Международная научно-практическая конференция проходит в СахГУ

Двухдневная I студенческая международная научно-практическая конференция Stadium проходит в Техническом нефтегазовом институте СахГУ.

430 просмотров
Читать

Основ­ная рабо­та сек­ций состо­я­лась 24 мар­та, вто­рой день отво­дит­ся под­ве­де­нию ито­гов кон­фе­рен­ции и награж­де­нию побе­ди­те­лей.

– Идея об орга­ни­за­ции сту­ден­че­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции по есте­ствен­ным и тех­ни­че­ским направ­ле­ни­ям у нас роди­лась в янва­ре, – рас­ска­за­ла заве­ду­ю­щая кафед­рой гео­ло­гии и неф­те­га­зо­во­го дела, кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук Яни­на Дени­со­ва. – В основ­ном кон­фе­рен­ция ори­ен­ти­ро­ва­на на выпуск­ни­ков, что­бы повы­сить их науч­ный уро­вень и помочь ребя­там орга­ни­зо­вать­ся для про­дол­же­ния науч­ной дея­тель­но­сти. Одна­ко высту­па­ют и млад­шие кур­сы, в том чис­ле сту­дент 1 кур­са. Все­го участ­ву­ют око­ло 30 чело­век.

Кон­фе­рен­ция име­ет меж­ду­на­род­ный ста­тус, пото­му что в ней в дистан­ци­он­ном фор­ма­те участ­ву­ют китай­ские сту­ден­ты, буду­щие выпуск­ни­ки ТНИ теку­ще­го года, обу­ча­ю­щи­е­ся дистан­ци­он­но по направ­ле­нию «Стро­и­тель­ство».

Темы сек­ций посвя­ще­ны акту­аль­ным вопро­сом в обла­сти гео­ло­гии, гео­эко­ло­гии, неф­те­га­зо­во­го дела и стро­и­тель­ства. Глав­ным обра­зом ребя­та резю­ми­ру­ет свои выпуск­ные рабо­ты либо в пол­ном объ­ё­ме, либо в какой-то их части.

– Наша рабо­та по теме «Пер­спек­ти­вы исполь­зо­ва­ния водо­род­но­го топ­ли­ва» ста­вит целью опре­де­лить, может ли сей­час на дан­ный момент в Рос­сии водо­род­ная энер­ге­ти­ка кон­ку­ри­ро­вать с при­выч­ной нам неф­те­га­зо­вой инду­стри­ей, – рас­ска­за­ли сту­ден­ты направ­ле­ния «Неф­те­га­зо­вое дело» Андрей Нена­шев и Ники­та Дени­сов. – По нашим рас­чё­там, водо­род­ное топ­ли­во в два раза эко­ло­гич­нее и намно­го дешев­ле, чем тот же бен­зин или дизель, но его тре­бу­ет­ся в два раза боль­ше. И на дан­ный момент пере­хо­ду на него пре­пят­ству­ет нераз­ви­тая инфра­струк­ту­ра.

В неф­те­га­зо­вой сек­ции обсуж­да­лись темы обра­бот­ки сква­жин, мето­дов уве­ли­че­ния неф­те­от­да­чи, осво­е­ния неф­те­га­зо­нос­ных бас­сей­нов и дру­гое. Сек­ция гео­ло­гии и гео­эко­ло­гии рас­смат­ри­ва­ла вопро­сы иссле­до­ва­ния мор­ско­го дна, измен­чи­во­сти мор­ской ледо­ви­то­сти, эле­мент­но­го соста­ва гор­ных пород. Стро­и­тель­ная сек­ция зани­ма­лась пер­спек­ти­ва­ми исполь­зо­ва­ния кле­ё­но­го бру­са в стро­и­тель­стве на Саха­лине и при­ме­не­ния 3D печа­ти, осо­бен­но­стя­ми инже­нер­ных идей и инфор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми.

Все докла­ды, про­зву­чав­шие на кон­фе­рен­ции, будут оформ­ле­ны соглас­но совре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ям к пуб­ли­ка­ци­ям и вой­дут в ито­го­вый сбор­ник ста­тей.

В СахГУ началась Весенняя научная сессия – 2022

С 14 марта 2022 года по 29 апреля 2022 года в Сахалинском государственном университете проходит традиционное мероприятие «Весенняя научная сессия-2022».

387 просмотров
Читать

С 14 мар­та 2022 года по 29 апре­ля 2022 года в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те про­хо­дит тра­ди­ци­он­ное меро­при­я­тие «Весен­няя науч­ная сес­сия-2022».

В рам­ках ВНС-2022 про­хо­дит:

  • LII науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция пре­по­да­ва­те­лей, аспи­ран­тов и сотруд­ни­ков уни­вер­си­те­та,
  • XIХ Весен­ние сту­ден­че­ские науч­ные чте­ния.

Инсти­ту­ты Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та запла­ни­ро­ва­ли:

  • Свы­ше 30 сек­ций по раз­но­об­раз­ным направ­ле­ни­ям;
  • 6 круг­лых сто­лов
  • Науч­но-мето­ди­че­ские семи­на­ры;
  • Откры­тые лек­ции;
  • Науч­но-прак­ти­че­ские кон­фе­рен­ции;
  • Кон­кур­сы науч­ных работ и т.д.

Заяв­ки на уча­стие в кон­фе­рен­ци­ях пода­ют­ся путем запол­не­ния фор­мы Заяв­ка на уча­стие ВСНЧ.docx и Заяв­ка на уча­стие НПК пре­по­да­ва­те­лей, аспи­ран­тов и сотрудников.docx (во вло­же­нии) и направ­ля­ют­ся в Науч­ный отдел на адрес: science@sakhgu.ru.

Все докла­ды, кото­рые будут пред­став­ле­ны на Весен­ней науч­ной сес­сии необ­хо­ди­мо офор­мить соглас­но Тре­бо­ва­ния к оформ­ле­нию докла­дов ВНС.docx (во вло­же­нии).

По ито­гам Весен­ней науч­ной сес­сии побе­ди­те­ли будут награж­де­ны дипло­ма­ми, а их докла­ды опуб­ли­ку­ют­ся.

ПРОГРАММА_ВНС_2022‑2Ска­чать поло­же­ние-о-ВСНЧСка­чать поло­же­ние-о-НПКП Заяв­ка-на-уча­стие-ВСНЧ Заяв­ка-на-уча­стие-НПК-пре­по­да­ва­те­лей-аспи­ран­тов-и-сотруд­ни­ков Тре­бо­ва­ния-к-оформ­ле­нию-докла­до­в_ВНС

Южно-Сахалинск – Екатеринбург – Саппоро

На базе СахГУ прошел третий международный онлайн-семинар «Влияние посткоронавирусного общества на психофизическую и психосоциальную сферы личности: новая эра взаимозависимого общества».

350 просмотров
Читать

22 фев­ра­ля 2022 года меж­ду Саха­лин­ским Госу­дар­ствен­ным Уни­вер­си­те­том (Южно-Саха­линск, Рос­сия), Ураль­ским Госу­дар­ствен­ным Педа­го­ги­че­ским Инсти­ту­том (Ека­те­рин­бург, Рос­сия) и Хок­кайдским Уни­вер­си­те­том (Сап­по­ро, Япо­ния) про­шел уже тре­тий став­ший тра­ди­ци­он­ным меж­ду­на­род­ный онлайн-семи­нар на тему: «Вли­я­ние пост­ко­ро­на­ви­рус­но­го обще­ства на пси­хо­фи­зи­че­скую и пси­хо­со­ци­аль­ную сфе­ры лич­но­сти: новая эра вза­и­мо­за­ви­си­мо­го обще­ства».

