Модель учителя будущего

Ряд меро­при­я­тий орга­ни­зо­ва­ла кафед­ра общей пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки СахГУ в рам­ках весен­ней науч­ной сес­сии.

Одним из них ста­ло бинар­ное инте­гра­тив­ное прак­ти­че­ское заня­тие «Соци­а­ли­за­ция и вос­пи­та­ние как век­тор раз­ви­тия лич­но­сти и обще­ства буду­ще­го» по пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ке для сту­ден­тов раз­ных направ­ле­ний под­го­тов­ки: фило­ло­гия (гр. 206), рус­ский язык и лите­ра­ту­ра (гр. 205), исто­рия (гр. 207), лого­пе­дия (гр. 104). Заня­тие про­ве­ли пре­по­да­ва­те­ли каф. ОПиП ИПиП Еле­на Афа­на­сен­ко­ва, к. псх. н., заве­ду­ю­щая кафед­рой и Гали­на Еги­за­рян, стар­ший пре­по­да­ва­тель. Гостя­ми заня­тия были: А. А. Еро­ма­со­ва, дирек­тор ИПиП, к. псх. н., д. фоло­соф. н., С.А. Прон­ки­на, к. пед. н., зав каф. физ­куль­ту­ры и спор­та и сту­ден­ты это­го же направ­ле­ния под­го­тов­ки.

Целью заня­тия было уста­нов­ле­ние систем­ных свя­зей меж­ду пси­хо­ло­ги­ей и педа­го­ги­кой, а так­же фор­ми­ро­ва­ние у сту­ден­тов пони­ма­ния сути про­цес­сов соци­а­ли­за­ции и вос­пи­та­ния, как наи­бо­лее важ­ных в фор­ми­ро­ва­нии и раз­ви­тие лич­но­сти.

Заня­тие, было рас­счи­та­но на три пары, про­во­ди­лось с исполь­зо­ва­ни­ем интер­ак­тив­ных видов обу­че­ния, на нем отра­ба­ты­ва­лись твор­че­ские фор­мы рабо­ты буду­щих спе­ци­а­ли­стов сфе­ры обра­зо­ва­ния с детьми и под­рост­ка­ми (с уче­том их воз­раст­ных осо­бен­но­стей).

На пер­вом заня­тии были пред­став­ле­ны твор­че­ские докла­ды сту­ден­тов по теме «Соци­а­ли­за­ция и вос­пи­та­ние. Осо­бен­но­сти на опре­де­лен­ных эта­пах раз­ви­тия наше­го госу­дар­ства, начи­ная с 40‑х годов по сего­дняш­ний день». Груп­пы в ходе пред­став­ле­ния докла­дов долж­ны были соста­вить их ана­лиз по сле­ду­ю­щей схе­ме: 1) Пре­иму­ще­ства (досто­ин­ства) систе­мы соци­а­ли­за­ции и вос­пи­та­ния в дан­ный пери­од; 2) Недо­стат­ки (обо­зна­чить про­блем­ные зоны в под­го­тов­ке под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния к жиз­ни); 3) Что из каж­дой пред­став­лен­ной систе­мы нашло отра­же­ние в совре­мен­ной систе­ме соци­а­ли­за­ции, вос­пи­та­ния и поче­му. В ходе после­ду­ю­щей дис­кус­сии сту­ден­ты при­шли к выво­ду о важ­но­сти и цен­но­сти каж­до­го эта­па в исто­рии раз­ви­тия оте­че­ствен­ной шко­лы как соци­аль­но­го инсти­ту­та и о необ­хо­ди­мо­сти сохра­не­ния пре­ем­ствен­но­сти в орга­ни­за­ции и осу­ществ­ле­нии про­цес­сов соци­а­ли­за­ции и вос­пи­та­ния под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния.

