11–2010

Спецвыпуск 2010 — Актуальные вопросы прикладной информатики и ГИС-технологий

Осипов Г.С.

Информационная размерность финансовых временных рядов

Топологическая размерность равна числу независимых переменных, необходимых для того, чтобы задать точку на рассматриваемом объекте. По определению топологическая размерность равна 0 для точки, 1  — для линии (отрезка, окружности, вообще любой обычной кривой на плоскости или в пространстве), 2  — для поверхности (например, круг, сфера), 3  — для тела или пространства и т.д., т.е. принимает только целочисленные значения.

Бояров Е.Н., Конников Д.И.

К методике формирования экологической культуры у школьников в курсе основ безопасности жизнедеятельности

В статье раскрывается сущность и содержание понятия «экологическая культура». Представлены структурные компоненты педагогического процесса, направленного на формирование экологической культуры у школьников в курсе ОБЖ на основе формирования у них системы экологических понятий в ходе проведения экскурсий в окружающую природную среду.

The arti­cle reveals the essence and the con­cept of “eco­log­i­cal cul­ture”. There are rep­re­sented the struc­tural com­po­nents of the ped­a­gog­i­cal process aimed at the for­ma­tion of eco­log­i­cal cul­ture among stu­dents in the course «Safety of hab­it­abil­ity» on the basis of the for­ma­tion they have a sys­tem of envi­ron­men­tal con­cepts in the course of the excur­sions into the nat­ural environment.

Осипов Г.С., Филиппова Г.В.

О реконструкции динамики сложных систем по одномерному сигналу

Какие алгоритмы сжатия информации использует, например, природа при передаче генетических признаков от предков к потомкам? Каким образом организм параллельно со своим развитием «осваивает» ту информацию, которую хранит в себе в закодированном и сжатом виде? Причем именно ту порцию информации, которая ему сейчас нужна, не забегая вперед и не отставая в допустимых пределах от заложенного в нем механизма. Можно ли и до какой степени управлять этими непростыми процессами? Ответы на эти вопросы интересны не только узкому кругу ученых, но всему человечеству в целом.

Вашакидзе Н.С., Осипов Г.С.

Построение диагностических нечетких экспертных систем

Для решения прямых задач моделирования применяется механизм логического вывода, характерной чертой которого является, например, использование уровней истинности предпосылок правил. Более сложной является решение обратной задачи  — задачи диагностики, когда исходя из текущего состояния системы, необходимо определить причины, которые привели ее в это состояние.

Зенкин О.В.

Применение информационных технологий для исследования природных процессов Сахалина

На факультете природных ресурсов и нефтегазового дела СахГУ ведется работа по сбору архивных данных для моделирования природных процессов Сахалина. Например, архивного массива NDP, который представляет собой результаты измерений ежедневных данных температуры воздуха и количества осадков, собранных на 223 станциях СССР за период 1881–1989 годов, набора APKP (индексы геомагнитной и солнечной активности), японского массива ежедневных метеорологических данных JWA (Japan Weather Asso­ci­a­tion) для района Охотского моря, и др.

Спецвыпуск 2010-11 — Актуальные проблемы геологии, экологии и природопользования

Здорнов И.Г.

Аспекты пищевых цепей и сожительства в осенней резервации рептилий острова Кунашир

Среди многочисленных островов Курильского архипелага, герпетофауна острова Кунашир поражает своим разнообразием (преимущественно в центральной и южной его частях): сибирский углозуб  — Hyno­bius key­ser­lingii), дальневосточная лягушка  — Rana semi­pli­cata (Nik.,1918), японская квакша  — Hyla japon­ica (Gunther.1858), дальневосточный сцинк  — Eume­ces latis­cu­ta­tus (Hallow,1860), островной полоз  — Elaphe cli­ma­cophora (Boie, 1826), японский полоз  — Elaphe japon­ica (Maki, 1931) и малочешуйчатый полоз  — Elaphe quadrivir­gata (Boie, 1826). Эффект сосредоточения амфибий и рептилий на сравнительно небольшой территории о. Кунашир, объясняется прежде всего островной изоляцией, более мягким климатом и активной вулканической деятельностью.

Лисицына Е.Н.

Геологоразведочные экспедиции японских исследователей на Северном Сахалине в начале ХХ века

Геологоразведочная деятельность японских исследователей в начале ХХ века в исторической литературе отражена достаточно скупо. В работах таких исследователей как Панфилов И.Ф., Высоков М.С., Шалкус Г.А., Елизарьев В.Н., а также ряде обобщающих работ присутствует материал содержащий, названия тех районов где побывали японские специалисты, количество пробуренных ими скважин и объем добытой нефти, содержатся упоминания о японских разведочных экспедициях и некоторые сведения о них. Однако данные о составе участников, трудностях работы и достижениях этих экспедиций разрознены, а подчас и противоречивы. Данная статья является попыткой частично восполнить имеющийся пробел.

Дуничев В.М.

