СахалинТех.СахГУ – это университет успешных и счастливых людей – Александр Самардак
Об актуальных трендах в образовании и создании университета нового поколения рассказал ректор СахГУ Александр Самардак
В современном мире, где технологии стремительно эволюционируют, а борьба за человеческие ресурсы становится решающим фактором существования на национальных и международных рынках, образование выдвигается на передний план как одна из важнейших институций, формирующих будущее общества. Оно служит не только основой для профессионального роста, но и краеугольным камнем социальной мобильности, обеспечивая каждому человеку возможность раскрыть свой потенциал. В этой динамичной среде знание и умение адаптироваться становятся главными капиталами, способными определить успех и процветание как индивидов, так и целых наций. Образование в университетах обретает новые формы, становясь более доступным и разнообразным, чтобы соответствовать требованиям времени. Оно наделяет нас не только теоретическими знаниями и практическими навыками, но и критическим и системным мышлением, необходимым для осознания глобальных вызовов. Одним из таких образовательных учреждений, стремящихся соответствовать высоким стандартам современного мира, является Сахалинский государственный университет.
За последние несколько лет СахГУ претерпел значительные изменения, направленные на создание университета нового поколения. Эти изменения затрагивают все аспекты учебной и научной деятельности, включая модернизацию инфраструктуры, разработку новых образовательных программ и активное внедрение цифровых технологий. Стратегия развития университета ориентирована на подготовку высококвалифицированных кадров, обладающих актуальными знаниями и навыками, необходимыми для успешной карьеры в условиях быстро изменяющегося рынка труда. Стратегия развития университета направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих актуальными знаниями и навыками, необходимыми для успешной карьеры в быстро меняющемся мире труда. Сахалинский государственный университет становится высокотехнологичной «фабрикой» по созданию успешных и счастливых людей, где каждый студент обретает не только знания и компетенции, но и уверенность в завтрашнем дне, готовясь занять достойное место в обществе.
Корр. ИА SakhalinMedia пообщался с ректором островного вуза Александром Самардаком и узнал о принципах создания университета нового поколения.
— Александр Сергеевич, расскажите, пожалуйста, какие направления развития являются приоритетными для Сахалинского государственного университета в рамках программы создания университета нового поколения?
— В настоящее время мы активно работаем над трансформацией университета с целью роста его конкурентоспособности и умения отвечать на возникающие вызовы не только национального, но и мирового масштаба. Развитие идет под брендом «СахалинТех», в ядре которого находится СахГУ в тесном окружении академических и индустриальных партнеров. Можно заметить, что СахалинТех созвучен с названиями таких технологических университетов, как Сколтех и Caltech. Однако в СахалинТех.СахГУ, мы делаем ставку не только на инженерные и естественно-научные направления, но и педагогические и социально-гуманитарные в разрезе создания новых междисциплинарных технологий и всестороннего развития личности.
Если говорить конкретнее, то одно из ключевых направлений развития — нефтегазовая отрасль, которая является визитной карточкой региона. Мы обладаем уникальными компетенциями в этой сфере и имеем специалистов с богатым практическим опытом. Другим важным направлением является экономика океана и глубокая переработка морских биоресурсов. Кроме этого, Сахалин является одним из лидеров в разработке и внедрении беспилотников и систем ИИ, и мы уже начали активно развивать эту сферу в СахГУ, сформировав молодежное конструкторское бюро совместно с компанией-партнером. Востоковедение и лингвистика — еще одна наша сильная сторона. Мы предлагаем программы, связанные с изучением азиатских языков и культур, что особенно актуально в контексте нашего геополитического положения. Педагогика также является одним из сильнейших направлений, и наш университет по праву считается одним из ведущих центров педагогического образования на Дальнем Востоке.
В этом году в СахГУ начал реализовываться федеральный проект «Передовые инженерные школы», цель которого — улучшить качество подготовки инженеров для нефтегазовой и энергетической отраслей. Но помимо профессиональной подготовки, важно развивать у студентов надпрофессиональные компетенции, на которые «смотрит» работодатель. А это в первую очередь выстраивание коммуникаций и создание партнерств, планирование и организация деятельности, ориентация на результат и анализ информации.
