет­ся на кафед­ре.

Сле­ду­ет отме­тить, что в сере­дине 1990‑х годов Лари­са Доро­фе­е­ва уже ста­но­ви­лась ини­ци­а­то­ром и руко­во­ди­те­лем круж­ков по тра­ди­ци­он­ной рус­ской куль­ту­ре, кото­рые были замет­ным явле­ни­ем, вос­тре­бо­ван­ным в сту­ден­че­ской и пре­по­да­ва­тель­ской сре­де. Сего­дня на кафед­ре обсуж­да­ет­ся вопрос о том, что­бы в сле­ду­ю­щем учеб­ном году так­же орга­ни­зо­вать круж­ки по лите­ра­ту­ро­ве­де­нию, линг­ви­сти­ке, по мето­ди­ке обу­че­ния рус­ско­му язы­ку и лите­ра­ту­ре.

На базе СахГУ появится центр морских исследований

Ведущие российские учёные приняли участие в семинаре «Разработка комплексной программы мониторинга и исследования Дальневосточных морей в рамках развития транспортного коридора «Северный морской путь».

212 просмотров
Читать

Веду­щие рос­сий­ские учё­ные при­ня­ли уча­стие в семи­на­ре «Раз­ра­бот­ка ком­плекс­ной про­грам­мы мони­то­рин­га и иссле­до­ва­ния Даль­не­во­сточ­ных морей в рам­ках раз­ви­тия транс­порт­но­го кори­до­ра «Север­ный мор­ской путь». Семи­нар про­шёл в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те, в рам­ках реа­ли­за­ции про­грам­мы «При­о­ри­тет 2030. Даль­ний Восток».

Цен­траль­ной частью меро­при­я­тия стал доклад про­фес­со­ра Тихо­оке­ан­ско­го оке­а­но­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та ДВО РАН, док­то­ра гео­гра­фи­че­ских наук Иго­ря Семи­ле­то­ва «О пер­спек­ти­ве созда­ния Цен­тра ком­плекс­ных иссле­до­ва­ний даль­не­во­сточ­ных морей и тихо­оке­ан­ско­го сек­то­ра Арк­ти­ки: при­о­ри­те­ты и новые тех­но­ло­гии».

– Одна из целей это­го семи­на­ра – обсу­дить пути созда­ния тако­го цен­тра на базе Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, – пояс­нил про­фес­сор. – Начи­ная с 1999 года мы про­ве­ли 51 арк­ти­че­скую экс­пе­ди­цию в сотруд­ни­че­стве с рядом веду­щих оте­че­ствен­ных и запад­ных инсти­ту­тов. В свой доклад я вклю­чил резуль­та­ты, полу­чен­ные в основ­ном по Арк­ти­ке, что­бы пока­зать, какие тех­но­ло­гии и под­хо­ды могут быть исполь­зо­ва­ны для наших сов­мест­ных иссле­до­ва­ний на кар­бо­но­вых поли­го­нах и для рас­ши­ре­ния кли­ма­ти­че­ско­го эко­ло­ги­че­ско­го мони­то­рин­га на даль­не­во­сточ­ных морях.

Игорь Семи­ле­тов

Как отме­ча­ет кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук, заве­ду­ю­щая лабо­ра­то­ри­ей хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний СахГУ Еле­на Лат­ков­ская, ост­ров­ной уни­вер­си­тет вклю­чён в повест­ку мор­ских иссле­до­ва­ний, осо­бен­но в части мари­куль­ту­ры и к тех­но­ло­ги­ям очист­ки мор­ских аква­то­рий от загряз­не­ний.

– Мы заку­пи­ли обо­ру­до­ва­ние, кото­рое мож­но исполь­зо­вать непо­сред­ствен­но в море: гид­ро­ло­ги­че­ский зонд, мор­ские дат­чи­ки для опре­де­ле­ния содер­жа­ния пар­ни­ко­вых газов, мета­на, угле­кис­ло­го газа. Купи­ли хоро­шее обо­ру­до­ва­ние для ана­ли­за содер­жа­ния угле­ро­да в дон­ных отло­же­ни­ях. И у нас есть несколь­ко групп учё­ных, кото­рые могут совер­шен­но спо­кой­но обес­пе­чить весь ком­плекс мор­ских иссле­до­ва­ний, – уве­ре­на Е. Лат­ков­ская.