Пер­вый семи­нар был про­ве­ден в 2019 г. после япо­но-рос­сий­ская встре­чи 24 июня 2019 года на факуль­тет обра­зо­ва­ния Уни­вер­си­те­та Хок­кай­до в Япо­нии с пред­ста­ви­те­ля­ми рос­сий­ских вузов Еле­ной Афа­на­сен­ко­вой, канд. пси­хол. наук, доцен­том, заме­сти­те­лем дирек­то­ра Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки (ИПиП) СахГУ по науч­ной рабо­те и Ната­ли­ей Вася­ги­ной, док. пси­хол. наук, про­фес­со­ром, заве­ду­ю­щий кафед­рой пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии УрГ­ПУ и пред­ста­ви­те­ля­ми Выс­шей шко­лы обра­зо­ва­ния и факуль­те­та обра­зо­ва­ния Уни­вер­си­те­та Хок­кай­до Кад­зу­хи­ро Ота­ни, доцен­том; Джун Мория, про­фес­со­ром; Еси­хи­ро Саки­та, доцен­том; Тай­рел Эскель­сон, доцен­том; Кей­ко Ике­да, про­фес­со­ром и Геор­ги­ем Бун­ти­ло­вым, доцен­том и пере­вод­чи­ком.

На этой встре­че были обсуж­де­ны воз­мож­но­сти сотруд­ни­че­ства по акту­аль­ным вопро­сам в обла­сти пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки: 1) Мето­ди­ки физи­че­ско­го вос­пи­та­ния, вклю­чая изу­че­ние моти­ва­ци­он­ной пси­хо­ло­гии; 2) Педа­го­ги­че­ская пси­хо­ло­гия, вклю­чая изу­че­ние моти­ва­ци­он­ной пси­хо­ло­гии; 3) Изу­че­ние под­го­тов­ки учи­те­лей, вклю­чая воз­мож­но­сти его про­фес­си­о­наль­но­го само­раз­ви­тия и само­ре­а­ли­за­ции; 4) Началь­ное обра­зо­ва­ние; 5) Вопро­сы реги­о­наль­ных осо­бен­но­стей обра­зо­ва­ния, вклю­чая выс­шее обра­зо­ва­ние в вузах, в том чис­ле в пери­фе­рий­ных реги­о­нах (Хок­кай­до; Саха­лин­ская область; Сверд­лов­ская область). А так­же основ­ные фор­мы реа­ли­за­ции про­ек­та: 1) Обмен про­фес­со­ра­ми по акту­аль­ным темам для про­ве­де­ния тема­ти­че­ских семи­на­ров; 2) Науч­но-прак­ти­че­ские кон­фе­рен­ции по вза­им­но инте­рес­ным науч­ным про­бле­мам в скайп режи­ме; 3) Кросс-куль­тур­ные сов­мест­ные иссле­до­ва­ния по обо­зна­чен­ным на пер­вой встре­че темам с после­ду­ю­щи­ми сов­мест­ны­ми пуб­ли­ка­ци­я­ми в науч­ных жур­на­лах, сбор­ни­ках науч­ных кон­фе­рен­ций.

Реа­ли­за­ция про­ек­та нача­лась как раз с пер­во­го онлайн семи­на­ра 12 нояб­ря 2019 г. на тему «Осо­бен­но­сти реги­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния и науч­ных пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских иссле­до­ва­ний в совре­мен­ных усло­ви­ях» (на при­ме­ре Япо­нии и Рос­сии) в фор­ма­те вза­и­мо­дей­ствия трех уни­вер­си­те­тов-парт­не­ров (после встре­чи в Сап­по­ро УрГ­ПУ и ХУ заклю­чи­ли дого­вор о парт­нер­стве, у СахГУ такой дого­вор уже был). На кото­ром кол­ле­ги из раз­ных уни­вер­си­те­тов обме­ни­ва­лись науч­но-иссле­до­ва­тель­ским опы­том рабо­ты по обо­зна­чен­ной про­бле­ма­ти­ке.

Вто­рой семи­нар состо­ял­ся в пери­од пан­де­мии 25 фев­ра­ля 2021 г. и был посвя­щен теме «Пост­ко­ро­на­ви­рус­ное обще­ство и лич­ность: новая эра вза­и­мо­за­ви­си­мо­го обще­ства». Где опять про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ский состав трех уни­вер­си­те­тов пред­ста­вил инте­рес­ные и акту­аль­ные науч­но-иссле­до­ва­тель­ские нара­бот­ки по про­бле­ме семи­на­ра.

И вот 22 фев­ра­ля 2022 года состо­ял­ся тре­тий семи­нар по про­бле­ме пост­ко­ро­на­ви­рус­но­го эта­па раз­ви­тия обще­ства.

Выступ­ле­ние япон­ской сто­ро­ны нача­лось с при­вет­ствен­но­го сло­ва дека­на факуль­те­та обра­зо­ва­ния Хок­кайдско­го уни­вер­си­те­та Така­ши Мияд­за­ки (Takashi Miyadzaki). Сооб­ще­ние про­фес­со­ра Кей­ко Ике­да (Keiko Ikeda) было посвя­ще­но исто­ри­че­ско­му эта­пу куль­ту­ры лич­но­сти в пост­ко­ро­на­ви­рус­ном обще­стве. Юта Кoн­до (Yuta Kondo) и Йоши­хи­ро Сака­та (Yoshihiro Sakata) в сво­ем иссле­до­ва­нии рас­смот­ре­ли воз­мож­ность «Игры» как пси­хо­ло­ги­че­ской и физи­че­ской прак­ти­ки в пост­ко­ро­на­ви­рус­ном обще­стве на при­ме­ре «LEGO@SERIOUSPLAY». Далее Йоко Яма­му­ра (Yoko Yamamura) рас­ска­за­ла о воз­мож­но­стях гор­ных видов спор­та в пост­ко­вид­ном обще­стве посред­ством изу­че­ния транс­фор­ма­ции идей сохра­не­ния при­ро­ды. В заклю­чи­тель­ном выступ­ле­нии Нацу­ки Сато (Natsuki Sato) и Хиро­ми­чи Като (Hiromichi Kato) пред­ста­ви­ли резуль­та­ты сво­е­го иссле­до­ва­ния посвя­щен­но­го вли­я­нию интер­нет-игр на млад­ших и сред­них школь­ни­ков в пери­од закры­тия школ из-за ковид­ных огра­ни­че­ний.

Саха­лин­ские кол­ле­ги нача­ли с при­вет­ствен­но­го сло­ва, кото­рое про­из­нёс про­рек­тор СахГУ Нико­лай Михай­ло­вич Хур­чак. После, с докла­дом на тему «Про­бле­мы, вызо­вы и рис­ки пан­де­мии и пост­ко­ро­на­ви­рус­но­го эта­па раз­ви­тия обще­ства» высту­пи­ла заме­сти­тель ИПиП по науч­ной рабо­те, доцент, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук Еле­на Лео­ни­дов­на Афа­на­сен­ко­ва. Далее Миха­ил Юрье­вич Шве­цов, про­фес­сор, док­тор педа­го­ги­че­ских наук рас­ска­зал о неко­то­рых аспек­тах инте­гра­ции обра­зо­ва­тель­но­го про­стран­ства с зару­беж­ны­ми стра­на­ми на совре­мен­ном пост­ко­вид­ном эта­пе раз­ви­тия обще­ства. Повы­ше­нию зна­чи­мо­сти домаш­них питом­цев в систе­ме лич­но­сти и меж­лист­ных отно­ше­ний в усло­ви­ях пан­де­мии и пост­ко­ро­на­ви­рус­но­го обще­ства как уни­вер­саль­но­го пси­хо­эмо­ци­о­наль­но­го ста­би­ли­за­то­ра было посвя­ще­но выступ­ле­ние кан­ди­да­та пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцен­та кафед­ры пси­хо­ло­гии ИПиП Ари­ны Дмит­ри­ев­ны Шве­цо­вой. Иссле­до­ва­ние, посвя­щен­ное вли­я­нию коро­но­ви­рус­ной инфек­ции covid-19 на пси­хо­фи­зи­че­ское состо­я­ние лич­но­сти сту­ден­та пред­ста­ви­ла док­тор педа­го­ги­че­ских наук, заве­ду­ю­щая кафед­рой физи­че­ской куль­ту­ры Оль­га Рафа­и­лов­на Коко­ри­на. Кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук, доцент Алек­сандр Вик­то­ро­вич Лопа­тин высту­пил с инте­рес­ной темой, посвя­щен­ной мини-волей­бо­лу как сред­ству физи­че­ско­го вос­пи­та­ния сту­ден­тов вуза в пост­ко­вид­ный пери­од.

