Дипломные работы студентов СахГУ помогут развивать спорт на Сахалине

Механизмы взаимодействия учащихся института психологии и педагогики кафедры физической культуры и спорта СахГУ и тренерского состава обсудили на круглом столе.

699 просмотров
Читать

Выпуск­ные ква­ли­фи­ка­ци­он­ные рабо­ты сту­ден­тов Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та будут исполь­зо­вать в дея­тель­но­сти област­ных спор­тив­ных школ.

По сло­вам дирек­то­ра депар­та­мен­та физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та реги­о­наль­но­го мин­спор­та Ири­ны Рады­ги­ной, обыч­но ост­ров­ные учре­жде­ния рабо­та­ют по доку­мен­там, кото­рые им направ­ля­ет Мин­спорт РФ. Сей­час при­ня­то реше­ние – допол­ни­тель­но исполь­зо­вать сту­ден­че­ские выпуск­ные рабо­ты, кото­рые в буду­щем послу­жат хоро­шим мето­ди­че­ским мате­ри­а­лом для тре­не­ров.

- Сей­час наша стра­на пре­тер­пе­ва­ет боль­шие изме­не­ния в отрас­ли. Для улуч­ше­ния кад­ро­вой поли­ти­ки нуж­но не толь­ко раз­ви­вать мас­со­вую физи­че­скую куль­ту­ру, но и каче­ствен­но гото­вить спор­тив­ный резерв, кото­рый смо­жет участ­во­вать в соста­ве сбор­ных команд РФ, – отме­ти­ла Ири­на Рады­ги­на.

Она под­черк­ну­ла, что еже­год­но саха­лин­ские сту­ден­ты пред­став­ля­ют очень хоро­шие и инте­рес­ные рабо­ты. Но, к сожа­ле­нию, не все из них уда­ёт­ся реа­ли­зо­вать.

- Сто­ит пом­нить, что выпуск­ни­ки кафед­ры физи­че­ской куль­ту­ры – это наши буду­щие работ­ни­ки, – доба­ви­ла дирек­тор депар­та­мен­та. - В спор­тив­ную отрасль долж­ны при­хо­дить гра­мот­ные и под­го­тов­лен­ные спе­ци­а­ли­сты, кото­рые смо­гут при­ме­нять свои идеи и навы­ки в рабо­те с буду­щи­ми чем­пи­о­на­ми.

На сего­дняш­ний день область насчи­ты­ва­ет 29 физ­куль­тур­но-спор­тив­ных орга­ни­за­ций, из них 23 спор­тив­ные шко­лы и 6 иных учре­жде­ний. Тре­нер­ско-пре­по­да­ва­тель­ский состав вклю­ча­ет в себя 432 спе­ци­а­ли­ста, из них в шта­те чис­лят­ся 336 чело­век, осталь­ные тру­дят­ся по сов­ме­сти­тель­ству.

Руко­во­ди­тель фут­боль­но­го клу­ба «Саха­лин» Евге­ний Крюч­ков рас­ска­зал, что недав­но ФК и СахГУ под­пи­са­ли согла­ше­ние о сотруд­ни­че­стве. Самых талант­ли­вых и пер­спек­тив­ных сту­ден­тов будут при­гла­шать на рабо­ту, что, без­услов­но, повы­сит каче­ство и кад­ро­вый потен­ци­ал учре­жде­ния. Он при­вел при­мер, что сей­час один из выпуск­ни­ков саха­лин­ско­го госу­ни­вер­си­те­та воз­гла­вил в учре­жде­нии направ­ле­ние под­го­тов­ки юных арбит­ров. Дру­гой талант­ли­вый юно­ша возь­мёт­ся за орга­ни­за­цию спор­тив­ных меро­при­я­тий.

- Для нас это очень цен­ные кад­ры. Мы будем им помо­гать и исполь­зо­вать их про­ек­ты в сво­ей дея­тель­но­сти, – ска­зал Евге­ний Крюч­ков.

Большой этнографический диктант пройдет в Сахалинской области

Большой этнографический диктант пройдет на 1500 площадках во всех регионах России и странах СНГ.

413 просмотров
Читать

3 нояб­ря, нака­нуне Дня народ­но­го един­ства, в каж­дом из 85 реги­о­нов Рос­сии, в стра­нах СНГ: Азер­бай­джане, Арме­нии, Бело­рус­сии, Казах­стане, Кыр­гыз­стане, Мол­до­ве, Таджи­ки­стане, Турк­ме­ни­стане, Узбе­ки­стане, а так­же Абха­зии и Южной Осе­тии прой­дет «Боль­шой этно­гра­фи­че­ский дик­тант».

«В этом году меро­при­я­тие полу­чи­ло ста­тус меж­ду­на­род­но­го. Если в 2016 году Боль­шой этно­гра­фи­че­ский дик­тант писа­ли толь­ко в Тур­ции и Швей­ца­рии, то в этом году вме­сте с наши­ми парт­не­ра­ми – Рос­со­труд­ни­че­ством – мы предо­ста­ви­ли воз­мож­ность поучаст­во­вать в акции всем нашим сооте­че­ствен­ни­кам в стра­нах Ближ­не­го зару­бе­жья, а так­же тем, кто инте­ре­су­ет­ся исто­ри­ей, куль­ту­рой, тра­ди­ци­я­ми и обы­ча­я­ми наро­дов, про­жи­ва­ю­щих в Рос­сии», - отме­тил руко­во­ди­тель Феде­раль­но­го агент­ства по делам наци­о­наль­но­стей Игорь Бари­нов.