Отсутствие влияния глубинной энергии на формирование рельефа поверхности литосферы

Общепринято, что рельеф поверхности литосферы формируется эндогенной (глубинной) и экзогенной (поверхностной) энергиями. Воздействие эндогенной энергии приводит к поднятиям (отсюда термин «рельеф», означающий «поднятое»), а экзогенной  — к разрушению поднятого. Выделяют два типа рельефа: равнинный и горный. Если по физической карте построить топографический профиль, то он сохранит вид прямой линии; возвышающихся гор на нем не будет. Они только для человека с его ростом до 2 м громадные. Для муравья любой валун видится огромной горой.

Бойко А.В.

Современные представления о биоразнообразии и принципы его поддержания в искусственном разведении тихоокеанских лососей

Организация Объединенных Наций провозгласила 2010 год Международным годом биоразнообразия. Это событие имеет принципиальное значение для человечества, это  — провозглашение ценности жизни на Земле и основополагающего значения биологического разнообразия для жизни людей. Тем самым ООН призывает мировое сообщество к активным действиям в 2010 году в целях сохранения разнообразия жизни на Земле. Биоразнообразие (биологическое разнообразие)  — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. В более узком смысле, под биоразнообразием понимают разнообразие на трех уровнях организации: генетическое разнообразие (разнообразие генов и их вариантов  — аллелей), разнообразие видов в экосистемах и, наконец, разнообразие самих экосистем.

Никитин Ю.В.

Экологические последствия вулканических извержений

Экология, а соответственно и аспекты экологической опасности, обычно рассматриваются в рамках биосферных процессов в их взаимодействии с человеком и его деятельностью. Соотношение и внутренние связи вулканических процессов и вулканической опасности с проблемами экологии не столь явные на первый взгляд, при более тщательном рассмотрении оказываются весьма значительными. Всякое вулканическое извержение  — это достаточно продолжительный процесс со стадиями подготовки, реализации и последствий. К экологическим последствиям вулканических извержений (собственно сейсмических явлений и сопутствующих им процессов) будем относить физические (в том числе и механические) воздействия на живые организмы и человека, прямые и косвенные нарушения формы, свойств, качества окружающей (природной и антропогенной) среды во всех взаимосвязанных геосферах и долговременно происходящих в них процессов. В широком смысле экологические последствия, по-видимому, следует подразделять на социальные и природно-техногенные.

Спецвыпуск 2010-11 — Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики

Пак Сын Ы

Актуальные проблемы преподавания корейского языка на Сахалине

Современная корейская диаспора на острове насчитывает около 30 тысяч человек, среди которыx есть переводчики, консультанты, персонал внешнеторговых фирм, специалисты по традиционной корейской культуре  — все они владеют корейским языком, понятным на территории Республики Корея. Сохранение корейского языка на Сахалине пережило несколько этапов: от периода абсолютного запрещения разговаривать и учиться на национальном языке до времени относительной свободы в распространении знаний o Корее и ее культурных традициях. Общий обзор истории корейского языка на Сахалине формируется в следующих стадиях, содержание которых находится в определенной зависимости от курса государственной политики, от внутренних потребностей диаспоры в сохранении языка и культуры своего народа, от объективных социально-политических и экономических факторов: время застоя, консервации (1905–1945 гг.), зарождения (1945–1948 гг), расцвета и упадка (1949–1964 гг.), перерыва (1964–1988 гг.), возрождения (1988–2001 гг.), и застоя (2001–2010 гг.).

Козырева Ю.В.

Английские фразеологизмы как носители национально-культурной информации

Несомненно, что, знакомясь с иностранным языком, изучая его, человек вместе с этим проникает в новую национальную культуру, получает огромное духовное богатство, хранимое изучаемым языком. Фразеология, как неотъемлемая часть любого языка, может особенно сильно способствовать этому приобщению. В ней проявляются особенности национального языка и неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации.

Живоглядов А.А.

Английское топонимическое острословие

Данная работа является скромной попыткой обосновать терминологический статус и определить значение вынесенного в заглавие словосочетания в отличие от смежных с ним понятий (английского) юмора и остроумия. Еще Уильям Конгрив (конец XVII века), указывая на трудности определения категорий комического, обратил внимание на наличие среди них таких, которые «не является ни остроумием, ни юмором, но, тем не менее, весьма часто принимаются за них».

Мележик К.Н.

Высказывание в контексте англоязычного дискурса

В последнее время в языкознании появляется большое количество работ, посвященных анализу различных языковых явлений в когнитивно-дискурсивном аспекте. Когнитивная лингвистика ориентирована на говорящего человека и тем самым рассматривает всю реальность языка. В фокусе внимания при таком подходе попадает явление дискурса. Высказывание и дискурс являются компонентами разговорной речи. Под высказыванием мы понимаем предложение, актуализованное в речи, т. е. высказывание  — это единица речевого общения 90. При содержательном подходе высказывание, совпадая со структурно-семантической схемой предложения, отличается от него, поскольку включает модально-коммуникативный аспект, который проявляется, прежде всего, в интонации и актуальным членением предложения. Семантический анализ высказывания предполагает использование контекста, ситуации, фоновых знаний говорящих.

Булгарцева Т.Н.

