Одним из них стало бинарное интегративное практическое занятие «Социализация и воспитание как вектор развития личности и общества будущего» по психологии и педагогике для студентов разных направлений подготовки: филология (гр. 206), русский язык и литература (гр. 205), история (гр. 207), логопедия (гр. 104). Занятие провели преподаватели каф. ОПиП ИПиП Елена Афанасенкова, к. псх. н., заведующая кафедрой и Галина Егизарян, старший преподаватель. Гостями занятия были: А. А. Еромасова, директор ИПиП, к. псх. н., д. фолософ. н., С.А. Пронкина, к. пед. н., зав каф. физкультуры и спорта и студенты этого же направления подготовки.
Целью занятия было установление системных связей между психологией и педагогикой, а также формирование у студентов понимания сути процессов социализации и воспитания, как наиболее важных в формировании и развитие личности.
Занятие, было рассчитано на три пары, проводилось с использованием интерактивных видов обучения, на нем отрабатывались творческие формы работы будущих специалистов сферы образования с детьми и подростками (с учетом их возрастных особенностей).
На первом занятии были представлены творческие доклады студентов по теме «Социализация и воспитание. Особенности на определенных этапах развития нашего государства, начиная с 40‑х годов по сегодняшний день». Группы в ходе представления докладов должны были составить их анализ по следующей схеме: 1) Преимущества (достоинства) системы социализации и воспитания в данный период; 2) Недостатки (обозначить проблемные зоны в подготовке подрастающего поколения к жизни); 3) Что из каждой представленной системы нашло отражение в современной системе социализации, воспитания и почему. В ходе последующей дискуссии студенты пришли к выводу о важности и ценности каждого этапа в истории развития отечественной школы как социального института и о необходимости сохранения преемственности в организации и осуществлении процессов социализации и воспитания подрастающего поколения.
На втором занятии студенческие группы были включены в интерактив: просматривая отрывки из художественных и мультипликационного фильмов: «Чучело», «Кука», «Розыгрыш», «Головоломка» – они должны были выполнить следующее задание. 1) Определить суть конфликта, дать ему психолого-педагогический анализ (причины, участники, особенности протекания, последствия); 2) Предложить рекомендации для конструктивного разрешения конфликта и коррекции его последствий; 3) Ответить на вопрос: Какие еще психолого-педагогические проблемы обозначены в фильме и насколько они современны; 4) Определить психолого-педагогический ресурс использования фильма в своей будущей профессии (например, в работе с детьми и подростками, испытывающими трудности личностного развития); 5) Создать рекомендуемый список произведений искусства (к/фильмы, м/фильмы – не менее 3–5) современным специалистам системы образования для решения психолого-педагогических проблем современных детей и подростков (с соответствующей аргументацией).
На третьем занятии учащиеся получили возможность представить и защитить свои проекты на тему «Личность будущего – Школа будущего – Общество будущего». Далее они должны были задать по одному проблемному вопросу команде-сопернице и оценить каждый проект по следующим критериям: 1) содержательная наполненность; 2) актуальность, социальная и практическая значимость; 3) качество подготовки: доступность, ясность идеи. Каждый критерий мог быть оценен по трех балльной шкале. Помимо этого оценивались и вопросы (глубина, содержательность, оригинальность) и ответы (правильность, аргументированность, лаконичность) участников команд. После данной работы группы опять были вовлечены в интерактив. В течение 10 минут они должны были разработать вариант модели Современного учителя – Учителя будущего Модель должна была включать в себя следующие элементы: 1) какими личностными качествами должен обладать Учитель будущего; 2) какими профессиональными компетенциями должен владеть Учитель будущего. Представить качества и компетенции в иерархической последовательности, т.е. в первую очередь, во вторую и т.д. По истечении времени (10 мин.) группы должны были защитить свои модели и обсудить их.
Работа кипела все три пары! Студенты испытали на себе, что такое глубокое погружение в предмет, что такое настоящая активная и интерактивная работа!!! Практически все участники этого занятия отметили, что прошедшая практика ориентированная работа позволило им закрепить свои знания и оценить их актуальность для своей будущей профессиональной деятельности, для современной и будущей системы образования.