Стать участ­ни­ком Дик­тан­та могут все жела­ю­щие. Доста­точ­но обра­тить­ся на любую реги­о­наль­ную пло­щад­ку его напи­са­ния, неза­ви­си­мо от места житель­ства, либо в зару­беж­ное пред­ста­ви­тель­ство Рос­со­труд­ни­че­ства. Их адре­са мож­но будет най­ти на сай­те www.miretno.ru и на сай­те ФАДН Рос­сии http://fadn.gov.ru, а так­же в груп­пах «Боль­шой этно­гра­фи­че­ский дик­тант» в соци­аль­ных сетях.

На тер­ри­то­рии Саха­лин­ской обла­сти будут рабо­та 5 пло­ща­док:

1.Сахалинская област­ная уни­вер­саль­ная науч­ная биб­лио­те­ка,

г. Южно-Саха­линск, ул. Хаба­ров­ская, 78

2.Сахалинский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет

г. Южно-Саха­линск, Ком­му­ни­сти­че­ский про­спект, 33

3.Центральная биб­лио­те­ка

г. Поро­найск, ул. Гага­ри­на, 45

4.Средняя обще­об­ра­зо­ва­тель­ная шко­ла №1

пгт. Ногли­ки, ул. Совет­ская, 16

5. Цен­траль­ная биб­лио­те­ка

г. Оха, ул. Советская,30

Пло­щад­ки нач­нут рабо­тать с 9.00ч.

К напи­са­нию дик­тан­та участ­ни­ки при­сту­пят в 10.00ч.

Дик­тант содер­жит в себе 30 вопро­сов. Участ­ни­кам выда­дут оди­на­ко­вые по уров­ню слож­но­сти тесто­вые зада­ния, кото­рые будут состо­ять из двух частей: 20 феде­раль­ных вопро­сов и 10 реги­о­наль­ных вопро­сов.

Выпол­нить их нуж­но будет за 45 минут.

Общая сум­ма бал­лов, кото­рые мож­но набрать за выпол­не­ние всех зада­ний – 100 Пра­виль­ные отве­ты на зада­ния и раз­бор типич­ных оши­бок будут опуб­ли­ко­ва­ны на офи­ци­аль­ном сай­те меро­при­я­тия до 10 нояб­ря, резуль­та­ты Дик­тан­та будут под­ве­де­ны ко Дню Кон­сти­ту­ции РФ 12 декаб­ря.

Орга­ни­за­то­ра­ми «Боль­шо­го этно­гра­фи­че­ско­го дик­тан­та» высту­па­ют Феде­раль­ное агент­ство по делам наци­о­наль­но­стей и мини­стер­ство наци­о­наль­ной поли­ти­ки Удмурт­ской Рес­пуб­ли­ки при под­держ­ке Рос­со­труд­ни­че­ства, науч­ный парт­нер акции – кафед­ра управ­ле­ния в сфе­ре меж­эт­ни­че­ских и меж­кон­фес­си­о­наль­ных отно­ше­ний факуль­те­та госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва. На тер­ри­то­рии Саха­лин­ской обла­сти орга­ни­за­то­ра­ми высту­па­ют: мини­стер­ство обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти, мини­стер­ство куль­ту­ры и архив­но­го дела Саха­лин­ской обла­сти, Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет.

Подроб­ную инфор­ма­цию о все­рос­сий­ской акции «Боль­шой этно­гра­фи­че­ский дик­тант» мож­но узнать на сай­те: www.miretno.ru

Офи­ци­аль­ная груп­па ВКон­так­те: https://vk.com/miretno

Для справ­ки:

В 2016 году «Боль­шой этно­гра­фи­че­ский дик­тант» напи­са­ли почти 90 тысяч чело­век: 35 тысяч очно и более 50 тысяч – онлайн. Самым моло­дым участ­ни­ком Дик­тан­та ока­за­лась 12-лет­няя девоч­ка из Улья­нов­ской обла­сти, самым стар­шим – 80-лет­ний муж­чи­на из Мор­до­вии. Сред­няя оцен­ка за Дик­тант по стране соста­ви­ла 54 бал­ла из 100 воз­мож­ных.

Реакция в колбе

В Сахалинском государственном университете начался цикл предметных олимпиад для школьников.

715 просмотров
Читать

Про­хо­дя­щая впер­вые олим­пи­а­да по химии вызва­ла боль­шой ажи­о­таж у юных участ­ни­ков из Невель­ска, Холм­ска, Кор­са­ко­ва, Долин­ска, Ани­вы и Южно-Саха­лин­ска. Все­го про­ве­рить свои зна­ния в тео­ре­ти­че­ской и прак­ти­че­ской частях реши­лись 118 чело­век.

По мне­нию орга­ни­за­то­ров, в тео­ре­ти­че­ской части осо­бой слож­но­сти нет, пото­му что все зада­ния взя­ты из школь­ной про­грам­мы. А вот с прак­ти­че­ской частью слож­нее: мно­гие из участ­ни­ков впер­вые само­сто­я­тель­но в руки взя­ли кол­бы и реа­ген­ты. Воз­мож­но, это свя­за­но с недо­ста­точ­ным мате­ри­аль­но-тех­ни­че­ским обес­пе­че­ни­ем школ, отсут­стви­ем реак­ти­вов и обо­ру­до­ва­ния.

– В основ­ном все зада­чи каче­ствен­но­го харак­те­ра, – рас­ска­за­ла кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры гео­ло­гии и неф­те­га­зо­во­го дела Яни­на Дени­со­ва. – Участ­ни­ки про­во­дят и оце­ни­ва­ют реак­ции, оформ­ля­ют резуль­тат: какой полу­чил­ся цвет осад­ка, какой газ выде­ля­ет­ся.

