Женщины в науке

Международный день женщин и девочек в науке, ежегодно отмечаемый 11 февраля, был принят Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций в 2015 году.

377 просмотров
Читать

Для Саха­лин­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та этот сим­во­ли­че­ский день име­ет осо­бое зна­че­ние: ведь имен­но на пле­чи жен­щин у нас ложит­ся, навер­ное, самая боль­шая науч­ная, пре­по­да­ва­тель­ская, орга­ни­за­тор­ская рабо­та. Неко­то­рые из жен­щин-учё­ных рас­ска­за­ли нам о себе, о семье, о сво­ём пути в нау­ку, после­до­ва­те­лях и при­ме­рах для под­ра­жа­ния.

Еле­на Алек­сан­дров­на Икон­ни­ко­ва, док­тор фило­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры СахГУ

На стар­ших кур­сах, завер­шая обу­че­ние в ЮСГПИ, я поня­ла, что хоте­ла бы учить­ся даль­ше и пре­по­да­вать в вузе. В этом жела­нии уве­ри­лась бла­го­да­ря сво­е­му учи­те­лю, а теперь кол­ле­ге и дру­гу, кан­ди­да­ту фило­ло­ги­че­ских наук, доцен­ту Лари­се Доро­фе­е­вой. Под ее руко­вод­ством я писа­ла сна­ча­ла кур­со­вую, а потом и диплом­ную рабо­ты. На заня­ти­ях и на кон­суль­та­ци­ях Лари­са Вла­ди­ми­ров­на учи­ла сме­ло­сти, само­сто­я­тель­но­сти в ана­ли­зе тек­стов.

А посту­пая в аспи­ран­ту­ру при кафед­ре все­мир­ной лите­ра­ту­ры Мос­ков­ско­го педа­го­ги­че­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, я полу­чи­ла воз­мож­ность посе­тить заня­тия тех пре­по­да­ва­те­лей, по учеб­ни­кам кото­рых мы учи­лись: Нины Михаль­ской, Иго­ря Шай­та­но­ва, Вла­ди­ми­ра Луко­ва и мно­гих дру­гих име­ни­тых уче­ных.

Мой супруг тоже меч­тал преж­де о науч­ной рабо­те, поэто­му начи­на­ли мы вме­сте и под­дер­жи­ва­ли друг дру­га: мно­го чита­ли дома и в биб­лио­те­ках, посе­ща­ли откры­тые лек­ции, писа­ли свои пер­вые тези­сы и ста­тьи. Это сей­час полу­чить часть инфор­ма­ции мож­но в интер­не­те, а рань­ше с этим было намно­го слож­ней.

Кста­ти, с моей нынеш­ней кол­ле­гой по кафед­ре, кан­ди­да­том фило­ло­ги­че­ских наук Свет­ла­ной Барыш­ни­ко­вой, мы когда-то вме­сте гото­ви­лись к всту­пи­тель­ным экза­ме­нам в вуз, неко­то­рое вре­мя жили в одной ком­на­те в обще­жи­тии и почти в одно вре­мя нача­ли рабо­тать как моло­дые пре­по­да­ва­те­ли.

Моя кан­ди­дат­ская дис­сер­та­ция была посвя­ще­на изу­че­нию биб­лей­ской тра­ди­ции в поэ­зии англий­ско­го поэта Дила­на Тома­са и его после­до­ва­те­лей, поз­же я увлек­лась мета­фи­зи­че­ским век­то­ром в рус­ской и англий­ской лите­ра­ту­ре. Сего­дня эти зна­ния помо­га­ют мне в пре­по­да­ва­тель­ской рабо­те: с это­го года, напри­мер, в моей учеб­ной нагруз­ке появил­ся курс дет­ской лите­ра­ту­ры, немно­гим рань­ше – исто­рия рус­ской лите­ра­тур­ной кри­ти­ки.

После защи­ты док­тор­ской дис­сер­та­ции я неко­то­рое вре­мя пре­по­да­ва­ла сту­ден­там-восто­ко­ве­дам, и так вышла на тему, кото­рой зани­ма­юсь и сего­дня: изу­че­ние рус­ской лите­ра­ту­ры Даль­не­го Восто­ка в кон­тек­сте куль­тур Ази­ат­ско-Тихо­оке­ан­ско­го реги­о­на.

Несколь­ко лет назад в соав­тор­стве со сво­ей уче­ни­цей Алек­сан­дрой Нико­но­вой я изда­ла моно­гра­фию об обра­зе Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов в япон­ской лите­ра­ту­ре. В буду­щем хоте­лось бы напи­сать похо­жую рабо­ту о месте наше­го реги­о­на в твор­че­стве корей­ских писа­те­лей и поэтов.

Реги­о­наль­ное лите­ра­ту­ро­ве­де­ние чрез­вы­чай­но инте­рес­но, а в усло­ви­ях Саха­лин­ской обла­сти оно еще и уни­каль­но, пото­му что вклю­ча­ет в себя лите­ра­ту­ры раз­ных наро­дов. Через приз­му лите­ра­ту­ры Саха­ли­на и Куриль­ских ост­ро­вов мож­но изу­чать так­же насле­дие рус­ских авто­ров: от Чехо­ва и Коро­лен­ко вплоть до самых совре­мен­ных – Дины Руби­ной, Алек­сея Вар­ла­мо­ва или Андрея Гела­си­мо­ва. Необы­чен и лите­ра­тур­ный про­цесс на самом ост­ро­ве. Саха­лин­ское отде­ле­ние Сою­за писа­те­лей Рос­сии раду­ет чита­те­лей и кри­ти­ков новы­ми кни­га­ми, кото­рые вос­тре­бо­ва­ны не толь­ко на Даль­нем Восто­ке.

Сего­дня помощь в рабо­те ока­зы­ва­ют мои уче­ни­ки, кан­ди­да­ты наук: Люд­ми­ла Гринь­ко, Оль­га Югай, Алек­сандра Мань­ко­ва. Все они успеш­но тру­дят­ся в сво­ей про­фес­сии. Есть и те, кто по раз­ным при­чи­нам не вышел на защи­ту кан­ди­дат­ских дис­сер­та­ций, но об этих уче­ни­ках я все­гда пом­ню и вре­мя от вре­ме­ни тре­во­жу их прось­ба­ми о про­дол­же­нии уче­бы. Конеч­но же, в этом году тоже будут выпуск­ни­ки, кото­рые, наде­юсь, усерд­но кор­пят над сво­и­ми выпуск­ны­ми ква­ли­фи­ка­ци­он­ны­ми рабо­та­ми и пора­ду­ют пре­по­да­ва­те­лей кафед­ры на защи­те.

Гово­ря о жен­щи­нах-учё­ных, я счи­таю, нуж­но пом­нить, что за каж­дой жен­щи­ной сто­ят не толь­ко ее откры­тия, но ее семья и обы­ден­ная жизнь, кото­рая долж­на быть достой­ной. Когда я учи­лась на кафед­ре все­мир­ной лите­ра­ту­ры МПГУ, то про­фес­со­ру, спе­ци­а­ли­сту по англий­ской лите­ра­ту­ре Нине Пав­ловне Михаль­ской было уже боль­ше семи­де­ся­ти лет, она с тру­дом ходи­ла, но все­гда была улы­ба­ю­щей­ся и вни­ма­тель­ной к сво­им собе­сед­ни­кам, неза­ви­си­мо от того, кто сто­ял перед ней – кол­ле­га или сту­дент. А у нас на кафед­ре есть свой англист – Лари­са Вла­ди­ми­ров­на Доро­фе­е­ва, кото­рая нико­гда не про­пус­ка­ет ни одной важ­ной науч­ной встре­чи в реги­оне, с готов­но­стью осва­и­ва­ет новые тех­но­ло­гии в пре­по­да­ва­нии и по-преж­не­му увле­ка­тель­но рас­ска­зы­ва­ет о том, как фор­ми­ру­ет­ся зару­беж­ная лите­ра­ту­ра – со вре­мен антич­но­сти и до гра­ниц пост­мо­дер­низ­ма, в кото­ром мы живем.