Со сто­ро­ны Ураль­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та с при­вет­ствен­ным сло­вом высту­пил его рек­тор Свет­ла­на Али­га­рьев­на Мин­юро­ва. Затем с докла­дом по про­бле­ме сохра­не­ния пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья и пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия в пост­ко­ро­на­ви­рус­ном обще­стве высту­пи­ла док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щая кафед­рой пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния Ната­лия Нико­ла­ев­на Вася­ги­на. Воз­мож­но­стям исполь­зо­ва­ния мета­фо­ри­че­ских ассо­ци­а­тив­ных карт в фор­ми­ро­ва­нии жиз­не­стой­ко­сти сту­ден­тов во вре­мя пан­де­мии было посвя­ще­но выступ­ле­ние кан­ди­да­та пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцен­та Еле­ны Нико­ла­ев­ны Гри­го­рян. И заклю­чи­тель­ным был доклад аспи­рант­ки Ната­льи Ива­нов­ны Шепе­ле­вой по про­бле­ме пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских фак­то­ров суи­ци­даль­но­го пове­де­ния школь­ни­ков во вре­мя пан­де­мии.

За дву­сто­рон­ний язы­ко­вой пере­вод отве­ча­ли Сави­ных Анна (со сто­ро­ны Хок­кайдско­го уни­вер­си­те­та) и Фети­сов Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич (со сто­ро­ны СахГУ и УрГ­ПУ).

По окон­ча­нию онлайн-семи­на­ра сто­ро­ны выра­зи­ли друг дру­гу сло­ва бла­го­дар­но­сти и поже­ла­ния даль­ней­ше­го сотруд­ни­че­ства межу вуза­ми и под­ня­ли вопрос о созда­нии интел­лек­ту­аль­но­го про­дук­та по резуль­та­там рабо­ты семи­на­ра в тече­ние трех лет: сов­мест­ной меж­ду­на­род­ной кол­лек­тив­ной моно­гра­фии по акту­аль­ным вопро­сам пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки, а воз­мож­но и об орга­ни­за­ции и про­ве­де­нии сов­мест­но­го крос­скуль­тур­но­го иссле­до­ва­ния.

В сво­ем пись­ме от 02 мар­та 2022 года Пред­се­да­тель Коми­те­та по меж­ду­на­род­ным делам, Факуль­тет обра­зо­ва­ния, Уни­вер­си­тет Хок­кай­до Кей­ко Ике­да (док­тор наук, про­фес­сор) напи­са­ла «Пре­иму­ще­ство учё­но­го сооб­ще­ства, куль­тур­ной соли­дар­но­сти, сов­мест­ной педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти в том, что они дают нам воз­мож­ность изме­нить мир в луч­шую сто­ро­ну, даже если на это тре­бу­ет­ся вре­мя. Нас объ­еди­ня­ет стрем­ле­ние про­ти­во­сто­ять общим про­бле­мам, кото­рые вол­ну­ют нас всех, и искать им реше­ния. В этой свя­зи при­вер­жен­ность ака­де­ми­че­ским прин­ци­пам – важ­ная функ­ция меж­ду­на­род­но­го сооб­ще­ства, объ­еди­нён­но­го прин­ци­па­ми соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти. Я жду наше­го сле­ду­ю­ще­го сов­мест­но­го семи­на­ра и наде­юсь, что мы с вами, как и преж­де, будем под­дер­жи­вать друг дру­га вза­им­но. Мы выра­жа­ем ака­де­ми­че­скую соли­дар­ность вам – нашим важ­ным науч­ным парт­нё­рам – а так­же нашим и вашим общим дру­зьям, под­дер­жи­ва­ю­щим эти ини­ци­а­ти­вы в Рос­сии, Укра­ине и во всём мире».

Мы тоже счи­та­ем что нау­ка и куль­ту­ра – это то, что объ­еди­ня­ет наро­ды и стра­ны мира, и мы будем рады про­дол­жить такое пло­до­твор­ное сотруд­ни­че­ство с Хок­кайдским уни­вер­си­те­том и с Ураль­ским госу­дар­ствен­ным педа­го­ги­че­ским уни­вер­си­те­том.

Мате­ри­а­лы под­го­то­ви­ли:

Афа­на­сен­ко­ва Е.Л., к. псх. н., доцент, зам. дирек­то­ра по нау­ке ИПиП СахГУ;

Палю­тин Антон Алек­сан­дро­вич, маги­странт 1 кур­са направ­ле­ния под­го­тов­ки 44.04.02 «Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние», про­филь «Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние в обра­зо­ва­нии».

Защита двух диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук

Сахалинский государственный университет поздравляет коллег с защитой диссертационных работ на соискание ученой степени кандидата технических наук.

416 просмотров
Читать

11 фев­ра­ля 2022 года на засе­да­нии дис­сер­та­ци­он­но­го сове­та Д212.355.01 Ива­нов­ско­го госу­дар­ствен­но­го поли­тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та науч­ный сотруд­ник учеб­но-иссле­до­ва­тель­ской лабо­ра­то­рии инже­нер­ных и гео­тех­но­ло­ги­че­ских изыс­ка­ний Денис Ген­на­дье­вич Нови­ков пред­ста­вил резуль­та­ты иссле­до­ва­ния на тему: «Иссле­до­ва­ние кор­ро­зи­он­но­го раз­ру­ше­ния систе­мы «цемент­ный бетон – сталь­ная арма­ту­ра» в усло­ви­ях мик­ро­био­ло­ги­че­ской кор­ро­зии» по спе­ци­аль­но­сти 05.23.05 – Стро­и­тель­ные мате­ри­а­лы и изде­лия.

1 мар­та 2022 года на засе­да­нии дис­сер­та­ци­он­но­го сове­та 24.2.402.01 Сибир­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та гео­си­стем и тех­но­ло­гий науч­ный сотруд­ник науч­но-иссле­до­ва­тель­ской лабо­ра­то­рии дистан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния Зем­ли (ЮСНИС) СахГУ и РАН Оле­ся Вита­льев­на Куп­цо­ва пред­ста­ви­ла резуль­та­ты иссле­до­ва­ния на тему: «Раз­ра­бот­ка тех­но­ло­гии дешиф­ри­ро­ва­ния изоб­ра­же­ний с исполь­зо­ва­ни­ем гео­гра­фи­че­ских дан­ных для выяв­ле­ния раз­рыв­ных нару­ше­ний» по спе­ци­аль­но­сти 1.6.19 Аэро­кос­ми­че­ские иссле­до­ва­ния Зем­ли, фото­грам­мет­рия.

Поздрав­ля­ем от чисто­го серд­ца с насто­я­щим дока­за­тель­ством высо­кой ква­ли­фи­ка­ции и с успеш­ной защи­той кан­ди­дат­ских дис­сер­та­ций. Хотим поже­лать нико­гда не оста­нав­ли­вать­ся на достиг­ну­тых успе­хах и посто­ян­но бороть­ся за свою меч­ту. Жела­ем неве­ро­ят­ных сил, свет­ло­го ума и бле­стя­щих идей для даль­ней­ше­го само­раз­ви­тия и само­ре­а­ли­за­ции, жела­ем пре­крас­но­го настро­е­ния, огром­но­го сча­стья в жиз­ни и вер­ной уда­чи!

«Научная Россия»: лекарства на основе металлов и зеленые технологии — женщины-ученые рассказали о своих разработках

В преддверии 8 Марта женщины-ученые вузов и научно-исследовательских институтов рассказали о том, что больше всего привлекает их в работе и с какими сложностями приходится сталкиваться, а также как их нынешние разработки могут повлиять на будущее.

351 просмотр
Читать

Кар­бо­но­вая ней­траль­ность

К 2025 году Саха­лин­ская область пла­ни­ру­ет достичь угле­род­ной ней­траль­но­сти. В дости­же­нии этих целей реги­о­ну помо­га­ют уче­ные. В ком­плекс­ной про­грам­ме участ­ву­ют и сотруд­ни­ки Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (СахГУ) под руко­вод­ством кан­ди­да­та био­ло­ги­че­ских наук, заве­ду­ю­щей лабо­ра­то­ри­ей хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний Еле­ны Лат­ков­ской.