За прак­ти­че­ской частью олим­пи­а­ды наблю­да­ют пре­по­да­ва­те­ли СахГУ. Они сле­дят за тех­ни­кой без­опас­но­сти, оце­ни­ва­ют руко­пи­си и мето­ди­ки, отме­ча­ют досто­ин­ства и недо­стат­ки про­во­ди­мо­го экс­пе­ри­мен­та. Мно­гие из школь­ни­ков уже обра­ти­лись к уни­вер­си­тет­ским работ­ни­кам за кон­суль­та­ци­ей, что­бы под­го­то­вит­ся к уча­стию во все­рос­сий­ских олим­пи­а­дах и кон­кур­сах.

– Мне пока­за­лось, что тео­ре­ти­че­ская часть была намно­го слож­нее, чем прак­ти­че­ская, – счи­та­ет уче­ник шко­лы №4 г. Кор­са­ко­ва Дмит­рий Пин­чук. – Понра­ви­лось, что в тео­рии были неор­ди­нар­ные вопро­сы, кото­рых не най­дешь в обыч­ных школь­ных учеб­ни­ках. По мое­му мне­нию, олим­пи­а­да достой­ная, но мож­но и слож­нее.

Олим­пи­а­да СахГУ для школь­ни­ков про­хо­дит в тече­ние года по 20 пред­ме­там. С их пол­ным спис­ком мож­но озна­ко­мить­ся по ссыл­ке http://sakhgu.ru/universitet/infrastruktura_vuza/strukturnye_podrazdeleniya/upravleniya__otdely/fakultet-dovuzovskoj-podgotovki/meropriyatiya/olimpiada-saxgu-dlya-shkolnikov/.

Известные и неизвестные герои Сахалинской области

На второй научно-популярной лекции проекта «Лекториум» южносахалинцам рассказали о героях, чьи имена увековечены на карте Сахалина и Курильских островов.

1 129 просмотров
Читать

- Я с боль­шим удо­воль­стви­ем отклик­ну­лась на пред­ло­же­ние при­нять уча­стие в дан­ном про­ек­те. С каж­дым годом все боль­ше стал­ки­ва­ешь­ся с тем, что, несмот­ря на меро­при­я­тия, про­во­ди­мые в горо­де, обла­сти и стране в целом, наша моло­дежь почти ниче­го не зна­ет о войне. Но думаю, винить ее в этом нель­зя, так как очень боль­шие сро­ки отде­ля­ют нас от тех собы­тий. Вырос­ло несколь­ко поко­ле­ний, не зна­ю­щих о тех страш­ных собы­ти­ях, - отме­ти­ла про­фес­сор кафед­ры рос­сий­ской и все­об­щей исто­рии СахГУ кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук доцент Еле­на Лиси­цы­на. – Сего­дняш­няя ситу­а­ция в мире пока­зы­ва­ет, что вой­на, к сожа­ле­нию, не явля­ет­ся собы­ти­ем, кото­рое про­шло и не повто­рит­ся. Она может затро­нуть любую стра­ну. И мы долж­ны пом­нить име­на тех, кто защи­щал нашу Роди­ну. Прой­дет мак­си­мум четы­ре года, и в живых не оста­нет­ся тех, кто был непо­сред­ствен­ным участ­ни­ком вой­ны. Сего­дня их чуть более 100 тыс. чело­век.

Чрез­вы­чай­но важ­но акту­а­ли­зи­ро­вать эти зна­ния, при­чем не фор­маль­но, в виде ака­де­ми­че­ских лек­ций, а в виде рас­ска­зов, затра­ги­ва­ю­щих душу людей. Хоте­лось бы, что­бы во вре­мя поез­док по Саха­ли­ну моло­дые люди зна­ли, в честь кого назва­ны насе­лен­ные пунк­ты ост­ро­ва, счи­та­ет Лиси­цы­на.

- Очень инте­рес­ная лек­ция. С удо­воль­стви­ем узна­ла име­на геро­ев, вое­вав­ших за наш край, в честь кото­рых назва­ны насе­лен­ные пунк­ты и гео­гра­фи­че­ские объ­ек­ты, – поде­ли­лась впе­чат­ле­ни­я­ми уче­ни­ца 10-го клас­са гим­на­зии №2 Мари­на Малыш.

Про­ект «Лек­то­ри­ум» раз­ра­бо­та­ло агент­ство по раз­ви­тию Южно-Саха­лин­ска и реа­ли­зу­ет­ся сов­мест­но с Цен­тром моло­деж­ных ини­ци­а­тив и Саха­лин­ским госу­дар­ствен­ным уни­вер­си­те­том. До кон­ца декаб­ря прой­дут еще девять лек­ций по пси­хо­ло­гии, лите­ра­ту­ре, гео­гра­фии, аст­ро­но­мии и т. д.

Сле­ду­ю­щая лек­ция состо­ит­ся 21 октяб­ря в город­ской биб­лио­те­ке им. Куз­не­цо­ва. О мен­таль­ной ариф­ме­ти­ке в шко­ле и дома рас­ска­жет Мари­на Рома­но­ва, про­рек­тор по учеб­ной рабо­те СахГУ, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук, доцент. Нача­ло – в 12:00, вход сво­бод­ный.

Завер­шит про­ект док­тор исто­ри­че­ских наук, про­фес­сор Алек­сандр Васи­лев­ский. Пол­ный спи­сок тем раз­ме­щен на офи­ци­аль­ном сай­те адми­ни­стра­ции Южно-Саха­лин­ска в раз­де­ле «Акту­аль­но»

Темы лек­ций

Мини-волейбол для двух стран

В Сахалинском государственном университете подвели итоги проекта "Мяч дружбы".