Лат­ков­ская Еле­на Мак­си­мов­на, заве­ду­ю­щая лабо­ра­то­ри­ей хими­ко-био­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний СахГУ, кан­ди­дат био­ло­ги­че­ских наук

Инте­рес к нау­ке у меня про­явил­ся, навер­ное, клас­се в пятом после про­смот­ра филь­мов Жака-Ива Кусто. Видя мой инте­рес к мор­ским оби­та­те­лям, папа купил мне несколь­ко аква­ри­умов, я запи­са­лась на кру­жок аква­ри­уми­сти­ки, затем на кру­жок химии в нашем Двор­це пио­не­ров. Так и начал­ся мой путь в нау­ку.

В то вре­мя не было интер­не­та, но у отца была очень боль­шая биб­лио­те­ка, мно­го науч­но-попу­ляр­ных книг, в том чис­ле про иссле­до­ва­те­лей мор­ских глу­бин.

Потом был Даль­не­во­сточ­ный госу­ни­вер­си­тет во Вла­ди­во­сто­ке. Как боль­шин­ство начи­на­ю­щих оке­а­но­ло­гов, я хоте­ла зани­мать­ся мор­ски­ми мле­ко­пи­та­ю­щи­ми, изу­чать дель­фи­нов, но в ДВГУ в то вре­мя с этим было слож­но. И в тот пери­од мне повез­ло попасть в руки к заме­ча­тель­но­му педа­го­гу, пре­крас­но­му учё­но­му Надеж­де Кон­стан­ти­новне Хри­сто­фо­ро­вой, кото­рая сво­и­ми увле­ка­тель­ны­ми рас­ска­за­ми вве­ла меня в гид­ро­био­ло­гию.

Кста­ти, мои роди­те­ли рабо­та­ли совсем в дру­гой сфе­ре, они оба инже­не­ры дорож­но­го хозяй­ства. В моей рабо­те мне сего­дня помо­га­ет муж, кото­рый все­гда с удо­воль­стви­ем возит меня в экс­пе­ди­ции, когда у него есть такая воз­мож­ность. Ну и сту­ден­ты, есте­ствен­но. Мой сын тоже не пошёл по моим сто­пам и тру­дит­ся совер­шен­но в дру­гой обла­сти.

Изна­чаль­но моя науч­ная дея­тель­ность бази­ро­ва­лась на изу­че­нии эко­ло­ги­че­ско­го состо­я­ния лагун Саха­ли­на – это зали­вы Чай­во, Ный­ский, Пиль­тун, Набиль. В ходе ком­плекс­ных экс­пе­ди­ций мы соби­ра­ли про­бы воды, грун­та, гид­ро­бион­тов, изу­ча­ли гид­ро­хи­ми­че­ские пара­мет­ры, струк­ту­ру и состав планк­то­на, бен­тосно­го сооб­ще­ства. Оце­ни­ва­ли состо­я­ние лагун перед мас­си­ро­ван­ным антро­по­ген­ным вме­ша­тель­ством, когда они под­верг­лись зна­чи­тель­ной застрой­ке и пере­строй­ке в свя­зи с раз­ра­бот­кой неф­те­га­зо­вых шель­фо­вых место­рож­де­ний. Мне ещё дове­лось уви­деть их в нетро­ну­том состо­я­нии.

Потом моя иссле­до­ва­тель­ская дея­тель­ность боль­ше пере­клю­чи­лась на про­дук­тив­ность эко­си­стем: как фор­ми­ру­ет­ся био­ло­ги­че­ская про­дук­тив­ность вод­ных объ­ек­тов, что спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти гид­ро­бион­тов.

При­дя в СахГУ, я с удив­ле­ни­ем уви­де­ла, что наши иссле­до­ва­ния нахо­дит­ся на пике миро­вых трен­дов по угле­род­ной ней­траль­но­сти реги­о­на. И пре­крас­но ложат­ся в кан­ву изу­че­ния погло­ща­тель­ной спо­соб­но­сти миро­во­го оке­а­на по отно­ше­нию к угле­кис­ло­му газу и адап­та­ции нашей пла­не­ты к изме­не­нию кли­ма­та. И то, что мы рань­ше иссле­до­ва­ли: сколь­ко же у нас фито­планк­то­на, какая про­дук­тив­ность той или иной аква­то­рии, какие там гид­ро­хи­ми­че­ские осно­вы, сколь­ко рас­тво­рён­ных газов в воде – все это очень хоро­шо мож­но исполь­зо­вать для оцен­ки погло­ща­ю­щих спо­соб­но­стей наших аква­то­рий.

Сей­час мы зани­ма­ем­ся изу­че­ни­ем потен­ци­а­ла зали­ва Ани­ва. При­бреж­ная аква­то­рия – самый важ­ный ком­по­нент нашей сре­ды, кото­рый нам помо­жет достичь вот этой самой угле­род­ной ней­траль­но­сти путём раз­ви­тия мари­куль­тур­ных хозяйств, выра­щи­ва­ния мак­ро- и мик­ро­во­до­рос­лей.

Напри­мер, сточ­ные кана­лы – это места, где мно­го остат­ков азо­та, фос­фо­ра. А на них очень хоро­шо рас­тёт фито­планк­тон. Он исполь­зу­ет эти рас­тво­рён­ные, вред­ные для при­ро­ды эле­мен­ты для сво­е­го роста, тем самым очи­щая кана­лы от избыт­ка вред­ных эле­мен­тов, но и улав­ли­вая CO2, выде­ляя кис­ло­род. Из фито­планк­то­на далее мы можем делать био­топ­ли­во, био­уголь, пере­ра­ба­ты­вать его на удоб­ре­ние.

В зали­ве Ани­ва мы можем выра­щи­вать мак­ро­во­до­рос­ли. Выбрать такие виды, кото­рые мак­си­маль­но погло­ща­ют CO2, рас­тво­рён­ный в воде, и те же пато­ген­ные эле­мен­ты. Так назы­ва­е­мая сани­тар­ная гид­ро­био­ло­гия, сани­тар­ная мари­куль­ту­ра. Мы можем созда­вать мик­ро­кос­мы и раз­ме­щать их око­ло выхо­дов круп­ных мест, куда спус­ка­ют­ся сточ­ные воды, для очист­ки при­бреж­ных аква­то­рий.

В нашей лабо­ра­то­рии сего­дня фор­ми­ру­ет­ся такая инте­рес­ная коман­да, куда вхо­дят сотруд­ни­ки, работ­ни­ки кафед­ры эко­ло­гии, био­ло­гии и при­род­ных ресур­сов, а так­же несколь­ко сту­ден­тов 3 кур­са, кото­рые помо­га­ют нам соби­рать мате­ри­ал и его обра­ба­ты­вать. Вот таким кол­лек­ти­вом наде­ем­ся достичь постав­лен­ных целей, а имен­но изу­чить и уве­ли­чить погло­ща­ю­щую спо­соб­ность нашей аква­то­рии, пока­зать, что Саха­лин может помочь миру в адап­та­ции к кли­ма­ту.

