Детская наука

Малы­ши-иссле­до­ва­те­ли пред­ста­ви­ли свои про­ек­ты в СахГУ.

Очный тур все­рос­сий­ско­го кон­кур­са иссле­до­ва­тель­ских работ и твор­че­ских про­ек­тов дошколь­ни­ков и млад­ших школь­ни­ков «Я – иссле­до­ва­тель!» про­шел на базе Инсти­ту­та пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки СахГУ.

– Мы очень рады, что сего­дня этот кон­курс про­хо­дит в его «колы­бе­ли»: ведь все начи­на­лось в сте­нах наше­го инсти­ту­та, – гово­рит дирек­тор ИПиП, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук Окса­на Аршан­ская.

Идей­ным вдох­но­ви­те­лем это­го кон­кур­са на Саха­лине по пра­ву счи­та­ет­ся док­тор педа­го­ги­че­ских наук, про­фес­сор СахГУ Павел Васи­лье­вич Сере­ден­ко. В 2007 году сов­мест­но с Мос­ков­ским педа­го­ги­че­ским уни­вер­си­те­том в рам­ках экс­пе­ри­мен­таль­ной пло­щад­ки он и орга­ни­зо­вал пер­вый иссле­до­ва­тель­ский кон­курс для вос­пи­тан­ни­ков дет­са­дов и млад­ших школь­ни­ков.

Как рас­ска­за­ла заве­ду­ю­щая лабо­ра­то­ри­ей иссле­до­ва­тель­ско­го уче­ния ИПиП, кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук Люд­ми­ла Румян­це­ва, за 14 лет диа­па­зон зна­ний участ­ни­ков кон­кур­са «Я — иссле­до­ва­тель!» зна­чи­тель­но рас­ши­рил­ся. Дети инте­ре­су­ют­ся совре­мен­ной нау­кой и выби­ра­ют слож­ные темы для сво­их иссле­до­ва­ний. Не обо­шли в этом году ребя­та и акту­аль­ную тему борь­бы с пан­де­ми­ей. Ста­ра­тель­но изу­ча­ют, есть ли поль­за от ноше­ния масок и насколь­ко она зна­чи­тель­на.

Осо­бен­но слож­но было оце­нить рабо­ты детей дет­са­дов­ско­го воз­рас­та. Пяти­лет­ние дети, еще не пол­но­стью овла­дев все­ми зву­ка­ми род­но­го язы­ка, уже пыта­лись осу­ще­ствить иссле­до­ва­ние и рас­ска­зать о нем в при­сут­ствии комис­сии, учи­те­лей, вос­пи­та­те­лей, роди­те­лей, дру­гих детей – сво­их кон­ку­рен­тов. Осо­бое уми­ле­ние вызы­ва­ли попыт­ки уча­стия малы­шей в науч­ной дис­кус­сии: дети учи­лись зада­вать друг дру­гу вопро­сы по теме иссле­до­ва­ния. Уче­ни­ки началь­ной шко­лы, уже имев­шие ранее опыт уча­стия в этом кон­кур­се, дер­жа­лись зна­чи­тель­но более уве­рен­но, их рабо­ты име­ли более оформ­лен­ный харак­тер.

В жюри вошли экс­пер­ты, в том чис­ле кан­ди­да­ты педа­го­ги­че­ских, пси­хо­ло­ги­че­ских, био­ло­ги­че­ских наук. По еди­но­душ­но­му мне­нию кол­ле­гии судей, все участ­ни­ки кон­кур­са явля­ют­ся побе­ди­те­ля­ми: каж­дый ребе­нок создал свой непо­вто­ри­мый про­ект, про­вел свое иссле­до­ва­ние, и этот опыт он про­не­сет через всю жизнь.

Все­рос­сий­ский кон­курс иссле­до­ва­тель­ских работ и твор­че­ских про­ек­тов дошколь­ни­ков и млад­ших школь­ни­ков «Я – иссле­до­ва­тель!» про­во­дит­ся еже­год­но с 2005 года. В нем при­ни­ма­ют уча­стие дети из раз­ных реги­о­нов Рос­сии и сопре­дель­ных стран.

Отбор участ­ни­ков на финал про­во­дит­ся через реги­о­наль­ные туры. Все пред­став­лен­ные рабо­ты рас­пре­де­ля­ют­ся по четы­рем тема­ти­че­ским сек­ци­ям:

• физи­ка, мате­ма­ти­ка, тех­ни­ка;

• есте­ствен­но­на­уч­ная: живая при­ро­да;

• есте­ствен­но­на­уч­ная: нежи­вая при­ро­да;

• гума­ни­тар­ная.

Пре­зен­та­ция долж­на быть нагляд­ной, дети изго­тав­ли­ва­ют рисун­ки, пла­ка­ты, чер­те­жи, фото­гра­фии, филь­мы, таб­ли­цы, гра­фи­ки, маке­ты, схе­мы, кар­ты. В иде­а­ле про­ект дол­жен быть выпол­нен самим ребен­ком при мини­маль­ной помо­щи взрос­ло­го; малень­кий автор дол­жен сво­бод­но вла­деть мате­ри­а­лом и быть гото­вым к отве­там на вопро­сы и защи­те сво­их идей.