На вто­ром заня­тии сту­ден­че­ские груп­пы были вклю­че­ны в интер­ак­тив: про­смат­ри­вая отрыв­ки из худо­же­ствен­ных и муль­ти­пли­ка­ци­он­но­го филь­мов: «Чуче­ло», «Кука», «Розыг­рыш», «Голо­во­лом­ка» – они долж­ны были выпол­нить сле­ду­ю­щее зада­ние. 1) Опре­де­лить суть кон­флик­та, дать ему пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский ана­лиз (при­чи­ны, участ­ни­ки, осо­бен­но­сти про­те­ка­ния, послед­ствия); 2) Пред­ло­жить реко­мен­да­ции для кон­струк­тив­но­го раз­ре­ше­ния кон­флик­та и кор­рек­ции его послед­ствий; 3) Отве­тить на вопрос: Какие еще пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ские про­бле­мы обо­зна­че­ны в филь­ме и насколь­ко они совре­мен­ны; 4) Опре­де­лить пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский ресурс исполь­зо­ва­ния филь­ма в сво­ей буду­щей про­фес­сии (напри­мер, в рабо­те с детьми и под­рост­ка­ми, испы­ты­ва­ю­щи­ми труд­но­сти лич­ност­но­го раз­ви­тия); 5) Создать реко­мен­ду­е­мый спи­сок про­из­ве­де­ний искус­ства (к/фильмы, м/фильмы – не менее 3–5) совре­мен­ным спе­ци­а­ли­стам систе­мы обра­зо­ва­ния для реше­ния пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ских про­блем совре­мен­ных детей и под­рост­ков (с соот­вет­ству­ю­щей аргу­мен­та­ци­ей).

На тре­тьем заня­тии уча­щи­е­ся полу­чи­ли воз­мож­ность пред­ста­вить и защи­тить свои про­ек­ты на тему «Лич­ность буду­ще­го – Шко­ла буду­ще­го – Обще­ство буду­ще­го». Далее они долж­ны были задать по одно­му про­блем­но­му вопро­су коман­де-сопер­ни­це и оце­нить каж­дый про­ект по сле­ду­ю­щим кри­те­ри­ям: 1) содер­жа­тель­ная напол­нен­ность; 2) акту­аль­ность, соци­аль­ная и прак­ти­че­ская зна­чи­мость; 3) каче­ство под­го­тов­ки: доступ­ность, ясность идеи. Каж­дый кри­те­рий мог быть оце­нен по трех балль­ной шка­ле. Поми­мо это­го оце­ни­ва­лись и вопро­сы (глу­би­на, содер­жа­тель­ность, ори­ги­наль­ность) и отве­ты (пра­виль­ность, аргу­мен­ти­ро­ван­ность, лако­нич­ность) участ­ни­ков команд. После дан­ной рабо­ты груп­пы опять были вовле­че­ны в интер­ак­тив. В тече­ние 10 минут они долж­ны были раз­ра­бо­тать вари­ант моде­ли Совре­мен­но­го учи­те­ля – Учи­те­ля буду­ще­го Модель долж­на была вклю­чать в себя сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) каки­ми лич­ност­ны­ми каче­ства­ми дол­жен обла­дать Учи­тель буду­ще­го; 2) каки­ми про­фес­си­о­наль­ны­ми ком­пе­тен­ци­я­ми дол­жен вла­деть Учи­тель буду­ще­го. Пред­ста­вить каче­ства и ком­пе­тен­ции в иерар­хи­че­ской после­до­ва­тель­но­сти, т.е. в первую оче­редь, во вто­рую и т.д. По исте­че­нии вре­ме­ни (10 мин.) груп­пы долж­ны были защи­тить свои моде­ли и обсу­дить их.

Рабо­та кипе­ла все три пары! Сту­ден­ты испы­та­ли на себе, что такое глу­бо­кое погру­же­ние в пред­мет, что такое насто­я­щая актив­ная и интер­ак­тив­ная рабо­та!!! Прак­ти­че­ски все участ­ни­ки это­го заня­тия отме­ти­ли, что про­шед­шая прак­ти­ка ори­ен­ти­ро­ван­ная рабо­та поз­во­ли­ло им закре­пить свои зна­ния и оце­нить их акту­аль­ность для сво­ей буду­щей про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти, для совре­мен­ной и буду­щей систе­мы обра­зо­ва­ния.