627 просмотров
Читать

Тор­же­ствен­ная цере­мо­ния откры­тия прак­ти­че­ской чести семи­на­ра для инструк­то­ров по физи­че­ской куль­ту­ре дошколь­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний Саха­лин­ской обла­сти по исполь­зо­ва­нию япон­ско­го мини-волей­бо­ла про­шла в спор­тив­ном зале «Хок­кай­до-цен­тра». На встре­че при­сут­ство­ва­ла не толь­ко вну­ши­тель­ная деле­га­ция из Япо­нии, во гла­ве с авто­ром этой игры, пре­зи­ден­том все­я­пон­ской ассо­ци­а­ции мини-волей­бо­ла Хиде­то­си Код­жи­ма, пред­ста­ви­те­ли Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, спор­тив­ное сооб­ще­ство реги­о­на и роди­те­ли. Глав­ны­ми гостя­ми ста­ли дошко­ля­та – все­го 10 команд.

- Саха­лин­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет сов­мест­но с япон­ской ассо­ци­а­ци­ей мини-волей­бо­ла впер­вые орга­ни­зо­вал такой семи­нар для вос­пи­та­те­лей дет­ских садов. При этом про­ект «Мяч Друж­бы» суще­ству­ет с 2011 года. На дан­ный момент на Саха­лине уже более 30 дошколь­ных учре­жде­ний внед­ри­ли мини-волей­бол, и успеш­но куль­ти­ви­ру­ют эту игру сре­ди детей, - отме­тил Петр Пасю­ков, док­тор педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры физи­че­ской куль­ту­ры и спор­та СахГУ.

Семи­нар начал­ся с това­ри­ще­ских встреч дошко­лят. Они с радо­стью при­вет­ство­ва­ли друг дру­га и япон­ских гостей глав­ным деви­зом игры: «Встре­чай людей, при­об­ре­тай дру­зей, участ­вуй!».

- Я очень рад, что сего­дня сюда при­е­ха­ли коман­ды из Поро­най­ска, Холм­ска, Невель­ска, Кор­са­ко­ва и Южно-Саха­лин­ска. Основ­ная цель семи­на­ра – это обсу­дить ито­ги раз­ви­тия мини-волей­бо­ла на Саха­лине, а так­же воз­мож­ные пути рас­про­стра­не­ния и в дру­гие реги­о­ны Даль­не­го Восто­ка. А так­же дети пока­жут, чему они научи­лись за это вре­мя.

Сто­ит заме­тить, что эта игра все боль­ше и боль­ше наби­ра­ет попу­ляр­ность и сре­ди взрос­ло­го насе­ле­ния, ведь игра рас­по­ла­га­ет к тому, что­бы в нее игра­ли все кате­го­рии людей: дошко­ля­та, школь­ни­ки, взрос­лые, а так­же люди с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья.

Осно­ва игры про­ста: умень­шен­ная пло­щад­ка раз­ме­ром 6×9 мет­ров, сет­ка высо­той 155 см, облег­чен­ный мяч, а так­же по четы­ре чело­ве­ка в каж­дой коман­де. При этом пра­ви­ла мини-волей­бо­ла тоже отли­ча­ют­ся от его «боль­шо­го» собра­та.

- Глав­ная зада­ча детей отбить мяч, а каким спо­со­бом они это сде­ла­ют, не име­ет зна­че­ния. Ребя­та не боят­ся мяча, в отли­чие от насто­я­ще­го волей­боль­но­го, кото­рый намно­го тяже­лее, – отме­ти­ла Татья­на Мед­ве­де­ва, инструк­тор по физи­че­ско­му вос­пи­та­нию дет­ско­го сада «Лебе­душ­ка». – По нача­лу, было труд­но объ­яс­нить неко­то­рые момен­ты, но через игро­вые ситу­а­ции, а так­же путем усерд­ных тре­ни­ро­вок и повто­ре­ний нам это уда­лось, и теперь дети с огром­ным жела­ни­ем зани­ма­ют­ся этим видом спор­та.

На тео­ре­ти­че­ской части семи­на­ра пред­ста­ви­те­ли Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, Япон­ской ассо­ци­а­ции мини-волей­бо­ла, Вак­кай­най­ско­го уни­вер­си­те­та, а так­же пред­ста­ви­те­ли дошколь­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний обсу­ди­ли пер­спек­ти­вы раз­ви­тия мини-волей­бо­ла в Саха­лин­ской обла­сти. В рам­ках семи­на­ра были выдви­ну­ты пред­ло­же­ния по даль­ней­ше­му раз­ви­тию про­ек­та «Мяч друж­бы» на Саха­лине и Хок­кай­до.

Образование и бизнес

Политехнический колледж и компания "Технониколь" провели серию обучающих семинаров.

514 просмотров
Читать

Сту­ден­ты успе­ли побы­вать на семи­на­рах: «Мон­таж и кон­троль каче­ства систем плос­ких кро­вель с при­ме­не­ни­ем поли­мер­ных мем­бран», «Мон­таж и кон­троль каче­ства систем одно­слой­ных битум­ных кро­вель» и «Мон­таж и кон­троль каче­ства скат­ных кро­вель с исполь­зо­ва­ни­ем гиб­кой чере­пи­цы».