Извест­но, что нау­ка для жен­щи­ны – это доволь­но слож­но, ты не можешь уде­лить мно­го вре­ме­ни семье. Но на при­ме­ре неко­то­рых жен­щин я уви­де­ла, что мож­но пре­крас­но сов­ме­щать нау­ку и семью, детей. Пер­вой была док­тор наук Надеж­да Хри­сто­фо­ро­ва – чело­век колос­саль­ной энер­гии, колос­саль­ных энцик­ло­пе­ди­че­ских зна­ний. Сама по обра­зо­ва­нию химик, она пошла в био­ло­гию, и этот меж­дис­ци­пли­нар­ный сплав дал вели­ко­леп­ный резуль­тат. Сде­лав у неё две кур­со­вых и одну диплом­ную, я уже вышла там из уни­вер­си­те­та гото­вым спе­ци­а­ли­стом.

Вто­рой такой жен­щи­ной ста­ла док­тор наук сотруд­ник ТИН­РО-цен­тра Лидия Тихо­нов­на Кове­ко­в­до­ва, вели­ко­леп­ный химик-ана­ли­тик. Ещё один чело­век, с кото­рым мне повез­ло позна­ко­мить­ся и пора­бо­тать в экс­пе­ди­ци­ях, это Лари­са Михай­лов­на Зверь­ко­ва, сотруд­ник СахНИ­РО, куда я при­шла после уни­вер­си­те­та. Она на тот момент воз­глав­ля­ла лабо­ра­то­рию мор­ских про­мыс­ло­вых рыб, зани­ма­лась мин­та­ем. Я виде­ла, что жен­щи­на и экс­пе­ди­ции – это вещи сов­ме­сти­мые, что мож­но делать тяжё­лую рабо­ту, живя в палат­ке, при этом оста­вать­ся кра­си­вой, шутить и сме­ять­ся.

Вот они меня и вдох­но­ви­ли на даль­ней­шую науч­ную дея­тель­ность.

Шве­цо­ва Ари­на Дмит­ри­ев­на, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии СахГУ

Ещё в воз­расте шести лет я увлек­лась энто­мо­ло­ги­ей, с 15 лет – фило­со­фи­ей. А во вре­мя уче­бы в инсти­ту­те в сфе­ру моих инте­ре­сов попа­ла пси­хо­ло­гия, бла­го­да­ря пре­по­да­ва­те­лю Марине Кан­то­ни­сто­вой, кото­рая и ста­ла моим настав­ни­ком. Надо ска­зать, что моя семья не име­ла ника­ко­го отно­ше­ния к нау­ке.

Сего­дня в сфе­ре моих инте­ре­сов – пси­хо­ло­гия интел­лек­та и интел­лек­ту­аль­ной ода­рен­но­сти. Как и все осталь­ные, интел­лек­ту­аль­но ода­рён­ные моло­дые люди испы­ты­ва­ют те же самые про­бле­мы в обу­че­нии и соци­аль­ной адап­та­ции. Сей­час при­о­ри­тет­ный вопрос иссле­до­ва­ний – это раз­ви­тие целе­по­ла­га­ния, под­бор эффек­тив­ных мето­дов. Он тоже выте­ка­ет из наи­бо­лее насущ­ных вопро­сов в соци­а­ли­за­ции ода­рен­ных. Впро­чем, как выяс­ни­лось, про­бле­мы с целе­по­ла­га­ни­ем харак­тер­ны для боль­шин­ства сту­ден­тов, неза­ви­си­мо от направ­ле­ния обу­че­ния.

В послед­нее вре­мя про­бую вве­сти в прак­ти­ку пре­по­да­ва­ния раз­ных дис­ци­плин транс­фор­ма­ци­он­ный под­ход, как наи­бо­лее эффек­тив­ный. Раз­ра­ба­ты­ваю автор­ские транс­фор­ма­ци­он­ные мето­ды, поз­во­ля­ю­щие мак­си­маль­но направ­лен­но и дей­ствен­но управ­лять пони­ма­ни­ем аспек­тов обу­че­ния. По-мое­му, мои мето­ды долж­ны хоро­шо допол­нять ком­пе­тент­ност­ную модель совре­мен­но­го обра­зо­ва­ния

В чис­ле моих уче­ни­ков есть маги­стры, кото­рые в сво­их иссле­до­ва­тель­ских рабо­тах про­дол­жа­ют раз­ные аспек­ты моих изыс­ка­ний, рас­ши­ря­ют их, внед­ря­ют в прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти.

Есть ли у меня куми­ры сре­ди жен­щин-учё­ных? Конеч­но! Это Ната­лья Нико­ла­ев­на Вася­ги­на, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щая кафед­рой пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния в Ураль­ском госу­дар­ствен­ном педа­го­ги­че­ском уни­вер­си­те­те. Труд­но даже пове­рить, сколь­ко мас­штаб­ных про­ек­тов, иссле­до­ва­ний, меро­при­я­тий одно­вре­мен­но ведет эта жен­щи­на. Она истин­ный локо­мо­тив совре­мен­ной нау­ки.

Молодежный медиацентр Минобрнауки России подготовил видеоклип, посвященный Дню российского студенчества!

В съемках приняли участие 17 российских вузов из всех федеральных округов страны.

197 просмотров
Читать

Ини­ци­а­то­ром созда­ния кли­па и авто­ром пес­ни высту­пи­ли сту­ден­ты Том­ско­го поли­тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та.

В кли­пе пока­за­ны несе­рьез­ные сту­ден­че­ские тра­ди­ции уни­вер­си­те­тов: уча­щи­е­ся отме­ча­ют свой празд­ник, «утеп­ляя» памят­ни­ки, ката­ясь в тазах с горок и тан­цуя на балах, а уда­чу на экза­ме­нах при­зы­ва­ют с помо­щью моне­ток и робо­та.

К сту­ден­там обра­тил­ся гла­ва Мино­бр­на­у­ки Рос­сии Вале­рий Фаль­ков.

«Цени­те это пре­крас­ное вре­мя, насла­ждай­тесь им! Учи­тесь и сози­дай­те, меч­тай­те и тво­ри­те, оши­бай­тесь и начи­най­те зано­во! А глав­ное — будь­те счаст­ли­вы­ми и успеш­ны­ми, люби­те свою Роди­ну и свою аль­ма-матер. Перед вами целый мир, поко­ряй­те новые вер­ши­ны», — ска­зал Министр.

В День рос­сий­ско­го сту­ден­че­ства пред­ла­га­ем при­со­еди­нить­ся к чел­лен­джу, вспом­нить свои сту­ден­че­ские годы и рас­ска­зать о тра­ди­ци­ях сту­ден­че­ства в соц­се­тях с тегом #тра­ди­ци­ясту­ден­та.

https://rutube.ru/video/eaaf1d9921662cd334a21ac8c394ca59/

СахГУ празднует День российского студенчества

Традиция отмечать лучших студентов в Сахалинском госуниверситете в Татьянин день появилась с первых лет создания вуза.

247 просмотров
Читать

За более чем 70-лет­нюю исто­рию обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ции десят­ки тысяч сту­ден­тов и выпуск­ни­ков ост­ров­ной аль­ма-матер с теп­ло­той вспо­ми­на­ют сту­ден­че­ские годы.

