18 февраля Комитет Государственной Думы по образованию провёл парламентские слушания по теме «О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации». Вузы дальневосточного региона, так уж сложилось, на парламентских слушаниях представлял один делегат – президент Сахалинского государственного университета Борис Мисиков.
Открыл слушания председатель комитета Вячеслав Никонов, доктор наук, профессор. Он уделил особое внимание проблемным вопросам, существующим в нынешней системе высшего образования России и выразил уверенность в том, что эти вопросы найдут отражение в дискуссии. Действительно, делегаты из разных регионов обсудили вопросы приёма студентов, права студентов, условия для их занятий и проживания, плату за обучение на коммерческих отделениях, доступность получения высшего образования в малых городах и в сельской местности, доступность образования для инвалидов. Не остались без внимания проблемы качества образования, образовательных и профессиональных стандартов, содержания образования, структуры специальностей, фундаментальные вопросы о финансировании, заработной платы профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, критериях оценки эффективности работы вузов, структуре учреждений высшего образования, их слиянии, особенно разнопрофильных вузов…
Борис Мисиков в своём выступлении затронул серьезные и проблемы, находящиеся на острие дискуссий, которые, по большому счёту, касаются многих региональных вузов, да и всей действующей системы высшего образования России. Ему и слово.
О стандартах и структуре подготовки
В условиях финансового кризиса, санкций, долговечных решений, препятствующих сближению России с Европейским Союзом и США, назрел вопрос о корректировке курса, проводимого руководством отрасли (образования, в том числе высшего) в последние годы. Необходимо пересмотреть некоторые вопросы перехода на обновлённые стандарты, вдохновлённые так называемым Болонским процессом. Зачем импортировать структуру и содержание подготовки специалистов для России, позаимствованные из англо-саксонской модели, если в отечественных основных отраслях взят курс на импортозамещение, при том, что Европейский Союз демонстрирует полное нежелание (а то и враждебность!) воспринимать правила и принципы, отличные от собственных? В условиях нехватки кадров на Дальнем Востоке такое стремление приблизить нашу структуру и содержание их подготовки к западной модели лишь приведет к дальнейшей утечке мозгов из России и Дальневосточного федерального округа за рубеж. Немало претензий в последнее время звучит к «компетентностному подходу» и по существу. «Академическая мобильность», на взгляд многих экспертов, в российских условиях может быть интересна в основном лишь для обеспечения включённого обучения по отдельным высокотехнологичным направлениям, где имеется явное отставание. Уже созданная структура «бакалавр – магистр» жизнеспособна, но требует доработки, корректировки, при этом для большинства программ требуется вернуть такую самостоятельную ступень, как «специалист». Для выполнения этих шагов нужны законодательные решения.
Об экономических вызовах
Несколько лет назад были приняты и недавно внедрены новые стандарты расчёта оплаты за обучение в договорном секторе высшей школы. По этим требованиям размер оплаты за обучение должен быть не меньше, чем расчётные государственные расходы на обучение студента на бюджетной основе. Такой стандарт привел к финансовому краху большинства платных программ очного обучения, ведь назначенная плата оказалась неподъёмной для большинства первокурсников Дальневосточного федерального округа. Как следствие – в ближайшие годы внебюджетный сектор вузов резко сократится, это приведёт к невозможности поддерживать требуемый уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава, а главное – не позволит качественно развивать и модернизировать программы вузов за счёт внутренних ресурсов. Для дальневосточных вузов явление особенно болезненное. Наполняемость групп и потоков здесь традиционно невысокая, бюджетное подушевое финансирование не решает всех проблем развития. Требуется законодательное разъяснение, толкование порядка ценообразования в бюджетных учреждениях, возвращающее рыночные принципы формирования цены, пусть при базовых-нормативных, достаточно высоких назначениях. Почему поднимать цену с учётом конъюнктуры рынка мы имеем право, а снижать – нет?!
О результатах ЕГЭ и необходимости корректировки их применения
Созданная общероссийская система измерения уровня школьных и иных уровней знаний по предметам ценна и полезна, особенно для анализа и принятия методических и управленческих решений. Вместе с тем, многих настораживают некоторые признаки того, что эта система приобретает характер карательно-запретительной. В последнее время все чаще звучат предложения о недопуске в вузы вообще всех выпускников школ с суммой баллов ниже установленной сверху. Об антураже сказ особый – доходит до того, что учеников при входе в школу для сдачи ЕГЭ подвергают унизительному физическому обыску… При общем демографическом спаде дальневосточные вузы остаются без потенциальных абитуриентов, тем более, что традиционно многие молодые люди с хорошими оценками уезжают «пробовать свои силы» в столичные вузы. Явно недостаточная разъяснительная работа проводится со школьниками в плане важности выбора нужных предметов ЕГЭ для дальнейшей учёбы по выбранному направлению или специальности… Всё это в комплексе вредно и несправедливо. Ведь любой вузовский преподаватель знает, что нередко слабые абитуриенты из глубинки к третьему курсу полностью адаптируются, раскрывают свой потенциал, становятся лучшими в своих группах. Созданная система применения результатов ЕГЭ отсекает от высшего образования потенциально талантливых, трудолюбивых ребят, которым не повезло со школой или конкретным преподавателем, или просто с местом, где они провели свои школьные годы. Увы, на просторах огромного Дальневосточного федерального округа проблемных мест предостаточно. Нужно дать шанс молодым людям, стремящимся к образованию. В этом случае вполне могла бы помочь легитимная демократичная олимпиада или система олимпиад для дальневосточных вузов, признанная Советом олимпиад и всеми вузами-участниками. Есть предложение ослабить требования к количеству участников по предмету при проведении аккредитации вузовских олимпиад. В этих и других вопросах, связанных с ЕГЭ, многое зависит от позиции законодателя. Ясно одно – коррективы необходимы.
Постскриптум
По словам Бориса Мисикова, предложения выступавших, в том числе и приведённые выше, были внимательно выслушаны собравшимися, многие вошли в итоговый документ слушаний – рекомендации Правительству РФ, Государственной Думе РФ, Министерству образования и науки РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, органам государственной власти субъектов РФ. В числе участников слушаний были Александр Климов, заместитель министра образования и науки РФ, руководители других федеральных министерств и ведомств, представители исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов, профессиональных ассоциаций, ректоры вузов, эксперты. Безусловно, весьма компетентный форум! Но не стоит особенно переоценивать выработанные рекомендации. Ведь, судя по всему, данные слушания были последними для действующего созыва Государственной Думы, в сентябре полномочия народных избранников закончатся. Поэтому рекомендации скорее нужно рассматривать как напутствие депутатам следующего состава Российского парламента.