Обу­ча­ю­щие семи­на­ры вклю­ча­ли вопро­сы при­ме­не­ния новей­ших стро­и­тель­ных тех­но­ло­гий и мате­ри­а­лов в усло­ви­ях Даль­не­го Восто­ка, а имен­но: осо­бен­но­сти при­ме­ня­е­мых мате­ри­а­лов; вари­ан­ты и под­бор систем; основ­ные пра­ви­ла мон­та­жа систем; кон­троль каче­ства выпол­ня­е­мых работ; ком­плек­ту­ю­щие.

В семи­на­ре при­ня­ли уча­стие стро­и­тель­ные ком­па­нии Саха­лин­ской обла­сти, пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты 2–4 кур­сов спе­ци­аль­но­сти «Стро­и­тель­ство и экс­плу­а­та­ция зда­ний и соору­же­ний» Поли­тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа. Все­го в семи­на­рах при­ня­ло уча­стие почти 150 слу­ша­те­лей, кото­рые полу­чи­ли сер­ти­фи­ка­ты ком­па­нии «Тех­но­ни­коль».

Поли­тех­ни­че­ский кол­ледж и ком­па­ния «Тех­но­ни­коль» раз­ра­бо­та­ли План сов­мест­ной рабо­ты внед­ре­ния в учеб­ный про­цесс обу­ча­ю­щих про­грамм по инно­ва­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям в стро­и­тель­стве. Основ­ные меро­при­я­тия, запла­ни­ро­ван­ные на 2017–2018 учеб­ный год, будут про­во­дить­ся по сле­ду­ю­щим направ­ле­ни­ям: обра­зо­ва­тель­ная дея­тель­ность, науч­но-иссле­до­ва­тель­ская и инно­ва­ци­он­ная дея­тель­ность, профори­ен­та­ци­он­ная рабо­та и содей­ствие тру­до­устрой­ству выпуск­ни­ков.

О литературе Сахалина в Токио

Профессор кафедры русской и зарубежной литературы Сахалинского государственного университета Елена Иконникова выступила на конференции Токийского университета «А.П. Чехов и литература Сахалина» с докладом о поликультурном характере литературы приграничных регионов.

642 просмотра
Читать

С при­вет­стви­ем к участ­ни­кам науч­ной встре­чи обра­тил­ся извест­ный сла­вист и пере­вод­чик Мицу­ё­си Нума­но. Япон­ская сто­ро­на была пред­став­ле­на руси­ста­ми – Масад­зи Вата­на­бэ, Кад­зу­хи­са Ива­мо­то и Куми Так­эо­ка. Саха­лин, кро­ме Еле­ны Икон­ни­ко­вой, был пред­став­лен сотруд­ни­ка­ми музея кни­ги А. П. Чехо­ва «Ост­ров Саха­лин» Евге­ни­ей Фир­со­вой и Ана­ста­си­ей Сте­па­нен­ко. Веду­щи­ми двух сес­сий кон­фе­рен­ции ста­ли про­фес­со­ра Алек­сандр Меще­ря­ков (Рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный гума­ни­тар­ный уни­вер­си­те­та) и Вале­рий Греч­ко (Токий­ский уни­вер­си­тет).

По сло­вам Еле­ны Икон­ни­ко­вой, все докла­ды участ­ни­ков кон­фе­рен­ции сопро­вож­да­лись дис­кус­си­я­ми и ком­мен­та­ри­я­ми. Так, про­фес­сор Нума­но свое сооб­ще­ние посвя­тил двум япон­ских писа­те­лям – Хару­ки Мура­ка­ми и Нацу­ки Икэд­за­ве, в раз­ное вре­мя побы­вав­шим на Саха­лине и отра­зив­шим в сво­их кни­гах инте­рес к рус­ской куль­ту­ре.

Про­фес­сор Куми Так­эо­ка поде­ли­лась инфор­ма­ци­ей о чехов­ских поста­нов­ках в совре­мен­ной Япо­нии. Вме­сте с этим в докла­де гово­ри­лось и о появ­ле­нии в 2017 году «фик­тив­ной» сце­ни­че­ской био­гра­фии Чехо­ва «Брат мое­го бра­та» Нод­зо­ми Маки­но. Автор пье­сы вклю­ча­ет в свое про­из­ве­де­ние и воз­мож­ный ответ на вопрос, поче­му трид­ца­ти­лет­ний писа­тель отпра­вил­ся в 1890 году на каторж­ный Саха­лин.

Мало­из­вест­ные фак­ты рус­ской исто­рии и лите­ра­ту­ры через приз­му саха­лин­ско­го путе­ше­ствия Чехо­ва были пред­став­ле­ны в докла­дах про­фес­со­ров Масад­зи Вата­на­бэ и Кад­зу­хи­са Ива­мо­то.

– Очень важ­но, – отме­ча­ет Еле­на Икон­ни­ко­ва, – что худо­же­ствен­ная и пуб­ли­ци­сти­че­ская лите­ра­ту­ра, созда­ва­е­мая на Саха­лине и о Саха­лине, поз­во­ля­ет гово­рить о нашем ост­ро­ве как об осо­бой кон­такт­ной зоне, через кото­рую осу­ществ­ля­ет­ся соеди­не­ние раз­ных наци­о­наль­ных куль­тур, преж­де все­го, – корен­ных наро­дов Даль­не­го Восто­ка, рус­ских, япон­цев и корей­цев. Рабо­та на кон­фе­рен­ции, про­во­ди­мой в Токио, велась на рус­ском язы­ке. Бла­го­да­ря это­му рос­сий­ская сто­ро­на име­ла все дока­за­тель­ства того, как глу­бо­ко изу­ча­ет­ся рус­ская лите­ра­ту­ра в Япо­нии.