25 янва­ря 2005 года этот празд­ник полу­чил офи­ци­аль­ное при­зна­ние на госу­дар­ствен­ном уровне. И вот уже 17 лет сту­ден­че­ское брат­ство отме­ча­ет День рос­сий­ско­го сту­ден­че­ства.

В Татья­нин день ост­ров­ной уни­вер­си­тет награж­да­ет тех сту­ден­тов, кто на про­тя­же­нии все­го года отли­чал­ся высо­ки­ми пока­за­те­ля­ми во всех сфе­рах сту­ден­че­ской жиз­ни: в учеб­ной, науч­но-иссле­до­ва­тель­ской, обще­ствен­ной, куль­тур­но-твор­че­ской, спор­тив­ной, а так­же про­дви­гал дви­же­ние сту­ден­че­ско­го само­управ­ле­ния в уни­вер­си­те­те. Все­го таких в этот празд­нич­ный день ока­за­лось более 150 чело­век.

– Ребя­та, ваша актив­ность и талан­ты при­нес­ли в про­шлом году уни­вер­си­те­ту мас­су побед и гор­до­сти уни­вер­си­те­ту за вас и ваши дости­же­ния, – обра­ти­лась к ним и. о. рек­то­ра СахГУ Мария Ган­чен­ко­ва. – Хочу поже­лать вам в буду­щем не терять задо­ра и настой­чи­во­сти в дости­же­нии целей!

Серьез­ную помощь нашим сту­ден­там ока­зы­ва­ют парт­не­ры уни­вер­си­те­та. Те, кто с радо­стью впус­ка­ет сту­ден­тов в новые про­ек­ты, предо­став­ля­ет воз­мож­ность полу­чить колос­саль­ный опыт, при­гла­шая на ста­жи­ров­ки в свои ком­па­нии. Поздра­вить пред­ста­ви­те­лей ост­ров­но­го сту­ден­че­ства при­шли парт­не­ры СахГУ и потен­ци­аль­ные рабо­то­да­те­ли выпуск­ни­ков вуза. В их чис­ле мини­стер­ство обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти, пред­ста­ви­те­ли ком­па­нии «Экс­он Неф­те­газ Лими­тед», «Саха­лин Энер­джи Инвест­мент Ком­па­ни Лтд.», ассо­ци­а­ции «Саха­лин­строй», авиа­ком­па­нии «Авро­ра», СТК «Гор­ный воз­дух», ПАО «Сбер­банк», ГУ МЧС Рос­сии по Саха­лин­ской обла­сти и мно­гие дру­гие.

Так, заме­сти­тель мини­стра обра­зо­ва­ния Саха­лин­ской обла­сти Еле­на Баби­на вру­чи­ла отли­чив­шим­ся бла­го­дар­ствен­ные пись­ма:

– Сту­ден­че­ские годы – один из самых заме­ча­тель­ных пери­о­дов в жиз­ни любо­го чело­ве­ка. Уве­ре­на, что каж­дый из вас точ­но будет успе­шен, и кни­га исто­рии Саха­лин­ской обла­сти попол­нит­ся ваши­ми успе­ха­ми, – отме­ти­ла зам­ми­ни­стра.

От лица всей ком­па­нии «Саха­лин Энер­джи Инвест­мент Ком­па­ни Лтд.» свои поздрав­ле­ния при­нес совет­ник по раз­ви­тию рос­сий­ско­го уча­стия Рус­лан Обле­ков:

– Хочу поже­лать, что­бы у вас все­гда оста­ва­лась жаж­да к нау­ке, и не толь­ко к сво­ей про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти, но и к смеж­ным про­фес­си­ям, это очень полез­но, – заме­тил он, вру­чая подар­ки от лица ком­па­нии.

Тра­ди­ци­он­но пред­ста­ви­те­лем ком­па­нии «Экс­он Неф­те­газ Лими­тед» высту­пи­ла совет­ник по свя­зям с обще­ствен­но­стью Еле­на Але­хи­на, отме­тив, что 2022 год зна­ме­ну­ет­ся рядом юби­ле­ев: это 20 лет парт­нер­ских отно­ше­ний меж­ду «Экс­о­ном» и вузом, 10 лет Тех­ни­че­ско­му неф­те­га­зо­во­му инсти­ту­ту, кото­рый был создан при под­держ­ке ком­па­нии, 5 лет про­грам­ме «Неф­тя­ной и газо­вый инжи­ни­ринг».

– А впе­ре­ди еще нема­ло успеш­ных про­ек­тов, – уве­ре­на Е. Але­хи­на. – Так, в фев­ра­ле уже в тре­тий раз сту­ден­ты СахГУ и Поли­тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа отпра­вят­ся в Моск­ву в Губ­кин­ский уни­вер­си­тет в рам­ках про­ек­та «Зим­няя шко­ла», впе­ре­ди «Робо­фо­рум» и мно­гое дру­гое.

Ост­ров­ной реги­он может по пра­ву гор­дить­ся сту­ден­та­ми Саха­лин­ско­го госу­ни­вер­си­та. Наши сту­ден­ты – актив­ные участ­ни­ки круп­ней­ших реги­о­наль­ных, даль­не­во­сточ­ных, все­рос­сий­ских и меж­ду­на­род­ных сорев­но­ва­ний и кон­кур­сов. И в боль­шин­стве слу­ча­ев они ста­но­вят­ся побе­ди­те­ля­ми и лау­ре­а­та­ми. Объ­еди­нен­ный совет обу­ча­ю­щих­ся СахГУ вошел в чет­вер­ку луч­ших по стране по ито­гам все­рос­сий­ско­го кон­кур­са на луч­шую орга­ни­за­цию дея­тель­но­сти орга­нов сту­ден­че­ско­го само­управ­ле­ния.

Две побе­ды одер­жа­ли акти­ви­сты СахГУ на очном эта­пе все­рос­сий­ско­го кон­кур­са «Луч­шие прак­ти­ки орга­ни­за­ции рабо­ты сту­ден­че­ских пат­ри­о­ти­че­ских клу­бов обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций выс­ше­го обра­зо­ва­ния.

Пред­ста­ви­те­ли сту­ден­че­ско­го меди­ацен­тра «FOCUS Media» СахГУ вошли в состав моло­деж­но­го пресс-цен­тра при Мини­стер­стве нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния. Сту­ден­ты-медий­щи­ки про­шли серьез­ный отбор и попа­ли в коман­ду, состо­я­щую из 50 чело­век, кото­рые смо­гут рабо­тать на круп­ней­ших инфор­ма­ци­он­ных про­ек­тах наравне со сво­и­ми стар­ши­ми кол­ле­га­ми из сфе­ры медиа.

В каче­стве един­ствен­но­го пред­ста­ви­те­ля от Саха­лин­ской обла­сти сту­дент­ка СахГУ Ана­ста­сия Реди­на вошла в Совет обу­ча­ю­щих­ся при Мини­стер­стве нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния РФ. Сове­ты обу­ча­ю­щих­ся при вузах – это глав­ный орган сту­ден­че­ско­го само­управ­ле­ния в уни­вер­си­те­те.