Из опыта работы со словарем на занятиях по английскому языку

Одним из важнейших элементов при изучении английского языка является умение учащихся правильно работать со справочной литературой, в частности, со словарями. Так как наиболее удобным и подходящим по объему учебным словарем является англо-русский словарь проф. В.К.Мюллера, то и последующие рекомендации обращены к тем студентам, кто активно использует его в своей работе. Для того чтобы приобрести соответствующие навыки, необходимо знать особенности построения словаря и наиболее рациональные приемы работы с ним. Чтобы ускорить процесс поиска слов, необходим практический опыт отыскивания нужного значения незнакомого слова. Учащиеся должны знать, что все слова в словаре расположены в порядке английского алфавита, соответственно, чтобы быстро ориентироваться в словаре, необходимо твердо знать расположение букв алфавита. Можно порекомендовать на первых порах, выписать английский алфавит и иметь его при работе всегда перед глазами. Далее следует учесть, что слова, начинающиеся на одну букву, расположены в словаре не бессистемно, а в порядке последующих букв, что облегчает отыскивание нужного слова. Предварительные упражнения помогут научиться ориентироваться в словаре.

Машарина Л.Л.

Лингводидактический аспект спецкурса «Лингвострановедение»

Спецкурс «Лингвострановедение» относится к группе курсов по выбору, предлагаемой учебным планом по специальности 022900 «Перевод и переводоведение» и предназначен для студентов старших курсов. Важность спецкурса обусловливается все большим значением, которое приобретает учет национальных особенностей общения носителей двух языков в условиях межъязыковой коммуникации. В обстановке межкультурного общения могут возникать коммуникативно-понятийные помехи, вызванные неадекватной речевой семантизацией его участниками языковых единиц с национально-культурным компонентом значения. Следовательно, студент должен быть хорошо осведомленным в области культурологических знаний стран изучаемого языка и способов их передачи иноязычными средствами не только для достижения смысловой адекватности своей речи, но и с целью ориентации в различных ситуациях межкультурного общения.

Темирова Л.Н.

Французские заимствования в современном немецком языке

В данной статье делается попытка рассмотреть французские заимствования с нескольких точек зрения: их временного появления в немецком языке, областей заимствования, количественного и качественного состава. О заимствованиях вообще написано очень много. Этот пласт лексики в различных языках очень интересен и до сих пор привлекает внимание ученых. Заимствованиям в немецком языке посвятили свои работы Марио Вандрушка, Петер Поленц, Дитер Циммер, Ютта Лимбах, Хорст Михаэль Ханика, Дреус Йорг, В.М. Жирмунский и др.

Шейман Л.Я.

Функциональные особенности глагола may (might)

Язык  — важнейшее средство человеческого общения. При общении с окружающими мы не только производим обмен информацией, но и выражаем свои чувства, свое отношение к тому, о чем мы говорим, к действительности. Отношение говорящего к тому, что он сообщает, выражается категорией модальности, которая может передаваться грамматическими (модальные глаголы) и лексическими (модальные слова) средствами.

Спецвыпуск 2010-11 — Вопросы археологии, истории и культуры

Грищенко В.А.

Археологические разведки экспедиции Сахалинского госуниверситета на острове Сахалин и в Хабаровском крае в 2009 году

В 2009 году основные усилия археологической экспедиции Сахалинского госуниверситета (СахГУ) были направлены на разведку памятников археологии в зоне земельных отводов (будущего хозяйственного освоения). Главным направлением работ стал новый проектируемый магистральный газопровод (далее МГ) «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» на участках Ульчского и Николаевского районах Хабаровского края, а также территории острова Сахалин. Протяженность маршрута на участках Хабаровского края составила 230 км., на сахалинском участке  — 135 км., при ширине обследования  — 200 метров. Разведка маршрута трубопровода на указанных участках проведена отрядом №1 археологической экспедиции СахГУ (рук.-д.и.н. А.А.Василевский) в полевой сезон 2008 года.

Шалкус Г.А.

Горнопромышленные экспедиции на Северном Сахалине в 1906–1914 гг.

Начало XX века для России, в том числе и для Сахалина ознаменовалось событиями, имеющими большое значение. Во-первых, Россия проиграла войну Японии и по условиям Портсмутского мирного договора потеряла южную часть Сахалина. Во-вторых, 10 апреля 1906 года именным указом императора Николая II на Сахалине была отменена каторга. Оба события дали толчок дальнейшему освоению богатств северной части острова.

Кузнецова О.Ю.

Здравоохранение Приамурского генерал-губернаторства во второй половине 80-х гг. XIX в.

В середине и второй половине 80-х гг. XIXв. произошло расширение сети медицинских учреждений. Уже 15 мая 1884г. было принято «Положение об управлении островом Сахалин», согласно которому создавалось общее и окружное управление медицинскими штатами на острове. Общее управление было представлено заведующим медицинской частью острова, он же являлся старшим врачом Александровского окружного лазарета и заведующим метеорологическими станциями. При нём состояли две акушерки.

Ясенева Е.В.