После завер­ше­ния кон­фе­рен­ции про­фес­сор Еле­на Икон­ни­ко­ва пода­ри­ла несколь­ко книг пре­по­да­ва­те­лей кафед­ры рус­ской и зару­беж­ной лите­ра­ту­ры СахГУ в биб­лио­те­ку лите­ра­тур­но­го факуль­те­та Токий­ско­го уни­вер­си­те­та.

Лекция от президента

Президент СахГУ Борис Мисиков открыл цикл бесплатных научно-популярных лекций проекта «Лекториум».

589 просмотров
Читать

В стек­лян­ном шат­ре город­ско­го пар­ка куль­ту­ры и отды­ха им. Ю.А. Гага­ри­на он рас­ска­зал о топо­ло­гии Все­лен­ной.
Послу­шать дан­ную лек­цию в суб­бот­ний теп­лый пол­день при­шло око­ло сот­ни чело­век, в основ­ном это уча­щи­е­ся стар­ших клас­сов город­ских школ.
Кон­ская голо­ва, Лагу­на, Коша­чий глаз… С пер­вых минут Борис Миси­ков погру­зил слу­ша­те­лей в мир кос­ми­че­ских туман­но­стей с необыч­ны­ми име­на­ми. Ака­де­ми­че­ский час был насы­щен инте­рес­ны­ми фак­та­ми о кос­мо­се и его оби­та­те­лях: звез­дах, галак­ти­ках, чер­ных дырах. В фина­ле пре­зи­дент СахГУ отве­тил на мно­го­чис­лен­ные вопро­сы ауди­то­рии.

Уче­ник 10 «Г» клас­са лицея № 1 Ста­ни­слав Кова­лев при­знал­ся, что сам хотел попро­бо­вать себя в роли лек­то­ра, но в гума­ни­тар­ных дис­ци­пли­нах.

- В шко­ле нам не пре­по­да­ют аст­ро­но­мию и аст­ро­фи­зи­ку. На этой лек­ции был пред­ло­жен базис, кото­рый при жела­нии мож­но най­ти в Интер­не­те. Но у стар­ше­класс­ни­ков, конеч­но, не все­гда есть вре­мя, что­бы изу­чить раз­роз­нен­ную инфор­ма­цию. Лич­но я смог бы быть лек­то­ром по лите­ра­ту­ре, – поде­лил­ся школь­ник.

По досто­ин­ству оце­ни­ла уси­лия орга­ни­за­то­ров и деся­ти­класс­ни­ца Вале­рия Бари­ко­ва:

- Мне всё понра­ви­лось, это очень совре­мен­ный фор­мат! Тема кос­мо­са мне дав­но инте­рес­на, поста­ра­юсь посе­тить еще несколь­ко меро­при­я­тий это­го про­ек­та.

С иде­ей про­ве­де­ния бес­плат­ных науч­но-попу­ляр­ных лек­ций для горо­жан на обще­ствен­ных пло­щад­ках высту­пи­ло МКУ «Агент­ство по раз­ви­тию Южно-Саха­лин­ска». Про­ект под­дер­жа­ли и дру­гие струк­ту­ры мэрии – управ­ле­ние куль­ту­ры и МБУ ЦМИ. На эту ини­ци­а­ти­ву живо отклик­ну­лось и руко­вод­ство глав­но­го вуза реги­о­на – пре­по­да­ва­те­ли уни­вер­си­те­та выра­зи­ли готов­ность участ­во­вать в дан­ном про­ек­те.

- Спа­си­бо орга­ни­за­то­рам: лек­ция состо­я­лась, об этом мож­но судить не толь­ко по аншла­гу в ауди­то­рии, но и по коли­че­ству заин­те­ре­со­ван­ных глаз и лиц, - отме­тил Борис Миси­ков. – Лек­тор все­гда ощу­ща­ет энер­ге­ти­ку зала. Я дав­но не читал лек­ции моло­де­жи. Про­зву­ча­ло мно­го ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных вопро­сов, и это здо­ро­во: все­ля­ет опти­мизм и надеж­ду на то, что у нас есть моло­дежь, кото­рая зай­мет­ся реаль­ной нау­кой. Саха­ли­ну и нашей стране необ­хо­ди­мо, что­бы наши моло­дые люди раз­ви­ва­лись. А бла­го­да­ря уча­стию в таких заме­ча­тель­ных про­ек­тах я могу вне­сти свой скром­ный вклад в про­све­ще­ние обще­ства.

Отме­тим, что лек­ции будут про­во­дит­ся по суб­бо­там до сере­ди­ны декаб­ря. Для посе­ще­ния не тре­бу­ет­ся пред­ва­ри­тель­ной запи­си. Так, до кон­ца года веду­щие уче­ные СахГУ пред­ло­жат вни­ма­нию жите­лей област­но­го цен­тра изу­чить аква­куль­ту­ру и Крас­ную кни­гу Саха­лин­ской обла­сти, при­кос­нуть­ся к древ­ней­ше­му про­шло­му ост­ров­но­го мира даль­не­во­сточ­ных морей, рас­ска­жут о том, что такое мен­таль­ная ариф­ме­ти­ка и на чем постро­е­на пси­хо­ло­гия зави­си­мо­сти. В чис­ле лек­то­ров про­ек­та – док­тор исто­ри­че­ских наук Алек­сандр Васи­лев­ский, про­фес­сор, ака­де­мик РАЕН Вале­рий Ефа­нов, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук Мари­на Рома­но­ва, док­тор фило­ло­ги­че­ских наук Еле­на Икон­ни­ко­ва и дру­гие.
Подроб­ное рас­пи­са­ние лек­ций доступ­но здесь Темы лек­ций

«Здравствуй, Сахалин!» на Хоккайдо

Профессор кафедры русской и зарубежной литературы Елена Иконникова приветствовала русистов и студентов Университета Саппоро – в одном из вузов-партнеров Сахалинского государственного университета на Хоккайдо.