Ещё одним при­гла­шён­ным учё­ным стал заве­ду­ю­щий лабо­ра­то­ри­ей под­вод­ной робо­то­тех­ни­ки Инсти­ту­та оке­а­но­ло­гии име­ни Шир­шо­ва (г. Москва) Кон­стан­тин Рогин­ский. Он высту­пил с раз­вёр­ну­тым докла­дом на тему пер­спек­тив науч­но­го сотруд­ни­че­ства СахГУ и Инсти­ту­та оке­а­но­ло­гии РАН.

Об исполь­зо­ва­нии в науч­ной и хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти дан­ных дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния Зем­ли рас­ска­зал аспи­рант, сотруд­ник Кли­ма­ти­че­ско­го цен­тра СахГУ Дмит­рий Ващен­ко. В част­но­сти, в рам­ках кар­бо­но­во­го поли­го­на спут­ни­ко­вые дан­ные в отсут­ствии поле­вых иссле­до­ва­ний ложат­ся в осно­ву кли­ма­ти­че­ских моде­лей. Так­же на их осно­ве выпол­ня­ют­ся рас­чё­ты эмис­сии угле­кис­ло­го газа в аква­то­рии Охот­ско­го моря, рас­чёт пер­вич­ной про­дук­тив­но­сти с целью пла­ни­ро­ва­ния рыбо­хо­зяй­ствен­ных меро­при­я­тий и так далее.

Кон­стан­тин Рогин­ский

Так­же про­зву­ча­ли докла­ды про дея­тель­ность Кли­ма­ти­че­ско­го цен­тра СахГУ и Лабо­ра­то­рии дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния зем­ли СахГУ и РАН, про ито­ги ледо­вых иссле­до­ва­ний на даль­не­во­сточ­ных морях, про ком­пью­тер­ный ана­лиз и моде­ли­ро­ва­ние при­род­ных про­цес­сов и так далее.

По оцен­ке и.о. рек­то­ра СахГУ Алек­сандра Самар­да­ка, в ходе рабо­ты семи­на­ра наме­че­ны чёт­кие пути, как сло­жить в еди­ную систе­му 30-лет­ние нара­бот­ки рос­сий­ских учё­ных, мате­ри­аль­но-тех­ни­че­скую базу ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та и ком­пе­тен­ции саха­лин­ских спе­ци­а­ли­стов.

– Кол­ле­ги очень вооду­шев­ле­ны, мы сей­час будем про­ду­мы­вать, как этот про­ект собрать, фор­ма­ли­зо­вать и уже начать рабо­ту, – под­вёл ито­ги А. Самар­дак. – Более того, при­гла­шён­ные доклад­чи­ки с мате­ри­ка встре­ти­лись с губер­на­то­ром Саха­лин­ской обла­сти Вале­ри­ем Лима­рен­ко, кото­рый высо­ко оце­нил и под­дер­жал наши ини­ци­а­ти­вы. Я думаю, что при такой мощ­ной под­держ­ке мы смо­жем в бли­жай­шее вре­мя стар­то­вать наш про­ект.

Хроматограф для изучения «дыхания моря» появился в лаборатории СахГУ

Вторая очередь оборудования для работ по Карбоновому полигону Сахалинской области поступила в Сахалинский государственный университет.

147 просмотров
Читать

Постав­ка вклю­ча­ет в себя газо­вый хро­ма­то­граф, про­из­ве­дён­ный по инди­ви­ду­аль­но­му зака­зу ост­ров­ных учё­ных под зада­чи по ана­ли­зу пар­ни­ко­вых газов в сверх­низ­ких кон­цен­тра­ци­ях.