Сту­дент­ка СахГУ София Надыр­ши­на взя­ла золо­то эта­па Куб­ка мира по сно­убор­ду и будет пред­став­лять нашу стра­ну на зим­них олим­пий­ских играх в Китае. Сту­ден­ты Саха­лин­ско­го госу­ни­вер­си­те­та Ники­та Фро­лов и Сер­гей Коню­хов в соста­ве наци­о­наль­ной сбор­ной Рос­сии поко­ри­ли австрий­ский город Вайц, где про­хо­дил Чем­пи­о­нат мира по сава­ту в дис­ци­плине «ком­ба». На сорев­но­ва­ния при­е­ха­ли коман­ды из 24 стран: Фран­ции, Ита­лии, Хор­ва­тии, Австрии, Укра­и­ны и дру­гих. Ребя­та при­вез­ли на Саха­лин «сереб­ро» и «брон­зу» с чем­пи­о­на­та мира. Оба спортс­ме­на – буду­щие учи­те­ля физи­че­ской куль­ту­ры.

Дорогие студенты, магистранты и аспиранты! Уважаемые коллеги!

От имени ректората Сахалинского государственного университета поздравляю всех студентов – бывших, настоящих и будущих с Татьяниным Днём – Днём российского студенчества!

240 просмотров
Читать

В этот день мы с бла­го­дар­но­стью вспо­ми­на­ем свою alma mater, педа­го­гов и настав­ни­ков, направ­ляв­ших нас по доро­ге зна­ний. Мы вспо­ми­на­ем самые яркие собы­тия нашей сту­ден­че­ской жиз­ни, ее тра­ди­ции.

Сту­ден­че­ская пора сама по себе празд­ник, пора твор­че­ских дер­за­ний, поис­ков себя и реа­ли­за­ции самых сме­лых надежд. А наш уни­вер­си­тет откры­ва­ет перед вами новые воз­мож­но­сти. Я наде­юсь, что вы смо­же­те исполь­зо­вать их в пол­ной мере, как в уче­бе и нау­ке, так и в твор­че­ской, спор­тив­ной и обще­ствен­ной жиз­ни.

Все, кому посчаст­ли­ви­лось быть сту­ден­том, вспо­ми­на­ют вре­мя уче­бы как самый инте­рес­ный, весе­лый и в то же вре­мя ответ­ствен­ный пери­од сво­ей жиз­ни. В сту­ден­че­ские годы закла­ды­ва­ют­ся осно­вы буду­щих про­фес­си­о­наль­ных и лич­ных успе­хов.

Я искренне желаю вам исполь­зо­вать все воз­мож­но­сти, кото­рые дарит сту­ден­че­ство. Учи­тесь, ставь­те амби­ци­оз­ные цели, рас­кры­вай­те свои талан­ты, меч­тай­те и стре­ми­тесь быть луч­ши­ми в сво­ем деле.

При­ми­те мои самые тёп­лые поздрав­ле­ния с этим днём. Пусть ваши сту­ден­че­ские буд­ни будут бога­ты цен­ны­ми зна­ни­я­ми и искрен­ним чело­ве­че­ским обще­ни­ем.

и.о. рек­то­ра СахГУ Мария Ган­чен­ко­ва

#ДобраЯрмарка

Заботу о бездомных животных проявили студенты СахГУ на ярмарке добра.

184 просмотра
Читать

40 тысяч руб­лей смог­ли собрать акти­ви­сты СахГУ, сту­ден­ты и дру­гие доб­ро­воль­ные участ­ни­ки бла­го­тво­ри­тель­ной ярмар­ки #Доб­ра­Яр­мар­ка, тра­ди­ци­он­но при­уро­чен­ной ко Дню рос­сий­ско­го сту­ден­че­ства – Татья­ни­но­му дню. Про­шла ярмар­ка 23 янва­ря в ТРК «Сити Молл» в Южно-Саха­лин­ске.

– Объ­еди­нен­ный совет обу­ча­ю­щих­ся СахГУ орга­ни­зу­ет эту акцию уже тре­тий год под­ряд, – рас­ска­за­ла пред­се­да­тель сове­та Мария Помыт­ки­на. – На этот раз мы соби­ра­ли денеж­ные сред­ства для при­ю­та «Пес и кот», где закон­чил­ся корм для живот­ных в пери­од мете­ли. На собран­ную сум­му сами заку­пим корм и отве­зем его в при­ют. Для ярмар­ки сту­ден­ты изго­то­ви­ли сво­и­ми рука­ми выпеч­ку, выста­ви­ли на про­да­жу кар­ти­ны, руко­де­лие, кни­ги.

Так, деся­ти­класс­ни­цы из гим­на­зии №1 Тен Ю Ми и Поли­на Ряб­чук при­нес­ли на ярмар­ку само­дель­ные кек­сы и пирож­ки.

– Мы все­гда с удо­воль­стви­ем при­ни­ма­ем уча­стие в таких меро­при­я­ти­ях, – рас­ска­за­ли девуш­ки. – Это очень важ­но, ока­зы­вать помощь постра­дав­шим людям или живот­ным.

#Доб­ра­Яр­мар­ка – одно из меро­при­я­тий «Мара­фо­на доб­рых дел», в рам­ках кото­ро­го Объ­еди­нен­ный совет обу­ча­ю­щих­ся ока­зы­ва­ет под­держ­ку людям, нахо­дя­щим­ся в труд­ной ситу­а­ции. Ярмар­ка была орга­ни­зо­ва­на при под­держ­ке ТРК «Сити Молл», Цен­тра моло­деж­ных ини­ци­а­тив и медиа­хол­дин­га «Губерн­ские ведо­мо­сти».

– Я при­нес домаш­ние «закрут­ки» с мало­соль­ны­ми огур­ца­ми и кабач­ко­вую икру. От слад­ко­го все уста­ли, поэто­му такой товар поль­зу­ет­ся спро­сом, – поде­лил­ся на ярмар­ке пер­во­курс­ник Тех­ни­че­ско­го неф­те­га­зо­во­го инсти­ту­та СахГУ Павел Миль­ков. – Акцию #Доб­ра­Яр­мар­ка я вос­при­ни­маю как некую воз­мож­ность сбли­же­ния сту­ден­тов и общее дви­же­ние впе­ред, при­об­ре­те­ние жиз­нен­ных навы­ков. Счи­таю, что вкла­ды­вать день­ги в бла­го­тво­ри­тель­ность – это пра­виль­но!

#ДОБРАЯРМАРКА

Студенты Сахалинского государственного университета приглашают жителей и гостей Южно-Сахалинска посетить благотворительную ярмарку.

131 просмотр
Читать

#Доб­ра­Яр­мар­ка тра­ди­ци­он­но прой­дет в пред­две­рии Дня Рос­сий­ско­го сту­ден­че­ства – Татья­ни­но­го Дня. Объ­еди­нен­ный совет обу­ча­ю­щих­ся ост­ров­но­го вуза решил таким осо­бен­ным обра­зом отме­тить празд­ник всех сту­ден­тов.

Посе­ти­те­ли ярмар­ки смо­гут при­об­ре­сти выпеч­ку, суве­ни­ры, открыт­ки, кни­ги, аксес­су­а­ры и мно­гое дру­гое сде­лан­ные рука­ми сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей вуза. Так­же гостей меро­при­я­тия ждут инте­рес­ные мастер-клас­сы и кон­церт­ная про­грам­ма от сту­ден­че­ских и город­ских твор­че­ских кол­лек­ти­вов.

В про­шлом году акти­ви­сты уни­вер­си­те­та смог­ли выру­чить более 62 000 тысяч руб­лей. Все собран­ные сред­ства были направ­ле­ны семье, постра­дав­шей от пожа­ра. 