Абсолютно новым направлением для нашего университета стала водородная энергетика. В этом году именно на Сахалине появился первый в России водородный полигон, который создан в тесном партнерстве с Московским физико-техническим институтом. Эта инфраструктура уже служит в качестве учебной площадки для магистрантов, обучающихся по профилю «Водородная энергетика». Результаты набора в этом году оказались весьма успешными, нам удалось собрать группу из 10 человек. Магистерская программа реализуется совместно с одним из сильнейших инженерных вузов страны — МГТУ им. Баумана. Специалистов готовим для развития водородной энергетики на Сахалине, началом которого послужит строительство первого водородного завода Росатомом.
В рамках развития Передовой инженерной школы мы активно взаимодействуем с индустриальными партнерами, в число которых входят «Сахалинская Энергия», «Газпром добыча шельф», «Петросах», «Газпромбанк», «Сбер», «СахалинЭнерго» и многие другие. Наша совместная цель — подготовка высококвалифицированных инженеров, способных внести вклад в развитие региона и страны в целом.
В следующем году мы планируем запустить несколько новых образовательных программ, включая инженерную физику, проектирование беспилотных систем и информационную безопасность. Это востребованные направления, которые мы начнем развивать в рамках Передовой школы. Мы также создаем ряд лабораторий, включая лабораторию электротехники совместно с ООО «Русэл» для нужд «Сахалинской энергии». Формируется химическая лаборатория для анализа веществ, особенно актуальная для нефтяной промышленности. Все лаборатории будут сертифицированы для выдачи достоверных результатов исследований.
На днях подписано соглашение в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» между Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и Сахалинским государственным университетом. Обе стороны намерены обеспечить условия для создания новой формы инженерной подготовки для прорывных разработок и исследований. Основной акцент будет сделан на решении актуальных задач в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации, в области внедрения цифровых двойников в нефтегазовой сфере, подводных добычных комплексов, улучшения и применения машинного зрения и ИИ в ЖКХ, лесном хозяйстве, транспорте и экологии.
— Какие задачи ставит перед собой Передовая инженерная школа и какие проекты и инициативы уже запущены в рамках этой программы?
— Передовая инженерная школа или ПИШ СахГУ ставит перед собой ряд амбициозных и масштабных задач. Во-первых, перед ПИШ стоит не только задача подготовки высококлассных инженеров, но и поиск новых технологических решений в интересах энергетической отрасли. Мы делаем ставку на гибридную энергетику, сочетающую использование нескольких источников энергии. Гибридный энергокомплекс интегрирует в себе генерацию электроэнергии с использованием солнечных, ветровых и водородных технологий. Вместо традиционных дизельных генераторов используются экологически чистые источники энергии. Избыток энергии в гибридных энергоустановках используется для производства водорода. При этом водород не сжигается, а используется для накопления энергии: в отсутствии солнца и ветра генерация электричества идет через использование смеси водорода и кислорода в обратном электролизе. В настоящее время реализовано два проекта энергоустановок на водороде на Сахалине — в поселке Новиково для электроснабжения населения и поселке Огоньки для питания вышки сотовой связи.
Одним из ключевых направлений развития ПИШ СахГУ являются технологии систем искусственного интеллекта. В университете функционирует Сахалинский центр искусственного интеллекта, созданный в партнерстве со Сбером для решения актуальных задач в таких отраслях, как коммунальное хозяйство, транспорт, здравоохранение и образование. Практически готова система распознавания раковых клеток по микроскопическим снимкам, которая является продуктом работы специалистов СахГУ. Другое подразделение ПИШ — Исследовательский центр Газпромбанка — сфокусирован на системах предиктивной аналитики в области нефтегаза. Здесь искусственный интеллект помогает прогнозировать срок службы оборудования, такого как турбины, компрессоры и элементы трубопроводов, через которые прокачивают газ и нефть. Это позволяет заранее планировать замену дорогостоящего оборудования и избегать сбоев в работе.