«Сей­час мы зани­ма­ем­ся изу­че­ни­ем потен­ци­а­ла зали­ва Ани­ва, в кото­ром так­же рас­по­ла­га­ет­ся кар­бо­но­вый поли­гон Саха­лин­ской обла­сти. При­бреж­ная аква­то­рия — самый важ­ный ком­по­нент нашей сре­ды, кото­рый нам помо­жет достичь вот этой самой угле­род­ной ней­траль­но­сти путем раз­ви­тия мари­куль­тур­ных хозяйств, выра­щи­ва­ния мак­ро- и мик­ро­во­до­рос­лей. Нам нуж­но выбрать такие виды, кото­рые мак­си­маль­но погло­ща­ют CO2, рас­тво­рен­ный в воде», — рас­ска­зы­ва­ет Еле­на Лат­ков­ская.

По сло­вам иссле­до­ва­те­ля, каж­дый ее рабо­чий день не похож на дру­гой. Это, а так­же отсут­ствие гра­ниц и пре­де­лов боль­ше все­го при­вле­ка­ет Еле­ну Лат­ков­скую в науч­ной дея­тель­но­сти.

«Мы живем в такое вре­мя, когда, не будучи лич­но зна­ко­мы­ми, уче­но­му из любой точ­ки мира мож­но напи­сать и ска­зать: «Мне близ­ка ваша рабо­та, мож­но ли посо­труд­ни­чать с вами?» — гово­рит кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук.

Самое слож­ное в про­фес­сии для жен­щи­ны-уче­но­го, счи­та­ет Еле­на Лат­ков­ская, — необ­хо­ди­мость сов­ме­щать науч­ную дея­тель­ность с мате­рин­ством и семьей. По ее сло­вам, голо­ва иссле­до­ва­те­ля посто­ян­но заня­та той иде­ей, над кото­рой он сей­час рабо­та­ет.

«Нау­ка заби­ра­ет все твое сво­бод­ное вре­мя. Если пошла какая-то твор­че­ская мысль, ты забы­ва­ешь обо всем. Я в такие момен­ты закры­ва­юсь в ком­на­те и гово­рю мужу: «Меня не тро­гать». Жен­щи­на-уче­ный уде­ля­ет семье мень­ше вре­ме­ни. Для меня это самое слож­ное, но тут очень важ­на под­держ­ка мужа и семьи, мне в этом смыс­ле очень повез­ло», — добав­ля­ет Еле­на Лат­ков­ская.

Лекар­ство от тубер­ку­ле­за

Ири­на Луцен­ко, док­тор хими­че­ских наук, веду­щий науч­ный сотруд­ник Лабо­ра­то­рии химии коор­ди­на­ци­он­ных поли­ядер­ных соеди­не­ний Инсти­ту­та общей и неор­га­ни­че­ской химии РАН им. Н.С. Кур­на­ко­ва, вме­сте с кол­ле­га­ми зани­ма­ет­ся кон­стру­и­ро­ва­ни­ем ком­плек­сов с эссен­ци­аль­ны­ми метал­ла­ми про­ти­во­ту­бер­ку­лез­ной направ­лен­но­сти.

«Суще­ству­ют лекар­ства на осно­ве метал­ло­со­дер­жа­щих соеди­не­ний, обла­да­ю­щих анти­па­ра­зи­тар­ны­ми, про­ти­во­мик­роб­ны­ми и даже про­ти­во­ра­ко­вы­ми свой­ства­ми, но при этом нет ни одно­го подоб­но­го пре­па­ра­та про­тив тубер­ку­ле­за. Обще­из­вест­ный факт, что кле­точ­ная стен­ка мико­бак­те­рии — пласт остат­ков кар­бо­но­вых кис­лот, кото­рые пред­став­ля­ют свое­об­раз­ную «бро­ню», обу­слов­ли­ва­ю­щие в том чис­ле высо­кую устой­чи­вость к самым раз­но­об­раз­ным небла­го­при­ят­ным, как физи­че­ским, так и хими­че­ским, фак­то­рам», — рас­ска­зы­ва­ет Ири­на Луцен­ко.

По ее сло­вам, про­бле­ма заклю­ча­ет­ся в том, что палоч­ка Коха — вид мико­бак­те­рий, воз­бу­ди­тель тубер­ку­ле­за — очень быст­ро выра­ба­ты­ва­ет рези­стент­ность.

«Бук­валь­но лет 10 назад был вве­ден про­ти­во­ту­бер­ку­лез­ный пре­па­рат, к кото­ро­му в тече­ние корот­ко­го вре­ме­ни выра­бо­та­лась устой­чи­вость. Уче­ные пони­ма­ют, что нуж­но искать новые моле­ку­лы с ины­ми меха­низ­ма­ми воз­дей­ствия и новы­ми мише­ня­ми. Чем мы и зани­ма­ем­ся в нашей лабо­ра­то­рии», — добав­ля­ет док­тор хими­че­ских наук.

Гово­ря о труд­но­стях в про­фес­сии, Ири­на Луцен­ко так­же отме­ча­ет, что жен­щи­ны-уче­ные и муж­чи­ны-иссле­до­ва­те­ли нахо­дят­ся в нерав­ных усло­ви­ях из-за того, что на пер­вых пада­ет боль­ше забот о семье.

«Конеч­но, жен­щине при­хо­дит­ся делать пере­рыв, и, как толь­ко дети ста­но­вят­ся само­сто­я­тель­ны­ми, у жен­щи­ны-уче­но­го появ­ля­ет­ся воз­мож­ность мак­си­маль­но погру­зить­ся в рабо­ту», — заклю­ча­ет Ири­на Луцен­ко.

Лекар­ства по прин­ци­пам зеле­ной тех­но­ло­гии

Ека­те­ри­на Облу­чин­ская, кан­ди­дат фар­ма­цев­ти­че­ских наук, руко­во­ди­тель науч­но-иссле­до­ва­тель­ской груп­пы био­хи­мии и тех­но­ло­гии гид­ро­бион­тов Мур­ман­ско­го мор­ско­го био­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та РАН, в нау­ке с чет­вер­то­го кур­са уни­вер­си­те­та. Сей­час вме­сте с кол­ле­га­ми она рабо­та­ет над созда­ни­ем лекарств и фито­пре­па­ра­тов на осно­ве водо­рос­лей соглас­но прин­ци­пам зеле­ной тех­но­ло­гии.

«Понят­но, что пере­ра­бот­ка водо­рос­лей может быть эко­ло­ги­че­ски вред­ной. Наша зада­ча – пол­но­стью от это­го уйти и сде­лать без­от­ход­ное про­из­вод­ство. Мы ищем новые сфе­ры при­ме­не­ния водо­рос­лей, пото­му что, как пока­зы­ва­ют иссле­до­ва­ния, при­род­ные веще­ства обла­да­ют синер­ге­ти­че­ским дей­стви­ем, когда они в неболь­ших кон­цен­тра­ци­ях уси­ли­ва­ют дей­ствие друг дру­га или дру­гих пре­па­ра­тов. То есть, напри­мер, мож­но сни­зить дози­ров­ки ток­сич­ных про­ти­во­опу­хо­ле­вых пре­па­ра­тов, при­ме­няя при­род­ные ком­по­нен­ты, тем самым умень­шая побоч­ные эффек­ты. Эффек­тив­ность чисто при­род­ных пре­па­ра­тов может усту­пать син­те­ти­че­ским, но в сово­куп­но­сти они могут давать луч­ший эффект», — гово­рит кан­ди­дат фар­ма­цев­ти­че­ских наук.

Ека­те­ри­на Облу­чин­ская про­шла путь от млад­ше­го до веду­ще­го науч­но­го сотруд­ни­ка. По ее сло­вам, в ее рабо­те нема­ло слож­но­стей, в том чис­ле вновь тот факт, что жен­щи­нам часто при­хо­дит­ся сов­ме­щать карье­ру с забо­той о семье.