В этом году все выру­чен­ные сред­ства орга­ни­за­то­ры ярмар­ки напра­вят на покуп­ку кор­ма для при­ю­та «Пёс и Кот» . Так­же все гости ярмар­ки могут оста­вить корм для кошек и собак в спе­ци­аль­ной кор­зине. 

Ждем вас 23 янва­ря, с 14:00 до 16:00, на 3 эта­же ТРК «Сити Молл».

Ярмар­ка про­хо­дит при под­держ­ке ТРК «Сити Молл», Цен­тра моло­деж­ных ини­ци­а­тив и медиа­хол­дин­га «Губерн­ские ведо­мо­сти».

Как записаться на прививку?

Чтобы записаться на Едином портале государственных услуг нужно выбрать услугу «Запись на приём к врачу».

330 просмотров
Читать

Что­бы запи­сать­ся на Еди­ном пор­та­ле госу­дар­ствен­ных услуг нуж­но выбрать услу­гу «Запись на при­ём к вра­чу». В кар­точ­ке услу­ги выбрать поли­кли­ни­ку, долж­ность «врач-тера­певт (вак­ци­на­ция)» или «Вак­ци­на­ция от COVID-19». После выбо­ра долж­но­сти выбрать «Каби­нет вак­ци­на­ции от COVID- 2019», удоб­ное вре­мя и запи­сать­ся.

Отве­ты на самые рас­про­стра­нен­ные вопро­сы о вак­ци­нах и вак­ци­на­ции

Почему лучше привиться, чем переболеть?

Луч­ше участ­во­вать в уче­ни­ях, чем ока­зать­ся на насто­я­щем поле боя, на насто­я­щей войне. Когда мы вак­ци­ни­ру­ем чело­ве­ка, мы в неко­то­ром роде моде­ли­ру­ем забо­ле­ва­ние, в облег­чен­ной фор­ме, без тяже­лых послед­ствий. При­вив­ка обу­ча­ет иммун­ную систе­му бороть­ся с этим воз­бу­ди­те­лем. Поэто­му иммун­ная систе­ма, столк­нув­шись с коро­на­ви­ру­сом, в сле­ду­ю­щий раз будет вести себя гораз­до более эффек­тив­но. Плюс вак­ци­ны учат иммун­ную систе­му не про­сто сопро­тив­лять­ся коро­на­ви­ру­су, а кон­крет­но бить его в наи­бо­лее уяз­ви­мые места. Вак­ци­на под­би­ра­ет­ся и дела­ет­ся с таким при­це­лом, что­бы ата­ке под­вер­га­лись мак­си­маль­но уяз­ви­мые части виру­са. Иммун­ная систе­ма после имму­ни­за­ции (вак­ци­на­ции) обу­че­на. Какой-то про­цент при­ви­тых людей может забо­леть, но в любом слу­чае эти люди боле­ют гораз­до лег­че и у них гораз­до мень­ше риск уме­реть от коро­на­ви­ру­са.

Где можно вакцинироваться?

Вак­ци­на постав­ля­ет­ся в меди­цин­ские орга­ни­за­ции всех субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Спи­сок меди­цин­ских орга­ни­за­ций, в кото­рых мож­но сде­лать при­вив­ку, мож­но уточ­нить на сай­те реги­о­наль­но­го мини­стер­ства здра­во­охра­не­ния. Вы може­те запи­сать­ся через пор­тал госус­луг. Нуж­но выбрать услу­гу «Запись на при­ём к вра­чу». В кар­точ­ке услу­ги выбрать поли­кли­ни­ку, долж­ность «врач-тера­певт (вак­ци­на­ция)» или «Вак­ци­на­ция от COVID-19». После выбо­ра долж­но­сти выбрать «Каби­нет вак­ци­на­ции от COVID- 2019», удоб­ное вре­мя и запи­сать­ся. Вы може­те запи­сать­ся по номе­рам 8−800−2000−112 или 122. Кро­ме того, пунк­ты вак­ци­на­ции так­же раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в круп­ных тор­го­вых цен­трах.

Кто может записаться на прививку?

На при­вив­ку может запи­сать­ся любой граж­да­нин Рос­сий­ской Феде­ра­ции стар­ше 18 лет. В при­о­ри­тет­ном поряд­ке вак­ци­на­ции под­ле­жат сле­ду­ю­щие кате­го­рии граж­дан:

• лица стар­ше 60 лет;

• работ­ни­ки соци­аль­ной сфе­ры и дру­гие лица, рабо­та­ю­щие с боль­шим коли­че­ством людей;

• люди с хро­ни­че­ски­ми забо­ле­ва­ни­я­ми.

Как получить сертификат вакцинированного?

Меди­цин­ские спе­ци­а­ли­сты, кото­рые про­во­дят вак­ци­на­цию от COVID-19, вно­сят дан­ные о паци­ен­те и вве­ден­ном пре­па­ра­те в регистр вак­ци­ни­ро­ван­но­го. Его опе­ра­то­ром явля­ет­ся Мин­здрав Рос­сии. Затем инфор­ма­ция авто­ма­ти­че­ски попа­да­ет в ваш каби­нет на Госус­лу­гах.

Где посмот­реть сер­ти­фи­кат

Открыть сер­ти­фи­кат мож­но на стра­ни­це Вак­ци­на­ция COVID-19

Что нуж­но сде­лать для полу­че­ния сер­ти­фи­ка­та

1. Заре­ги­стри­руй­тесь на Госус­лу­гах и под­твер­ди­те учет­ную запись. Про­ще все­го — онлайн через банк.

2. Если заре­ги­стри­ро­ва­ны, про­верь­те пас­порт­ные дан­ные и СНИЛС в про­фи­ле. Ука­жи­те их, если отсут­ству­ют.

3. Сде­лай­те при­вив­ку — запи­сать­ся мож­но онлайн. При запол­не­нии анке­ты в цен­тре вак­ци­на­ции про­верь­те, что­бы пас­порт­ные дан­ные и СНИЛС были ука­за­ны без оши­бок.

Если сер­ти­фи­кат не при­хо­дит

Отправь­те жало­бу через Госус­лу­ги. К жало­бе мож­но при­ло­жить фото бумаж­но­го сер­ти­фи­ка­та, кото­рый выда­ли в цен­тре вак­ци­на­ции.

Как еще мож­но полу­чить элек­трон­ный сер­ти­фи­кат

Никак, это един­ствен­ный спо­соб. Если кто-то пред­ла­га­ет офор­мить сер­ти­фи­кат за день­ги и загру­зить его на Госус­лу­ги, — это мошен­ни­ки.

Активисты СахГУ одержали победы на федеральных конкурсах

Объединённый совет обучающихся СахГУ вошел в четвёрку лучших по стране по итогам всероссийского конкурса на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления.

213 просмотров
Читать

Объ­еди­нён­ный совет обу­ча­ю­щих­ся СахГУ вошел в чет­вёр­ку луч­ших по стране по ито­гам все­рос­сий­ско­го кон­кур­са на луч­шую орга­ни­за­цию дея­тель­но­сти орга­нов сту­ден­че­ско­го само­управ­ле­ния.

В кон­кур­се при­ня­ло уча­стие 53 реги­о­на, было пода­но 452 заяв­ки, в финал про­шли 180 участ­ни­ков, а луч­шие прак­ти­ки оце­ни­ва­ли 30 экс­пер­тов.

Кон­кур­сан­там пред­сто­я­ло собрать боль­шое порт­фо­лио из сво­их дости­же­ний за два года и рас­ска­зать о луч­ших сту­ден­че­ских прак­ти­ках.