Обзор источников по историческому краеведению советского Дальнего Востока 20–30-х годов XX века ( Государственный Архив Хабаровского Края)

Источниковая база для изучения становления и развития исторического краеведения на Дальнем Востоке в 20–30-е гг. XX в., хранящаяся в Государственном Архиве Хабаровского Края (ГАХК), обширна и представлена различными видами источников  — это комплекс официальных документов государственных и общественных координационно-методических и административных учреждений, делопроизводственная документация краеведческих учреждений (отчеты о деятельности, протоколы заседаний, внутриведомственная переписка, анкетные сведения), частично опубликованные на страницах дальневосточной печати, частично хранящиеся неизданными. Основной массив источников по историческому краеведению рассматриваемого периода представлен в следующих фондах: фонд уполномоченного Главного управления научными, научно-художественными и музейными учреждениями Наркомпроса РСФСР на Дальнем Востоке (1923–1933 гг.), фонд отдела народного образования Дальневосточного революционного комитета (1923–1926 гг.), фонд Хабаровского краеведческого музея управления культуры Хабаровского крайисполкома (1851–1940), фонд Приамурского филиала географического общества СССР (1924–1984).

Перекрестова Е.Г.

Сахалин глазами Н.Я.Новомбергского

В 1903 году в Санкт-Петербурге вышла книга-очерк «Остров Сахалин», автором которого является Николай Яковлевич Новомбергский, проживший долгую, яркую жизнь, родившийся в семье батрака, но добившийся очень многого: профессор, доктор исторических наук, действительный член Императорского Петербургского и Московского археологического институтов, Императорского Русского Географического общества. Обучение в лучших высших учебных заведениях Варшавы, Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина принесли ему огромные энциклопедические знания и сформировали независимый характер, критическое отношение к власти, хотя большую часть жизни он находился на государственной службе. В 1901 он был назначен мировым судьей на остров Сахалин. Как настоящий исследователь, он в течение двух лет изучает материалы о природно-климатических условиях Сахалина и состоянии сахалинской каторги.

Потапова Н.В.

Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке

В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) основным комплексом источников по истории евангельско-христианского движения на Дальнем Востоке являются фонды Р-5263 (фонд Постоянной центральная Комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР) и Р-6991 (фонд Совет по делам религий при Совете Министров СССР).

Спецвыпуск 2010-11 — Вопросы педагогических технологий и методики преподавания дисциплин в высшей школе

Вашакидзе Н.С., Максимов В.П., Филиппова Г.В.

Дистанционные технологии обучения студентов

Использование интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов и повышения квалификации специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным. Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», образовательное учреждение вправе использовать ДОТ (дистанционных образовательных технологий) при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Варламова Т.П.

Некоторые элементы методики проектирования урока математики

Концепцией модернизации российского образования на основе принятого в ней компетентностного подхода к качеству подготовки обучающихся как к результату образования определены новые целевые установки на подготовку выпускников образовательных учреждений. Компетентностный подход к обучению  — процесс непрерывный. К настоящему времени педагогическая наука выделила универсальные компетентности широкого спектра использования, которые возможно формировать в процессе непрерывного обучения школа  — вуз. К таким ключевым компетентностям относится и логическая компетентность, определенная нами в процессе исследования из множества надпредметных компетентностей. В данной статье автор дает некоторые методические рекомендации по формированию логической компетентности у учащихся 5  — 6 классов в процессе обучения их математике.

Моисеев В.В.

Организация дополнительных образовательных услуг по охране труда в Технологическом институте

Сахалинская область это единственная область Российской Федерации, которая полностью находится на островах, а именно на острове Сахалин и островах Курильской гряды. Динамичное развитие различных отраслей народного хозяйства (нефтегазовой, рыбной, горно-добывающей и др.) в Сахалинской области сопровождается качественными и количественными изменениями по всем направлениям деятельности (внедряются инновационные технологии, новые строительные материалы, улучшается энерго– и ресурсоэффективность сооружений и др.). Одновременно с этими новациями серьезно реформируются методы организации и управления производственными процессами, экономическая сфера, управление финансами, персоналом и пр. На Сахалинский рынок пришли иностранные компании, у которых вопросы охраны труда стоят на порядок выше, чем у Российских компаний. Существенная модернизация промышленного производства затронула такие важные вопросы, как проблемы управления и отношения к охране труда и пожарной безопасности.

Горшенин С.В.

Организация самостоятельной работы студентов при написании курсовых работ по дисциплине «Информационные технологии управления»

Выполнение курсовых работ по дисциплине «Информационные технологии управления» призвано способствовать систематизации и закреплению знаний студентов по специальности при решении конкретных организационных и управленческих задач, а также выяснить уровень подготовки студентов к самостоятельной работе с использованием современных информационных технологий управления.

Семибратова Г.Н.

Основы проектных заданий — средство творческой активности

Изменение социально-экономических условий в России привело к тому, что от работников практически всех сфер деятельности требуется высокий уровень творческой активности, умение улавливать новое и адаптироваться к нему, использовать полученные знания в профессиональной деятельности. Эта установка особенно актуальна для общеобразовательной школы, важнейшая задача которой  — предоставить каждому индивиду возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности. В связи с этим в обновленной педагогике должны происходить существенные изменения в определении условий, содержания и методов работы по активизации творческой деятельности, развития личности в процессе этой деятельности, позволяющей мобилизовать творческую активность школьников, более полно удовлетворять их интересы.