«У меня двое детей. Ино­гда я думаю, что, если бы я была муж­чи­ной, я бы уже Нобе­лев­скую пре­мию полу­чи­ла. При этом я не могу ска­зать, что выпа­да­ла из про­цес­са. Полу­чи­лось так, что, нахо­дясь в декрет­ном отпус­ке, я напи­са­ла очень мно­го ста­тей: до декре­та я в лабо­ра­то­рии нара­бо­та­ла мате­ри­ал, а когда сиде­ла с детьми, я их писа­ла. Полу­ча­ет­ся, что одни из самых моих луч­ших и цити­ру­е­мых ста­тей напи­са­ны в это вре­мя», — делит­ся опы­том она.

По сло­вам уче­ной, глав­ное — искренне любить то, чем зани­ма­ешь­ся.

«Я до сих пор рабо­таю и в лабо­ра­то­рии, и в поле, поэто­му в зави­си­мо­сти от сезо­на я участ­вую в экс­пе­ди­ци­ях, соби­раю водо­рос­ли и в лабо­ра­то­рии их сама ана­ли­зи­рую. Я руко­во­ди­тель направ­ле­ния, науч­но-иссле­до­ва­тель­ской груп­пы, руко­во­ди­тель бюд­жет­ной темы. Поэто­му я и пла­ни­рую иссле­до­ва­ния, и ста­тьи пишу, и адми­ни­стра­тив­ной рабо­той зани­ма­юсь, в общем, все и сра­зу, день рас­пи­сан от и до. Конеч­но, день уче­но­го ненор­ми­ро­ван­ный, 24 часа, невоз­мож­но рабо­тать в нау­ке с 9 до 17. Но, посколь­ку я люб­лю свою рабо­ту, ста­ра­юсь все это успе­вать», — делит­ся Ека­те­ри­на Облу­чин­ская.

Константин Северинов: 21‑й век – век биологии

Сегодня мы беседуем с ним о коронавирусе, о биологии, образовании, о том, как бактерии влияют на количество рыбы в море, о бессмертии и о науке в целом.

3 082 просмотра
Читать

Уже не пер­вый год при­гла­шён­ные про­фес­со­ры из-за рубе­жа и веду­щих науч­ных цен­тров Рос­сии чита­ют цик­лы лек­ций для сту­ден­тов СахГУ. В фев­ра­ле 2022 года с этой целью ост­ров посе­тил Кон­стан­тин Севе­ри­нов – док­тор био­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, совет­ник глав­но­го испол­ни­тель­но­го дирек­то­ра ПАО «НК «Рос­нефть», гене­раль­ный дирек­тор ООО «БИОТЕК КАМПУС», про­фес­сор Скол­ков­ско­го инсти­ту­та нау­ки и тех­но­ло­гий (SkolTech), про­фес­сор Уни­вер­си­те­та Рат­гер­са (США).

– Кон­стан­тин Вик­то­ро­вич, мно­гие наши сту­ден­ты пла­ни­ру­ют так или ина­че свя­зать свою жизнь с науч­ной дея­тель­но­стью. А как начал­ся ваш лич­ный путь в нау­ку?

– Мне кажет­ся, у боль­шин­ства про­фес­си­о­наль­ных учё­ных инте­рес появ­ля­ет­ся очень рано. У меня это было, навер­ное, лет в шесть. Я вырос в горо­де Тал­линне, там тоже море рядом и вооб­ще кра­си­во. Хотя мои роди­те­ли физи­ки, но был друг семьи – био­лог, кото­рый рабо­тал в тал­линн­ском зоо­пар­ке и посто­ян­но рас­ска­зы­вал про вся­ких зве­рей, на это нало­жи­лись книж­ки Дар­рел­ла. Кро­ме того, мне повез­ло, что в совет­ской Эсто­нии не глу­ши­ли фин­ское и швед­ское теле­ви­де­ние, поэто­му я видел филь­мы Кусто про мор­ской мир, и, есте­ствен­но, «забо­лел» этим всем.

В ито­ге я, прав­да, зани­ма­юсь не орга­низ­мен­ной био­ло­ги­ей, а моле­ку­ляр­ной. Про­сто когда повзрос­лел, то вдруг понял, что мне инте­рес­нее видеть не внеш­нее раз­но­об­ра­зие жиз­ни, а пони­мать, един­ство ее устрой­ства изнут­ри.

– Вы уже боль­ше чет­вер­ти века живё­те и пре­по­да­ё­те в США. Есть ли какая-то раз­ни­ца в под­го­тов­ке сту­ден­тов по био­ло­гии в Рос­сии и в Шта­тах?

– Мне кажет­ся, что да, и тут несколь­ко аспек­тов. Пер­вое: кро­ме огром­но­го коли­че­ства част­ных уни­вер­си­те­тов в каж­дом из 50 с лиш­ним шта­тов Аме­ри­ки есть очень круп­ные штат­ные уни­вер­си­те­ты, в каж­дом из кото­рых обу­ча­ет­ся от 20 до 40 тысяч сту­ден­тов. В целом уро­вень под­го­тов­ки сту­ден­тов и науч­ных иссле­до­ва­ний там очень высо­кий и, я бы ска­зал – рав­но­мер­ный.

В Рос­сии же есть несколь­ко извест­ных цен­тров выс­ше­го обра­зо­ва­ния и нау­ки – Москва, Петер­бург, Ново­си­бирск, может быть, Казань и Ниж­ний Нов­го­род, – а все осталь­ное… Нель­зя ска­зать, что выжжен­ная пусты­ня, но отста­ва­ние чув­ству­ет­ся как по уров­ню мате­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния учеб­но­го про­цес­са, так и по каче­ству педа­го­ги­че­ско­го соста­ва. Ну и по сту­ден­там, пото­му что «топо­вые» сту­ден­ты норо­вят уехать вот в эти, ска­жем так, «цен­тры силы».

В США это гораз­до мень­ше про­яв­ля­ет­ся, и поэто­му нет в ощу­ще­ния, что сто­ит какой-то замок на горе, а вокруг ниче­го нет.

Ну и вто­рое: как-то вдруг люди осо­зна­ли, что в био­ло­гии нет стро­гих раз­де­лов типа био­фи­зи­ки, био­хи­мии, мик­ро­био­ло­гии, бота­ни­ки и про­че­го. Ведь мож­но делить так до бес­ко­неч­но­сти. Сей­час сло­жи­лось такое общее укруп­нён­ное поня­тие, по-англий­ски life sciences: «нау­ки о жиз­ни». Все при­ни­ма­ют, что мы изу­ча­ем саму жизнь как явле­ние, а уже мето­ды, спо­со­бы, как мы это смот­рим, через мик­ро­скоп или через очки, не игра­ют боль­шой роли. И вот такой обоб­щён­ный под­ход, менее струк­ту­ри­ро­ван­ный, для Аме­ри­ки более харак­те­рен, чем для Рос­сии.

И тре­тье, что сто­ит ска­зать: к сожа­ле­нию, раз­вал Совет­ско­го Сою­за и отъ­езд за рубеж очень боль­шо­го коли­че­ства учё­ных в нача­ле 90‑х про­изо­шёл в очень «неудач­ный» момент. Как раз в девя­но­стые годы про­изо­шёл какой-то совер­ше­но тек­то­ни­че­ский сдвиг, экс­по­нен­ци­аль­ный взрыв с точ­ки зре­ния раз­ви­тия новый тех­но­ло­гий и мето­дов в нашей нау­ке. Учё­ные, полу­чи­ли воз­мож­ность делать то, о чём рань­ше нель­зя было даже меч­тать. Так вот, этот про­рыв про­шёл как бы мимо нас, и поэто­му сей­час состо­я­ние наук о жиз­ни, и, как след­ствие, обра­зо­ва­ния в этой обла­сти в Рос­сии в целом остав­ля­ет желать луч­ше­го.

С недав­них пор ситу­а­цию пыта­ют­ся поме­нять, при­ня­та феде­раль­ная про­грам­ма по раз­ви­тию гене­ти­че­ских тех­но­ло­гий и геном­но­го редак­ти­ро­ва­ния, вли­ва­ют­ся какие-то сред­ства. Есть пони­ма­ние, что делать это важ­но, пото­му что имен­но нау­ки о жиз­ни будут дви­гать циви­ли­за­цию в 21 веке, как физи­ка дви­га­ла в веке 20‑м.

– Есть ли сей­час в нашей стране какое-то стра­те­ги­че­ское науч­ное направ­ле­ние, кото­рым мож­но похва­стать­ся?