– Бла­го­да­ря это­му при­бо­ру рос­сий­ско­го про­из­вод­ства, мож­но будет делать ана­лиз мета­на, угле­кис­ло­го газа, серо­во­до­ро­да и дру­гих пар­ни­ко­вых газов, – рас­ска­за­ла заве­ду­ю­щая лабо­ра­то­ри­ей хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний СахГУ, кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук Еле­на Лат­ков­ская. –Также мож­но посмот­реть состав газа, кото­рый обра­зу­ет­ся, допу­стим, при про­из­вод­стве того же био­уг­ля из водо­рос­лей, изу­чить дыха­ние поч­вы, дыха­ние моря, дыха­ние мор­ских рас­те­ний. Оте­че­ствен­ные хро­ма­то­гра­фы для ана­ли­за газов в общем очень непло­хие, все кол­ле­ги на кар­бо­но­вых поли­го­нах ими доволь­ны.

Хро­ма­то­граф име­ет ком­пакт­ные раз­ме­ры, что поз­во­лит брать его с собой в море, на паро­ход. Или же отби­рать про­бы «в полях», и потом нести их на ана­лиз в лабо­ра­то­рию хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний. При настрой­ке при­бо­ра один сотруд­ник лабо­ра­то­рии прой­дет обу­че­ние рабо­те на этом при­бо­ре, а в даль­ней­шем пла­ни­ру­ет­ся коман­ди­ро­вать спе­ци­а­ли­ста на более углуб­лён­ную ста­жи­ров­ку по хро­ма­то­гра­фи­че­ско­му ана­ли­зу газов.

Обо­ру­до­ва­ние закуп­ле­но уни­вер­си­те­том и будет исполь­зо­вать­ся в широ­ком спек­тре про­ек­тов как в рам­ках гос­за­да­ния (поли­гон по изу­че­нию погло­ще­ния угле­кис­ло­го газа мор­ски­ми эко­си­сте­ма­ми), так и в рам­ках всех про­ек­тов про­грам­мы «При­о­ри­тет-2030», кото­рые свя­за­ны с жиз­не­де­я­тель­но­стью мор­ских орга­низ­мов и вли­я­ни­ем их на окру­жа­ю­щую сре­ду. Напри­мер, при выра­щи­ва­нии моло­до­сти тре­пан­га или при изу­че­нии эко­ло­ги­че­ско­го состо­я­ния мор­ских и прес­ных эко­си­стем.

– При помо­щи это­го при­бо­ра мы будем изу­чать «дыха­ние моря» на кар­бо­но­вом поли­гоне. А так­же, воз­мож­но, возь­мём в море, в рейс по изу­че­нию гид­ро­хи­ми­че­ских пара­мет­ров зали­ва Ани­ва, кото­рый про­ве­дём сов­мест­но с Даль­не­во­сточ­ным госу­ни­вер­си­те­том в августе–сентябре это­го года, – сооб­щи­ла Еле­на Лат­ков­ская.

«Весенняя научная сессия – 2024»

С 01 апреля 2024 года по 30 апреля 2024 года в Сахалинском государственном университете состоится ежегодное университетское мероприятие «Весенняя научная сессия».

145 просмотров
Читать

С 01 апре­ля 2024 года по 30 апре­ля 2024 года в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те состо­ит­ся еже­год­ное уни­вер­си­тет­ское меро­при­я­тие «Весен­няя науч­ная сес­сия», в рам­ках кото­рой прой­дут:

– ХXI Весен­ние сту­ден­че­ские науч­ные чте­ния;

– LIV науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция пре­по­да­ва­те­лей, аспи­ран­тов и сотруд­ни­ков уни­вер­си­те­та.

В свя­зи с этим про­сим Вас предо­ста­вить спи­сок пла­ни­ру­е­мых меро­при­я­тий для вклю­че­ния их в общую про­грам­му меро­при­я­тий «Весен­ней науч­ной сес­сии – 2024».

Обра­ща­ем Ваше вни­ма­ние, что меро­при­я­тия долж­ны быть раз­де­ле­ны: отдель­но для науч­но-педа­го­ги­че­ских работ­ни­ков, аспи­ран­тов, сотруд­ни­ков уни­вер­си­те­та и отдель­но для сту­ден­тов. 