Авдеева Е.Н.

Педагог: его здоровье и самосовершенствование

За последние 10 лет министерствами здравоохранения и образования проведена определенная работа по формированию нормативной базы, дающей возможность более эффективно заботиться о здоровье подрастающего поколения. В Федеральном законе «Об образовании» устанавливаются социальные гарантии реализации прав граждан на образование среди них: «Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами». Отдельно в законе прописаны четкие требования по охране здоровья обучающихся, воспитанников.

Горшенина И.Э.

Применение рабочей тетради по дисциплине «Начертательная геометрия» для студентов направления подготовки «Нефтегазовое дело»

Одной из форм содействия овладению учащимися способами самостоятельного добывания, активного усвоения и применения знаний является рабочая тетрадь для практических занятий со студентами. В тетради рассмотрены основные темы, по которым требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый материал в объеме запланированных часов. Каждый раздел заканчивается вопросами для самопроверки. Задания рабочей тетради разработаны в соотнесении с тремя функциями учебной деятельности: информационно-ориентировочной, операционно-исполнительной и контрольно-коррекционной. Рабочая тетрадь по своей структуре отвечает дидактическому принципу «от простого к сложному», что позволяет успешно применить рабочую тетрадь как для групповой самостоятельной работы, так и для самостоятельной работы студентов. Важнейшим достоинством рабочей тетради является высокая вариативность материала по форме, содержанию и методическому назначению. Это позволяет преподавателю осуществлять избирательность (в широком диапазоне) в целях обеспечения индивидуализации обучения.

Авдеева Е.Н.

Принципы регионализации экологического образования в вузе

Продолжающая глобализация противоречий между обществом и природой приобретает в наступившем XXI веке все новые оттенки, которые отчетливее демонстрируют вступление человечества в мировоззренческий кризис. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин углубляющегося кризиса является низкий уровень культуры, в том числе и экологической. Необходима кардинальная реконструкция всей системы ценностных ориентации и активизация всего потенциала культуры человечества для раскрытия непреходящей ценности природы и имеющую для человеческого существования фундаментальное значение. Отсюда возрастает роль образования, в котором системообразующим фактором обновления становится экологическое образование, под которым мы понимаем непрерывный процесс и результат наследования, расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, представляющее систему знаний, умений, гуманистических ценностных ориентации, способов деятельности, обеспечивающих новый качественный уровень взаимодействия человека и природы, на принципах их коэволюции.

Лацко Н.А.

Результаты формирующего эксперимента по проблеме формирования экономической компетентности у будущих учителей как фактор их профессионального саморазвития

Формирующий эксперимент проводился в группе студентов (30 человек), обучающихся в Технологическом институте Сахалинского государственного университета по специальности «Технология и предпринимательство», квалификация «Учитель технологии и экономики». Эксперимент проходил на протяжении трех семестров, начиная с 2004 учебного года. Для успешного проведения формирующего эксперимента и получения положительных результатов мы разработали критериально-уровневые показатели для каждого компонента нашей модели и соотнесли их с результатами констатирующего эксперимента в экспериментальной группе.

Романова М.А., Шатунова Л.В.

Студенческие научные чтения как компонент образовательного пространства педагогического вуза

Развитие образовательного пространства вуза связано с необходимостью выработки механизмов интеграции образования и научной деятельности, взаимозависимости научно-исследовательской работы студентов и их профессиональной подготовки, взаимосвязанного освещения образовательного пространства и технологий деятельностного подхода, «Изучение педагогических инноваций, обмен педагогической информацией о достижениях в области образования и передового опыта, сопоставление и обобщение инновационных процессов, педагогических явлений, моделей организации образования, их адаптация являются основой для интеграции и координации совместной деятельности и развития интересов университетского образовательного пространства».

Травкин И.Ю.

Язык предметной области как компонент инструментальной среды для создания компьютерных симуляций в образовательных целях

Постоянно расширяющиеся возможности цифровой техники в сочетании с богатейшим набором программных средств, имеющихся у разработчиков программного обеспечения в наши дни, потенциально позволяют реализовать симуляции и виртуальные миры с поражающей воображение глубиной детализации. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на современные видеоигры, также относимые некоторыми исследователями к симуляциям (с технической точки зрения, видео игра есть симуляция).

Спецвыпуск 2010-11 — Материалы XL научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов СахГУ

Грищенко В.А.

Археологические разведки экспедиции Сахалинского госуниверситета на острове Сахалин и в Хабаровском крае в 2009 году

В данной статье публикуются предварительные результаты охранных археологических исследований экспедиции Сахалинского госуниверситета на острове Сахалин и в Хабаровском крае в 2009 году. В результате археологической разведки в зоне хозяйственного освоения выявлено и переобследовано 10 объектов археологического наследия в широком хронологическом диапазоне от Неолита до Средневековья.