– Зна­е­те, ещё в 2012 году были озву­че­ны пред­вы­бор­ные обе­ща­ния по нау­ке, где гово­ри­лось о том, что мы как стра­на долж­ны повы­сить коли­че­ство ста­тей науч­ных в меж­ду­на­род­ных рей­тин­го­вых жур­на­лах –точ­ность цифр не гаран­ти­рую, но там было что то под­нять с 1,5 до 1,75 про­цен­та. Для срав­не­ния, Соеди­нён­ные Шта­ты выда­ют на-гора до 30% миро­вой науч­ной про­дук­ции. Китай – тоже где-то око­ло 30%. Каче­ство тех ста­тей, кото­рые мы как стра­на выда­ём, в сред­нем ниже, чем каче­ство ста­тей из стран, с кото­ры­ми мы хоте­ли бы кон­ку­ри­ро­вать. То есть, наши учё­ные в целом пуб­ли­ку­ют­ся в жур­на­лах худ­ше­го уров­ня по миро­вым мер­кам, и их ста­тьи мень­ше цити­ру­ют­ся. Поэто­му при таком коли­че­ствен­но неболь­шом вкла­де рос­сий­ской нау­ки в миро­вую копил­ку зна­ний ожи­дать каких-то круп­ных про­ры­вов от нас не при­хо­дит­ся. Это про­сто объ­ек­тив­ное след­ствие, пото­му что у нас не так мно­го учё­ных. И усло­вия для их рабо­ты тоже на сего­дняш­ний момент не самые луч­шие.

Конеч­но, это не озна­ча­ет, что здесь ниче­го инте­рес­но­го не про­ис­хо­дит. Напри­мер, ново­си­бир­ские уче­ные, рабо­та­ю­щие с ака­де­ми­ком Дере­вян­ко сыг­ра­ли клю­че­вую роль в откры­тии тре­тье­го вида чело­ве­ка, отлич­но­го от гомо сапи­енс и неан­дер­таль­цев. Этот вид, кото­рый суще­ство­вал несколь­ко десят­ков тысяч лет назад, назы­ва­ет­ся теперь дени­сов­цы.

Но вклад наших уче­ных в это откры­тие очень харак­тер­ный, он пока­зы­ва­ет ту немнож­ко под­соб­ную роль, кото­рую мы игра­ем в миро­вой нау­ке. Коман­да ака­де­ми­ка Дере­вян­ко обна­ру­жи­ла в пеще­ре малень­кую косточ­ку, кото­рая ока­за­лась фалан­гой паль­ца древ­не­го чело­ве­ка. Этот обра­зец был пере­дан в Гер­ма­нию в мощ­ный геном­ный центр, где древ­няя ДНК была выде­ле­на из фраг­мен­та кости, про­ве­де­но геном­ное секве­ни­ро­ва­ния и сде­ла­но срав­не­ние полу­чен­ных после­до­ва­тель­но­стей ДНК с ДНК совре­мен­ных людей и неан­дер­таль­цев. Имен­но так и выяс­ни­лось, что в Дени­сов­ской пеще­ре нахо­ди­лись какие-то осо­бен­ные люди, отли­ча­ю­щи­е­ся и от нас, и от неан­дер­таль­цев.

Потом таких людей ста­ли нахо­дить доволь­но мно­го: по-види­мо­му, это груп­па, кото­рая доволь­но дол­го суще­ство­ва­ла, в Азии, и у совре­мен­ных пред­ста­ви­те­лей ази­ат­ских рас доволь­но мно­го генов от дени­сов­цев. В общем, это круп­ное откры­тие. Но сде­лать его пол­но­стью в Рос­сии было бы невоз­мож­ным.

– В сво­их лек­ци­ях на Саха­лине вы в том чис­ле затра­ги­ва­ли тему коро­на­ви­ру­са. Чем этот вирус инте­ре­сен с точ­ки зре­ния моле­ку­ляр­ной био­ло­гии, гене­ти­ки?

– Для био­ло­гов ныне, конеч­но, хоро­шее вре­мя, пото­му что чело­ве­че­ство осо­зна­ло, что здо­ро­вая, счаст­ли­вая и бога­тая жизнь не гаран­ти­ро­ва­на. Несмот­ря на любые тех­но­ло­ги­че­ские про­ры­вы, мы не веч­ны, и в общем-то, доволь­но баналь­ный, ничем не выда­ю­щий­ся вирус может оста­но­вить всю эко­но­ми­ку.

Пан­де­мия пока­за­ла, насколь­ко мощ­ной ста­ла моле­ку­ляр­ная био­ло­гия и фар­ма­ко­ло­ги­че­ская про­мыш­лен­ность.

Два года назад на вопрос, ско­ро ли будет вак­ци­на, я по про­шло­му опы­ту утвер­ждал, что вряд ли она может быть созда­на в тече­ние несколь­ких лет. До недав­них пор для созда­ния, тести­ро­ва­ния и дока­за­тель­ства эффек­тив­но­сти вак­ци­ны тре­бо­ва­лись годы. Но ока­за­лось, что все мож­но делать гораз­до быст­рее. И это не зна­чит, что хуже, нет, про­сто мето­ды, кото­ры­ми вла­де­ют совре­мен­ные учё­ные, дей­стви­тель­но поз­во­ля­ют опе­ра­тив­но делать про­дук­ты, кото­рые спа­са­ют жиз­ни.

Ещё пан­де­мия пока­за­ла, мощь ком­пью­тер­ной био­ло­гии. Ока­за­лось, что вирус вовсе необя­за­тель­но выде­лять, что­бы начать созда­вать мето­ды его диа­гно­сти­ки или раз­ра­ба­ты­вать вак­ци­ны. Совре­мен­ные мето­ды геном­но­го секве­ни­ро­ва­ния поз­во­ли­ли иден­ти­фи­ци­ро­вать вирус, «про­честь» после­до­ва­тель­ность его гено­ма.

А даль­ше – дело тех­ни­ки. Если вы иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли вирус в боль­ных людях как опре­де­лен­ную гене­ти­че­скую после­до­ва­тель­ность, то вы може­те не выде­ляя вирус в чистой куль­ту­ре, как это дела­лось в 20‑м веке, исполь­зо­вать его гене­ти­че­скую инфор­ма­ци вме­сте с мето­да­ми моле­ку­ляр­но­го кло­ни­ро­ва­ния для созда­ния вак­ци­ны. Это очень мощ­ный под­ход.

Ком­пью­тер­ная био­ло­гия и геном­ное секве­ни­ро­ва­ние поз­во­ли­ли осу­ществ­лять эпи­де­мио­ло­ги­че­ский мони­то­ринг виру­са, сле­дить за его эво­лю­ци­ей фак­ти­че­ски в реаль­ном вре­ме­ни. Все что для это­го нуж­но – срав­ни­вать «гене­ти­че­ские тек­сты», после­до­ва­тель­но­сти гено­мов виру­сов, выде­лен­ных из зара­жен­ных людей. Все эти штам­мы, о кото­рых сей­час мод­но гово­рить, выяв­ля­ют­ся имен­но таким обра­зом.

– Коро­на­ви­рус теперь с нами навсе­гда? Это как новый грипп?

– С точ­ки зре­ния виру­со­ло­гии ниче­го обще­го меж­ду коро­на­ви­ру­сом и виру­сом грип­па нет. Так же как нет ниче­го обще­го, напри­мер, меж­ду виру­са­ми имму­но­де­фи­ци­та, виру­сом полио­ми­е­ли­та и виру­сом оспы. Они абсо­лют­но раз­ные.

Но, судя по все­му, коро­на­ви­рус с нами оста­нет­ся. Один раз пере­ско­чив на чело­ве­ка, неваж­но, с лету­чей мыши или ещё кого-то, он теперь исполь­зу­ет нас как сво­е­го есте­ствен­но­го хозя­и­на. С виру­сом грип­па ситу­а­ция не такая, его есте­ствен­ной сре­дой оби­та­ния явля­ют­ся пти­цы и сви­ньи в Юго-Восточ­ной Азии и ино­гда на нас пере­пры­ги­ва­ет, и рас­про­стра­ня­ет­ся по миру, а потом исче­за­ет до новой вол­ны. А коро­на­ви­рус стал вполне себе чело­ве­че­ским виру­сом, без каких-либо про­ме­жу­точ­ных хозя­ев.