Если подытожить, то ПИШ становится ключевым подразделением, в котором зарождается новая образовательная и исследовательская культура, где происходит трансформация классических подходов к деятельности в инновационные.
— Расскажите подробнее о вашей работе со школьниками. Насколько эффективны проекты «500 школьников» и «СахалинТех.Алаид»?
— В прошлом году по инициативе губернатора был запущен проект «500 школьников», который нацелен на увлечение старших школьников естественно-научными предметами через проектную деятельность в интересах наших бизнес-партнеров. Наши преподаватели и ученые работают с ребятами по таким предметам, как физика, математика, информатика с применением ИИ, химия, биология. При этом, реализуемые проекты являются междисциплинарными и выполняются командами. И у ребят есть возможность в дальнейшем продолжить реализацию проекта в стенах нашего университета, но уже на правах студента.
Еще одной важной инициативой по работе со школьниками стал проект «СахалинТех.Алаид», ранее известный как «Сириус.Сахалин». Как результат нашей совместной работы с Министерством образования Сахалинской области мы создали предуниверситет для подготовки ребят к поступлению в СахГУ. Талантливые ребята, пройдя конкурс портфолио, попадают на 21-дневные смены по направлениям «Наука», «Спорт», «Искусство». При этом школьники живут и учатся на базе спортивного лагеря «Восток». Преподаватели и студенты СахГУ принимают активное участие в этих сменах, выступая в роли наставников и воспитателей.
В начале этого года участниками смен были только жители Сахалина и Курил, но сейчас география участников значительно расширилась и включает Дальний Восток. Уже планируются смены с привозом детей из Москвы, Беларуси и даже Китая. Особенностью «СахалинТех.Алаид» является сменяющаяся тематика смен — это программирование и искусственный интеллект, климат и экология, инженерные науки, беспилотие и ракетостроение. Программа построена на сочетании глубокого погружения в научную тематику с выходом на защиту проекта с активным досугом и интеллектуальными развлечениями. Кроме этого, «СахалинТех.Алаид» становится инновационной площадкой для прохождения учебной практики студентами педагогических специальностей.
— В таком случае какие изменения в технологии и методах обучения планируются при создании университета нового поколения? Как планируется улучшить качество образования и планируете ли привлечь лучших преподавателей?
— Изменение методов и технологий обучения — это неизбежный процесс, который происходит не только в контексте создания университета нового поколения, но и в общем развитии образовательной сферы. Мир меняется, становится все более цифровым, вместе с этим меняются люди и их восприятие информации. Современные дети менее усидчивы и не могут длительное время фокусироваться на одном предмете. Это означает, что формат привычных нам лекций уже не так эффективен, как скажем 10–20 лет назад. Более того, стремительное развитие технологий и приближение четвертой технологической революции выдвигает на передний план умение адаптироваться под изменяющиеся условия с опорой на анализ информации и ее использование для решения конкретных задач. Одним из инструментов служит перевернутое обучение. При таком подходе студент изучает теорию самостоятельно в своем темпе, а в университете в основном занимается практической и исследовательской работой в команде и под руководством наставника. Для этого создаются лаборатории, полигоны, опытно-производственные площадки, причем под задачи компании-партнера или отрасли.
Такой подход делает из студентов специалистов в несколько раз быстрее. Наиболее ярко это проявляется в случае команд, включающих студентов разных курсов, когда более старший становится наставником младшему. В такие команды могут также входить студенты колледжей и аспиранты.
Но чтобы все это реализовать, нужны подготовленные и мотивированные на применение новых образовательных технологий преподаватели и ученые. В СахГУ по большинству направлений преподают высококвалифицированные специалисты — кандидаты и доктора наук. Но по ряду новых направлений нашего развития на Сахалине специалистов не найти. Поэтому мы запустили поиск кадров по всему миру. В настоящее время уже более тридцати новых сотрудников включились в преподавательскую и научную деятельность в нашем университете. Мы также планируем привлекать практиков из индустрии для участия в образовательном процессе. Они могут читать модульные курсы, проводить мотивационные лекции и делиться своим опытом работы в отрасли.