Pre­lim­i­nary results of arche­o­log­i­cal sur­veys on the Sakhalin island and Khabarovski kray region in 2009, by arche­o­log­i­cal expe­di­tion of Sakhalin state uni­ver­sity, pub­lished in present arti­cle. In the zones of the higher indus­trial activ­ity was dis­cov­ered 10 archae­o­log­i­cal sites, from Neolithic age to Mid­dle ages.

Осипов Г.С., Филиппова Г.В.

О реконструкции динамики сложных систем по одномерному сигналу

Предложен подход к оценке размерности фазового пространства сложной системы по одному измеренному сигналу.

An approach to esti­mat­ing the dimen­sion of the phase space of a com­plex sys­tem of one dimen­sion signal.

Зенкин О.В.

Применение информационных технологий для исследования природных процессов Сахалина

Рассмотрены проблемы применения информационных технологий для исследования природных процессов. На примере климатических, метеорологических, сейсмологических информационных массивов изучены основные способы организации архивных массивов. На примере сейсмической архивной базы Геологической Службы Соединенных Штатов сделан анализ возможности выборки и адаптации данных архива для исследования природных процессов Сахалина. Проведено изучение методов моделирования и прогнозирования сейсмической активности на Сахалине с применением механико-математических моделей.

The prob­lems of infor­ma­tion tech­nol­ogy for the study of nat­ural processes are inves­ti­gated. On the exam­ple of cli­ma­to­log­i­cal, mete­o­ro­log­i­cal, seis­mo­log­i­cal data arrays stud­ied the basic ways of orga­niz­ing archival arrays. On the exam­ple of the seis­mic base archival United States Geo­log­i­cal Sur­vey made the analy­sis pos­si­ble selec­tion and adap­ta­tion of the data archive to study the nat­ural processes of Sakhalin. The study of meth­ods for mod­el­ing and pre­dic­tion of seis­mic activ­ity on Sakhalin with the use of mechan­i­cal and math­e­mat­i­cal models.

Никитин Ю.В.

Экологические последствия вулканических извержений

Статья рассматривает вулканизм с точки зрения экологических и социальных последствий, а также опасность и экономические потери в результате вулканических извержений. Кроме этого раскрывает воздействие сильных вулканических извержений на природную среду (геологическую среду, ландшафтную оболочку и т.д.). Приводятся примеры крупных вулканических извержений, указывается количество жертв в целом на Земле, меры по предотвращению и ликвидации последствий.

Arti­cle con­sid­ers a vol­can­ism from the point of view of eco­log­i­cal and social con­se­quences, and also dan­ger and eco­nomic losses as a result of vol­canic erup­tions. Besides opens influ­ence of strong vol­canic erup­tions on an envi­ron­ment (the geo­log­i­cal envi­ron­ment, a land­scape cover etc.). Exam­ples of large vol­canic erup­tions are resulted, the quan­tity of vic­tims as a whole on the Earth, mea­sures on pre­ven­tion and liq­ui­da­tion of con­se­quences is underlined.

Скачков М.П.

Выборочный опрос кадровых служб и специалистов предприятий как способ оценки качества подготовки выпускников СахГУ

В статье проводится анализ отзывов представителей организаций-потребителей специалистов на основе выборочного опроса кадровых служб предприятий и выяснения их мнения о качестве подготовки выпускников на примере Сахалинского государственного университета. Исследуется взаимосвязь изменений, происходящих в экономики области, с необходимостью корректирования перечня выпускаемых вузом специалистов, наиболее востребованных на рынке труда региона.

On the basis of sam­ple sur­vey of per­son­nel ser­vices and their opin­ions con­cern­ing qual­ity of stu­dents learn­ing who have grad­u­ated from Sakhalin State Uni­ver­sity we analysed employ­ers’ responses. We also exam­ined cor­re­la­tion of changes in the regional econ­omy. The point is these changes are closely con­nected with pro­fes­sions which are in demand on the labour market.

Спецвыпуск 2010-11 — Проблемы психолингвистики и теории коммуникации

Добрычева А.А.

Использование инновационных технологий в образовательном процессе на примере учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Высокая речевая культура становится все более значимой как характеристика профессиональной пригодности для людей самых разных профессий, поэтому введение в образовательные стандарты высших учебных заведений учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является фактом закономерным. Человек, свободно владеющий словом, приобщен к духовным и культурным ценностям нации, а это повышает его значимость в обществе, делает его духовно богаче, сильнее. Основное назначение этого курса  — расширение культурного уровня, обогащать представление о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа; воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи, стремление к полному и осознанному владению системой норм современного русского языка.

Табаченко Т.С.

Когнитивные стили студентов как основа личностно-ориентированного обучения

Разработка и реализация новых концепций обучения и развития, о которых сегодня идёт речь, зависят от профессиональной подготовки специалиста в вузе. Одним из направлений, оптимизирующих профессиональную подготовку, может стать процессуально-когнитивный подход  — это направление в обучении, основанное на методе последовательной обработки информации с учётом полного вовлечения в когнитивный процесс личности обучающегося, его ментальных возможностей (мнений, отношений, оценок, представлений, знаний и т.п.). Для определения способностей и возможностей обучающихся используются различные методики определения когнитивных стилей.