Моё пред­ска­за­ние такое, что мы из состо­я­ния эпи­де­мии, когда коли­че­ство забо­ле­ва­ю­щих во вре­ме­ни уве­ли­чи­ва­ет­ся, мы перей­дём в состо­я­ние энде­мии, когда каж­дый год будет зара­жать­ся более-менее оди­на­ко­вое коли­че­ство людей. Какое-то коли­че­ство людей будет уми­рать. Будем с этим жить так же, как мы живём с маля­ри­ей или с каки­ми-то рино­ви­рус­ны­ми инфек­ци­я­ми. Раз пере­бо­лев коро­на­ви­ру­сом, мы будем ста­но­вит­ся иммун­ны­ми к нему, но лишь на неко­то­рое вре­мя. Имму­ни­тет будет осла­бе­вать, и мы будем зара­жать­ся сно­ва. Так как все­гда в попу­ля­ции будет зна­чи­тель­ное коли­че­ство людей с исчез­нув­шим имму­ни­те­том, то виру­су все­гда будет кого зара­зить. Такая дур­ная бес­ко­неч­ность.

– Один из инте­рес­ных аспек­тов ваших иссле­до­ва­ний – эта борь­ба бак­те­рий и их виру­сов. Будет ли побе­ди­тель в этой борь­бе? И какой исход этой кон­ку­рен­ции поле­зен для чело­ве­ка?

– Хоро­ший вопрос! Никто не побе­дит. С точ­ки зре­ния эво­лю­ции, эта такая нескон­ча­е­мая «гон­ка воору­же­ний». У бак­те­рий есть огром­ное коли­че­ство виру­сов-бак­те­рио­фа­гов, кото­рые посто­ян­но их зара­жа­ют и уби­ва­ют. При этом из умер­ших бак­те­рий выхо­дят сот­ни новых, дочер­них виру­сов, гото­вых зара­зить новые бак­те­рии. Но если бы виру­сы побе­ди­ли бак­те­рии, то сами бы сдох­ли, как в ком­пью­тер­ных играх, был бы «гейм овер». Пото­му что бак­те­рии нуж­ны бак­те­рио­фа­гам, что­бы в них раз­мно­жать­ся.

А если бы бак­те­рии побе­ди­ли, то виру­сы воз­ник­ли бы зано­во, они в неко­то­ром смыс­ле могут воз­ни­кать из ниче­го, вер­нее за счет ком­би­на­ции раз­лич­ных генов бак­те­рий. В общем, два участ­ни­ка этой гон­ки – пара­зит-вирус и его хозя­ин-бак­те­рия, посто­ян­но эво­лю­ци­о­ни­ру­ют, при­об­ре­та­ют новые сред­ства напа­де­ния и сред­ства защи­ты, но пол­ной побе­ды не одер­жи­ва­ет ни та, ни дру­гая сто­ро­на.

Мне очень инте­рес­но изу­чать эту гон­ку, смот­реть, какие у каж­дой из двух сто­рон моле­ку­ляр­ные меха­низ­мы для ата­ки и для защи­ты.

Изу­че­ние тако­го, каза­лось бы, эзо­те­ри­че­ско­го и фун­да­мен­таль­но­го вопро­са, при­не­сти очень боль­шую прак­ти­че­скую поль­зу. Напри­мер, всё моле­ку­ляр­ное кло­ни­ро­ва­ние, мето­ды кото­ро­го раз­ра­бо­та­ны в семи­де­ся­тых годах, и бла­го­да­ря кото­рым у нас есть реком­би­нант­ный инсу­лин для диа­бе­ти­ков, раз­лич­ные гор­мо­ны, тера­пев­ти­че­ские анти­те­ла для лече­ния онко­ло­ги­че­ских забо­ле­ва­ний и мно­гое дру­гое – дела­ет­ся с помо­щью фер­мен­тов, кото­рые бак­те­рии исполь­зу­ет для борь­бы с виру­са­ми.

Дру­гой све­жий при­мер – это геном­ное редак­ти­ро­ва­ние, за кото­рое пару лет назад дали Нобе­лев­скую пре­мию. Геном­ное редак­ти­ро­ва­ния осу­ществ­ля­ет­ся с помо­щью CRISPR-Cas, систе­ма, кото­рую бак­те­рии исполь­зу­ют для того, что­бы бороть­ся со сво­и­ми виру­са­ми. Ока­за­лось, что с помо­щью CRISPR-Cas мож­но фили­гран­но вно­сить изме­не­ния в нуж­ное место гено­ма рас­те­ний, сель­ско­хо­зяй­ствен­ных живот­ных, ну или чело­ве­ка. И в буду­щем навер­ня­ка у нас появят­ся спо­со­бы лече­ния тяжё­лых гене­ти­че­ских забо­ле­ва­ний, кото­рые сей­час неиз­ле­чи­мы, таких, как рак и неко­то­рые врож­дён­ные дефек­ты с помо­щью «редак­ти­ро­ва­ния» наших кле­ток.

Кро­ме изу­че­ния как бак­те­рии и их виру­сы вою­ют друг с дру­гом, нам инте­рес­но раз­но­об­ра­зие виру­сов и бак­те­рий, живу­щих по все­му миру. Два года назад мы на Иту­ру­пе соби­ра­ли про­бы в горя­чих источ­ни­ках, а потом срав­ни­ва­ли их оби­та­те­лей с мик­ро­ба­ми из горя­чих источ­ни­ков в Евро­пе, Южной Аме­ри­ки и США. Сей­час у нас есть боль­шой грант от Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и нау­ки где мы исполь­зу­ем мето­ды геном­но­го ана­ли­за и ком­пью­тер­ной био­ло­гии для созда­ния атлас мик­роб­ных сооб­ществ морей Рос­сии. Было бы очень инте­рес­но вклю­чить в этот про­ект Саха­лин. Знать мик­роб­ное раз­но­об­ра­зие морей очень важ­но. Ведь исход «раз­бо­рок» меж­ду виру­са­ми и бак­те­ри­я­ми очень важен для мор­ских эко­си­стем, так как вли­я­ет на высво­бож­де­ния орга­ни­че­ских веществ в воду, на раз­ви­тие планк­то­на, на рыб и так далее, и тому подоб­ное.

– И послед­ний вопрос – о наших меч­тах. Когда люди ста­нут бес­смерт­ны­ми? Что гово­рят гене­ти­ки?

– Я наде­юсь, что нико­гда. Жизнь суще­ству­ет почти столь­ко, сколь­ко и пла­не­та. Усло­вия на Зем­ле посто­ян­но изме­ня­ют­ся, поэто­му жизнь тоже долж­на менять­ся – те, кто не при­спо­соб­лен, умрут, а при­спо­соб­лен­ные сожрут их и за счёт это­го рас­цве­тут, что­бы потом тоже уме­реть. На этом осно­ва­на дар­вин­ская эво­лю­ция. Но каж­дый из ныне живу­щих, неваж­но, чело­век или бак­те­рия, явля­ет­ся пря­мым потом­ком само­го пер­во­го живо­го суще­ства, мы все свя­за­ны такой тон­кой длин­ной нитью жиз­ни.

У людей, в отли­чие от всех осталь­ных зве­ру­шек, есть куль­ту­ра, кото­рая, на мой взгляд, поз­во­ля­ет нам достичь бес­смер­тия гораз­до более эффек­тив­но, чем несу­ще­ству­ю­щая таб­лет­ка дол­го­ле­тия. Вот Тол­стой – умер или нет? Он в неко­то­ром смыс­ле живее всех живых. Или Хри­стос, или ещё кто-нибудь. То есть, у нас есть воз­мож­ность достичь не про­сто бес­ко­неч­но дол­го­го суще­ство­ва­ния сво­ей брен­ной обо­лоч­ки, а сде­лать что-то полез­ное не толь­ко для себя, но и дру­гих. И таким обра­зом оста­вить свой след, кото­рый будет суще­ство­вать дол­го.