Спис­ки необ­хо­ди­мо пред­ста­вить в срок до 15 мар­та 2023 года в элек­трон­ном вари­ан­те на адрес science@sakhgu.ru (в теме пись­ма ука­зать «ВНС-2024»); (При­ло­же­ние 1).

При­ло­же­ниеСка­чать

Историческое образование и историческая наука в Сахалинской области: путь длиною в 75 лет

В СахГУ пройдет всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 75-летию высшего исторического образования в Сахалинской области.

288 просмотров
Читать

Исто­ри­че­ская справ­ка:

В 1949 г. в г. Южно-Саха­лин­ске открыл­ся госу­дар­ствен­ный учи­тель­ский инсти­тут. Исто­ри­че­ское отде­ле­ние явля­лось одним из трех отде­ле­ний ново­го инсти­ту­та. С мар­та 1949 г. начал­ся набор на исто­ри­че­ское отде­ле­ние. С 1954 г. учи­тель­ский инсти­тут был реор­га­ни­зо­ван в Южно-Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный педа­го­ги­че­ский инсти­тут (ЮСГПИ), в кото­ром дей­ство­ва­ла кафед­ра исто­рии в соста­ве исто­ри­че­ско­го факуль­те­та. Нача­лась под­го­тов­ка про­фес­си­о­наль­ных педа­го­гов-исто­ри­ков. В 1998 г. ЮСГПИ был реор­га­ни­зо­ван в Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет (СахГУ), в сте­нах кото­ро­го про­дол­жа­ет осу­ществ­лять­ся про­фес­си­о­наль­ная под­го­тов­ка исто­ри­ков и педа­го­гов-исто­ри­ков и раз­ви­ва­ет­ся науч­ная дея­тель­ность про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии. На про­тя­же­нии всей 75-лет­ней исто­рии меня­лись коли­че­ство и назва­ния исто­ри­че­ских кафедр, отде­ле­ний, факуль­те­тов и инсти­ту­тов, неиз­мен­ным оста­ва­лось одно – их роль в раз­ви­тии исто­ри­че­ской нау­ки и исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния в Саха­лин­ской обла­сти.

Орга­ни­за­тор:

Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, кафед­ра рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии

Место и вре­мя про­ве­де­ния: Южно-Саха­линск, 18 апре­ля 2024 г.

На совре­мен­ном эта­пе рос­сий­ское госу­дар­ство и обще­ство уде­ля­ют осо­бое вни­ма­ние исто­ри­че­ской нау­ке и исто­ри­че­ско­му обра­зо­ва­нию. Исто­ри­че­ское зна­ние в совре­мен­ной Рос­сии утвер­ди­лось как источ­ник цен­ност­ных осно­ва­ний обще­ствен­ной жиз­ни. Госу­дар­ствен­ное зна­че­ние, при­да­ва­е­мое исто­ри­че­ской памя­ти, так вели­ко, что не толь­ко отме­ча­ет­ся иссле­до­ва­те­ля­ми, но и слу­жит осно­ва­ни­ем для рас­смот­ре­ния «исто­ри­че­ской поли­ти­ки», вклю­ча­ю­щей исто­ри­че­ское обра­зо­ва­ние, как само­сто­я­тель­но­го направ­ле­ния наци­о­наль­ной поли­ти­ки.