Хан Е.П.

Модульное обучение в инновационном профессиональном образовании

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта, этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение слова «новый»: «новый  — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный». Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Максимова С.В.

Проблема формирования коммуникативной компетентности как фактор эффективного общения молодежи

Актуальность данной проблемы заключена в необходимости анализа роли общения в жизни молодых людей. В настоящее время общение молодежи стало более динамичным, появились новые формы и виды. Как следствие, оно оказывается, практически, не контролируемым, протекает без педагогического воздействия старшего поколения, отличается сложностью и противоречивостью. Не обладая устойчивыми интересами, молодые люди охотно перенимают не лучшие модели поведения и общения, чтобы быть «как все». Считая, что это норма. Поэтому одним из универсальных признаков общения является самоутверждение, так как оно способствует максимальной реализации индивидуальных возможностей личности и зависит от психофизиологических, социальных и культурных условий.

Барышникова С.В.

Семантическая адаптация иноязычной лексики (на материале словарей иностранных слов XIX века)

В период XIX века в России проходил бурный процесс развития экономики, науки, техники, что повлекло за собой вовлечение в русский язык иноязычной лексики. Такое расширение лексического пласта и появление на свет словарей, фиксирующих эту лексику, способствовало развитию литературного языка, становлению его норм. Проблема освоения лексических заимствований в русском языке решалась многими лингвистами XIX, XX веков. Эта проблема актуализировалась и в последнее время в связи с активной разработкой различных аспектов взаимодействия языков. Критерии определения освоенности иностранных слов непосредственно связаны с процессами адаптации слова в языке-реципиенте. Семантическая адаптация, или семантическая переработка, иноязычного слова  — это приспособление его семантической структуры к системе заимствующего языка. «Лексическое значение новозаимствованного слова формируется, уточняется, отшлифовывается по мере того, как слово включается в синтагматические и парадигматические связи со словами принимающего языка».

Арышева Н.В.

Способ отношения к другому человеку в структуре внутренней жизни и поведения делинквентной личности

По мере развития общества образ человека дополнялся все новыми и новыми чертами. Любое общество формирует идеальный образ человека и стремится к тому, чтобы с помощью воспитания совершенствовать как отдельных членов общества, так и общество в целом. Нет сомнения в том, что размышления о человеке издревле интересовали мыслителей. Они задумывались над тем, что из себя представляет человек? Каков он? Каким он должен быть? Способен ли он преобразовать себя и окружающий его мир? Изменяется ли человек как живое существо по мере своего интеллектуального и нравственного развития? Как сделать человека совершеннее, избавить его от пороков и страстей? Как направить человека на самосозидание, а не саморазрушение? Способно ли воспитание преобразить человека?

Добрычева А.А.

Формально-грамматическая характеристика парцеллированных конструкций в прозе Сергея Довлатова

В статье описывается парцелляция как один из приемов актуального членения текста. Анализируется синтаксическая организация прозы Сергея Довлатова. Особое внимание уделяется формально-грамматической характеристике парцеллированных конструкций и их функционированию в текстах произведений указанного автора.

The author describes the parcel­ing as one of the meth­ods of actual par­ti­tion of the text in the arti­cle. Syn­tac­tic struc­ture of Sergey Dovlatov’s prose is analysed. The author pays spe­cial atten­tion to the gram­mat­i­cal descrip­tion of the parcel­ing con­struc­tions and their func­tion­ing in Sergey Dovlatov’s texts.

Соколова О.В.

Формы коммуникации в учебном процессе

В существующей сегодня организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении студентом. Основным источником обучения является опыт педагога. Студент находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда студент что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация. Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том, что не преподаватель, а студент транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Такая форма коммуникации, существующая столь долгое время, неприемлема сегодня по многим причинам. Назовем лишь некоторые недостатки такого способа обучения.

Спецвыпуск 2010-11 — Современные проблемы и вопросы безопасности жизнедеятельности

Власова О.В., Двойнова Н.Ф.

Анализ влияния табакокурения на развитие подростков в школьной среде

Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

Двойнова Н.Ф., Поздняков Р.Ю.

Анализ экологической характеристики атмосферного воздуха г. Южно-Сахалинска с разработкой мероприятий по снижению негативного антропогенного воздействия

Загрязнение атмосферного воздуха в г. Южно-Сахалинске оценивается как очень высокое. Приоритетными загрязнителями являются оксид углерода, оксиды азота, бенз(а)пирен, сажа. В городе определилась устойчивая тенденция к росту концентрации оксида углерода и двуокиси азота. В структуре загрязнения атмосферы города основную роль играют: сажа, пыль, оксиды углерода, окислы азота, сернистый ангидрид, сероводород, бенз(а)пирен, тяжелые металлы и диоксид. Одним из основных источников выбросов оксида углерода, окислов азота, бенз(а)пирена, сажи и др. веществ в атмосферу г. Южно-Сахалинска является автотранспорт.

Абрамова С.В., Багапова Е.Д.