— Как университет планирует сотрудничать с научными и бизнес-сообществами?
— Мы активно взаимодействуем с деловым сообществом по различным направлениям. Одним из них является предоставление научно-технических услуг на коммерческой основе. Сюда входят заключение договоров и контрактов на выполнение конкретных задач или проведение исследований. Например, мы можем предложить нашим партнерам научные консультации, разработку инновационных решений и техническую поддержку проектов.
Другим направлением сотрудничества является поддержка инициативных исследований. Наши ученые не только решают поставленные задачи, но и самостоятельно предлагают новые идеи и подходы к решению проблем. Это стимулирует научный прогресс и способствует развитию инноваций.
Третье важное направление работы университета — это интеграция науки и бизнеса через создание платформы для внедрения научных разработок. Наш университет выступает как площадка для тестирования и апробации новых технологий. Студенты и преподаватели начинают принимать активное участие в этом процессе, что способствует практическому применению знаний и создает условия для разработки уникальных продуктов и услуг.
Одним из примеров площадки для взаимодействия образования, науки и бизнеса является водородный полигон, который предоставляет возможности для проведения испытаний передовых технологий по использованию водорода. Исследователи из разных регионов страны уже приезжают к нам со своими идеями и проектами для проведения совместных испытаний. Аналогичные площадки запускаются в области нефтегазовых разработок и биотехнологий. Так в рамках нашего проекта с индустриальным партнером мы начали выращивание молоди трепанга. Получены первые положительные результаты. Проводятся исследования влияния отечественных кормов на рост лососевых, для чего была создана специализированная лаборатория морской биологии. Поддерживается сотрудничество со школами в части разработки «умных» теплиц, которые можно размещать прямо в школьных кабинетах. Эти теплицы находятся под управлением искусственного интеллекта для контроля температуры, влажности и освещенности. Такой подход позволяет создавать наиболее благоприятные условия для ускоренного роста растений с заданными вкусовыми качествами.
— Какие программы в университете действуют для привлечения и поддержки талантливой молодежи?
— Университет позиционируется как интеллектуальный центр привлечения талантов, молодежи, преподавателей и ученых. В этом году был осуществлен полный набор студентов и тренд на увеличение интереса к островному вузу нарастает. Около сотни студентов приехали из других регионов России, включая Москву, Калининград, Архангельск, Краснодар и Красноярск. За это они получили компенсацию перелета на Сахалин. Чтобы привлечь студентов, университет предлагает широкий перечень программ. В этом году университет запустил новые программы, такие как прикладная информатика и водородная энергетика. Также была предложена программа по географии и туризму, которая по окончанию позволяет либо работать учителем в школе, либо стать специалистом в сфере гостеприимства и туризма. Еще одна новая программа, которую мы продолжили с прошлого года — заочное обучение театральной деятельности и медиакоммуникациям в сотрудничестве с Театральным Щукинским иститутом. Но наибольшим интересом пользуются программы, связанные с нефтегазом, информационными технологиями и восточными языками.
Новый кампус «СахалинТех», строящийся в центре города, также является фактором притяжения для многих абитуриентов. Не последнее значение имеет и сам островной регион, манящий своим географическим положением и природными достопримечательностями.
Университет не только создает условия для научно-исследовательской и инженерноой деятельности, но и поддерживает культурные и спортивные инициативы среди студентов. Для раскрытия творческого потенциала молодежи создана театральная студия под руководством профессионального актера Сахалинского международного театрального центра имени А. П. Чехова. В студии студенты имеют возможность осваивать основы актерского мастерства, участвовать в постановках и совершенствовать свои сценические навыки. В университете запущено движение КВН, собрана команда, которая уже демонстрирует первые успехи. Запущена секция по тхэквондо и наши студенты принимают участие в региональных соревнованиях. В планах развитие и других спортивных направлений, включая хоккей.
— Какие условия создаются для комфортного обучения и проживания студентов?