Эти тен­ден­ции нашли отра­же­ние в про­воз­гла­ше­нии 2012 г. Годом рос­сий­ской исто­рии, созда­нии Рос­сий­ско­го воен­но-исто­ри­че­ско­го обще­ства (2012 г.), Рос­сий­ско­го исто­ри­че­ско­го обще­ства (2013 г.) и фон­да «Исто­рия Оте­че­ства» (2016 г.), вклю­че­нии в текст Стра­те­гии наци­о­наль­ной без­опас­но­сти РФ «исто­ри­че­ских» поло­же­ний (пп. 11, 21, 77, 78) (2015 г.), выска­зы­ва­ни­ях Пре­зи­ден­та Рос­сии В. В. Пути­на о важ­но­сти исто­ри­че­ско­го зна­ния и пре­по­да­ва­ния исто­рии. Отра­же­ни­ем это­го кур­са ста­ла пред­ло­жен­ная Пре­зи­ден­том поправ­ка к Кон­сти­ту­ции Рос­сии, кото­рая вклю­ча­ла упо­ми­на­ния «объ­еди­нен­ной тыся­че­лет­ней исто­ри­ей» Рос­сии, сохра­не­ния памя­ти пред­ков и защи­ты исто­ри­че­ской прав­ды, вне­сен­ные в 2020 г. в Феде­раль­ный закон «Об обра­зо­ва­нии в Рос­сий­ской Феде­ра­ции». Исто­ри­че­ское обра­зо­ва­ние слу­жит инстру­мен­том фор­ми­ро­ва­ния миро­воз­зре­ния, исто­ри­че­ско­го созна­ния и наци­о­наль­но­го само­со­зна­ния, пат­ри­о­тиз­ма и граж­дан­ствен­но­сти. Поис­ки син­те­ти­че­ской пара­диг­мы обра­зо­ва­ния, кото­рая соче­та­ла бы тра­ди­ции и инно­ва­ции, акту­а­ли­зи­ру­ют изу­че­ние опы­та исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния в реги­о­нах. Осно­вой исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния, с одной сто­ро­ны и след­стви­ем его раз­ви­тия, с дру­гой, явля­ют­ся дости­же­ния исто­ри­че­ской нау­ки. Осо­бый инте­рес в этом смыс­ле пред­став­ля­ет опыт Даль­не­го Восто­ка Рос­сии и ост­ров­ной его части – Саха­лин­ской обла­сти, пред­став­ля­ю­щей собой фрон­тир­ный, уда­лен­ный от цен­тра стра­ны, нерав­но­мер­но засе­лен­ный и осво­ен­ный реги­он, часть Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ско­го реги­о­на.

На про­тя­же­нии ХX-XXI вв. на рос­сий­ском Даль­нем Восто­ке в силу свое­об­ра­зия его исто­ри­че­ской судь­бы, гео­гра­фи­че­ских и соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских осо­бен­но­стей фор­ми­ро­ва­лись уни­каль­ная исто­ри­ко-архео­ло­ги­че­ская науч­ная шко­ла и скла­ды­ва­лись тен­ден­ции выс­ше­го исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния и под­го­тов­ки педа­го­гов-исто­ри­ков, не сво­ди­мые к обще­рос­сий­ским. На совре­мен­ном эта­пе необ­хо­ди­мо осмыс­ле­ние и пере­осмыс­ле­ние име­ю­ще­го­ся опы­та исто­ри­че­ских иссле­до­ва­ний и исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния в реги­оне с учё­том акту­аль­ных тен­ден­ций в обще­ствен­но-поли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской жиз­ни Рос­сии и реги­о­нов, изме­не­ний тео­ре­ти­ко-мето­до­ло­ги­че­ской базы иссле­до­ва­ний, дости­же­ний исто­ри­че­ской нау­ки, совре­мен­ных про­цес­сов в сфе­ре выс­ше­го исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния.

Цель кон­фе­рен­ции: обсуж­де­ние широ­ко­го кру­га про­блем, свя­зан­ных с исто­ри­ей и совре­мен­ным состо­я­ни­ем исто­ри­че­ских иссле­до­ва­ний и раз­ви­ти­ем исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния в Саха­лин­ской обла­сти, с учё­том обще­рос­сий­ских тен­ден­ций и осо­бен­но­стей даль­не­во­сточ­ной исто­рии исто­ри­че­ской нау­ки и исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния.