К вопросу об актуальности введения в подготовку студентов спецкурса «Экономическая безопасность»

В условиях рыночной экономики производственные единицы различных организационно-правовых форм организуют свою деятельность в условиях неопределенности. Экономический кризис 90-х годов XX века породил многие непредвиденные опасности и угрозы зарождающемуся в России бизнесу. Кроме того, на развитие предпринимательства повлияли и такие факторы, как нестабильная политическая и социально-экономическая ситуация в стране, межнациональные, региональные и территориальные конфликты, несовершенство коммерческого законодательства, криминализация общества, мошенничество, коррупция и др. Все это резко обострило проблему обеспечения экономической безопасности предприятий, учреждений и организаций. Также за годы рыночных преобразований российской экономики значительно обострилась проблема экономической защиты личности.

Тарапатов Д.С.

К вопросу определения спектральных характеристик спутниковых снимков с нефтяными разливами

Добыча на шельфе и морская транспортировка нефти и нефтепродуктов всегда были связаны с рисками аварийных разливов. Как показывает статистика, при всем разнообразии источников загрязнения водной поверхности основными из них являются судовые  — сброс балластных и льяльных вод, утечки при погрузочно-разгрузочных работах и с нефтедобывающих платформ. Полноценную информацию о пространственном распределении загрязнений нефтью и нефтепродуктами, о параметрах и взаимосвязях между загрязнениями и их источниками предоставляют радиолокационные изображения (РЛИ). Радиолокаторы спутников позволяют обнаруживать нефтяные пятна и детектировать их дрейф вне зависимости от облачности, времени суток и условий освещенности. Выявление источников загрязнения требует комплексного применения различных средств мониторинга и экспертного анализа информации.

Кунгурова Е.В.

К вопросу формирования экологической культуры у студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности»

Нарушение экологического равновесия в природе, во взаимоотношениях человека и окружающей среды является важнейшей проблемой современности. Решение её невозможно без формирования экологического сознания, экологической культуры, гармонизации взаимоотношений человека и природы. Одним из социокультурных регулятивов изменения отношений между обществом и природой является экологическое образование.

Бояров Е.Н., Конников Д.И.

К методике формирования экологической культуры у школьников в курсе основ безопасности жизнедеятельности

С конца 60-х годов XX века, значительное внимание общества привлечено к проблеме ухудшения экологической обстановки на планете. И в настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии изменения мировоззрения людей, изменения ценностей в области материальной и духовной культуры, направленной на формирование новой экологической культуры.

Ломов А.С.

К проблеме создания системы дистанционной поддержки в высшем учебном заведении

Начиная с последней четверти ХХ века можно наблюдать стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, которые оказывают значительное влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Причем данное влияние столь значительно, что многие ученые утверждают о формировании информационного общества, в котором информация выступает в роли основного продукта экономики. При этом информация и информационные технологии внедряются во все сферы деятельности человека, включая и образовательные пространства. Имеющийся отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что применение информационных и коммуникационных технологий позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования оказывает значительное влияние на методику обучения, создавая предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок.

Абрамова С.В., Гудков В.Ю.

Методика организации и проведения занятий по спецкурсу «Ликвидация аварийных разливов нефти» для студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности»

В настоящее время Сахалинская область является одним из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Освоение и разработка шельфовых месторождений нефти и газа в рамках крупных международных нефтяных проектов российскими и иностранными нефтедобывающими компаниями многократно увеличили приток инвестиций в развитие Сахалинской области, что позволило сохранить и заново создать более 3000 рабочих мест, укрепить финансовое положение многих предприятий и организаций, выплачивать их работникам достойную заработную плату, обеспечить стабильное поступление в бюджеты всех уровней налогов и платежей.

Абрамова С.В., Белошицкая Ю.А.

Методика формирования здорового образа жизни силами волонтерского студенческого движения в учебных заведениях

Анализ научной литературы и публикаций, показывает, что в настоящее время, проблеме формирования здорового образа жизни у школьников уделяется значительное внимание со стороны различных исследователей и ученых. Так к наиболее значимым работам, посвященным решению проблем формирования здорового образа жизни подрастающего поколения можно отнести труды таких ученых как В.П. Лукьяненко, О.Л. Трещева, Н.П. Абаскалова, Г.М. Соловьев, Т.И. Прокопенко и др.

Двойнова Н.Ф., Сергеев А.В.

Проблемы экологической безопасности поверхностных водотоков о. Сахалин

В качественном отношении почти все водоемы или водные источники соотносятся с окружающей внешней средой. На качество воды влияют условия формирования поверхностного водотока, разнообразные природные явления, индустрия, промышленное и коммунальное строительство, транспорт, хозяйственная и бытовая деятельность человека. Результатом этих влияний становятся привнесение в водную среду новых, несвойственных ей веществ  — загрязнителей, ухудшающих качество воды.

О САХГУ

  • Ректорат
  • Руководство и структура
  • Учёный совет
  • Корпуса и общежития
  • История
  • Обращения граждан

ОБРАЗОВАНИЕ

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Департамент молодежной политики
  • Расписание творческих студий
  • Расписание спортивных секций
  • Работа со студентами-инвалидами
  • Студенческий совет

МЕДИА

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «СахГУ» 2017