Но это не озна­ча­ет, что нет людей, кото­рые уми­ра­ют, услов­но гово­ря, рань­ше поло­жен­но­го сро­ка и что не надо ниче­го пред­при­ни­мать на этот счет. Напри­мер, в рам­ках тех­но­ло­ги­че­ско­го парт­нёр­ства ПАО «НК «Рос­нефть» с рос­сий­ским пра­ви­тель­ством мы созда­ём очень круп­ный центр геном­но­го секве­ни­ро­ва­ния, где пла­ни­ру­ем опре­де­лить до сот­ни тысяч гено­мов рос­си­ян. Полу­чен­ная инфор­ма­ция поз­во­лит более эффек­тив­но выяв­лять гене­ти­че­ские забо­ле­ва­ния и раз­ра­ба­ты­вать мето­ды их лече­ния. Кро­ме выяв­ле­ния при­чин болез­ней, в рам­ках демо­гра­фи­че­ских иссле­до­ва­ний воз­мож­но будет изу­чать гене­ти­че­скую подо­плё­ку тако­го явле­ния, как дол­го­жи­тель­ство. Те люди, кото­рые живут очень дол­го, воз­мож­но, полу­чи­ли какую-то осо­бен­ную, удач­ную для них ком­би­на­цию гене­ти­че­ских при­зна­ков и было бы инте­рес­но понять, что эта за ком­би­на­ция.

«Весенняя научная сессия – 2022»

«Весенняя научная сессия» пройдет с 14 марта по 29 апреля 2022 года.

368 просмотров
Читать

С 14 мар­та 2022 года по 29 апре­ля 2022 года в Саха­лин­ском госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те состо­ит­ся тра­ди­ци­он­ное меро­при­я­тие «Весен­няя науч­ная сес­сия», в рам­ках кото­рой прой­дут:

XIX Весен­ние сту­ден­че­ские науч­ные чте­ния,

LII науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция пре­по­да­ва­те­лей, аспи­ран­тов и сотруд­ни­ков уни­вер­си­те­та.

В свя­зи с этим необ­хо­ди­мо предо­ста­вить спи­сок пла­ни­ру­е­мых меро­при­я­тий для вклю­че­ния их в общую про­грам­му меро­при­я­тий «Весен­ней науч­ной сес­сии – 2022».

Обра­ща­ем Ваше вни­ма­ние, что сре­ди заяв­лен­ных кон­гресс­ных меро­при­я­тий долж­ны быть отдель­но для науч­но-педа­го­ги­че­ских работ­ни­ков и отдель­но для сту­ден­тов. 

Спис­ки необ­хо­ди­мо пред­ста­вить в срок до 04 мар­та 2022 года в элек­трон­ном вари­ан­те на адрес science@sakhgu.ru (в теме пись­ма ука­зать «ВНС-2022»); (При­ло­же­ние 1).

Приложение‑1

«Влияние посткоронавирусного общества на психофизическую и психосоциальную сферы личности: новая эра взаимозависимого общества»

В СахГУ пройдет совместный российско–японский онлайн-семинар.

251 просмотр
Читать

22 фев­ра­ля 2022 года с 15.00 до 19.00 прой­дет Меж­ду­на­род­ный онлайн рос­сий­ско-япон­ский семи­нар «Вли­я­ние пост­ко­ро­на­ви­рус­но­го обще­ства на пси­хо­фи­зи­че­скую и пси­хо­со­ци­аль­ную сфе­ры лич­но­сти: новая эра вза­и­мо­за­ви­си­мо­го обще­ства» меж­ду ФГБОУ ВО «СахГУ», ФГБОУ ВО «УрГ­ПУ» (Ека­те­рин­бург, Рос­сия), Хок­кайдским уни­вер­си­те­том (Сап­по­ро, Япо­ния).

Орга­ни­за­то­ром семи­на­ра через плат­фор­му zoom высту­па­ет Хок­кайдский уни­вер­си­тет.

Про­грам­ма семи­на­ра

«STADIUM»

В Техническом нефтегазовом институте СахГУ пройдёт первая студенческая международная научно-практическая конференция "STADIUM".

354 просмотра
Читать

С 24 по 25 мар­та в сте­нах ТНИ СахГУ прой­дёт пер­вая сту­ден­че­ская меж­ду­на­род­ная науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция «STADIUM».

К уча­стию при­гла­ша­ют­ся бака­лав­ры и маги­стран­ты. Более подроб­ная инфор­ма­ция в при­креп­лён­ном фай­ле.

STADIUM

Конкурс студенческих научных обществ

С 25 января по 25 февраля 2022 года все вузы России, где сформировано студенческое научное общество (СНО), смогут подать заявку на участие в конкурсе СНО, в рамках которого Минобрнауки России будет распределено 100 млн рублей в виде грантов.

264 просмотра
Читать

С 25 янва­ря по 25 фев­ра­ля 2022 года все вузы Рос­сии, где сфор­ми­ро­ва­но сту­ден­че­ское науч­ное обще­ство (СНО), смо­гут подать заяв­ку на уча­стие в кон­кур­се СНО, в рам­ках кото­ро­го Мино­бр­на­у­ки Рос­сии будет рас­пре­де­ле­но 100 млн руб­лей в виде гран­тов. Об этом сооб­щил Министр нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ Вале­рий Фаль­ков. 

По сло­вам гла­вы ведом­ства, все­го пла­ни­ру­ет­ся под­дер­жать более 30 сту­ден­че­ских кол­лек­ти­вов, каж­дый из кото­рых в зави­си­мо­сти от опы­та и пла­нов в раз­ви­тии сту­ден­че­ской нау­ки полу­чит грант в раз­ме­ре 1, 3 или 5 млн руб­лей. При этом кол­лек­тив, пре­тен­ду­ю­щий на полу­че­ние мак­си­маль­но­го гран­та, дол­жен преду­смот­реть в сво­ей про­грам­ме как мини­мум одно меро­при­я­тие с меж­ду­на­род­ным уча­сти­ем, тогда как в рам­ках гран­та на 1 млн руб­лей мож­но огра­ни­чить­ся реги­о­наль­ной повест­кой.

«Сту­ден­че­ские науч­ные обще­ства — это объ­еди­не­ния моло­дых, талант­ли­вых и амби­ци­оз­ных ребят, кото­рые дела­ют пер­вые шаги в иссле­до­ва­ни­ях. Нам важ­но их под­дер­жать, создать усло­вия для рас­кры­тия спо­соб­но­стей каж­до­го, пока­зать воз­мож­но­сти для реа­ли­за­ции лич­но­го потен­ци­а­ла в науч­ной сфе­ре. Побе­ди­те­ли кон­кур­са будут опре­де­ле­ны уже в апре­ле», — под­черк­нул гла­ва Мино­бр­на­у­ки Рос­сии Вале­рий Фаль­ков.

Подать заяв­ку мож­но до 25 фев­ра­ля 2022 года до 18:00 через Пор­тал предо­став­ле­ния мер финан­со­вой госу­дар­ствен­ной под­держ­ки

При оцен­ке заявок будут учи­ты­вать­ся орга­ни­за­ци­он­ный и иссле­до­ва­тель­ский опыт сту­ден­че­ских кол­лек­ти­вов, дости­же­ния в иных схо­жих кон­кур­сах, их про­грам­мы раз­ви­тия и пред­став­лен­ные идеи.

Полу­чен­ные гран­ты луч­шие объ­еди­не­ния смо­гут потра­тить на орга­ни­за­цию и про­ве­де­ние меро­при­я­тий сту­ден­че­ско­го науч­но­го обще­ства, ака­де­ми­че­скую мобиль­ность, повы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции и мно­гое дру­гое. При этом важ­но, что­бы сохра­ни­лась опре­де­лен­ная авто­но­мия в рас­хо­до­ва­нии средств и ребя­та мог­ли их потра­тить на реаль­ные нуж­ды.

Кон­курс при­зван под­дер­жать кол­лек­ти­вы, зани­ма­ю­щи­е­ся вовле­че­ни­ем сту­ден­тов в нау­ку и повы­сить их пре­стиж.

По дан­ным мони­то­рин­га Мино­бр­на­у­ки Рос­сии, сего­дня СНО суще­ству­ют в 400 вузах стра­ны.