534 просмотра
Читать

-Так как мой при­езд в сосед­нюю стра­ну осу­ще­ствил­ся бла­го­да­ря Хок­кайдско­му лите­ра­тур­но­му музею, – гово­рит Еле­на Икон­ни­ко­ва, – то и тема моей лек­ции была свя­за­на с вос­при­я­ти­ем кни­ги А.П. Чехо­ва «Ост­ров Саха­лин» в Рос­сии и в Япо­нии. Имен­но в эти дни и до сере­ди­ны нояб­ря нынеш­не­го года все посе­ти­те­ли Хок­кайдско­го лите­ра­тур­но­го музея могут позна­ко­мить­ся с раз­ны­ми кни­га­ми чехов­ско­го насле­дия и дру­ги­ми экс­по­на­та­ми, посвя­щен­ны­ми исто­рии саха­лин­ской катор­ги вре­мен рус­ско­го клас­си­ка».

После лек­ции о чехов­ской кни­ге «Ост­ров Саха­лин» обще­ние при­об­ре­ло нефор­маль­ный харак­тер: сту­ден­ты смог­ли задать раз­ные вопро­сы на инте­ре­су­ю­щие их темы. Одни вопро­сы зву­ча­ли по-рус­ски, дру­гие – по-япон­ски. Помощь в пере­во­де вопро­сов ока­зы­ва­ли руси­сты Уни­вер­си­те­та Сап­по­ро: про­фес­со­ра Кэни­ти­ро Така­ха­си и Кад­зу­хи­са Ива­мо­то

- Лек­цию перед сту­ден­та­ми и пре­по­да­ва­те­ля­ми, – про­дол­жа­ет Еле­на Икон­ни­ко­ва, – я чита­ла в фут­бол­ке с над­пи­сью «Здрав­ствуй, Саха­лин!». И это не слу­чай­но. Такие фут­бол­ки полу­чи­ли сту­ден­ты, кото­рые в пер­вой поло­вине сен­тяб­ря изу­ча­ли рус­ский язык на одно­имен­ных кур­сах. Сов­мест­но с Инсти­ту­том рус­ско­го язы­ка и куль­ту­ры МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва СахГУ впер­вые при­нял сту­ден­тов из раз­ных япон­ских вузов. Участ­ни­ка­ми этой про­грам­мы были и сту­ден­ты Уни­вер­си­те­та Сап­по­ро. А об их при­сут­ствии в ауди­то­рии во вре­мя моей лек­ции мож­но было понять имен­но по цве­ту фут­бо­лок и по дву­языч­ным над­пи­сям на них».

Реше­ние о сотруд­ни­че­стве меж­ду СахГУ и Уни­вер­си­те­том Сап­по­ро было при­ня­то в июне нынеш­не­го года, когда состо­ял­ся визит деле­га­ции ост­ров­но­го вуза на Хок­кай­до.

Правовые университеты

В СахГУ прошел молодежный форум «Правовые университеты – 2017»,

718 просмотров
Читать

Если в про­шлый раз его участ­ни­ка­ми ста­ли лишь школь­ни­ки южно-саха­лин­ских школ, то в этом году к ним при­со­еди­ни­лись уча­щи­е­ся из Долин­ска, Кор­са­ко­ва, Ани­вы, а так­же пер­во­курс­ни­ки юри­ди­че­ско­го факуль­те­та СахГУ.

– На мой взгляд, этот форум явля­ет­ся инте­рес­ней­шей и полез­ней­шей зате­ей, кото­рая ста­нет для кого-то из моло­дых людей реша­ю­щим собы­ти­ем, опре­де­ля­ю­щим судь­бу и воз­мож­ность сво­е­го даль­ней­ше­го раз­ви­тия, – счи­та­ет пре­зи­дент СахГУ Борис Миси­ков:

Нача­лась про­грам­ма «Пра­во­вых уни­вер­си­те­тов» со встре­чи с экс­перт­но-кри­ми­на­ли­сти­че­ской служ­бой След­ствен­но­го управ­ле­ния След­ствен­но­го коми­те­та Рос­сии по Саха­лин­ской обла­сти. Вни­ма­нию ребят были пред­став­ле­ны видео­ро­ли­ки о рабо­те экс­пер­тов-кри­ми­на­ли­стов, про­де­мон­стри­ро­ва­ны кри­ми­на­ли­сти­че­ские при­бо­ры – фото­фик­са­тор, опти­че­ский даль­но­мер, метал­ло­ис­ка­тель и дру­гие.

Даль­ней­шая рабо­та про­хо­ди­ла на двух пло­щад­ках. На пер­вой работ­ни­ки кино­ло­ги­че­ской служ­бы УМВД по Саха­лин­ской обла­сти пока­за­ли рабо­ту трех раз­лич­ных групп собак: для поис­ка нар­ко­ти­че­ских и пси­хо­троп­ных веществ, для обна­ру­же­ния ору­жия и взрыв­чат­ки, а так­же собак обще­ро­зыск­но­го про­фи­ля. В ходе встре­чи под­рост­ки полу­чи­ли нема­ло инфор­ма­ции – от коли­че­ства зубов пса до раз­ли­чия меж­ду актив­но-обо­ро­ни­тель­ной и пас­сив­но-обо­ро­ни­тель­ной реак­ций живот­но­го.