– По ито­гам заоч­но­го эта­па все наши заяв­ки вышли в финаль­ную часть кон­кур­са, – рас­ска­зы­ва­ет спе­ци­а­лист по рабо­те с моло­де­жью депар­та­мен­та моло­деж­ной поли­ти­ки СахГУ Татья­на Сидо­рен­ко. – Очный этап про­хо­дил два дня, для нашей коман­ды в дистан­ци­он­ном фор­ма­те – это были пре­зен­та­ции, собе­се­до­ва­ния и так далее.

От СахГУ в супер­фи­нал кон­кур­са вышла сту­ден­че­ская коман­да Инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти, спор­тив­ный клуб «Саха­лин­ские мед­ве­ди», депар­та­мент моло­деж­ной поли­ти­ки и объ­еди­нён­ный совет обу­ча­ю­щих­ся. Сту­ден­че­ским коман­дам пред­сто­я­ло за один день завер­шить кон­курс­ное испы­та­ние, раз­ра­бо­тать спе­ци­аль­ный про­ект и защи­тить его в онлайн-фор­ма­те. По ито­гам супер­фи­на­ла объ­еди­нен­ный совет обу­ча­ю­щих­ся СахГУ вошел в чет­вёр­ку луч­ших по стране, депар­та­мент моло­деж­ной поли­ти­ки стал шестым, а сту­ден­че­ский совет Инсти­ту­та есте­ствен­ных наук и тех­но­сфер­ной без­опас­но­сти занял 9 место.

Ещё одну побе­ду одер­жа­ли акти­ви­сты СахГУ на очном эта­пе все­рос­сий­ско­го кон­кур­са «Луч­шие прак­ти­ки орга­ни­за­ции рабо­ты сту­ден­че­ских пат­ри­о­ти­че­ских клу­бов обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций выс­ше­го обра­зо­ва­ния», кото­рый про­хо­дил с 17 по 19 декаб­ря в Росто­ве-на-Дону.

В кон­кур­се при­ня­ло уча­стие око­ло 46 обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций из 23 реги­о­нов стра­ны. Более 300 участ­ни­ков боро­лись за свои при­зо­вые места в 10 номи­на­ци­ях.

Кон­курс про­хо­дил в два эта­па: очный и заоч­ный. Сту­ден­ты ост­ров­но­го уни­вер­си­те­та были пред­став­ле­ны в двух номи­на­ци­ях: «Кибер-про­стран­ство» с про­ек­том «VR-чем­пи­о­нат сре­ди сту­ден­тов по CS», кото­рый про­хо­дил на кибер-арене, и в номи­на­ции «Про­стран­ство спор­та» с про­ек­том «Фести­валь спор­та и здо­ро­во­го обра­за жиз­ни», кото­рый про­во­дит­ся в вузе с 2014 года. Оба про­ек­та реа­ли­зу­ют­ся сту­ден­че­ским спор­тив­ным клу­бом «Саха­лин­ские мед­ве­ди» и объ­еди­нен­ным сове­том обу­ча­ю­щих­ся СахГУ.

По ито­гам кон­кур­са про­ект «Фести­валь спор­та и здо­ро­во­го обра­за жиз­ни» стал луч­шим в стране, а про­ект «VR-чем­пи­о­нат сре­ди сту­ден­тов по CS» занял вто­рое место.

Орга­ни­за­то­ра­ми кон­кур­са высту­пи­ли Мини­стер­ство нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции, ассо­ци­а­ция сту­ден­че­ских пат­ри­о­ти­че­ских клу­бов «Я гор­жусь» и Рос­сий­ский союз моло­де­жи. Меро­при­я­тие про­во­ди­лось в рам­ках реа­ли­за­ции феде­раль­но­го про­ек­та «Пат­ри­о­ти­че­ское вос­пи­та­ние граж­дан Рос­сий­ской Феде­ра­ции» наци­о­наль­но­го про­ек­та «Обра­зо­ва­ние».

Вакцина от коронавируса COVID-19: принцип работы, эффективность, противопоказания

Вакцина – единственный надежный способ избежать заражения или осложненного течения заболевания. Вакцинацию применяют против множества инфекций, а с недавних пор – и против коронавируса COVID-19.

547 просмотров
Читать

Извест­но, что вак­ци­на­ция – самый эффек­тив­ный спо­соб защи­ты от инфек­ци­он­ных забо­ле­ва­ний. В декаб­ре эта мера про­фи­лак­ти­ки ста­ла доступ­на и про­тив коро­на­ви­рус­ной инфек­ции. Экс­пер­ты уве­ре­ны: про­ве­де­ние вак­ци­на­ции не менее 70% насе­ле­ния поз­во­лит создать кол­лек­тив­ный имму­ни­тет и побе­дить пан­де­мию COVID-19

Что нужно знать перед вакцинацией от коронавируса

Все суще­ству­ю­щие на дан­ный момент вак­ци­ны от кови­да – двух­фаз­ные, то есть для мак­си­маль­ной защи­ты тре­бу­ет­ся вве­де­ние вто­рой дозы. Такая так­ти­ка в меди­цине суще­ству­ет мно­гие деся­ти­ле­тия. Вве­де­ние повтор­ной дозы, назы­ва­е­мой «бустер­ной» (англ. booster, от boost — под­ни­мать, повы­шать, уси­ли­вать), поз­во­ля­ет сфор­ми­ро­вать более выра­жен­ный иммун­ный ответ и сохра­нить защи­ту от инфек­ции на дли­тель­ный пери­од вре­ме­ни.

Одна­ко неко­то­рые стра­ны реши­ли отло­жить вак­ци­на­цию вто­рой дозой, что­бы при­вить как мож­но боль­ше людей. Что будет, если не прой­ти вто­рой этап вак­ци­на­ции? Насколь­ко эффек­тив­на такая так­ти­ка?

Что­бы отве­тить на эти вопро­сы, мы рас­ска­жем, как имен­но рабо­та­ют вак­ци­ны от коро­на­ви­ру­са, и что застав­ля­ет наш имму­ни­тет сопро­тив­лять­ся виру­су.

Как работает вакцина от ковида?

Когда имму­ни­тет впер­вые зна­ко­мит­ся с вак­ци­ной, он запус­ка­ет рабо­ту двух видов иммун­ных кле­ток: В и Т‑типа. В‑клетки актив­но выра­ба­ты­ва­ют анти­те­ла, но без вто­рой дозы вак­ци­ны уже через несколь­ко недель коли­че­ство этих имму­но­гло­бу­ли­нов рез­ко сокра­ща­ет­ся. Т‑лимфоциты – глав­ное ору­жие иммунн­кой систе­мы. Имен­но эти клет­ки нахо­дят опас­ность и уни­что­жа­ют пато­ген. Глав­ная про­бле­ма Т‑клеток в том, что после пер­во­го эта­па вак­ци­на­ции иммун­ная систе­ма созда­ет очень малое коли­че­ство Т‑лимфоцитов, и орга­низм оста­ет­ся непод­го­тов­лен­ным к встре­че с виру­сом.

Вто­рая – бустер­ная – доза вак­ци­ны запус­ка­ет вто­рую часть иммун­но­го отве­та, в резуль­та­те чего орга­низм выра­ба­ты­ва­ет боль­ше Т‑клеток и фор­ми­ру­ет дол­го­сроч­ную иммун­ную память. Этот про­цесс так­же «тре­ни­ру­ет» В‑клетки быст­рее реа­ги­ро­вать на вирус­ное втор­же­ние, ско­рее делить­ся и выра­ба­ты­вать более эффек­тив­ные анти­те­ла.