Для улучшения образовательного процесса мы начали обновление компьютерного оборудования, отказались от покупки проекторов в пользу 65— и 75-дюймовых телевизионных экранов. Это решение позволяет получать яркую картинку без бликов. Ведется работа по ремонту учебных помещений и обновлению оборудования лабораторий. В одном из корпусов совместно с партнером оборудована специальная зона с комфортными столиками и креслами, где студенты могут отдохнуть между занятиями или поработать. Планируется продолжить развитие таких удобных пространств для студентов. В библиотеке скоро появится локация с компьютерами для доступа к цифровым образовательным ресурсам и учебникам. Отремонтированы два спортивных зала, закуплен спортивный инвентарь. В сентябре в корпусах СахГУ открылись точки горячего питания. Студенты и сотрудники отмечают, что еда не только вкусная, но и доступная по цене. Кроме того, установлены вендинговые аппараты, что добавляет удобства в повседневную жизнь.
В общежитии на Пограничной 70 сделан косметический ремонт, установлены новые кровати, шкафы, холодильники, микроволновки и плиты. Одним из важных достижений стало обновление общежития на улице Победы, 25А, которое не ремонтировалось более десяти лет. Два этажа были полностью обновлены, и теперь в общежитии комфортно проживают 150 студентов. Качество ремонта действительно высокое, и я надеюсь, что студенты довольны условиями проживания.
Вместе с городской администрацией запущен масштабный проект реновации уличного пространства Студгородка в квадрате «проспект Победы — улицы Ленина — улицы Пограничная — улицы Крюкова». Здесь проводится реконструкция пешеходных дорожек, устанавливается освещение, обустраиваются зоны отдыха и улучшается общее состояние территории. Все эти мероприятия направлены на создание комфортной среды для студентов, повышение качества образования и улучшение условий проживания. Мы стремимся к тому, чтобы каждый студент чувствовал себя уютно и мог сосредоточиться на учебе, не отвлекаясь на бытовые проблемы.
Считаю, что за короткий срок командой университета при поддержке руководства региона проделана большая работа по улучшению инфраструктуры университета. Но впереди много работы по ряду других объектов, которым долгие годы не уделялось должного внимания.
— Какие амбициозные цели и задачи стоят перед «СахГУ» на ближайшие 5–7 лет?
— Цель университета СахалинТех.СахГУ — войти в топ-100 лучших вузов страны к 2030 году, а к 2035 году — быть уже в полсотне лучших. Это амбициозная задача, требующая значительных усилий и концентрации ресурсов, перехода на принципы бережливого производства и инновационные методы образования. Мы определили приоритеты нашего развития, принимая во внимание кадровые потребности региона, его геостратегическое положение и имеющиеся заделы. В планах создать более 30 лабораторий в новом кампусе СахалинТех, каждая из которых будет специализироваться на определенной отраслевой задаче. В этих лабораториях будут обучаться и проводить исследования студенты, работать преподаватели и аспиранты в связке с практиками. Для функционирования лабораторий потребуются квалифицированные специалисты, поиск которых мы ведем уже сейчас. Эти специалисты будут участвовать в образовательном процессе, передавая свои знания и опыт студентам.
Ставку делаем на долгосрочном стратегическом сотрудничестве с компаниями региона и выход на партнерские отношения с вузами АТР. В первую очередь это Китай. На днях в ходе делового визита в Шэньянский технологический институт подписано соглашение и достигнуты договоренности о совместных научных исследованиях и подготовке кадров по таким направлениям, как «умная» энергетика, искусственный интеллект и беспилотие, а также дошкольное образование.
Для того чтобы наши студенты после выпуска могли обрести достойное рабочее место, мы запустили проект «Карьерный план». Его цель — построение дорожной карты профессионального и личностного развития для каждого студента. Карьерный план даст четкое представление о том, какую карьеру можно построить при развитии дополнительных профессиональных и надпрофессиональных навыков, какие возможности открываются после получения образования и чему нужно учиться на протяжении всей жизни, чтобы быть успешным и счастливым человеком.