Вто­рой точ­кой ста­ла база УФСИН РФ по Саха­лин­ской обла­сти. В мест­ном музее ребя­там пока­за­ли три экс­по­зи­ции – Саха­лин вре­мен катор­ги, ост­ров во вре­мя рус­ско-япон­ской вой­ны и доку­мен­ты о совре­мен­ной служ­бе испол­не­ния нака­за­ний. Катор­га была иллю­стри­ро­ва­на при­ме­ра­ми одеж­ды того вре­ме­ни, вида­ми физи­че­ско­го тру­да, спе­ци­фи­ки нака­за­ний. О Вто­рой миро­вой рас­ска­зы­ва­ли архео­ло­ги­че­ские наход­ки: воен­ная одеж­да, ору­жие, посу­да. Заклю­чи­тель­ная ком­по­зи­ция состо­я­ла из маке­тов спе­ци­аль­ных авто­мо­би­лей, обу­строй­ства спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных поез­дов. Здесь ребя­та узна­ли о роли служ­бы и зада­чах ее бой­цов, в чис­ло кото­рых вхо­дят лик­ви­да­ция мас­со­вых бес­по­ряд­ков и осво­бож­де­ние залож­ни­ков.

На тре­ни­ро­воч­ной базе моло­де­жи пока­за­ли основ­ные при­е­мы ОМОН, про­де­мон­стри­ро­ва­ли спе­ци­аль­ное ору­жие, сред­ства инди­ви­ду­аль­ной бро­не­за­щи­ты. Участ­ни­ки фору­ма уви­де­ли насто­я­щие само­лет и поезд для кон­во­и­ро­ва­ния и побы­ва­ли внут­ри дей­ству­ю­щих авто­мо­би­лей кон­воя.

Вто­рой день фору­ма «Пра­во­вые уни­вер­си­те­ты» ребя­та встре­ти­ли на тре­ни­ро­воч­ной базе спец­под­раз­де­ле­ний отде­ла Рос­гвар­дии по Саха­лин­ской обла­сти (ОМОН, СОБР). Школь­ни­кам и сту­ден­там СахГУ выпа­ла уни­каль­ная воз­мож­ность при­ме­рить бро­не­жи­ле­ты и защит­ные кас­ки, оце­нить вес авто­ма­тов и сфо­то­гра­фи­ро­вать­ся с ору­жи­ем в руках, побы­вать в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных авто­мо­би­лях.

Из видео­ро­ли­ков ребя­та узна­ли про буд­ни бой­цов ОМО­На, о войне в Чечне и Даге­стане, а так­же о Рос­гвар­дии и ее под­раз­де­ле­ни­ях.

Далее дей­ствие пере­ме­сти­лось на «Огне­вой рубеж». Ребя­та сво­и­ми гла­за­ми уви­де­ли уче­ния бой­цов, при­ме­не­ние раз­лич­ных так­тик в воору­жен­ных кон­флик­тах, оце­ни­ли мет­кость и при­е­мы воен­ных, а так­же наблю­да­ли при­мер воору­жен­ной опе­ра­ции с задер­жа­ни­ем пре­ступ­ни­ка.

На пло­щад­ке СахГУ вни­ма­нию форум­чан и сту­ден­тов-юри­стов была пред­став­лен судеб­ный про­цесс. Сце­ну суда разыг­ра­ли насто­я­щие «акте­ры» – дей­ству­ю­щие юри­сты. Обви­ни­тель­ные речи про­ку­ро­ра, оппо­зи­ция адво­ка­та и оправ­да­ния под­су­ди­мо­го, чер­ная ман­тия и бес­при­страст­ность судьи – все это пред­ста­ло перед зри­те­лем как откры­тая кни­га. Завер­ши­лась роле­вая игра диа­ло­гом участ­ни­ков фору­ма с судьей Саха­лин­ско­го област­но­го суда Алек­сан­дром Горов­ко, кото­рый разъ­яс­нил сту­ден­там спор­ные вопро­сы и рас­се­ял все недо­по­ни­ма­ния школь­ни­ков.

Завер­ша­ю­щим меро­при­я­ти­ям моло­деж­но­го фору­ма стал диа­лог участ­ни­ков с руко­во­ди­те­ля­ми про­ку­ра­ту­ры, суда, УМВД, След­ствен­но­го управ­ле­ния и УФСИН. А вел встре­чу пред­се­да­тель Обще­ствен­ной пала­ты Саха­лин­ской обла­сти Вла­ди­мир Икон­ни­ков.

На вопро­сы отве­ча­ли про­ку­рор Саха­лин­ской обла­сти Нико­лай Рябов, заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Саха­лин­ско­го област­но­го суда Инес­са Усоль­це­ва, началь­ник УМВД РФ по Саха­лин­ской обла­сти Олег Дол­гий, руко­во­ди­тель След­ствен­но­го управ­ле­ния След­ствен­но­го коми­те­та Рос­сии по Саха­лин­ской обла­сти Алек­сандр Забо­ли­чен­ко, врио началь­ни­ка УФСИН РФ по Саха­лин­ской обла­сти Дмит­рий Доб­ров, началь­ник отде­ла Феде­раль­ной служ­бы войск наци­о­наль­ной гвар­дии РФ по Саха­лин­ской обла­сти Вадим Кле­пов.

Сов­мест­ная фото­гра­фия ста­ла заклю­чи­тель­ным аккор­дом вол­ну­ю­ще­го дня.

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СахГУ» 2020