Резуль­та­ты круп­ных меди­цин­ских иссле­до­ва­ний всех име­ю­щих­ся на сего­дняш­ний день вак­цин от COVID-19, пока­зы­ва­ют, что вто­рая доза уве­ли­чи­ва­ет сте­пень защи­ты в несколь­ко раз. Изра­иль­ские уче­ные при­шли к выво­ду, что уро­вень анти­тел у паци­ен­тов, полу­чив­ших обе дозы вак­ци­ны от коро­на­ви­ру­са, в 6–12 раз выше, чем у тех, кто при­вил­ся разо­во. Как мы видим, вто­рой этап вак­ци­на­ции прин­ци­пи­аль­но важен для надеж­ной защи­ты.

Что будет, если получить только одну дозу?

На сего­дняш­ний день нет обшир­ных иссле­до­ва­ний, кото­рые предо­ста­ви­ли бы точ­ные циф­ры об эффек­тив­но­сти разо­вой вак­ци­на­ции от COVID-19. Пока неиз­вест­но, насколь­ко дол­гим будет имму­ни­тет от одной дозы вак­ци­ны. Так­же надо пони­мать, что любой вак­цине тре­бу­ет­ся вре­мя, что­бы она нача­ла дей­ство­вать.

По дан­ным иссле­до­ва­ния Pfizer, в тече­ние двух недель после пер­вой инъ­ек­ции защи­та фор­ми­ро­ва­лась в 52% слу­ча­ев. Для истин­ной оцен­ки имму­ни­те­та после одной вак­ци­ны этих дан­ных недо­ста­точ­но. Так­же пока неиз­вест­но, насколь­ко дол­го эта защи­та оста­ет­ся эффек­тив­ной.

Как себя вести после первой прививки от коронавируса?

На этот счет уче­ные дают чет­кую инструк­цию: после пер­вой дозы вак­ци­ны при­дет­ся соблю­дать все меры предо­сто­рож­но­сти – то есть вести себя так, как буд­то не при­ви­ва­лись. Это необ­хо­ди­мые меры, пото­му что, во-пер­вых, нет надеж­ных дока­за­тельств, что одна доза обла­да­ет доста­точ­ным воз­дей­стви­ем на иммун­ную систе­му, а во-вто­рых, даже пол­ная вак­ци­на­ция не может на 100% предот­вра­тить зара­же­ние и пере­да­чу виру­са.

Эффек­тив­ность вак­цин глав­ным обра­зом оце­ни­ва­ет­ся по их спо­соб­но­сти предот­вра­щать тяже­лые симп­то­мы. А как мы зна­ем, ковид может про­те­кать бес­симп­том­но, при этом чело­век зара­зен и опа­сен для окру­жа­ю­щих.

Я привился – значит, защищен?

К сожа­ле­нию, ни одна вак­ци­на не может дать сто­про­цент­ной гаран­тии от зара­же­ния, хотя и суще­ствен­но сни­жа­ет рис­ки. Гра­мот­ная вак­ци­на­ция (с соблю­де­ни­ем нуж­но­го интер­ва­ла меж­ду доза­ми) спо­соб­на натре­ни­ро­вать иммун­ную систе­му реа­ги­ро­вать на вирус долж­ным обра­зом. Поэто­му, даже если зара­же­ние все же про­изой­дет, болезнь прой­дет в зна­чи­тель­но более лег­кой фор­ме, а веро­ят­нее все­го – бес­симп­том­но.

Одна­ко нель­зя забы­вать, что бес­симп­том­ные паци­ен­ты могут быть пере­нос­чи­ка­ми инфек­ции. Поэто­му, что­бы защи­тить непри­ви­тых окру­жа­ю­щих вас людей, необ­хо­ди­мо про­дол­жать соблю­дать соци­аль­ное дистан­ци­ро­ва­ние и носить мас­ки даже после вак­ци­на­ции.

Что­бы вак­ци­на сра­бо­та­ла, имму­ни­тет дол­жен пра­виль­ным обра­зом на нее сре­а­ги­ро­вать – дать адек­ват­ный иммун­ный ответ.

Кому противопоказана прививка?

При любой вак­ци­на­ции необ­хо­ди­мо взве­ши­вать потен­ци­аль­ные рис­ки и поль­зу. Вак­ци­на от кови­да с осто­рож­но­стью при­ме­ня­ет­ся при хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ни­ях пече­ни, почек, сер­деч­но-сосу­ди­стой систе­мы, эндо­крин­ных нару­ше­ни­ях, эпи­леп­сии и забо­ле­ва­ни­ях ЦНС. При нали­чии любо­го хро­ни­че­ско­го забо­ле­ва­ния реше­ние о вак­ци­ни­ро­ва­нии при­ни­ма­ет­ся инди­ви­ду­аль­но, после кон­суль­та­ции с леча­щим вра­чом.

Недав­но спи­сок про­ти­во­по­ка­за­ний допол­ни­ли ауто­им­мун­ные и онко­ло­ги­че­ские забо­ле­ва­ния в ана­мне­зе. Вли­я­ние вак­ци­ны на тече­ние онко­ло­ги­че­ско­го забо­ле­ва­ния на дан­ный момент до кон­ца не изу­че­но. Рис­ки свя­за­ны с тем, что иммун­ная систе­ма онко­ло­ги­че­ских боль­ных ослаб­ле­на и раз­ба­лан­си­ро­ва­на, втор­же­ние вак­ци­ны может в тео­рии запу­стить неже­ла­тель­ные про­цес­сы. Если паци­ент нахо­дит­ся на эта­пе устой­чи­вой ремис­сии, он может обсу­дить вак­ци­на­цию со сво­им веду­щим онко­ло­гом.

Абсо­лют­ны­ми про­ти­во­по­ка­за­ни­я­ми для вак­ци­на­ции от коро­на­ви­ру­са оста­ют­ся воз­раст до 18 лет, бере­мен­ность и пери­од лак­та­ции, инди­ви­ду­аль­ная непе­ре­но­си­мость ком­по­нен­тов вак­ци­ны, обостре­ние хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний, ост­рые инфек­ци­он­ные забо­ле­ва­ния.

Вак­ци­на пред­на­зна­че­на для людей, не пере­нес­ших забо­ле­ва­ние, вызван­ное коро­на­ви­ру­сом. В реко­мен­да­ци­ях Мин­здра­ва отсут­ству­ет тре­бо­ва­ние про­во­дить пред­ва­ри­тель­ное иссле­до­ва­ние на нали­чие имму­но­гло­бу­ли­нов IgG и IgM. Одна­ко это един­ствен­ный спо­соб узнать, пере­бо­лел ли чело­век.

Сре­ди обя­за­тель­ных эта­пов под­го­тов­ки к вак­ци­на­ции – изме­ре­ние тем­пе­ра­ту­ры и общий осмотр у вра­ча. Если в тече­ние послед­них 14 дней был кон­такт с инфи­ци­ро­ван­ным коро­на­ви­ру­сом, или если у паци­ен­та были симп­то­мы COVID-19 или ОРВИ (кашель, тем­пе­ра­ту­ра, общее недо­мо­га­ние), необ­хо­ди­мо перед при­вив­кой сдать ПЦР-тест на ковид.