Про­блем­ное поле кон­фе­рен­ции:

- основ­ные направ­ле­ния исто­ри­че­ских иссле­до­ва­ний в Рос­сии, на Даль­нем Восто­ке Рос­сии, науч­ные цен­тры и лабо­ра­то­рии, исто­ри­че­ские шко­лы, пер­со­на­лии

- исто­ри­че­ская нау­ка в Саха­лин­ской обла­сти, исто­ри­че­ские изыс­ка­ния пред­ста­ви­те­лей вузов, музеев, архи­вов и биб­лио­тек реги­о­на, исто­ри­че­ские шко­лы, пер­со­на­лии

- вопро­сы даль­не­во­сточ­ной исто­рио­гра­фии и источ­ни­ко­ве­де­ния

- направ­ле­ния иссле­до­ва­ний саха­лин­ских исто­ри­ков, исто­рио­гра­фия и источ­ни­ко­ве­де­ние Саха­лин­ской обла­сти

- исто­рия выс­ше­го исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния в Рос­сии, на Даль­нем Восто­ке Рос­сии: вузы, кафед­ры, пре­по­да­ва­те­ли

- исто­рия выс­ше­го исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти

- источ­ни­ки по исто­рии исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния и исто­ри­че­ской нау­ки в Саха­лин­ской обла­сти

- совре­мен­ные про­бле­мы и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия исто­ри­че­ских иссле­до­ва­ний в Рос­сии, на Даль­нем Восто­ке

- направ­ле­ния иссле­до­ва­ний исто­ри­ков Саха­лин­ской обла­сти на совре­мен­ном эта­пе

- осо­бен­но­сти совре­мен­но­го эта­па раз­ви­тия выс­ше­го исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния в Рос­сии, на Даль­нем Восто­ке Рос­сии

- выс­шее исто­ри­че­ское обра­зо­ва­ние в Саха­лин­ской обла­сти на совре­мен­ном эта­пе: тен­ден­ции, про­бле­мы и пер­спек­ти­вы

- кра­е­ве­де­ние на Даль­нем Восто­ке Рос­сии: акту­аль­ная про­бле­ма­ти­ка иссле­до­ва­ний

- исто­ри­че­ское кра­е­ве­де­ние в реги­о­нах Рос­сии: исто­рия, совре­мен­ное состо­я­ние и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия

- исто­ри­че­ское кра­е­ве­де­ние в Саха­лин­ской обла­сти: про­бле­ма­ти­ка иссле­до­ва­ний, пер­со­на­лии

- исто­рия кра­е­ве­де­ния

- про­бле­мы исто­ри­че­ской памя­ти в иссле­до­ва­ни­ях даль­не­во­сточ­ных исто­ри­ков

- пат­ри­о­тизм и граж­дан­ская иден­тич­ность в фоку­се реги­о­наль­ных исто­ри­че­ских иссле­до­ва­ний

Фор­мат меро­при­я­тия: ком­би­ни­ро­ван­ный – очный, заоч­ный, дистан­ци­он­ный (онлайн)

По ито­гам кон­фе­рен­ции будет издан сбор­ник мате­ри­а­лов кон­фе­рен­ции «Исто­ри­че­ское обра­зо­ва­ние и исто­ри­че­ская нау­ка в Саха­лин­ской обла­сти: путь дли­ною в 75 лет». Орг­ко­ми­тет остав­ля­ет за собой пра­во отбо­ра ста­тей для пуб­ли­ка­ции. Мате­ри­а­лы будут пред­став­ле­ны на сай­те eLibrary.ru, в систе­ме РИНЦ.

Заяв­ки на уча­стие в кон­фе­рен­ции при­ни­ма­ют­ся до 01 мар­та 2024 года по элек­трон­ной почте: napotapova@yandex.ru.

Тек­сты докла­дов необ­хо­ди­мо предо­ста­вить для пуб­ли­ка­ции не позд­нее 1 апре­ля 2024 года.

Опла­та про­ез­да и про­жи­ва­ния участ­ни­ков кон­фе­рен­ции за счет направ­ля­ю­щей сто­ро­ны.

Заяв­ка на уча­стие в кон­фе­рен­ции Реко­мен­да­ции к оформ­ле­нию ста­тьи Орг­ко­ми­тет-кон­фе­рен­цииСка­чать